Вселенная как уровни осознания



 

Если думать о процессуальном уме как о мосте между наукой и религией или психологией и физикой, можно увидеть, что один аспект Ума Бога постигается «человеческим разумом», как Хоукинг называет научный метод. Еще один аспект того же самого Ума Бога познается посредством созерцания, внутренней работы и измененных состояний сознания. В предыдущих главах я дал понять, что процессуальный ум соединяет науку и религию, поскольку представляет собой многомерный опыт, основывающийся как на общепринятой реальности, так и на стране грез и мире сущности.

Вселенная общепринятой реальности (или «ОР») в физике включает в себя все, что физически существует: всю полноту пространства и времени, все формы материи, энергии и импульса, а также законы и связанные с ними константы. В ОР измерения говорят нам, что вселенная начиналась около 13,7 миллиардов лет тому назад. Однако точка зрения ОР не говорит нам о том, как начиналась вселенная, или даже о том, не является ли слово «начало» чем угодно, но не сегодняшним представлением культуры, основанной на времени. Понятия «начала» и «конца» не всегда применимы в квантовом мире, где время может быть обратимым.

 

 

Гравюра на дереве из книги Камилла Фламмариона «Атмосфера»

 

Аспекты грани между ОР и страной грез, между наукой и религией можно представлять в виде границы между мирами. Гравюре Камилла Фламмариона из книги «Атмосфера: популярная метеорология», вышедшей 1888 г. и предназначавшейся для широкой аудитории, вы видите видимый мир как внутреннюю сферу с правой стороны и другую, возможно, духовную вселенную, или мир сновидения, слева за пределами сферы. Гравюра изображает человека, заглядывающего за земную атмосферу, как если бы она была занавесом. По другую сторону занавеса он наблюдает механику вселенной. Оригинальная подпись под гравюрой гласит: «Средневековый миссионер рассказывает, что он нашел место, где встречаются небеса и Земля».

 

Наполовину внутри, наполовину снаружи

 

Гравюра Фламмариона показывает наблюдателя в положении, которое я называю «наполовину внутри, наполовину снаружи», – наполовину в «небесах» и наполовину на «земле». С психологической точки зрения, теоретические и эмоциональные конфликты между наукой и религией отчасти основываются на том, что эта грань побуждает всякого сохранять осознание реальных фактов и подробностей ОР и одновременно оставаться связанным со сновидением и процессуальным умом. Наука и религия не могут преодолеть этот разрыв отчасти потому, что разрыв между «небесами и землей» помогает объяснять разнообразие точек зрения сновидения и ОР: двух разных представлений о вселенной. Но это же разделение также заставляет нас страдать. Вот почему важно устанавливать связь с процессуальным умом – тем самым «художником», который способен нарисовать такую картину, тем, кто создал ту «гравюру на дереве».

Для процессуального ума вселенная представляет собой одновременно измеримое понятие и субъективный опыт. Как я указывал ранее, в математике, квантовой физике и в психологии вселенная отчасти выглядит как саморефлексивный разум, пытающийся смотреть на самого себя. Используя термин вселенная, я подразумеваю совокупность всего физического опыта ОР и всех нереальных мифических переживаний, самоорганизующийся саморефлексивный интеллект процессуального ума. Это определение включает в себя полевые теории физики (которые я буду подробнее обсуждать в Главе 16), религиозные истории и мифы, а также невыразимые и трудно определимые мистические переживания «единства». С точки зрения ОР вселенная кажется объективной вещью, но она также представляет собой процесс, который постоянно размышляет о самом себе, заново открывая и выражая себя через людей. Этот процесс са-мооткрытия неумолимо и неразрывно связывает физику и психологию. Возможно, все это можно выразить проще, сказав, что вселенная – это сумма всех меняющихся представлений о ней.

Почему я сосредоточиваюсь на том, чем является или не является вселенная? Большинство людей не задумываются об этом, если только они не мистики или безумные ученые, переживают духовный опыт или стоят на пороге смерти. Главный мотив, в силу которого я сосредоточиваюсь на взаимосвязи между наукой и религией и природой вселенной, направлен на то, чтобы уменьшить страдание, испытываемое нами, когда мы идентифицируем себя в качестве только одной части природы, одной части вселенной. Быть только одной частью – значит быть в постоянном конфликте с другими частями; но можно одновременно быть частью и целым, ценить все остальные части и помогать им, находясь наполовину внутри и наполовину вне ОР.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!