Стадия четырнадцатая: спасение извне



 

Вернуться домой герою нередко помогают другие персонажи, поэтому Кэмпбелл в своей книге говорит о «спасении извне»: союзники спасают героя и возвращают его домой из мира приключений. В фильме «Империя наносит ответный удар» после решающей схватки с Дартом Вейдером Люка с «Тысячелетнего сокола» спасают его друзья. А вот в «Храбром сердце» и «Гладиаторе» героев захватывают и против их воли возвращают домой не союзники, а враги. В любом случае (иногда в результате «волшебного бегства», иногда благодаря «спасению извне» или даже попав в руки врагов) герой должен вернуться домой, чтобы сойтись с тенью в последней схватке, в которой решится его судьба.

 

Стадия пятнадцатая: преодоление порога на пути в мир повседневности

 

Пересекая порог, ведущий в мир повседневности, герой утрачивает свои божественные силы. Когда герой возвращается в обычный мир, он перестает быть полубогом, каким был в мире приключений. Здесь он вновь становится простым смертным, которым был, прежде чем отправиться в путь. Теперь смерть оказывается реальной возможностью, а не абстрактным символом. И теперь герой может полностью повторить путь своего отца, приняв, как и тот, мученическую смерть. На этой стадии героя перестает интересовать все материальное в его жизни, ведь он полностью и без остатка посвящает себя и свою жизнь своему делу, делу своего отца, своего народа.

 

Стадия шестнадцатая: властелин двух миров

 

Герой, совершивший героические поступки и заглянувший в мир богов, в мире повседневности для окружающих становится почитаемой и влиятельной фигурой. Он получает статус «властелина» в мире обыкновенных людей, но ведь он успел завоевать и мир приключений, так что теперь перед нами властелин двух миров. Кроме того, на этой стадии герой превращается в потенциального наставника – это еще одно возможное толкование нового статуса героя как «властелина двух миров». Теперь ему предстоит вдохновлять новое поколение героев, как его собственный наставник когда-то влиял на него самого. Отныне герой выполняет генеративную функцию. Теперь, когда его путешествие практически подошло к концу, он должен уступить свое место новому герою, наставляя и поддерживая своего ученика. В «Звездных войнах» Люк получает в качестве ученика Хана Соло. Каждый великий герой в конце путешествия должен стать учителем, тем персонажем, с которым он идентифицировал себя вначале.

В «Храбром сердце» все начинается с того, что маленького Уоллеса учит и наставляет его отец, а в конце он сам превращается в наставника для будущего героя, Роберта Брюса. Уоллес вдохновляет Брюса продолжить общее дело после своей смерти. Пусть Уоллесу не удалось добиться освобождения Шотландии, зато это получится у его последователя, Роберта Брюса. Максимус тоже на последней стадии становится наставником Проксимо (Оливер Рид), человека, который когда-то обучал его премудростям гладиаторских боев. Максимус убеждает Проксимо забыть о собственных эгоистичных интересах и присоединиться к борьбе против Коммода, рассказав ему о том, что именно Коммод убил императора Аврелия. Получается, что Максимус, сославшись на их общего наставника, наставляет собственного второго наставника. Суть в том, что герой на этой стадии становится учителем для того, кто придет на смену.

 

Стадия семнадцатая: свобода жить

 

На финальной стадии путешествия герой окончательно завершает мифологический цикл – от героя к наставнику и от наставника к легенде . Герой-легенда вдохновляет всех людей во все времена. В фильмах, верных традиционной структуре мифа, герой почти всегда погибает: ведь ничто так не потрясает зрителя, как легенды о мучениках . Героическая смерть доблестного героя – самый подходящий и драматический конец путешествия героя. Такая кульминация выполняет в фильме сразу несколько функций:

1) превращает историю героя в легенду, которая всегда будет вдохновлять людей;

2) доводит до логического конца идею предназначения героя, показывая его духовное единение с отцом;

3) возвращает героя в божественный мир, место в котором ему принадлежит по праву;

4) и наконец, героическая смерть – торжественный и трагический момент, который заставляет зрителей задуматься и надолго запомнить легенду о герое.

 

Вероятно, самый знаменитый героический миф, история Иисуса Христа, заканчивается смертью. Однако символ жизни Иисуса и его заветы – вечны. Подобный символизм присутствует во всех героических сюжетах с трагическим концом.

Уильям Уоллес погибает, но его героическая смерть вдохновляет шотландцев продолжить восстание. Платок, ставший символом его борьбы, после его смерти переходит новому герою, Роберту. В финальной сцене Роберт держит этот платок в руке, когда ведет шотландскую армию в решающую битву, которая принесет Шотландии независимость. Максимусу тоже суждено умереть – но сначала он убивает Коммода и возвращает Риму свободу. А фигурки, которые были так дороги Максимусу, оказываются у одного из вдохновленных им героев, молодого гладиатора. Он зарывает их в землю, словно сажает семена, со словами: «Теперь мы свободны». Образ героя в каждом фильме становится символом «свободы жить», о которой мечтает каждый, – это может быть свобода от тирании или просто свобода прожить свою жизнь так, как этого хочется нам самим. И хотя герой погибает, рассказ о нем становится его символическим возрождением . Легенда о нем жива в сердцах зрителей.

 

Последняя награда

 

В конце путешествия героя ждет награда. Вознаграждением героя оказывается не только осознание выполненного долга и признание освобожденного народа; ему положен и еще один дар – любовь . Обычно это бывает девушка. Хотя Уоллес и Максимус погибают, каждый из них вознаграждается тоже. Умирая, они видят своих жен – и возвращаются к ним. Вознаграждены и зрители, которые выходят из кинозала, чувствуя скорее воодушевление, чем безнадежность. Пусть смерть героя мучительна, зритель может верить, что в загробной жизни его ждет счастье и встреча с любимой женой. Многие фильмы с трагическим концом дают понять, что герою предстоит вечная жизнь в мире ином. Этот прием может показаться несколько искусственным, но на самом деле предлагает разумный компромисс между структурой классического мифа, в котором герой обычно погибает, и структурой голливудского фильма, от которого зритель ждет счастливой концовки.

 

Предостережение читателю

 

Мне хотелось бы предостеречь читателя от слишком буквальной трактовки стадий, поскольку это структурные элементы, а не формула или готовая программа. Не надо думать, что все герои проходят все или бóльшую часть стадий в модели Кэмпбелла. Вместе с тем наиболее успешные фильмы в том или ином виде включают многие из этих элементов. Даже фильмы, никак не связанные с мифологией, нередко содержат мифологические архетипы, демонстрируя их власть над эмоциями зрителей – пусть даже они видели подобное миллион раз.

 

 

Краткое содержание главы 10

 

• Стадии путешествия героя, описанные Кэмпбеллом, содержат ключ к пониманию символов героического мифа. Хотя герой, отважившийся войти в мир приключений, обязательно должен столкнуться с внешними препятствиями, на самом деле его поиски – это всегда поиски самого себя. В конечном счете герой всегда стремится обрести свое собственное «Я». Именно символизм внутреннего путешествия делает историю героя близкой и понятной каждому.

• Три части путешествия героя: уход, инициация и возвращение . Мальчик должен покинуть дом и отправиться на поиски приключений, чтобы повзрослеть и стать наставником для других.

• Путешествие героя начинается в мире повседневности – дома. Это и отправная, и конечная точка его путешествия.

• Здесь же, в повседневном мире, герой встречается с фигурой первого наставника – то есть отца – в буквальном или переносном смысле.

• Первая стадия путешествия героя – зов странствий . Какой-то конфликт гонит героя выйти из привычного мира в мир приключений.

• Призыв в мир приключений обычно исходит от вестника . Вестником может быть персонаж, близкий наставнику героя, сам наставник, божества или их посланники.

• Вторая стадия путешествия – герой отвергает зов . Нежелание героя отправиться в опасный путь ради какой-то благородной цели символизирует сомнения и страхи, свойственные каждому, когда приходится делать важный выбор.

• Для того чтобы герой принял зов, часто требуется повысить ставки .

• На третьей стадии герой получает сверхъестественную помощь . Оружие или сверхсила героя имеют сверхъестественную природу, поскольку они тесно связаны с его личностью и мотивацией. Сверхъестественная помощь обеспечивает героя духовной, эмоциональной или психологической силой.

• Четвертая стадия – преодоление первого порога . Герой входит в мир приключений.

• Часто герой должен побороть стража порога , прежде чем окажется в мире приключений. Страж проверяет, достоин ли герой войти в этот мир – достаточно ли он умен, смел, решителен.

• Герою не всегда приходится сражаться со стражем – нередко он должен использовать свой ум и смекалку, чтобы его миновать. Например, от героя может потребоваться решить загадку или пройти испытание.

• На пятой стадии путешествия герой попадает в чрево кита . Он оказывается в самом центре мира приключений, из которого вернется изменившимся и перерожденным.

• Шестая стадия – путь испытаний . Это трудности, которые персонажу предстоит преодолеть, чтобы из обычного человека превратиться в героя.

• На седьмой стадии герой встречается с богиней и интегрирует архетип богини.

• Восьмая стадия – встреча с женщиной-искусительницей . Герой интегрирует архетип анимы.

• Девятая стадия – примирение с отцом. Герой принимает урок «мудрого старика» и идентифицирует себя со своим первым наставником. Обычно это подразумевает выполнение какой-то задачи, завещанной герою отцом.

• Десятая стадия путешествия – апофеоз . Герой проходит самое суровое испытание или преодолевает главное препятствие, он ранен или переживает символическую смерть, знаменующую его перерождение. Хотя герой – всего лишь смертный человек, он заглянул в мир богов и благодаря этому получает божественную силу.

• Одиннадцатая стадия – вознаграждение . Герой доказал, что достоин награды, которая ожидает его на этом этапе. Он получает то, что искал: «меч», Грааль, магический эликсир или спасенную девушку, – либо убивает злодея, чудовище или врага, мучившего его. Это внешняя репрезентация спасительной силы отражает дар самопознания – главный символ внутреннего путешествия героя.

• На этом этапе герой часто получает и еще одно вознаграждение – любовь своей дамы сердца (это может быть спасенная им девушка).

• Двенадцатая стадия – отказ от возвращения . Если вначале герой отказывался слышать зов мира приключений, то теперь он не хочет возвращаться в мир повседневности. Но герой быстро преодолевает эту стадию – ведь у него в руках «волшебный эликсир», который он должен отнести людям, чтобы спасти их и завершить свое путешествие.

• Тринадцатая стадия – волшебное бегство . До настоящего момента путешествие героя было долгим и трудным, но на обратном пути ему помогает его божественная сила.

• В фильмах «волшебное бегство» обычно означает ускоренное развитие событий в третьей части, часто это бывает какая-нибудь погоня.

• На четырнадцатой стадии герой получает спасение извне . Герою помогают вернуться обратно – часто его буквально приносят домой на руках. Иногда его возвращают домой против его воли враги (добровольное самопожертвование ).

• Пятнадцатая стадия – преодоление порога на пути в мир повседневности : возвращаясь домой, герой теряет божественную силу и снова становится смертным.

• Вновь став обычным человеком, совершает последний героический поступок – принимает мученическую смерть ради благородного дела.

• На шестнадцатой стадии путешествия герой становится властелином двух миров . Героя чтут за совершенные им подвиги и в обычном мире, и в божественном мире приключений.

• Фигурально говоря, герой воплощает мир героизма и одновременно мир наставничества, так как в финале он должен стать наставником для нового героя, а легенда о нем должна вдохновлять на подвиги будущие поколения.

• Последняя стадия символизирует свободу жить . Добровольно принося себя в жертву ради дела, за которое он сражался, герой оставляет людям важное послание: он говорит о независимости, храбрости, свободе самоопределения. В конечном итоге жизнь героя – это и есть тот волшебный эликсир, символ, который вдохновляет на борьбу с тиранией, учит жить свободно и без страха.

 

Упражнения к главе 10

 

1. Каков мир повседневности для Фродо во «Властелине колец»?

2. Как услышал зов приключений Рокки в одноименном фильме?

3. Расскажите, как герой отверг зов в «Звездных войнах».

4. Обозначьте стадию сверхъестественной помощи в «Волшебнике страны Оз».

5. Обозначьте стадию преодоления первого порога в «Лоуренсе Аравийском».

6. Обозначьте стадию «во чреве кита» в «Искателях утраченного ковчега».

7. Обозначьте стадию начала пути испытаний в «Короле-льве».

8. Обозначьте стадию встречи с богиней в фильме «Человек-слон».

9. В чем состоит стадия женщины как искусительницы в «Основном инстинкте»?

10. В чем состоит стадия примирения с отцом в «Пиноккио»?

11. Обозначьте стадию апофеоза в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход».

12. В чем состоит вознаграждение в конце пути в «Экскалибуре»?

13. Обозначьте стадию отказа от возвращения в «Танцах с волками».

14. Обозначьте стадию волшебного бегства в «Братьях блюз».

15. В чем состоит спасение извне в фильме «Империя наносит ответный удар»?

16. Обозначьте стадию преодоления порога в обыденный мир в «Величайшей из когда-либо рассказанных историй».

17. Когда герой «Возвращения джедая» стал властелином двух миров?

18. Что подразумевает понятие «свобода жить» в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы»?

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!