Философия – основа психологии



 

Как живое существо попадает в этот мир

 

Сейчас мы рассмотрим очень важный материал: о том, как джива (санскр. – «душа, живое существо») попадает в этот материальный мир и как она в нем запутывается.

Почему мы рассматриваем эту тему – гуны, в том числе и с точки зрения психологии? Потому что, если вы разберетесь в ней, вы очень сильно вырастете как личность, во всех отношениях. Сейчас основная проблема нашей цивилизации заключается в том, что две гунны, Раджас и Тамас, основательно проникли в сознание людей. Поэтому часто бывает так, что с человеком не имеет смысла работать, пока он не очистится. Эта таблица ясно показывает, как джива (живое существо) попадает в этот мир.

 

 

Академик Вернадский называл Махат (Махаттатву) – ноосферой.

Мы – часть Бога, единая с Ним духовная субстанция. Живое существо изначально находилось в духовном мире (в христианстве – Царство Божье). Это мир, не имеющий никакого отношения к материальному, в нем все ощущают единение с Богом и полны вечности, знания и блаженства, но живое существо по определенным причинам (сейчас мы не будем затрагивать эти теософские моменты) попадает в некий «компот» материальной энергии. Это махататтва – великая материальная энергия, которая состоит из трех гун материальной природы.

Когда душа приходит из духовного мира, ее первые рождения несут в себе энергетику трансцендентного мира.

Но в какой бы части материального мира мы ни рождались, у нас есть тело, мы начинаем общаться с другими, и происходит третий шаг – отождествление себя с окружением: «Сейчас я нахожусь в этом мире. Я – такой‑то, я йог, я мудрец, я большой / маленький, я отношусь к такому‑то роду и племени, а у других такие‑то качества». То есть мы начинаем отождествлять себя с материей, гуны взаимодействуют с нашим разумом, и появляется обусловленность.

 

Деградация разума

 

На первом этапе разум понимает, что душа вечна, что нужно жить любовью к Богу и т. д. Но впоследствии разум немного оскверняется, и появляется ложное эго (аханкара). При его появлении мы начинаем отождествлять себя с тем, чем на самом деле не являемся: с телом, с тонким телом, с разумом и умом.

В первую очередь происходит отождествление с чувствами и умом. И несмотря на то что ум изначально в благости, он оскверняется страстью и начинает строить планы наслаждения. Его захлестывает страсть, он теряет контроль над чувствами и попадает под их влияние. Он начинает заниматься материальной деятельностью, хотя видит, что это не дает ему удовлетворения. Изначально саттвичный, благостный ум становится страстным. Например, если вы занимаетесь медитацией и ни к чему не привязаны, то ум находится в спокойствии и наслаждении. Но когда на вас влияет энергия аханкары (ложного эго) – ум становится страстным.

В этом мире всегда есть кто‑то выше вас, кто‑то ниже вас. Например, у вашего соседа дом лучше, чем у вас, и вы тоже начинаете хотеть дом не хуже, чем у него. Такой страстный ум обретает большую силу. Разум попадает к нему в подчинение, становится слугой, рабом ума, а главное желание ума – удовлетворить чувства. И тогда разум начинает искать способы их удовлетворения. Если разум у человека развит, он может запланировать себе очень разнообразные чувственные наслаждения. В нынешнем обществе создано очень много возможностей для наслаждения чувств.

Гуны (в основном страсть и невежество) влияют на ум и разум с помощью объектов чувств – и ум начинает буквально бесноваться – потому что чувственные наслаждения не могут сделать его полностью удовлетворенным. Из‑за них он становится еще более беспокойным. Видели ли вы человека, который умиротворенно шел бы по какому‑нибудь мегаполису, например, по Нью‑Йорку или по центральным улицам Москвы? Там такая энергия, что, попав туда, вы, даже помимо своей воли, через некоторое время тоже начнете бежать, даже если сначала просто спокойно шли. В городе практически нет Саттвы, есть лишь невежество и страсть. Гуна благости – это природа, горы.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!