Посуда для подачи алкогольных напитков
Одновременно с виноделием развивалось искусство изготовления разнообразных сосудов для вина. Древние мастера расписывали глиняные кувшины, чаши и ковши красками, орнаментами в виде листьев и гроздей винограда, рисунками, изображавшими различные сцены из античной жизни и мифологии.
Позже для изготовления этих сосудов начали использовать благородные металлы – золото и серебро. Их украшали чеканным рисунком и драгоценными камнями. Виноградная лоза всегда вдохновляла народных умельцев – из их рук выходили изделия, которыми мы любуемся и сейчас, считая их ценнейшими произведениями прикладного искусства.
С развитием стекольного производства появилась возможность изготовления стеклянных сосудов, которые имеют несравненное преимущество перед глиняными и металлическими: в них можно увидеть цвет вина, разглядеть его тончайшие оттенки, наблюдать игру мельчайших пузырьков углекислого газа в шипучих и игристых винах. Хрустальные бокалы, рюмки и чаши сервировались под определенные виноградные вина в зависимости от их цвета, вкусовых качеств, букета и игристых свойств.
Все это создало своеобразный этикет при употреблении вина.
Для сервировки праздничного стола или банкета использовали следующие бокалы и рюмки:
коньячная рюмка – меньшая из всех по объему (не более 50 см3), предназначалась для коньяка и других крепких спиртных напитков;
лафитная рюмка – в форме широкого конуса, получила свое название от красного сухого вина Лафита, приготовляемого во Франции; объем ее около 75 см3;
|
|
рейнвейная рюмка – бокал из цветного стекла, скрывающего осадок и мутность сухого белого вина. Винодельческий район вдоль реки Рейн издавна был производителем белых сухих вин; «Рейнвейн» в переводе означает Рейнское вино – отсюда и название рюмки. Емкость бокала от 100 до 125 см3;
мадерная рюмка – в форме шарообразной чаши, схожей с цоколем желудя, предназначена в основном для мадеры и других крепких вин; емкость 75 см3;
бокал для шампанского – широкая плоская чаша с прямыми или чуть расходящимися кверху краями; емкость бокала от 100 до 200 см3.
Все перечисленные виды рюмок и бокалов для различных виноградных вин относятся к так называемой викторианской эпохе (XIX в.), периоду, когда они были приняты за образец сервировки стола и получили большое распространение во многих странах Европы.
Стол, полностью накрытый бокалами и рюмками из хрусталя, создает праздничную обстановку; цветное стекло несколько оживляет белизну накрытых скатертью столов и хорошо сочетается со столовым фарфором. От количества стеклянной посуды, использованной на одну персону, пошло выражение «сервировка стола на три хрусталя» или «сервировка стола на шесть хрусталей». Это означало, что на столе возле тарелки перед каждым гостем стоит соответствующее число бокалов и рюмок, из которых он должен пить разнообразные вина. Количество бокалов и рюмок определялось наличием предлагаемых гостю различных вин. Расставляли бокалы и рюмки в такой последовательности, в какой вина подавали к столу к тем или иным блюдам.
|
|
Вторая причина широкого распространения этих видов стеклянной посуды для вина заключалась, кроме того, в заинтересованности предприимчивых торговцев винами использовать их в целях обмана и наживы. Например, лафитная рюмка – хитроумная выдумка хозяина одного из питейных заведений, в которых продавали вина и крепкие спиртные напитки. Лафитную рюмку благодаря ее форме можно заполнить меньшим количеством вина, чем обычную, шарообразную. Попробуйте налить в нее вино на две третьих объема, и вы убедитесь в том, что вина там намного меньше двух третьих объема обычной рюмки такого же размера, хотя создается впечатление, что количество вина в той и другой рюмке одинаково.
Бокалы и рюмки из цветного стекла – рейнвейные для сухих белых вин и другие – потому находили широкое применение, что виноградные вина в то время из‑за примитивной технологии их приготовления получались мутными и имели осадок, а это говорило о низком качестве вин. Цвет стекла позволял в какой‑то степени скрыть эти недостатки.
|
|
Широкие чаши – бокалы для шампанского были рассчитаны на внешний эффект: весь ресторан должен видеть, что вы пьете. Шампанское в прошлом было очень дорогим вином и пить его могли только богатые люди, поэтому заказать шампанское в ресторане мог далеко не каждый.
Со временем форма бокалов и рюмок изменялась. Описанные формы стеклянной посуды несколько устарели, они представляют в настоящее время только коллекционный интерес. Теперь в основном используют бокалы и рюмки из простого стекла, а выражения «сервировка стола на пять хрусталей» или «сервировка стола на три хрусталя» стали архаическими. Многочисленными бокалами и рюмками накрывают столы теперь только в ресторанах при обслуживании различных банкетов и приемов.
Самые большие изменения в форме и объеме претерпели коньячная рюмка ибокал для шампанского. Если современные бокалы для шампанского превратились из плоских чаш в высокие конусные бокалы, благодаря чему игра вина в нем еще больше проявляется, то рюмки для коньяка оказались совсем непохожими на своих предков.
|
|
Большой по объему (150–200 см3) шарообразный бокал в виде цветка тюльпана, на короткой ножке, со сходящимися внутрь краями позволяет улавливать тончайший аромат коньяка, концентрируя его в верхней части. Бокал в форме «тюльпана» в наши дни является основным дегустационным бокалом для вина.
Самым распространенным бокалом для шампанского считается бокал в форме лилии (правильный узкий конус).
Основным преимуществом его является то, что бокал можно не наклонять при разливе шампанского – конусная стенка способствует плавному спаду струи без образования пены.
Красивы и целесообразны бокалы в форме чаши с заостренным дном и расходящимися краями – выход газа шампанского на широкую поверхность оказывается не столь бурным, кроме того, и букет вина в таком бокале ощутим сильнее.
На игру и образование пены шампанского оказывает влияние также качество стекла, из которого изготовлен бокал.
Наличие в стекле выпуклостей, случайных шероховатостей или искусственно нанесенных рисунков, а также оставшиеся после вытирания вымытых бокалов ворсинки от полотенца способствуют более интенсивному выделению газа.
Совершенная технология виноградных вин в наше время позволяет получать высококачественные белые сухие вина прозрачными и без осадка, поэтому рейнвейные бокалы, предназначенные для этих вин, и прочие рюмки из цветного стекла используют в основном только в целях декорации.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!