Культурологические концепции ХХ века



В ХХ в. культурология переживает свой расцвет, создается огромное количество теорий, многие ученые и философы обращаются к проблематике культурологии, создают свои концепции.

Основные теории культурологии ХХ в. создаются на основе предшествующих культурологических знаний, обогащенных достижениями науки. Современная научная мысль стремится исследовать истоки культуры, определить ее сущность, выявить и обосновать законы развития.

Известный американский ученый Д.Уайт в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) заложил основы современного теоретического знания о культуре как объекте исследования. Он утверждал, что культурология представляет собой наиболее высокую ступень познания человека по сравнению с другими общественными науками. Культуру он рассматривал как целостную самонастраивающуюся систему материальных и духовных ценностей.

В современной культурологии существует два направления:

1) оптимистическое – его последователи придерживаются мнения о прогрессивном направлении развития культуры, науки и знания.

2) пессимистическое – ученые данного направления считают, что культура и цивилизация в целом движутся по регрессному пути и обречены на гибель.

В связи с большим количеством культурологических теорий отдельных ученых появилась необходимость их объединения в направления, культурологические школы.

Из всего многообразия культурологических концепций можно выделить:

1) историко-цивилизационную школу культурологии;

2) социологическую школу культурологии;

3) натуралистическую школу культурологии;

4) символическую школу культурологии;

5) игровое направление в культурологии;

 

Понятие художественного стиля.

Художественное направление - принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени. В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения. Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства. Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная "картина мира", которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому "чистых стилей" вообще не бывает. В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку. Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Порывая с традиционными формами искусства, провозглашал свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен. Среди родоначальников абстрактного искусства — русские художники В. В. Кандинский, К. С. Малевич, нидерландцы П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг. В 1930-е годы во Франции появились группы, объединяющие художников-абстракционистов, "Конкретное искусство", "Круг и квадрат", "Абстракция и творчество". В годы Второй мировой войны в США получила известность школа абстрактного экспрессионизма (Дж. Поллок, М. Тоби). Позднее в 1950-е годы в Европе оформился ташизм ("бесформенное искусство"), ратующий за "чистый психический автоматизм" (П. Сулаж, Ж. Базен).

ВОРТИЦИЗМ

Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь - vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!