Стадия десятая: за пределами дуальности



 

Как и в путешествии героя, интеграция архетипа противоположного пола равносильна иерогамусу, «священному браку» , в результате которого рождается «божественный младенец» . Интегрировав мужское и женское начало, героиня достигает высшей точки развития и становится властелином двух миров . Она добивается успеха в мире бизнеса и находит себя в своем личном мире. Юнг считал, что мифологический архетип, представляющий психологическую андрогинность, – это гермафродит , часто встречающийся в мифах. Архетип гермафродита воплощает чувство личностной целостности, выходящей «за пределы дуальности». Мёрдок представляла финальную стадию путешествия в виде окружности. Окружность как символ жизни включает все. Она представляет вечный цикл жизни, концентрическую сферу отношений между людьми и возрождение в округлости лона.

Модели Мёрдок и Кэмпбелла – в чем-то очень схожие, а в чем-то совершенно разные – удивительно дополняют друг друга. Мифологический герой Кэмпбелла интегрирует архетипы, чтобы в конце пути достичь легендарной смерти. Современная героиня Мёрдок интегрирует архетипы для достижения психологического равновесия в жизни.

 

 

Краткое содержание главы 11

 

• Путешествие героини – предложенная Морин Мёрдок адаптация модели Кэмпбелла. Модель Мёрдок учитывает проблемы современной «освобожденной» женщины в современном обществе.

• Героиня Мёрдок интегрирует несколько архетипов, чтобы достичь психологического равновесия между противоположными целями: успехом в мире личных достижений и конкуренции (мужской мир) и чувством удовлетворения, которое приносит традиционная роль матери и жены (женский мир).

• Первая стадия – дистанцирование от женских ценностей – отказ от традиционных женских ценностей. Эта стадия обычно сопровождается разрывам с матерью, домохозяйкой, няней – представленными архетипом богини .

• Вторая стадия – идентификация с мужским началом – героиня встречает наставника, который выполняет функции отца или мудрого старика.

• Третья стадия – путь испытаний . Героине предстоит развенчать три мифа.

• Чтобы развенчать миф о зависимости , героине нужно одолеть двуглавого дракона – она должна доказать, что способна достичь успеха и в личной, и в профессиональной жизни самостоятельно, без мужской помощи.

• Разрушение мифа о женской неполноценности становится возможным, когда героиня убивает тирана-людоеда – демонстрирует, что она может преуспеть в мире конкуренции ничуть не хуже мужчины.

• Героиня развенчивает миф о романтической любви , одерживая победу над рыцарем в сияющих доспехах . Ей нужно доказать, что она не старомодная «девушка в беде» и ей не нужен благородный рыцарь на белоснежном коне – она сама может спасти себя.

• На четвертой стадии, иллюзорности успеха , героиня оказывается во власти ложных представлений о героизме. Она видит, что пытается жить по принципу «загадочности суперженщины» – иллюзии, что можно преуспевать и в мужском, и в женском мире одновременно.

• На пятой стадии героиня должна понять, что сильные женщины могут сказать «нет ». Она должна отказаться от нереалистичных целей, которые она перед собой ставит. Героиня сталкивается с архетипом короля и отклоняет его – либо давая отпор слишком требовательному мужчине, либо заставляя замолчать внутреннего тирана в самой себе.

• На шестой стадии, инициации и возвращения к богине , героиня вновь встречается с архетипом богини, от которого она дистанцировалась на первой стадии. Она начинает снова идентифицировать себя с некоторыми традиционно женскими ролями, которые отвергла на первом этапе.

• На седьмой стадии героиня испытывает настоятельную потребность воссоединиться с женским началом и встречает архетип анимы – олицетворение женской красоты, эмоциональности, чувствительности и страсти, которые ей предстоит вновь интегрировать.

• Преодоление раскола между матерью и дочерью на восьмой стадии символизирует преодоление пропасти между традиционным и современным представлениями о женской сущности. Героиня обретает целостность. Преодоление раскола часто становится возможным благодаря вмешательству еще одного персонажа, символически олицетворяющего архетип бабушки-паучихи .

• На девятой стадии героиня обнаруживает в себе внутреннего мужчину с большим сердцем – то есть встречает и интегрирует архетип анимуса (обычно это чувствительный и чуткий возлюбленный).

• На финальной стадии – за пределами дуальности – героиня интегрирует все свои архетипы. Она обретает психологическое равновесие и чувство целостности. Достигшая вершины своего развития героиня представляет гармонию андрогинности – равновесие между мужским и женским началами в себе.

 

Упражнения к главе 11

 

1. Назовите пять фильмов, главные героини которых – женщины, и проанализируйте их сюжеты с точки зрения модели путешествия Мёрдок.

2. Обозначьте стадию «дистанцирование от женского начала» в «Гориллах в тумане».

3. Обозначьте стадию «идентификация с мужским началом» в «Солдате Джейн».

4. Обозначьте стадию «путь испытаний» в «Волшебнике страны Оз».

5. Обозначьте стадию «иллюзорность успеха» в «Деловой девушке».

6. Обозначьте стадию «сильные женщины могут сказать “нет”» в «Кое-что о Мэри».

7. Обозначьте стадию «инициация и возвращение к богине» в «Белом олеандре».

8. Обозначьте стадию «настоятельная потребность воссоединиться с женским началом» в «Лоскутном одеяле».

9. Обозначьте стадию «преодоление раскола между матерью и дочерью» в «Прерванной жизни».

10. Обозначьте стадию «открытие внутреннего мужчины с большим сердцем» в фильме «Алиса здесь больше не живет».

11. Обозначьте стадию «за пределами дуальности» в «Унесенных ветром».

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!