Естествознание в эпоху нового времени:



Для Европы эпоха Нового времени занимает полтора века от начала английской буржуазной революции (1640 г.) до начала французской буржуазной революции (1789 г.) Прежде всего, Новое время – это время великих открытий Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики.Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Левенгук, внесли важный вклад во многие разделы биологии (открытие большого и малого круга кровообращения, микроскопического строения ряда тканей и органов, эритроцитов в крови).Открытия Галилея (1564-1642 гг.) и Кеплера (1571-1630 гг.) создали новую механику и новую астрономию. Исаак Ньютон (1642-1727 гг.) обосновал новую картину мира математически, сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, создал основы небесной механики. В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Воззрения Бэкона, Гоббса и Локка в Англии, Декарта и Гассенди во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение для человечества. Утверждался материализм, формировались передовые общественные идеи. В данный период времени происходит великий культурный и научный переворот, возникает новая цивилизация, новая система отношений, коренным образом изменилось обыденное мышление людей, а также во многом определилось будущее развитие общества и всего мира в целом. Для естествознания Нового времени основной характеристикой является фундаментальное обновление самого метода научного познания. Развернувшаяся в начале 17 в. научная революция заложила основы опытного знания. Средневековая концепция естествознания не требовала эмпирического (чувственного) подтверждения. Пришедшая ей на смену опытная наука основывалась на методах точного исследования, измерения, взвешивания, а результаты исследований излагались математическими методами.

 

47. Редукционизм и холизм:

 Редукционизм (лат. reductio уменьшение) определяется как господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов. Редукционизм в науке – это стремление описать более сложные явления языком науки, описывающей менее сложные явления или класс явлений (например, сведение биологии к механике и т.п.). Разновидностью редукционизма является физикализм – попытка объяснения всего многообразия мира на языке физики. Редукционизм неизбежен при анализе сложных объектов и явлений. Однако здесь надо хорошо осознать следующее. Нельзя рассматривать жизнедеятельность организма, сводя все к физике или химии. Но важно знать, что законы физики и химии справедливы и должны выполняться и для биологических объектов. Нельзя рассматривать поведение человека в обществе только как биологического существа, на важно знать, что корни многих человеческих действий лежат в глубоком доисторическом прошлом и являются результатом работы генетических программ, унаследованных от животных предков. В настоящее время достигнуто понимание необходимости целостного, холистического (англ. whole целый) взгляда на мир. Холизм, или интегратизм можно рассматривать как противоположность редукционизма, как присущее современной науке стремление создать действительно обобщенное, интегрированное знание о природе.

Фундаментальные и прикладные науки:

Прикладные науки имеют своей целью осуществление практического применения добытого знания. Проблемы, возникающие внутри самой науки, называются фундаментальными. Таким образом, фундаментальная наука направлена на получение самого знания о мире как такового. Собственно, именно фундаментальные исследования направлены в той или иной мере на решение мировых загадок. Не следует, слово «фундаментальный» смешивать здесь со словом «большой», «важный». Прикладное исследование может иметь очень большое значение как для практической деятельности, так и для самой науки, в то время как фундаментальное исследование может оказаться пустяковым. Здесь очень важно предвидеть, какое значение результаты фундаментального исследования могут иметь в будущем. Так еще в середине 19-го века исследования по электромагнетизму (фундаментальные исследования) считались весьма интересными, но не имеющими никакого практического значения.

49. Причины отрицательного отношения к современной науке и технологиям:

Часто можно услышать, что техника и точные науки отрицательно влияют на мораль. Можно услышать, что открытие атомной энергии и выход человека в космос - преждевременны. Утверждают, будто технология сама по себе ведет к деградации культуры, наносит ущерб творчеству. В наши дни успехи биологии породили бурные дискуссии о допустимости исследовательских работ по клонированию высших животных и человека, в которых проблема науки и технологии рассматривается с точки зрения этики и религиозной морали. Известный писатель и философ С. Лем в своей книге «Сумма технологии» опровергает эти взгляды: «технология дает средства и орудия; хороший или дурной способ их употребления - это наша заслуга или наша вина".Так, экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не столько научно-техническим прогрессом, сколько недостаточным распространением в обществе научных знаний и культуры в общем смысле этого слова. Поэтому сейчас много внимания уделяется гуманитарному образованию, гуманизации общества. Для человека одинаково важны и современные знания, и соответствующие им ответственность и мораль. С другой стороны, влияние науки на все сферы жизни стремительно растет. В то же время уровень естественнонаучного образования большинства людей остается невысоким. Плохо или неверно усвоенная научная информация делает людей восприимчивыми к антинаучным идеям, мистике, суевериям. Но современному уровню цивилизации может соответствовать только "«человек культуры", причем здесь имеется в виду культура единая: как гуманитарная, так и естественнонаучная.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!