Идеи возрождения монархии в России



Российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.

Российская монархия прошла длительный путь развития, перешагнув через несколько ступеней эволюции государственной власти. Хотя в настоящее время эта форма правления составляет для России лишь исторический опыт, значение этого опыта все же чрезвычайно велико для понимания природы государства и сущности государственной власти, особенно с учетом специфики ее функционирования в России.

Современная российская действительность свидетельствует об интенсивной реанимации и использовании некоторых монархических начал, в государственном строительстве Российской Федерации, например, таких как юридическая безответственность главы государства (см.: ФЗ от 12 февраля 2001г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»); возможность применения указного права с его стороны, т.е. по сферам общественной жизни не урегулированных законодателем, принимать подзаконные нормативные акты (см. ст. 90 Конституции РФ 1993г);  нереальность, из-за ее чрезвычайной сложности, осуществления процедуры отстранения Президента РФ от должности в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления (см. ст. 93 Конституции РФ 1993г.) и др.

Вопросы о легитимности и необходимости монархии в России продолжают оставаться дискуссионными. Полемика о монархии ведется как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Созданы Российское Монархическое Движение, Всероссийский Монархический Центр, появляющиеся в последнее время работы ученых также не оставляют без внимания эту интересную тему.

Так, например, в монографии А.В. Серегина «Эволюция учения о монархической форме правления в истории политико-правовой мысли»[20] содержится авторское видение механизма возрождения самодержавной власти в России в XXI в. А.В. Серегин экстраполирует сложившиеся исторические традиции на современность, интерпретируя и создавая собственную модель монархического общества. В монографии представлен целый комплекс рекомендаций по «совершенствованию» формы правления в России. Опираясь на исторический опыт, автор обосновывает необходимость введения монархии в современной России; формулирует свое понимание содержания оптимальной формы Российского государства, которой и является, по мнению А.В. Серегина, монархическая форма правления.[21]

В своей статье «Монархия и Будущее» Александр Елисеев говорит о том, что: «Возрождение российской монархии не имеет ничего общего с проектами установления деспотического или вождистского строя. Здание монархии должно быть основано на твердом правовом фундаменте. Русские монархисты не видят оснований для того, чтобы разделять монархию и народовластие, которые только взаимодополняют друг друга»[22]. По мнению автора, власть монарха должна быть независима от выборных учреждений, но последние имеют все возможности участвовать в формировании органов исполнительной власти и контролировать деятельность правительственных учреждений. Монархическая государственность никак не противоречит гражданским свободам – совести, печати, собраний.

Подводя итог рассуждениям о монархической форме правления, приведем цитату русского эмигранта Леонида Северского, который ещё в 1948-м году в своей статье «Сущность монархической идеи» писал: «Монархия есть… не только образ, форма правления, но и совокупность определенных идей духовного, государственного и общественного порядка. Монархия характеризуется принципами наследственной власти, единоначалия и… первенством нравственного начала. Православное сознание воспринимало это как личное служение Царя Богу и своему народу, Богом ему врученному. Это не карьера, не вершина могущества, но христианский подвиг, избранность, а не выборность, бессменная стража, историческая ответственность.

Российский император стоит над народами, классами, племенами и партиями. Он верховный арбитр, природный глава страны, которого даже смерть не освобождает от долга, ибо его наследие остается в роде-династии».

К этой цитате, по сути применимой не только к христианским монархиям, но и к большинству традиционных, можно добавить, что монархия является универсальной формой организации нации, которая в принципе может сосуществовать с большинством известных социально-политических и общественно-экономических моделей. [23]


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!