Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена борьбе украинского народа за национальную независимость. Автор показывает целый ряд персонажей, посвятивших свою жизнь борьбе за родную землю. Один из главных героев повести Тарас Бульба видит смысл своей жизни в служении Отчизне. Этому он учит и двух своих сыновей. Остап и Андрий – родные братья, но они очень сильно отличаются друг от друга. Остап обладает твердым характером, это становится ясно уже в самом начале повести. Годы, проведенные в бурсе, закалили юношу. Остап «никак не избавлялся неумолимых розг.
Естественно, что это должно было как‑то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков». Остап считается верным товарищем, он прост и одновременно справедлив по отношению к другим. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». Из такой характеристики становится ясно, что Остап во многом похож на своего отца – он так же мало привязан к мирной жизни, поэтому с легкостью готов оставить ее ради сражений. Единственное, что расстраивает и трогает его, – это слезы матери.
Андрий на первый взгляд мало отличается от Остапа. Он так же силен, умен и смел. Но все же отличия есть. Гоголь говорит о нем: «Младший брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как‑то более развитые». Он был очень изобретателен, и это нередко помогало ему избегать наказания во время обучения в бурсе. «Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам». С самой ранней юности Андрий начал ощущать «потребность любви». В этом он резко отличается от своего брата. Остап был прежде всего суровым воином, Андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений.
|
|
Именно любовь заставляет Андрия совершить преступление. Первоначально его очень трудно осуждать, ведь он хочет помочь женщине, умирающей от голода. Служанка панночки говорит молодому козаку: «Панночка… сказала мне: „Ступай скажи рыцарю: если он помнит меня, чтобы пришел ко мне; а не помнит – чтобы дал тебе кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрет мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня“.
Мог ли добрый человек, имеющий в сердце хоть немного сострадания, отказать в такой просьбе? Тем более что исходит она от женщины, которая оставила глубокий след в сердце мужчины? И Андрий совершает преступление, переходит на сторону врага.
Примечательны его слова, которые выражают его отношение к отчизне: «А что мне отец, товарищи и отчизна? – сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. – Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!» – повторил он…
|
|
Андрий отказывается от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
Андрий влюбился в прекрасную женщину и готов ей служить до последней капли крови. Это качество могло бы быть достойно восхищения, но в данном случае любовь не может выглядеть благородной и возвышенной. Из‑за любви козак предает свою отчизну.
Андрий начинает сражаться на стороне врага против своих вчерашних друзей и соратников. И если у читателя была какая‑то симпатия к нему, она сразу же исчезает. Смерть выступает достойным наказанием для человека, совершившего такое предательство. Андрий принимает смерть от своего отца. И это очень трагичный момент. Человек не должен убивать своих детей, потому что именно дети являются надеждой на продолжение его рода, а значит, и самой жизни. В повести Тарас теряет своих сыновей.
|
|
Они были совершенно разными, но оба погибли. Один погиб за Родину, другой – за свою любовь. Можно по‑разному относиться к Остапу и Андрию, но нельзя не признать, что их судьбы одинаково трагичны.
Роль интерьера в раскрытии характеров гоголевских персонажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
«Мертвые души» Гоголя – лиро‑комическая поэма о роде человеческом. Каждый персонаж поэмы, каждый создаваемый автором образ неоднозначно понимается читателем: здесь бездна оттенков и смыслов, сочетание несочетаемого. «Мертвые души» в широком истолковании этого словосочетания – это прежде всего губернские помещики, именитые отцы, дамы, все, власть имущие, и среди них, разумеется, Чичиков.
От персонажа к персонажу становится более заметным соответствие внешнего вида героев окружающей обстановке. С завидным постоянством Гоголь создает характеры через интерьер, портрет, диалоги, речь персонажей, через их реакцию на предложение Чичикова, через восприятие самого Чичикова.
У писателя предметы, окружающие героев, сливаются с ними, претендуя затмить человеческий облик помещиков, как бы оживают в противоположность своим хозяевам.
«Засахаренный» Манилов, усадьба которого сказочно удалена не на пятнадцать верст, а на тридцать, живет как бы и не на земле вовсе. Он все в своем хозяйстве воссоздает по слухам, поэтому вместо парка получается лишь пародия на него. Мы еще не видим самого помещика, но уже ясно представляем себе внешность и внутреннее содержание этого человека по окружающим его предметам.
|
|
Манилов постоянно курит, много мечтает, но его мечты – это дым, окутывающий все вокруг и уходящий в никуда. Внешние детали – это тоже обман. Жизнь Манилова напоминает книгу, которая постоянно раскрыта на четырнадцатой странице. Мы ничего не знаем о его прошлом, а настоящее представляется многократным повторением одного и того же. Это приятное создание оказывается наиболее неприятным по причине своей ограниченности, никчемности и бездуховности.
Коробочка, в отличие от Манилова, является хозяйкой в своей усадьбе и потихоньку набирает денежки в мешочки, которые раскладывает по ящичкам комода. Ее имя символизирует накопительство, замкнутость, темноту внешнюю и внутреннюю. «Дубинноголовая» героиня Гоголя живет в «коробочке», в ограниченном пространстве, которое отрезано от всего мира, она заключена в нечто, прихлопнутое крышкой. Героиня буквально тонет в вещах, которыми себя окружила.
Коробочка, так же как и Манилов, является человеком без биографии: читатель практически не получает никакого представления о том, что было в ее прошлом (кроме упоминания о покойном муже). Зеркала в комнате Коробочки не просто украшают стены, имеют не просто предметный смысл, но и символически отражают все в доме, как бы возвращая помещицу к себе, не давая ей выхода за пределы ее ограниченного мира.
Ноздрев «открыт», у него много «задоров», он даже агрессивен. Этот герой – «человек на все руки». Но его энергия уходит в пустоту. Эта пустота проглядывает во всем, что окружает Ноздрева. У него нет опоры в жизни, нет центра. Есть лишь маленькие положительные штришки, как и в других героях.
Собакевич – абсолютное дерево без отделки. Такой же прочностью и вековой крепостью отличается все в хозяйстве этого «медведя». В доме Собакевича все имеет какое‑то странное сходство с ним самим. Каждый стул, стол, казалось бы, говорил: «И я тоже Собакевич!» Или: «И я тоже похож на Собакевича». Но своей деревянностью он напоминает Коробочку, с которой его объединяет любовь к хозяйствованию.
У Плюшкина уже нет никакого хозяйства. Гоголь впервые показывает человека, для которого вещи не самоцель, они ничего не стоят в сравнении с жизнью близкого человека. И когда этот человек умирает, пропадает смысл в окружении себя предметами интерьера.
Мир вещей, в окружении которых живут герои Гоголя, мелочи и условности, в которых они утопают, позволяют говорить о том, что живых душ в этой галерее типов не встретишь, внутреннее содержание подменяется вещественным фоном. Такой подход автора к раскрытию характеров героев – своего рода предупреждение, напоминание о постепенно утрачиваемом истинно человеческом шансе сберечь душу. Писатель как бы говорит о том, что всякий человек с «живой» душой в молодые годы и душой, «мертвеющей» с течением времени, имеет еще шанс на воскрешение.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!