Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII-XVIII вв. (С. Пуффендорф, Х. Томазий)
Естественное состояние - свобода и независимость индивидов. Человеческая природа - эгоистична.
Государство – продукт сознательной деятельности людей. В основе возникновения Го лежат два договора: первый – между людьми о выборе формы правления, второй – между людьми и избранным ими правителем. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти.
Лучшей формой правления является абсолютная монархия т.к. она обеспечивает общественный порядок и безопасность подданных.
Крепостничество – результат добровольного договора между господами и теми, кто не имел работы и средств существования.
Последователь Пуфендорфа профессор Х. Томазий. В трактовке естественного состояния он расходился со своим предшественником. Человек – существо общественное, и он должен жить в мирном общении с другими.
Государство – “естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”.
Образование государства было оформлено двумя общественными договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир.
Право создается и защищается людьми, и его действие подкреплено принуждением. Го не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений.
|
|
Лучшей формой правления считал монархию. Предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей.
Х. Вольф: теория «полицейского государства»
Природа человека характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро и избегай зла.
От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому ни один человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться порождает право на образование и научные исследования, право на жизнь и право на труд.
В естественном состоянии, когда люди жили семьями, они не имели достаточно средств для совершенствования, поэтому семьи решили объединиться в Го, цель которого – “общее благосостояние и общая безопасность”.
Считает лучшей монархию, т.к. монарх всегда представляет весь народ.
Законы государства – реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.
Монарх должен заставлять работать и предоставлять работу, устанавливать размер заработной платы и цены на товары, заботиться о школьном образовании и развитии искусства.
|
|
Монарх д.б. наделен неограниченной властью в законодательстве, судебной области, вопросах войны и мира. Повиновение ему д.б. безусловным, поскольку сопротивление может возвратить людей в естественное состояние.
Учение И. Канта о праве и государстве
Основные работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума».
Главный закон существования людей - категорический императив. Разум берет свое начало не в индивиде, а в человеческом роде. Источник нравственности и прав - в практическом разуме, свободной воле людей.
Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу.
сами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.
Изначально человеку присущи свобода морального выбора. До возникновения
Го индивид приобретает субъективные естественные права. Только при поддержке Го они преобразуются в публичные.
Государство - соединение людей в рамках законов.
Главный признак государственности – верховенство закона. Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.
Учение Ф. Гегеля о государстве и праве
Государство и право Гегель делает предметом философии духа. В развитии общества и его институтов существует объективная закономерность.
|
|
Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается постоянным установлением.
В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая.
Идея права проходит 3 этапа:
1)абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;
2) мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;
3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями.
Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство.
Гражданское общество - результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия:
1) землевладельческое (крестьяне, помещики);
2) промышленное (рабочие, владельцы фабрик);
3) всеобщее (чиновники).
50. Современный анализ взглядов И. Канта и Ф. Гегеля по проблеме войны и мира.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!