Теория культуры. Понятия: «Культурная динамика», «Культурный кризис»



Понятие культура.

 Понятие культуры впервые употребили древние греки в качестве антипода "варварству". Греки времен античности называли себя эллинами, людьми эллинской культуры, вкладывая в это особый смысл: уровень знания, определенные традиции во всем (в том числе и в быту), способ жизни. "Варвары" же, по их представлению, это люди, не обладающие известными навыками в хозяйственно-экономической жизни, невежественные люди, не умеющие себя держать в обществе и т. п.

Как свидетельствует наука, культура не универсальна, она не была свойственна примитивному обществу и появилась впервые на той стадии развития, когда сообщества научились вступать друг с другом в сложные отношения, отличные от состояния войны.

Несомненно, есть целый ряд явлений, стоящих за пределами культуры, их можно отнести к антиподам культуры. К антиподам культуры относится, прежде всего, война. Война — наиболее примитивное состояние человеческого общения. Культура, мир — это созидание. Любой мир требует много усилий, целенаправленной деятельности (политической, дипломатической, нравственно-религиозной), одним словом — культуры. Война, насилие, преступное действие все это несет разрушение. Созидание и pазрушение – противоположные сферы человеческой деятельности.

Созидание – и есть культура. Разрушение - антикультура. Антикультура сводит на «нет» все усилия культуры. Иногда она может принимать массовые формы и осуществляться от имени государства, правящей партии ("культурная революция" в Китае, фашизм в Германии, движение "красных кхмеров" в Кампучии, "пролетарская культура" в СССР). Русский философ С. Франк писал о пролетарской революции 1917 г., что пришел "внутренний варвар" (возможно, сопоставляя с нашествием варварства на эллинов во времена древнегреческой цивилизации). Антикультура — явление не просто противоположное культуре, а губительное для нее. Она способна привести к необратимым последствиям, в результате которых культура может погибнуть там, где она существовала в расцвете.

Культура — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

 

Предмет культурология. Структура.

 Культурология – система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.

 Структура культуры

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного – культуру принято подразделять на материальную и духовную.

* Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

* Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности – духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д. Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:

— хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);

—правовая культура (специализированная —право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);

—политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

— философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);

— научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

— религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика; обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

— художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:

— культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);

—культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);

— информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легенды и т. п.);

— культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности;

г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:

— сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);

—культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.);

— культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.);

— культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);

— культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).

Теория культуры. Понятия: «Культурная динамика», «Культурный кризис»

 Теория культуры изучает также составные элементы культуры, культурные формы. К ним относится нравственная культура и нравственный выбор, нравственные приоритеты и идеалы культуры. А также: эстетическая культура и эстетические ценности культуры; политическая и правовая культура, цели и средства в истории культуры; национальная, религиозная, социально-классовая культура и ее ценности; культура общения и этикет; культура философская, мировоззренческая.

Все эти культурные компоненты, формы являются предметом изучения морфологии культуры.

Теория культуры занимается также научным прогнозированием, в ее учениях содержатся ценные суждения о будущем интеллектуальной культуры, о перспективах человеческой цивилизации.

Основные проблемы дисциплины:

* культура и образование

* культура как научное понятие

* уровни, виды, типы, функции культуры

* классификация и типологизация культур

* морфология культуры

* культурологические концепции, школы и направления

* культура и цивилизация

* культура и история

* культура и мораль

* культура и контркультура

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА —изменения, происходящие в культуре под воздействием внешних и внутренних сил.

Культурная динамика — это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер.

Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом.

В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную.

Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость-> варварство-> цивилизацию.

Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации общества и человека.

В рамках многолинейной эволюционной модели признаётся множественность путей социокультурного развития, отказ от всеобщих законов эволюции.

Основное внимание уделено изучению и обобщению эмпирических данных, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов.

Основное внимание уделено изучению проблем культурной адаптации.

Концепции линейного развития культуры противопоставляется идея цикла — обобщённого представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада.

Каждая культура, с точки зрения этого подхода, проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу.

 

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ—понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми её институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни.

Это особенно характерно для рубежа XIX-XX вв., когда на судьбе культуры сказывается столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью: растут пренебрежение и цинизм к этическим нормам культурного человека, усиливаются озлобленность, нигилизм, забывается элементарная вежливость. Обостряется тревога за завтрашний день, множатся мрачные сценарии и прогнозы; распространяется эстетическая всеядность.

В ситуации системного кризиса особо актуализируется вопрос о значении культуры, духовности, норм нравственности и их безопасности.

Безопасность культуры, в широком смысле, предполагает защиту граждан страны от насильственных духовно-нравственных потрясений, столкновений и разрушений.

На передний план выходит проблема тесной взаимосвязи культуры, науки, образования, воспитания, искусства, религии и их влияния на человека.

 

Морфология культуры.

Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением - специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п. В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры.

Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.

Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.

Плавной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. Религия оперирует в основном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство - сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Исторически религия развивалась от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Религия устанавливает градации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот, греховность и падшесть, а потому важным становится требование постоянного морального совершенствования человека.

Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. В искусстве человек, прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство не есть отражение жизни, но ее преображение. Это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.

Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рационалистических методов. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Наука лишена оценочного, субъективного начала, опираясь, прежде всего, на объективное знание. В отличие от остальных форм культуры наука развивается, исходя из принципа прогресса, что на современном этапе приводит к постепенному переходу науки из сферы культуры в сферу цивилизации.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ:

1. Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

2. Народная культура

В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

3. Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

4. Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

5. Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

 

Многообразие культуры

Миграция из других стран всегда была весомой для роста населения Канады. Канада приняла более 11 миллионов иммигрантов с 1867 года, а 5 миллионов прибыло после второй мировой войны.

В прошлом Великобритания и Западная Европа были основными источниками иммиграции. Но с недавнего времени, после уменьшения количества заявлений от европейцев, увеличилось число выходцев из Азии, стран Карибского бассейна и США.

В 1981 году 31,3% населения составляли этнические группы, отличные от англичан и французов.

В 1986 году – уже 37,5%.

Среди крупнейших групп находятся : немцы, итальянцы, украинцы, датчане, скандинавы, поляки, североамериканские индейцы, китайцы, евреи, африканцы, выходцы из стран Карибского бассейна, венгры, греки, югославы, испанцы, филиппинцы и русские.

Одна из особенностей развития культуры – это обучение с использованием игр, дискуссий, фильмов и экскурсий, которые помогают обучающимся понять и оценить другие культуры.

Языки, как правило, изучают вне школы, где все это происходит без школьной зубрежки.

Многие этнокультурные группы также предлагают языковые курсы и обучающие программы. Более 125 тысяч человек посещают более 700 курсов благодаря поддержке правительства и культурных общин.

Кроме того, правительство разработало программы, способствующие изучению этнической истории и документальных источников, развитию мультикультурных курсов. Имеются планы открытия соответствующих кафедр в канадских университетах.

Искусство и культура Канады так же разнообразны, как и климат. В Британской Колумбии искусство разнообразно: от искусства аборигенов до отличных рисунков Эмили Карр. Провинция Квебек насыщена французской архитектурой 18 и 19 веков в виде соборов, замков и жилых домов. Английская культура основана на почтении к монархии. Прерии демонстрируют влияние украинской культуры на способы ведения фермерских хозяйств.

Культура иммигрантов, возможно, лучше видна в таких районах, как Греческий город и Маленькая Италия в Торонто или Чайна-таун , оказавшись в Чайна-тауне, чувствуешь себя действительно в Азии.

 

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ

       —физические объекты, созданные руками человека (артефакты).

Для артефактов характерно то, что они имеют соответствующее символическое значение, выполняют определённую функцию и представляют ценность для коллектива или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, украшения).

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию условий человеческого существования.

Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения её воздействия на развитие человека.

 

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ

         —сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества; это продукт творческой работы духа над природными условиями» (Н. Бердяев).

Духовная культура представляет собой: во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учёных, писателей, законодателей и т. д.) и, во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т. е. духовные ценности, научные результаты, книги, картины, законы, обычаи и т. д.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т. д.

Духовную культуру образуют нормы, правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык.

Она является результатом деятельности людей, но творения не рук, а разума. Нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.

Любой объект нематериальной культуры имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия - посредством рукопожатия или произношения слов.

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истина — добро — красота.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

— этизм, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

 

Формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

 

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

     —понятие, которым обозначаются религии, имеющие наднациональный характер.

По количеству последователей традиционно выделяют три мировые религии — христианство (около 1,4 млрд. человек), ислам (более 900 млн. человек) и буддизм (около 700 млн. человек), по степени распространения к мировым религиям, наряду с перечисленными выше, относят иудаизм; кроме того, в последнее время на статус мировой религии претендует и бахаизм.

 

Христианство

1. Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)

2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)

3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.

4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании

5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.

6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю      

 7. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире

 8. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом.

 

Ислам

1. Всевышний один.

2. Мухаммад - пророк, посланный Всевышним.

3. Судьба каждого мусульманина решена на небесах.

4. Вера в рай и ад.

5. Признание священной книги Коран.

Каждый мусульманин, если он здоров, не имеет долгов и имеет достаточно средств для путешествия, хотя бы один раз в жизни должен выполнить Хадж - паломничество в Мекку к мечети Аль-Харам, где находится святилище Кааба. Это одна из основных пяти обязанностей мусульман. Четыре других - исповедание веры, молитва, пост и деяние в пользу бедных. Каждый мусульманин должен молиться пять раз на день, держать пост в месяц Рамадан (днем воздерживаться от еды и не пить).

 

Буддизм

После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»[4]. Но все они базируются на следующих доктринах[4]:

1. Четыре Благородные Истины,

2. учение о причинно-зависимом происхождении и карме,

3. доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)

3. доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),

4. буддийская космология.

Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако трактовки их могут быть весьма различными.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!