Перегрузка оператора суммирования



 

Тело функции Add() показано в строках 30—33. Программа работает, но несколько замысловато. Перегрузка оператора суммирования (+) сделала бы работу класса Counter более гармоничной (листинг 10.14).

Листинг 10.14. Перегрузка оператора суммирования

1: // Листинг 10.14.

2: //Перегрузка оператора суммирования (+)

3:

4: int

5: #include <iostream.h>

6:

7: class Counter

8: {

9: public:

10: Counter();

11: Counter(int initialValue);

12: ~Counter(){ }

13: int GetItsVal()const { return itsVal; }

14: void SetItsVal(int x) { itsVal = x; }

15: Counter operator+ (const Counter &);

16: private:

17: int itsVal;

18: };

19:

20: Counter::Counter(int initialValue):

21: itsVal(initialValue)

22: { }

23:

24: Counter::Counter():

25: itsVal(0)

26: { }

27:

28: Counter Counter::operator+ (const Counter & rhs)

29: {

30: return Counter(itsVal + rhs.GetItsVal());

31: }

32:

33: int main()

34: {

35: Counter varOne(2), varTwo(4), varThree;

36: varThree = varOne + varTwo;

37: cout << "varOne: " << varOne.GetItsVal()<< endl;

38: cout << "varTwo: " << varTwo.GetItsVal() << endl;

39: cout << "varThree: " << varThree.GetItsVal() << endl;

40:

41: return 0;

42: }

 

Результат:

varOne: 2

varTwo: 4

varThree: 6

 

Анализ:  В строке 15 объявлен оператор суммирования (operator+), функция которого определяется в строках 28—31. Сравните эту функцию с объявлением и определением функции Add() в предыдущем листинге. Они почти идентичны. В то же время далее в программе эти функции используются совершенно по разному. Посмотрите, следующая запись с оператором (+) выглядит естественней и понятнее varThree = varOne + varTwo;

чем строка с функцией Add(): varThree = varOne.Add(varTwo);

Для компилятора различия не принципиальные, но программа при этом становится более понятной и читабельной, что облегчает работу программиста.

 

Примечание: Метод, используемый для перегрузки оператора суммирования (operator++), можно применять также с другими операторами, например, оператором вычитания (operator--).

 

Перегрузка операторов с двумя операндами

Операторы с двумя операндами объявляются так же, как и операторы с одним операндом, за исключением того, что функции этих операторов содержат параметры. Параметры представляют собой константные ссылки на объекты таких же типов.

Пример перегрузки оператора суммирования для класса Ciuinio-:

Counter Counter::operator+ (const Counter & rhs);

Пример перегрузки оператора вычитания для этого же класса:

Counter Counter::operator- (const Counter & rhs);

 

Основные принципы перегрузки операторов

 

Перегруженные операторы могут быть функциями-членами, как в примерах этой главы, либо задаваться функциями-друзьями, не принадлежащими классу. Более подробно такие операторы будут рассматриваться на занятии 14 во время изучения специальных классов и функций.

Ряд операторов могут быть исключительно членами класса. Это операторы присваивания (=), индексирования ([]), вызова функции (()) и косвенного обращения к члену класса (->).

Оператор индексирования [ ] будет рассмотрен на следующем занятии, а оператор косвенного обращения к члену класса — на занятии 14 во время изучения дополнительных возможностей указателей.

 

Ограничения перегрузки операторов

 

Нельзя перегружать операторы стандартных типов данных (такие как int). Также нельзя изменять установленные приоритеты и ассоциативности операторов. Например, нельзя оператор с одним операндом перегрузить так, чтобы использовать его с двумя операндами. Кроме того, методом перегрузки нельзя создавать новые операторы; например, бинарный оператор умножения (**) не удастся объявить как оператор возведения в квадрат.

Количество операндов, которыми может манипулировать оператор, — важная характеристика каждого оператора. Различают операторы, используемые с одним операндом (например, оператор инкремента: myValue++), и операторы, для работы которых необходимо указать два операнда (например, оператор суммирования: a+b). Сразу тремя операндами управляет только условный оператор ?, синтаксис использования которого показан в следующем примере: (а > b ? x : у).

 

Что можно перегружать

 

Возможность перегрузки операторов — это то новое средство программирования, предоставляемое C++, которое наиболее широко используют (а часто и злоупотребляют им) начинающие программисты. Новичков захватывает азарт присвоения новых интересных функций самым обычным и заурядным операторам. В результате код программы может оказаться непонятным и нечитабельным даже для создателя, а не то что для другого программиста.

Безусловно, если в программе оператор + начнет осуществлять вычитание, а оператор * — суммирование, это может тешить самолюбие начинающего программиста, но профессионал никогда такого не допустит. Вполне можно понять желание использовать оператор + для конкатенации строк и символов, а оператор / для разделения строк, но такая перегрузка операторов таит в себе подводные рифы, на которые может совершенно неожиданно напороться программа во время выполнения. Возможно, было бы не плохо уделить больше внимания особенностям использования перегруженных операторов, но еще лучше начать с формулировки основных предостережений. Прежде всего следует помнить, что основная цель перегрузки операторов состоит в том, чтобы сделать программу эффективнее, а ее код проще и понятнее.

 

Рекомендуется: Перегружайте операторы, если код программы после этого станет четче и понятнее.  Возвращайте объекты класса из перегруженных операторов.

 

Не рекомендуется: Не увлекайтесь созданием перегруженных операторов, выполняющих несвойственные им функции.

 

Оператор присваивания

 

Четвертая, и последняя, функция, предоставляемая компилятором для работы с объектами, если, конечно, вы не задали никаких дополнительных функций, это функция оператора присваивания (operator=()). Этот оператор используется всякий раз, когда нужно присвоить объекту новое значение, например:

CAT catOne(5,7);

CAT catTwo(3,4);

//...другие строки программы

catTwo = catOne

В данном примере создан объект catOne, переменной которого itsAge присвоено значение 5, а переменной itsWeigth — 7. Затем создается объект catTwo со значениями переменных соответственно 3 и 4.

Через некоторое время объекту catTwo присваиваются значения объекта catOne. Что произойдет, если переменная itsAge является указателем, и что происходит со старыми значениями переменных объекта catTwo?

Работа с переменными-членами, которые хранят свои значения в области динамической памяти, рассматривалась ранее при обсуждении использования конструктора- копировщика (см. также рис. 10.1 и 10.2).

В C++ различают поверхностное и глубинное копирование данных. При поверхностном копировании происходит передача только адреса от одной переменной к другой, в результате чего оба объекта указывают на одни и те же ячейки памяти. В случае глубинного копирования действительно происходит копирование значений переменных из одной области памяти в другую. Различия между этими методами копирования показаны на рис. 10.3.

Все вышесказанное справедливо для присвоения данных. В случае использования оператора присваивания, процесс обмена данных протекает с некоторыми особенностями. Так, объект catTwo уже существует вместе со своими переменными, для каждой из которых выделены определенные ячейки памяти. В случае присвоения объекту новых значений предварительно необходимо освободить эти ячейки памяти. Что произойдет, если выполнить присвоение объекта catTwo самому себе:

catTwo = catTwo

Вряд ли такая строка в программе может иметь смысл, но в любом случае программа должна уметь поддерживать подобные ситуации. Дело в том, что присвоение объекта самому себе может произойти по ошибке в случае косвенного обращения к указателю, который ссылается на тот же объект.

Если не предусмотреть поддержку такой ситуации, то оператор присваивания сначала очистит ячейки памяти объекта catTwo, а затем попытается присвоить объекту catTwo свои собственные значения, которых уже не будет и в помине.

Чтобы предупредить подобную ситуацию, ваш оператор присваивания прежде всего должен определить, не совпадают ли друг с другом объекты по обе стороны от оператора присваивания. Это можно осуществить с помощью указателя this, как показано в листинге 10.15.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!