Петр I и Карл XII в поэме А. С. Пушкина «Полтава»



 

Творчество Александра Сергеевича Пушкина многогранно. С детства мы знаем его замечательные сказки, позже знакомимся с лирическими произведениями и узнаем, что великий поэт еще и неутомимый исследователь истории России. Его интересует и восстание под предводительством Емельяна Пугачева, и личность первого русского императора Петра I. Именно он является одним из персонажей поэмы «Полтава».

Являясь более исторической по своему содержанию, нежели романтической, поэма А. С. Пушкина «Полтава» занимает особое место в творчестве великого поэта. Она создана в 1828 году. В поэме поэт представил «героическую» концепцию личности Петра и его эпохи. В произведении можно проследить две сюжетные линии – триумф России в лице Петра I и историю любви и предательства Мазепы. Сюжет поэмы на первый взгляд кажется довольно простым, и только дочитав произведение, начинаешь понимать всю глубину его смысла. Поэт попытался найти новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке».

В «Полтаве» нельзя заметить романтического лиризма и личных признаний, которые часто встречались в ранних поэмах Пушкина. В этом произведении автор находится в позиции историка, свидетеля происходящих событий. После многочисленных исправлений в черновых вариантах, Пушкин пишет следующие строки, говорящие о походе Карла на Украину:

 

Но время шло. Москва напрасно,

К себе гостей ждала всечасно,

Средь старых вражеских могил

Готовя шведам тризну тайну.

Внезапно Карл поворотил

И перенес войну в Украйну.

 

Пушкину Карл представляется «воинственным бродягой», авантюристом, мечтавшим повернуть ход истории в другую сторону: раскроить на куски молодое, но уже могучее многонациональное российское государство.

В «Полтаве» Пушкин пишет о Карле такие строки:

 

Венчанный славой бесполезной,

Отважный Карл скользил над бездной.

 

Уже благодаря этим словам создается впечатление о Карле как о жестоком эгоистичном захватчике, готовом на любые подлости, упивающимся своей славой.

Совершенно другим человеком предстает перед нами Петр I. Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:

 

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра…

 

Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.

 

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой…

Пирует Петр, и горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен…

 

Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы». Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:

 

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь дрожит, как божия гроза.

 

Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:

 

Казалось Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

 

В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.

После прочтения поэмы «Полтава» четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы»:

 

В гражданстве северной державы,

В ее воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

 

 

Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»

 

Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма «Борис Годунов», поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. В этой драме отразились новые представления поэта о роли личности в истории, роли народа, Его интерес к переломным, трагическим эпохам в истории России. Сам Александр Сергеевич очень высоко оценил свой труд, хотя критики и многие читатели признали эту поэму неудачной. Но время все расставило по своим местам. Поэма «Борис Годунов» является одним из самых ярких творений великого поэта.

Величайшее достижение Пушкина‑драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена.

Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи – это как раз «предполагаемые» обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя. Пимен сосредоточен и отрешен от всего земного и суетного. Он осознает, насколько труд его важен для потомков. Он уверен, что не случайно судьба сделала его свидетелем многих событий. Летописец исполняет волю бога:

 

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному…

 

Известно, что за первой ремаркой в черновом варианте шло: «Летописец пишет, Григорий спит». В окончательном варианте появилось: «Отец Пимен, Григорий спящий». Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:

 

Как я люблю его спокойный вид,

Когда, душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет…

 

Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»:

 

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум.

 

Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.

 

Так точно дьяк в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушен,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

 

На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо – наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех». Слова Пимена о случившемся злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.

И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на престол, совершенное против божеских и человеческих законов:

 

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли…

 

И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной повести:

 

Сей повестью плачевной заключу

Я летопись мою…

 

Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»

Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена «кипением страстей». И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя служению духовным целям:

 

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь господь меня привел.

 

Свое настоящее «блаженство» мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном писании. И его наивысшая мудрость – это вдохновенный труд. На склоне лет Пимена занимает лишь его «последнее сказанье». Он весь в священном деле, которое совершается во имя высоких целей.

Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.

 

Образ‑символ метели в повести А. С. Пушкина «Метель»

 

Александр Сергеевич Пушкин вошел в русскую литературу не только как великий поэт, но и как автор великолепных прозаических произведений. Повесть «Метель» одна из цикла повестей из сборника «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,который состоит из пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня‑крестьянка». В основу этих произведений Пушкин брал распространенные сюжеты романтической литературы.

Повесть А. С. Пушкина «Метель» удивляет читателя неожиданными событиями, которые произошли в жизни молодой девушки Марьи Гавриловны. В самом начале повести о Маше говорится, что она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена». В соседнем поместье живет молодой помещик, который и становится избранником Маши. «Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию…» Девушка еще очень юна и неопытна, а потому ей трудно отличить настоящую любовь от придуманной. Её кажется, что молодой человек также всем сердцем и бескорыстно любит ее. Однако мы знаем, что «она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей». Счастье влюбленных было невозможно, потому что родители девушки были настроены против этого брака. Ради своего возлюбленного Маша готова нарушить их запрет, пойти против их воли. И влюбленные решают обвенчаться тайно, чтобы потом упасть в ноги родителям и вымолить их прощение.

И тут в судьбу молодых влюбленных вмешивается метель. Она начинается внезапно, словно предостерегая Машу от необдуманного поступка. Но девушка не понимает этого намека, она не думает ни о чем, кроме предстоящего венчания. Маша приняла решение и не хочет от него отступать. Героиня добирается до церкви. А вот возлюбленный Маши проплутал всю ночь и в церкви оказался уже после того, как ее покинула Маша. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею».

Метель – это проявление природных сил. Природа может быть спокойной, мирной. Но иногда она предстает перед человеком как нечто непостижимое и мистическое. В повести Пушкина метель выступает проявлением высшей, божественной воли. Молодые люди мечтали о браке и рассчитывали исполнить задуманное. Но в их планы вмешалась сама судьба. Видимо, любовь Маши и Владимира оказалась недостаточно сильна. Метель не спутывает планы влюбленных, она просто расставляет все по своим местам. Настоящее чувство героини еше впереди. После случившегося Маша взрослеет, теперь она может правильно оценивать чувства и поступки других людей. Она чувствует и свою ответственность перед другими. Теперь она готова любит по‑настоящему, а не слепо подчиняться воле чужого человека. Именно в это время и появляется в жизни Маши Бурмин. Когда влюбленные раскрывают друг другу свои чувства, выясняется самая невероятная вещь: оказывается, они уже давно повенчаны. Бурмин и есть тот самый офицер, который в давнюю метельную ночь, оказавшись волею судьбы в одной церкви с Машей, желая поразвлечься, сыграл роль жениха. Но шутка оказалась злой. Бурмин мучился, понимая, сколько страданий он доставил невинной незнакомой девушке. « Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда‑нибудь!» Метель обнажила и истинные чувства Владимира. Во всем случившемся он обвиняет Машу и оставляет ее один на один со свалившимися на нее проблемами. «Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою». Жалея себя, Владимир отправляется на войну, где и погибает.

Именно метель и соединила людей, созданных друг для друга. Таким образом, стихийное явление, неподвластное никому, непонятным и мистическим образом повлияло на судьбы людей.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 848; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!