Мой любимый поэт А. С. Пушкин



 

Я предпочитаю поэзию, точнее, лирику Александра Сергеевича Пушкина:

 

Без вас мне скучно – я зеваю;

При вас мне грустно – я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

 

(«Признание к Александре Ивановне Осиповой».)

При упоминании имен тех или иных писателей сразу же возникают названия лучших их произведений, наиболее удачные образы и строчки. При упоминании Пушкина вместе с тем сразу же встает образ самого поэта, образ живой и меняющейся жизни. А быть синонимом самой жизни – это для поэта и означает быть бессмертным:

 

Она цвела передо мною,

И я чудесной красоты

Уже отгадывал мечтою

Еще неясные черты.

И мысль о ней одушевила

Моей цевницы первый звук

И тайне сердца научила.

 

(«Дубравы, где в тиши свободы…»)

Большинство любовных стихотворений Пушкина – это воспоминания о близком или далеком, безвозвратно ушедшем прошлом, но всегда продолжающем жить в душе поэта. «Я помню чудное мгновенье» («К.., 1825 г.»), «Все в жертву памяти твоей» (1825 г.), «Заклинание» (1830 г.):

 

Явись, возлюбленная тень,

Как ты была перед разлукой,

Бледна, хладна, как зимний день,

Искажена последней мукой.

Приди, как дальняя звезда,

Как легкий звук, иль дуновенье,

Иль как ужасное виденье,

Мне все равно, сюда, сюда!

 

(«Заклинание».)

Главное в этом переживании не его предмет – вспоминаемое прошлое, которое обозначено самыми общими чертами, – а эмоциональная тональность и психическая действенность самого процесса воспоминания. «Воображение» ожившего «призрака» былого. Наиболее примечательно, на мой взгляд, в этом отношении стихотворение «Прощание», написанное в 1830 г. Созданное в преддверии женитьбы, оно поражает необыкновенным благородством и трагизмом выраженного в нем чувства, повелевающего поэту принести в жертву супружеской верности драгоценнейшую для него «память сердца» об одном из самых сильных увлечений молодости:

 

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать…

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

 

Конечно, это стихотворение – лишний аргумент для тех, кто считает брак Александра Сергеевича с Натальей Николаевной Гончаровой неудачным. А я не согласна с таким утверждением.

Почитайте, что пишет сам Александр Сергеевич, правда, уже в прозе: «Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую я любил целых два года, которую везде первые отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, – боже мой – она… почти моя». Разве можно так писать о девушке, к которой равнодушен? Конечно, нет! «Дамы в глаза хвалят мне мой выбор, а заочно жалеют о моей невесте: „“Бедная! Она так молода, так невинна, а он такой ветреный, такой безнравственный…”“ Признаюсь, это начинает мне надоедать».

Я начинала сочинение с сожалений о том, что мои сверстники в своем абсолютном большинстве не способны на столь высокие чувства, как Пушкин. Я сама благодарна Александру Сергеевичу за то, что любовной лирикой своей он научил меня быть строгой, не разменивать на мелкую монету увлечений столь высокое чувство – любовь. И, заканчивая, я хочу, чтобы мои сверстники обязательно прочитали вот эти строки:

 

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье, –

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

 

(«Красавица».)

 

Русская природа в стихотворениях А. С. Пушкина

 

Изображение природы занимает особое место в лирике А. С. Пушкина. Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красу морей.

В 1819 г. было написано стихотворение «Деревня», в котором показаны картины мирной сельской природы:

 

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада.

 

Описание природы здесь дано в духе сентиментальной идиллии, в светлых, спокойных тонах.

Для раннего творчества характерно изображение природы в духе романтизма, где пейзаж соответствует состоянию души романтического героя. Так, первой «ночной» элегией Пушкина является «Погасло дневное светило». Это стихотворение было написано в 1820 г. во время поездки в Гурзуф.

Кроме того, в это время создаются такие стихотворения, как «Редеет облаков летучая гряда», «К морю». Стихотворение «К морю» стало как бы прощанием с романизмом. Образ моря, бушующего и свободного, занимает центральное место, к нему обращается автор. Свободная стихия не подчиняется ни законам человеческого общества, ни законам истории:

 

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

 

Чувства лирического героя выходят на передний план, а потому стихотворение столь эмоционально.

В следующий этап своего творчества Пушкин вступает как писатель‑реалист. Пребывание в Михайловском, годы, проведенные там, привели к появлению в его произведениях совсем иного пейзажа: умеренный климат, спокойная природа нашли свое отражение в таких стихотворениях, как «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога».

Для пейзажной лирики данного периода характерны конкретность и описание самых простых, обыденных вещей. В стихотворении «Зимнее утро» перед нами предстает типичная картина этого времени года. Все стихотворение проникнуто светлым, радостным, солнечным настроением. Оно как бы сияет и блещет. Такое впечатление создается благодаря красочным эпитетам: «великолепными коврами», «прозрачный лес», «янтарным блеском», а также сравнениям: «луна, как бледное пятно». Аллитерация придает особую напевность стихотворению. Пушкин использует контрастные краски: «луна… желтела», «голубые небеса», «лес чернеет», «ель зеленеет». Все очень полно отражает внутреннее состояние лирического героя.

Совсем другим настроением проникнуто стихотворение «Зимний вечер»:

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

 

«Ветхая лачужка» навевает печальные мысли о «бедной юности» поэта. Единственным его другом в это время была няня, «добрая подружка» Арина Родионовна. Природа в стихотворении олицетворена, она действует как живой человек.

Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытии; круговорот в природе наводит на мысль о закономерной смене поколений. Все это нашло отражение в стихотворении «Вновь я посетил…», написанном после посещения Михайловского, где он «провел изгнанником два года незаметных». Поэт вспоминает умершую няню, «холм лесистый», где когда‑то сиживал «недвижим». Прекрасная природа в этом стихотворении выступает контрастом убогой жизни людей. Поэт обращает внимание на три сосны:

 

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко.

 

«Младая роща», разросшаяся за десять последних лет, становится символом новых поколений, новой жизни. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем друзья – современники Пушкина, декабристы.

Итак, изображая природу, Пушкин шел от традиций романтизма к реализму. В творчестве Пушкина присутствуют как романтический, так и реалистический пейзажи, но все картины созданы настоящим мастером – живописцем.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!