Невозможность согласить дух христианского воспитания девиц с духом времени



 

Между тем многие думают, что воспитывая девиц по началам святой веры, без всякого ей противодействия, можно, вместе с тем, подчинять их и требованиям духа времени, проявляющегося в жизни образованных народов. Это очевидно несправедливо; ибо здесь кроется один и тот же тлетворный дух мира — со всеми его страстями, заблуждениями, прелестями, ухищрениями и соблазнами — разыгрывающий обычные свои роли в видах, всегда привлекательных, заманчивых, под покровом светскости, просвещения и какой-то любезности.

Всмотритесь в него с прямой точки зрения — и вы тотчас заметите отличительные черты: увидите, какая у него холодность и небрежение в делах веры и благочестия; какое пристрастие к утехам чувственным, какая алчность к прибытку; и в то же время — какая расточительность, какие порывы властолюбия и вместе какая двуличность в обращении и безразличие в отношениях! Смотря на них, невольно вспоминаешь слова Исаии пророка: и будут людие аки жрец, и раб аки господин, и раба аки госпожа, будет купуяй яко продали, и взаим емляй аки заимодавец, и должный аки ему же есть должен (Ас. 24, 2). Каких нельзя тут ожидать еще более горьких явлений, более странных обычаев и более тлетворного образа мыслей!.. Зло тянется за своими причинами неприметно, всегда почти издали, а иногда даже в самых восхитительных видах светскости и просвещения. Этим именно способом, лжеименный разум разрушает все опоры нравственности и распространяет всюду пагубные свои начала.

Священное Писание говорит: будет время, когда здравого учения принимать не будут, но 710 своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3-4). Это видим мы и ныне. В настоящее время молодые люди с каким-то особенным наслаждением упиваются водою из кладезей сокрушенных, и отвращаются живой приснотекущей воды из источников израилевых; не стыдятся быть осмеянными в домах зрелищных, и не терпят обличения неправд своих в храмах Господних; рукоплещут пошлым возгласам лицедеев, и оскорбляются святою истиною в устах ее служителей! Как или чем объяснить эту странность, целине извращением понятий, и оскудением веры?

Нерадостотворны же будут и плоды воспитания под влиянием такого духа времени. Не от терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия (Лк. 6, 44). Если бы всеобщее предубеждение в пользу правил века и обаятельная сила страстей не морочили глаз наших, мы увидели бы все свое безобразие и бездну, в которую несемся опрометью! Обыкновенно, как в минуты упоения, когда и в голове бывает шум, и в глазах все двоится и идет кругом, нельзя решительно ничего ни слышать, ни видеть, ни понимать надлежащим образом: так и под влиянием духа времени люди подвергаются таким же припадкам головокружения, и так же мало видят и понимают, как и в упоении. Посему не неприлично привесть здесь слова апостола Павла: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная (Рим. 12,2).

 

 

Потешные искусства

 

Всякое предприятие не иначе осуществляется и достигает своей цели, как при средствах только целесообразных. Каких можно ожидать плодов от того воспитания, которое само себе противодействует и идет наперекор христианству? Возьмите, например, пляски. Не отвратительное ли это порождение язычества? Однако ж они возведены на степень искусства, и в плане воспитания занимают едва не первое место. Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое? Такожде ни един источник слану и сладку творит воду? (Иак. 3, 11-12). Невесте ли, яко мал квас все смешение квасит? (1 Кор. 5, 6).

Если правда, как говорят, что пляски, подобно другим гимнастическим опытам, много споспешествуют правильному развитию организма и укреплению сил, то неложно и то, что они же ускоряют в юной душе пробуждение страстных движений и, обратно, сами бывают живее, как скоро одушевляются страстию. Поэтому невероятно, чтобы, кружась в вихре восторженной пляски с каким-нибудь юношею, девица не ощущала бы в себе никакого сотрясения. Струна, приведенная в соприкосновение с другими, обыкновенно производит созвучие. И как часто такие сближения единожды навсегда решают судьбу девиц!

Притом с плясками соединяется еще и музыка. Она дает им жизнь. По ее настроению в душе пробуждаются чувства — либо чрезмерно живые и восторженные, либо краткие и тихие. Рассказывают, что Тимофей, разыгрывая когда-то пред Александром фригийскую песнь, заставил его среди ужина взяться за оружие, а потом, опять смягчив звуки, успокоил его так, что он снова возвратился к пирующим. По этому можно судить, что девица, учась музыке, настраивается совершенно по ее мотивам. Знаем, что музыка допускается и христианством, и в живом голосе введена даже в Богослужение Православной Церкви, но здесь она имеет совсем иной характер, иную гармонию — диатоническую, а не хроматическую, порывистую, бурно волнующую чувствования сердца.

Притом способности в этом роде искусств раскрываются, зреют и усовершаются не в затишье семейной жизни, а в обществе или на сцене: общество служит для них пробным камнем — дает им пищу, одушевление и оценку. Когда девица поет или играет между своими, это бывает как-то вяло, холодно, будто нехотя, но как скоро то же самое делает в обществе, она выходит совсем другая: здесь она вся истощается в своем искусстве. Значит, чрез эти искусства она уже теряется для семейства и начинает жить для общества, увлекается его требованиями и, так сказать, сливается с ним в один шумный поток. Здесь-то нужно иметь всю твердость характера, все благородство души и все благоразумие, чтобы удержаться в своем положении. Но можно ли ручаться за юный возраст, всегда безпечный, рассеянный и больше склонный к вольности? Ему следует подвязывать свинец, а не крылья, как выразился один из нравоучителей: иначе он вырвется, взовьется и улетит.

И кто же опять сеет сорные травы между пшеницею? Они родятся сами собою, и родятся в избытке, так что заглушают иногда и самую пшеницу. Потешные искусства то же самое в отношении к нравственным занятиям, что сорные травы к пшенице. Под влиянием растленной природы, они и без руководства берут решительный перевес над проявлениями истинного добра. Поэтому отнюдь не следовало бы нарочито занимать ими девиц; страсть к чувственным удовольствиям и без того уже не знает меры, так что для удовлетворения ее забываются и обязанности, и призвание. Может быть думают, что радость входит в сердце отвне; а всмотрись — и увидишь, что она просветляет жизнь его изнутри. Домовитой женщине, занятой постоянно благоустройством своего дома, неутомимо действующей в кругу обязанностей хозяйки и матери, некогда и подумать об этих забавах. Зато все части хозяйственного управления, приведенные ею во взаимное между собою соответствие, производят для нее такую гармонию, которая несравненно восхитительнее и выше всякого мусикийского согласия, часто идущего в разлад с требованиями души.

В древности на потешные искусства употреблялись рабы; но учители Церкви сильно восставали и против этого: "Бедная женщина, — говорит Василий Великий, — вместо того, чтобы научиться, как владеть веретеном, научена тобою протягивать руки к лире, для чего ты, может быть, платил за нее деньги, отдавал ее в ученье какой-нибудь другой женщине, которая для молодых дев в подобных делах стала наставницею. За нее в день Суда постигнет тебя сугубое бедствие, потому что и сам ты непотребствуешь, и лукавыми наставлениями отвратил бедную душу от Бога. Жалкое зрелище для очей целомудренных — женщина не за ткацким станком, а с лирою в руках, не собственным своим мужем знаемая, а видимая всеми, соделавщаяся общим достоянием, поющая не псалом исповедания, а любодейные песни, не Богу молящаяся, а поспешающая в геенну, не в церковь Божию стремящаяся, а вместе с собою исторгающая из нее других! Подлинно ткут они паутинную ткань, как будто на какую основу, налагая свои руки на натянутые струны, и часто туда и сюда снуя бряцалом, как ткацким челноком, не дают видеть и конца этой деятельности. Ибо в искусствах, необходимых для жизни, конец пред глазами, например: в столярном искусстве — скамья, в домостроительном — дом, в корабельном — корабль, в ткацком — одежда, в кузнецком — меч. А в искусствах пустых, каковы искусства играть на гуслях или свирели, или плясать, вместе с окончанием действия исчезает и самое произведение. II подлинно, по слову апостольскому, кончина сим — погибель". Так рассуждал об этих потешных искусствах великий учитель Церкви.

 

 

Театры и народные зрелища

 

Не с лучшей стороны представляются театры и народные зрелища, к которым допускаются воспитывающиеся девицы, и допускаются особенно к первым, как к самым невинным будто бы и благородным развлечениям, как к предуготовительным урокам многосторонней практической жизни. О первых свт. Иоанн Златоуст отзывается так: "Где услышишь развратные речи, блудные песни, любострастный голос, где увидишь подкрашенные брови, нарумяненные щеки, наряды, подобранные с особенным искусством, поступь, исполненную очарования, и множество других приманок для обольщения и увлечения зрителей — где, как не в театре?". А последние отличаются еще большею вольностию: здесь развертывается цинизм во всем своем безобразии. Не напрасно Святая Церковь во все времена гремела против театров и зрелищ всеми прещениями, и тех, которые не хотели отстать от них, изгоняла из своих священных притворов.

Быть может, скажут, что театры нынешнего времени ничего не имеют соблазнительного, укоризненного или позорного и, в нравственном отношении, служат как бы школою, отличаются добросовестностию представлений и тонкостию юмора?

Где же опыты, где примеры, что эти трагические представления, эти комические фарсы, от которых все приходят в восхищение, и которые будто бы направлены к тому, чтобы возвысить добродетель и привесть в омерзение порок, производили счастливую перемену в нравах?! Порок остается все тем же, чем был, — стал только утонченнее, хитрее, заманчивее и, следственно, еще опаснее. Он прикрывается личиною чести, смеется, не краснея, над своим безобразием, и так же рукоплещет, как и прочие зрители. Не артистам предоставлена честь облагораживать сердце человеческое, а вере и благочестию: со страхом и трепетом свое спасение содевайте, — говорит Св. Писание: — Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Флп. 2, 11-12). В театре юные сердца гораздо скорее настраиваются на лад тех страстей, которые более сродны их наклонностям, и на сцене представляются олицетворенными со всею силою очарования; а посему, взамен того, чтобы утверждаться на пути добродетели, совращаются на распутия порока..

Много требуется предусмотрительности и попечения ^- сохранить нравственную чистоту девиц и без этих поводов к соблазну; ибо кроме того, что сердце наше, как говорит Священное Писание, от юности прилежит на злая (Быт. 8, 12), как много западает в юную душу такого, чего, по-видимому, она и не замечает и что со временем возмущает чистоту ума и мир совести. Какой-нибудь предмет, еще в детстве случайно попавшийся на глаза, не был усвоен сознанием и тогда же забыт, но в зрелых летах он часто вдруг возобновляется в памяти со всею живостию и вонзается в душу как терн. Иногда, в минуты молитвенного расположения духа, нечаянно приходят на мысль такие вещи, которые когда-то слегка коснулись нашего слуха, и уносят ум неведомо куда. Так здесь ли — в театре ли такое множество предметов — разнообразных, живых и увлекательных, услаждающих и взор, и слух — не овладеет юными сердцами? Эти предметы будут всегда и везде рисоваться в их воображении, внесутся в самые храмы Божий и смешаются даже с молитвами. "Такие представления, — говорит Василий Великий, — наподобие живописных картин, напечатлеваемых в душе, суть мерзости, наполняющие всю область разумной части в душе. Они-то воспламеняют воображение, волнуют кровь, возбуждают вожделение и производят греховное услаждение. А грех, зачатый таким образом в душе и тайно в ней содеваемый, еще ужаснее, ибо он не знает преград и не имеет нужды в пособии, как грехи жизни практической. Эти требуют времени, удобного случая, трудов, поспешников и прочих пособий, а тот происходит во всякое время без предварительных подготовлений и труда".

Чему дивиться, что молодые люди, иногда с отличным образованием, изучившие даже превосходные правила нравственности и религии», вдруг неожиданно предаются порокам, как скоро выходят из-под зависимости? Сердце их давно уже было растлено, и они втайне вели уже переговоры с пороком; и только из страха держались еще на пути чести. Потому-то, как грех обыкновенно коренится в вожделении, то Господь и повелевает нам прежде всего иметь чистоту души: внемли себе: да не будет слово тайно в сердцы твоем беззакония (Втор. 15, 9).

 

Наряды

 

Вот и эти наряды, которыми девицы особенно занимаются и которые кажутся безвредными, невольно располагают их к помыслам искусительным, и мало-помалу ослабляют чувство скромности. Мода нередко вводит безстыдные обнажения, пред которыми даже молодой мужчина, если он скромен, со стыдом потупляет взоры. С той поры, как Запад облек девиц в мифические, прозрачные, легкие свои покровы, они видимо стали изменяться в нравах, сделались вольнее, почувствовали желание нравиться; и, как бы окрыленные, вырвались из обычных своих теремов, закружились и понеслись всюду.

Где теперь не встретите девиц! — Они и в театрах, и в маскарадах, и в клубах, и на публичных гуляньях, и везде. Оттого-то нет, наконец, никакой меры в их причудах и расточительности. Бывало, подвенечный убор матери был пригоден и для дочери: ныне фасоны нарядов меняются с каждою неделию. И вот, что с трудом собиралось предками, то легко и скоро расточается новым поколением. Ныне ничто так не затрудняет брачных союзов, как эта непомерная расточительность, эта изысканность в нарядах, эта рассеянность. Часто мужчина потому только не решается вступить в супружеские отношения, что ограниченных его доходов и имущества далеко недостало бы для покрытия издержек, требуемых так называемым приличием света. Девицы, подобно двухполюсному магниту, с одной стороны привлекают, с другой отталкивают. Нужно бы с детства отсекать в них склонность к нарядам и предписывать им не иное украшение, как скромность, простоту и однообразие; а выходит наоборот: девицы, по нынешним правилам воспитания, в нарядах находят еще для себя поощрение; и потому, незаметно заражаясь страстию к щегольству, в свое время с брачным венцом вносят в семейство плач и горе!

Можно подозревать, что эти иностранные костюмы имеют свой таинственный язык, на котором враждебные умы вызывают русский народ на какую-то ужасную драму. У них все имеет свое значение. Были примеры, что тревожный дух смятенных народов заранее высказывался то в странных покроях одежд, то в головных повязках, то в уборе волос, то в каких-нибудь цветах...

Непонятно, скажут, каким образом иностранная одежда может иметь влияние на нравственное чувство. Непонятно и то, как вместе с вещественным впечатлением или ощущением рождается в душе соответственная впечатлению мысль; однако же в этом нет никакого сомнения. Символический язык доступен нам, как и членораздельный. Костюмы — те же символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самых страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека: одеяние мужа, и смех зубов, и стопы человека возвестят яже о нем (Сир. 19, 27). Следовательно, и наоборот — костюмы могут воспроизвесть в сознании то, что ими обнаруживается — тем более, что в сердце нашем есть природное сочувствие ко всему, что особенно затрагивает какую-либо нашу страсть.

Притом не забудьте, что, изменяя национальную свою одежду на иноземную, вы переноситесь как бы в чужой свет, вам представляются новые потребности, новая форменность, новый порядок вещей, новые условия этикета; вы подчиняетесь иноплеменному вкусу и образу мыслей, который, может быть, противен и правилам веры, и обычаям ваших соотечественников. Этот процесс приспособления к иноземному, конечно, поведет вас еще далее — и вы получите, наконец, другую настроенность, другой образ жизни. Потому-то между народами, от незначащих вначале нововведений или изменений почти всегда следовали великие перевороты!

Судите после сего, в какое искусительное положение поставляются девицы, украшаясь такими одеждами, которые очевидно выходят из пределов скромности и более приноровлены к действиям театральным, нежели к местным нуждам и обыкновенным занятиям семейной жизни. Если и конь, говорят, гордится своим украшением, то какое впечатление должны произвесть такие одежды на природную восприимчивость юной девицы!

 

 

Светские книги

 

Если костюмы — вещи бездушные, часто уродливые и безсмысленные — сильно действуют на душу, то чего не могут произвесть в ней светские книги, напитанные духом глумления? Быв, по-видимому, направлены только против грубых заблуждений человечества — его предрассудков, ложных верований, страстей — они, между тем, под туже категорию подводят и такие предметы, которые очевидно имеют связь с догмами нашей веры. По мере того, как распространяется чтение книг сего рода, вера видимо везде оскудевает: вот уже и в мастерских слышится язык кощунства!

Кроме того, книги эти страшно загрязнены драмами преступной любви: в них обнаруживается то, чего девицам и знать не следует; а, между тем, они увлекают пытливость юного возраста живым интересом. Кто спасет беззащитное сердце от этого утонченного яда, особенно когда и чувство веры будет в нем подавлено? Вот сокровенные, очень редко постигаемые, причины юношеской скороспелости, умничанья не по летам, опытности в пороках, безнравственности при наружном благоприличии! Вот причины, от которых многие юноши преждевременно чахнут в силах душевных и телесных, как жертвы тайных пороков!

Все, что целые годы назирала и охраняла матерняя любовь, отеческое попечение, бдительность наставников — все это в несколько часов разрушается иногда одною пагубною книгою! Кто может поручиться, что от подобных книг не потерпит такого же крушения и юная девица? Ее и то уже поставляет на путь погибели, если она втайне услаждается соблазнительными сценами. — Ей нельзя уже быть чистою ни пред Богом, ни в собственных своих глазах. Она, конечно, прикрывается еще личиною благонравия; но этот покров для проницательного глаза слишком прозрачен. Страстные движения сердца, равно как и его нечистота, обнаруживаются в девице столь же естественно, сколь естественно выражаются в чертах лица мужчины, в его словах, голосе и поступи телесная сила и твердость характера. Поэтому самое лучшее украшение девицы и верный залог будущего ее счастия есть невинность.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!