Бхакти Вишрамбха Мадхава Махарадж 7 страница



В тот же день я поняла, что уже не выдерживаю такого напряжения, двухнедельной медитации на эту ситуацию и бессонных ночей с мыслями о Ништхе. Я призналась в этом матаджи Нилакантхе Прие. Она взяла инициативу на себя. Приношу свои низкие поклоны всем матаджи, которые своим мужеством и чистотой смогли помочь Ништхе в последние дни, и их мужьям, которые их поддержали. Они дежурили круглосуточно. В больнице они напоили бабушек, лежащих там, водой из святых рек.

16‑го февраля Ништха целый день была без сознания. Её состояние ухудшалось на глазах. Сложность заключается в том, что медперсоналу и, особенно, врачам, невозможно было объяснить, что ей необходимо слушать маха‑мантру в тот момент, когда она будет оставлять тело. Когда дежурный врач увидела, что Ништха лежит с наушниками, то приказала в категорической форме убрать плеер. У нас возникли огромные сомнения в том, что в нужный момент нам позволят оказать ей самую важную для неё помощь.

Преданные молились за матаджи Ништху, чтобы Кришна не оставил её и находился с ней в форме Святого Имени в тот момент, когда она будет оставлять тело. Матаджи Нилакантха Прия и Махабхава написали письмо Гуру Махараджу с просьбой помочь Ништхе...

По милости Кришны обстоятельства полностью изменились. Медперсонал предоставил ей возможность спокойно уйти и не вмешивался в процесс.

Матаджи Ништха оставила тело при благоприятных обстоятельствах 18‑го февраля в 2:15. Она была в коме двое суток, но способность слышать у неё сохранилась. И мы в этом убедились – она реагировала на громкость звука в наушниках.

На протяжении четырёх часов до ухода, во время и по истечении 15 минут после ухода она слышала маха‑мантру Шрилы Прабхупады. И мы с Надей, находясь возле её кровати, повторяли вслух Святое Имя на протяжении всего времени. На голове у Ништхи лежала гирлянда от божеств, во рту – листик Туласи, пересохшие губы постоянно смачивались водой из святых рек. В момент оставления тела его окропили водой. Так оставила тело матаджи Ништха.

Махабхава деви даси

 

Я никогда не была знакома с матаджи Ништхой и видела ее только один раз в жизни – в день ее ухода из этого мира. О ней я узнала за полторы недели до этого на нама‑хатте от Дояла Чайтаньи прабху.

Он рассказал нам, в каких неблагоприятных условиях находилась матаджи Ништха до больницы, о том, как преданные изо всех сил стараются ей помочь духовно и материально. Также он вдохновлял и нас оказать какую‑то посильную помощь ей.

Около пяти часов вечера 17‑го февраля я созвонились с Махабхавой деви даси. Она была очень сильно обеспокоена тем, что на эту ночь матаджи Нилаканте Прие не удалось найти никого из преданных, а матаджи Ништха, вероятнее всего, как раз в эту ночь и оставит тело. Она очень переживала по этому поводу. Тогда мы попросили наших мужей отпустить нас вместе.

Мы приехали около девяти вечера, обстановка была достаточно тихой и спокойной. Мы стали повторять мантру. В своей жизни я впервые оказалась в такой обстановке, как эта больница. Как сказала Махабхава деви даси, это было подобно очереди к Ямараджу. Койка матаджи Ништхи стояла в коридоре, кроме нее там находилось еще очень много больных. Кто‑то просто долечивался, но были и такие, кому осталось совсем мало. Это были в основном бабушки. Лица всех их были искажены от боли и страданий, некоторые постоянно стонали и звали на помощь. Было видно, что эти старики сейчас просто никому не нужны. Это поколение, которое строило коммунизм, свято веря в то, что Бога нет, и вот сейчас можно было видеть итог их жизни: несчастье, одиночество и панический страх перед тем, что будет дальше...

Матаджи Махабхава рассказала о том, как оставлял тело Его Святейшество Шридхара Свами, о том, что настроение у нас не должно быть плохим. Я не знала, какой может быть моя реакция на смерть, поэтому постаралась хорошо настроиться и хотя бы теоретически помнить о том, что это душа, которая скоро может оставить свое тело, что после этого ей станет гораздо легче, что она получит другое тело, чтобы продолжать заниматься преданным служением.

Матаджи Ништха жила вместе с сыном и матерью, но было видно, что, к сожалению, никому из них нет дела до неё, хотя в свое время у них были какие‑то теплые отношения. Эта ситуация показала, кто является нашей настоящей семьей. Если бы Гуру Махарадж не молился за неё, а старшие преданные не проявили свою искреннюю заботу о ней, непонятно, как она оставила бы этот мир.

К счастью, в тот день все обстоятельства благоприятствовали спокойному уходу матаджи Ништхи под громкие звуки мантры Шрилы Прабхупады. Врачи уже не обращали внимание на то, что она с плеером, а на голове у нее лежит гирлянда от Божеств. После того, как все произошло, мы еще некоторое время воспевали Святое Имя, потом окропили тело водами из святых рек. На наших глазах завершилась земная жизнь этой вайшнави...

Было видно, что развитие событий вокруг матаджи Ништхи явилось следствием молитв Гуру Махараджа. Также в этой ситуации мне открылись замечательные возвышенные качества Вишнураты прабху и матаджи Дхвани, Нилаканты Прии, Махабхавы и Анубхавы. Харе Кришна.

Ваша слуга Надежда Фролова

 

Таинство

 

При жизни мама была справедливым, принципиальным человеком, любящей матерью и женой. К старости мама сильно заболела, и мне приходилось ухаживать за ней и днем, и ночью.

Однажды, увидев в моей руке мешочек с четками, мама поинтересовалась: что это? Очень сокровенно я рассказала ей о Кришне. Слушала она с большим вниманием и все расспрашивала, пока не устала. Я написала на листе бумаги мантру, и мама начала ее читать, сначала с моей помощью, потом и самостоятельно. Иногда язык не повиновался ей, а руки с трудом держали лист, но она читала. И как! Это было как таинство. Мама очень тщательно готовилась, чтобы начать повторение мантры и установить дыхание. Никто ее этому не учил. Она просила не торопить ее. Потом читала маха‑мантру и звала Кришну, как ребенок зовет свою мать – любяще, просяще. Я училась у мамы и думала: «Какая же любовь к Богу живет в ее сердце, если будучи совершенно больной и беспомощной, она с такой верой и силой повторяет мантру!»

К сожалению, меня не было рядом с мамой в последние минуты ее жизни, но хочется думать, что ее усилия были не напрасны.

Людмила Зюзина

 

Нама Чинтамани Кришна

 

 

Моя мама была ярким представителем «медицинского материализма». Она была против всякой религии и, в особенности, против сознания Кришны. В разные моменты ее жизни эти ее сопротивление и протест принимали разные формы и проявлялись с разной интенсивностью, и мне не удавалось ее переубедить. Тем более, что у нее был надежный союзник в лице моего отчима.

Он был ярким представителем советской технической интеллигенции. «Для души» ему вполне хватало классической музыки и поэзии. Он даже старался оберегать маму от моего «тлетворного влияния». Он не разрешал ей есть прасад. Когда мама ложилась в больницу на последнюю в своей жизни операцию, мы их отвозили туда на машине пресс‑центра, и наш водитель передал ей Бхагавад‑гиту. Но отчим книгу изъял. Понятно, что я старался у них не бывать. Там всегда можно было услышать какие‑нибудь оскорбления в адрес Кришны и преданных. Я, как правило, ограничивался телефонными звонками, и то иной раз приходилось обрывать разговор.

Вскоре после последней операции у матери был обнаружен рак легких, и однажды она позвонила мне в пресс‑центр и сказала: «Я умираю. Хочу проститься». Перед этим у нее дома побывал любимый внук – мой старший сын (несколько последних лет он живет в Лондоне, учится и работает там, а в Москву приезжает раз в год на неделю). Потом он позвонил мне: «Тебе, наверное, тоже надо к ней приехать. Только ты не проповедуй. Дай ей спокойно умереть».

Но когда она сама мне позвонила, я почему‑то забыл наставление мудрого сына и сразу выпалил – к собственному удивлению: «Надо повторять Харе Кришна!» Она тоже оторопела и спросила: «То есть как: повторять?» Я ответил: «Просто повторять. Хотя бы в уме». На этом разговор наш закончился, а через несколько дней я к ней приехал. Она уже практически не двигалась, только двигала головой и могла сама взять поильник, чтобы попить – но не более того. Я с ней говорил, но на этот раз уже помня наставление мудрого сына. Говорили мы о нем, так как он – любимый внук, и эта тема для нее была неисчерпаемой. Мы поговорили о том, как он живет в Лондоне, какой он гений, как все ему удается.

И вдруг посреди разговора, без всякой связи с темой, она мне сказала: «Ты знаешь, а я ведь повторяю! Только про себя, чтоб он не услышал», она кивнула в сторону отчима, который находился в соседней комнате. В конце разговора она меня удивила еще раз. Для «медицинского материализма» характерна уверенность, что мы сами все можем – это вопрос только нашей квалификации, нашей сноровки, нашего умения. И таковы были ее убеждения всегда. Но в конце этой нашей беседы она стала мне рассказывать, как ее мучат боли: «Хорошо бы просто заснуть и не проснуться! Почему надо так мучаться?» На что я смог сказать только: «Ну, не все в нашей власти». И она совершенно неожиданно ответила: «Да ничего нет в нашей власти!» Такая мысль могла у нее возникнуть только по милости Святого Имени, Которое она стала повторять в эти последние дни своей жизни. И даже так получилось, что нама чинтамани Кришна – Святое Имя, исполняющее все желания, – исполнило даже последнее желание моей матери: она, действительно, в очередной раз заснула и не проснулась.

Кршнананда дас

 

Я Гуру Махараджа не подведу

 

В последний месяц, когда я узнал, что Навадвипа Лила находится в критическом состоянии, то заезжал к ней каждый день. Мне не хотелось повторять ошибку, совершенную в прошлом – безразличие к смерти своего отца.

Я очень хотел поступить правильно, как говорил Шрила Прабхупада, и получить урок, который давала Навадвипа Лила деви даси.

Пока ее состояние было нормальным, она старалась сама соблюдать чистоту, строго следовать садхане, с утра читать джапу. Она жила одна, и дети приходили к ней каждый день. Они не были преданными, не повторяли мантру, но относились с большим пониманием к ней и к нам, зная, зачем мы приходим. И это результат ее правильного, без фанатизма, отношения к своим близким. Последние две недели Навадвипа Лила почти ничего не ела, только сок и чуть‑чуть жидкой каши. Она отказалась от обезболивающих наркотиков. Из больницы ее выписали, сказав, чтобы пришла через полгода, хотя было видно, что она столько не проживёт.

Преданные постоянно приходили к ней в гости, помогали, сочувствовали, спрашивали о состоянии здоровья, звонили, и она каждому старалась уделить внимание и дать то, что человек хочет услышать. В конце всех разговоров она садилась на кровать и говорила: «Как много праджалпы, и как мало говорим о Кришне». Часто она делилась своими впечатлениями, как пытается сконцентрироваться на Святом Имени. В последние несколько дней у нее уже не оставалось сил читать джапу, голос слабел, и максимум, на что она была способна – это 5‑6 кругов. Губы пересыхали, трудно было глотать, ее руки слабели и не могли держать книги. Преданные сами читали ей книги, и она старалась внимательно слушать. Киртан и бхаджаны постоянно звучали в комнате.

Ее тело на глазах высыхало. С каждым днем кожа все туже обтягивала кости, она двигалась, как привидение. Она была настолько скромна, что не хотела никого обременять, и время от времени убеждала преданных, что может быть одна. Но преданные старались ее поддерживать, пели киртан, читали джапу, книги: «Источник вечного наслаждения», Шримад‑Бхагаватам.

В последние три дня Навадвипа Лила была как растение. Глаза были полны тумана, и говорила она с большим трудом. Теперь она вообще ничего не пила и не ела. Болезнь брала свое. У нее был рак груди, и болезнь давно прогрессировала. Каждый вздох приносил ей невыносимую боль, в легких скапливалась жидкость, и врачи перестали ее откачивать. Все это она терпеливо переносила. Родственники очень переживали, пытаясь облегчить страдания ее тела, в эти минуты создавалась суматоха. Преданные умоляли ее не обращать внимание ни на что, а концентрировать сознание на Гуру и Святом Имени.

Ее Гуру – Бхакти Чайтанйа Свами. Только благодаря его благословению она смогла поехать в Святую Дхаму и выдержать там все аскезы. Она часто вспоминала эту свою поездку весной в Индию на Гаура‑Пурниму, восход солнца в Джаганнатха Пури. Эти впечатления перебивали боль и окружающую суету.

В таком состоянии проходили последние два дня. Иногда она находила в себе силы и вставала, ничего не говоря, а просто перемещаясь по квартире. Ночью с ней находились родственники, она очень любила своих детей. В тот день у всех было предчувствие. Не сговариваясь, вечером приехало много преданных. С этого момента решили постоянно быть с ней. Ее губы пересыхали, и преданные постоянно смачивали их чаранамритой, в комнате курились благовония, кто‑то читал книги. Ближе к вечеру преданные стали петь киртан без остановки, сменяя друг друга. Так случилось, что все родственники тоже собрались в этот день. Они сказали: «Вы делайте свое дело, а мы будем вам помогать». В последние часы Навадвипа Лила лежала с искаженным от боли лицом, как призрак.

В девять тридцать вечера киртан усилился, и ее лицо вдруг просветлело, глаза стали ясными‑ясными. Она очень спокойно вздохнула, призрачность ее тела куда‑то исчезла, с лица ушло выражение боли. Ребята вели киртан без остановки, и Навадвипа Лила деви даси сделала свой последний выдох. Мы влили ей в рот чаранамриты, положили листик Туласи. Тело окропили водой из Ганги, посыпали пылью Вриндавана, под голову положили гирлянду от наших Божеств. Зажгли маха‑благовония, чакрыли все зеркала и начали читать девятую главу Бхагават‑гиты. Читали до двух часов ночи, пока тело не забрала спецслужба. Родственники находились в этой же комнате все время.

На следующее утро приехали преданные, поставили маха‑прасад от Божеств перед ее фотографией. Тело Навадвипы Лилы было кремировано родственниками по ее последней просьбе.

Надеюсь, что я почерпнул из этого много. Я понял, что только в критической ситуации мы можем действовать вместе и сотрудничать по‑настоящему. Я понял, что ценю мало что в жизни, а она делала все, как учил Шрила Прабхупада и ее Гурудев. И когда ее спрашивали о чем она думает, она кивала головой и шептала: «Все в порядке, не беспокойтесь, я помню о Кришне». Она сражалась.

Это был первый случай в Красноярске, когда преданная оставляла тело, а другие преданные были рядом с ней. Мы очень боялись сделать что‑либо не так. Мы поняли, как нужны друг другу и как важна забота о каждом. Наверное, мы до конца не осознали, какой опыт получили. Большое спасибо Навадвипе Лиле деви даси за этот урок.

Ваш слуга Сергей Давыдович

 

Я была у матаджи Навадвипы Лилы за три дня до смерти. Когда мы позвонили, она очень долго не открывала двери, а когда отрыла, я ее даже не узнала. Она постарела лет на двадцать, и я сразу увидела, что смерть стоит у нее за спиной.

В комнате было очень спокойно, играл диск с фестиваля. Когда мы стали беседовать, матаджи Навадвипа Лила очень спокойно говорила, что это последний экзамен, к которому она должна быть готова. Моя первая реакция в подобных ситуациях – это страх, но с ней мне было спокойно. Мы говорили о духовном мире, она пыталась на этом сконцентрироваться и говорила, что Гуру благословил ее. Мы договорились, что еще раз приедем.

Удивительно: когда мы вышли, у меня на сердце было тепло, спокойно и тихо. Мне не было страшно за нее.

Гопа Мохини деви даси

 

Однажды матаджи Навадвипа Лила позвонила в храм и сказала, что ее состояние резко ухудшилось. Все знали, что жить ей оставалось немного. Но не думали, что все произойдет так быстро.

Примерно за две недели до смерти мы приезжали к ней, и она была уже очень плоха. Но еще ходила и готовила. По всему было заметно, что она готовилась уйти. Как только мы вошли, она сразу рассказала нам, что к ней во сне пришел Кришна. Она просила Его забрать ее к Себе, говорила, что Он – единственный, кому она служит, но Он ответил: «Еще рано, ты еще не сделала все служение». На что Атмарама прабху сказал: «Помогите нам: покажите, как уйти к Богу, а мы, служа Вам, поможем Вам». Она поняла, что, действительно, именно это служение – то, чего ждет от нее Кришна.

31 августа, накануне Радхаштами, мы приехали к матаджи Навадвипе Лиле, чтобы пригласить ее на праздник. 1 сентября (за неделю до ухода) ее привезли в храм. Она очень изменилась. Она давала общение всем, кто хотел, но таковых, странно, было немного. Побыв минут 15, она уехала, так как плохо себя почувствовала.

8 сентября (в день ее ухода) утром мы узнали, что ей стало совсем плохо. Мы с Атмарамой прабху поехали к ней. Это было примерно в 12 часов дня.

Она лежала, глаза ее были закрыты. Она слабо улыбнулась, поприветствовав нас. Но, заметив Атмараму прабху, она засияла и попыталась даже встать, но подняться, конечно, не было сил. За день до этого у нее были сильные приступы боли. Она кричала, и родственникам пришлось ставить ей обезболивающий укол.

Побыв немного, мы уехали. А вечером этого дня, в 21.15, Навадвипа Лила деви даси ушла.

Удивительно, но в то самое время, когда Навадвипа Лила оставляла тело, одна матаджи, обладающая некоторым видением, узнав о состоянии матаджи Навадвипы Лилы, сосредоточилась на ней и стала чувствовать то, что она переживает. Она сказала, что Навадвипу Лилу обуял сильный, очень сильный страх. Но затем она будто увидела яркий свет: появился Кришна с флейтой, который потом принял форму Гопала – тогда только Навадвипа Лила успокоилась.

А в это время Навадвипа Лила деви даси, действительно, оставляла тело. Безумные глаза и учащенное дыхание. И вдруг – резкая остановка дыхания. Преданные положили ей в рот листок Туласи. Потом она еще раз вздохнула, распахнув глаза, они были такими чистыми и ясными.

Преданные устроили бешеный киртан ! Все ее родственники были тут же, но они не мешали преданным делать все необходимое – такие она установила с ними отношения.

Нет никаких сомнений в том, что она ушла в духовный мир! Она просто верила Кришне, что Он поможет ей.

На протяжении последних двух недель перед ее уходом преданные навещали ее, читали ей книги, включали лекции. Чувствовалось, что шла борьба, и она порой судорожно сжимала руки. Последнее время она уже не могла читать вслух джапу, не могла произнести ни слова. Поэтому повторяла мантру в уме.

Ее тело представляло собой лишь кости, обтянутые кожей, а ее вес на момент смерти был килограммов 15.

Шридам дас (пуджари)

 

Я была у матаджи Навадвипы Лилы несколько раз перед ее уходом. Последние 3 – 4 дня она совсем ничего не ела. Она отказалась от таблеток, которые влияли на мозг. Но те, которые она принимала, иссушали ее организм.

А поскольку она совсем не пила жидкостей, тело ее совсем высохло. Атмосфера в комнате, где она лежала все это время, была очень тяжелая. Ей было очень‑очень тяжело. Она не могла читать, не могла сосредоточиться на аудио‑лекциях, не могла ни слова произнести из мантры, не могла спать – ей было очень нелегко. При этом она находилась в постоянной тревоге, не находила себе места. Это было совсем не просто! Она боролась. Но за несколько минут до ее ухода атмосфера в комнате изменилась (как говорили преданные, которые там присутствовали). Просветлело. Когда слышишь, что где‑то преданные оставляют тело и уходят в духовный мир, то это кажется вполне понятным, а когда это происходит непосредственно вблизи тебя – то даже как‑то не верится.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!