Разница между чудом и караматом



Чудеса отличаются от караматов тем, что они связаны с притязанием на пророчество, тогда как караматы показывают люди, которые не имеют претензий на пророчество. Напротив, они получают карамат благодаря тому, что следуют путем Пророка, ε, и верно соблюдают его законы. Таким образом, чудеса показывают пророки, а караматы – Божьи угодники, хотя и те, и другие явления бывают необычными, сверхъестественными.

Некоторые из ученых считали, что караматы Божьих угодников фактически тоже относятся к чудесам пророков, потому что угодник получает карамат только благодаря тому, что он следует путем Божьего посланника. И поэтому любой карамат угодников можно отнести к чудесам Божьего посланника, руководствуясь законами которого они поклоняются Аллаху.

Таким образом, чудесами называются все сверхъестественные деяния пророков, а караматами – все сверхъестественные действия Божьих угодников. Эти два термина отсутствуют в Коране и Сунне, однако со временем богословы ввели эти понятия в мусульманскую терминологию, несмотря на то, что оба они указывают на истину, которая содержится в священных текстах.

 

Предписание относительно веры в чудеса и караматы

Вера в чудеса пророков и караматы угодников относится к основным положениям мусульманской веры и подтверждается текстами Корана и Сунны, а также объективной действительностью. Поэтому каждый мусульманин обязан верить в подлинность этих явлений и считать их истинными. Если же кто-либо опровергает это или отрицает что-либо из этого, то он фактически отвергает священные тексты и не соглашается с действительностью. Все это является серьезным отклонением от воззрений, которые исповедовали мусульманские имамы и ученые по этому вопросу. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

Тема XI. Угодники и угодничество в исламе

 

Понятия «угодники» и «угодничество»

Арабское слово «валайа» является антонимом слова «адава» и означает «любовь», «близость». В то же время слово «адава» означает «ненависть», «отдаленность».

В шариате слово «валайа» приобрело значение «угодничество», «близость к Аллаху посредством богоугодных деяний».

Угодником же называют того, кто сумел объединить в себе два качества: веру и богобоязненность. Всевышний сказал: «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. & Они уверовали и были богобоязненны» (Йунус, 62-63).

 

Степени превосходства угодников

Если угодниками Аллаха являются все богобоязненные верующие, то степень их близости к Всевышнему Аллаху определяется силой их веры и богобоязненности. И поэтому тот, чья вера и богобоязненность более совершенна, непременно окажется ближе к Аллаху. Таким образом, одни люди превосходят других в близости к Аллаху в зависимости от того, насколько совершенны их вера и богобоязненность.

Самыми достойными среди угодников являются пророки, самыми славными среди пророков являются посланники, а самыми лучшими среди посланников являются твердые духом – Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, ε. Самым лучшим среди твердых духом посланников считается пророк Мухаммад, ε, о чем мы уже говорили в соответствующей главе. За ним следует пророк Ибрахим, а по поводу превосходства между остальными тремя твердыми духом посланниками среди богословов не было единства.

 

Группы Божьих угодников

Божьи угодники делятся на две группы: приближенные (опередившие всех остальных) и умеренные (люди правой стороны).

Аллах упомянул о них во многих местах Своего писания. Всевышний сказал: «Когда наступит Событие (День воскресения), & никто не сочтет его наступление ложью. & Оно унижает и возвышает. & Когда земля сильно содрогнется, & когда горы раскрошатся на мелкие кусочки, & а затем превратятся в развеянный прах, & вы разделитесь на три группы. & Те, которые на правой стороне… & Кто же те, которые на правой стороне? & Те, которые на левой стороне... & Кто же те, которые на левой стороне? & А опередившие остальных в совершении благодеяний опередят остальных в Раю. & Они будут приближенными в Садах блаженства» (аль-Вакиа, 1-12).

В этих аятах упомянуты три группы творений. Одна из них попадет в Ад, и это будут люди левой стороны. Две остальные группы попадут в Рай, и это будут люди правой стороны и приближенные, опередившие всех остальных. Аллах еще раз упомянул эти две группы в конце суры «аль-Вакиа»: «Если он будет одним из приближенных, & то обретет покой (или радость; или милость), удел (или базилик) и Сад блаженства. & Если он будет одним из тех, кто на правой стороне, & то ему скажут: «Мир тебе! Ты являешься одним из тех, кто на правой стороне» (аль-Вакиа, 88-91).

Пророк же, ε, поведал о деяниях этих двух групп в известном хадисе об угодниках. Это – священный хадис, в котором Пророк, ε, пересказал слова своего Господа. Его передал аль-Бухари со слов Абу Хурейры, который рассказывал, что Пророк, ε, сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Я уже объявил войну тому, кто враждует с Моим угодником! Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю обязательные предписания. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если же Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чем-либо, Я непременно одарю его этим; если же он станет искать у Меня убежища, Я непременно предоставлю ему его».

Таким образом, благочестивыми людьми правой стороны являются те, которые приближаются к Аллаху, выполняя Его обязательные предписания. Они совершают то, что приказал Аллах, и избегают всего, что Он запретил. Однако они не обременяют себя выполнением желательных предписаний и не ограничивают себя в совершении поступков, которые хотя и не являются греховными, но не приносят им никакого вознаграждения. Что же касается приближенных праведников, которые опережают всех остальных, то они приближаются к Аллаху, выполняя как обязательные, так и дополнительные предписания. Они совершают обязательные и желательные поступки, избегают всего запрещенного и нежелательного. Они делают все возможное для того, чтобы приблизиться к Аллаху посредством богоугодных деяний, и удостаиваются любви своего Господа. Его любовь к ним становится совершенна, и Он оберегает их от грехов и отвечает на любых их молитвы. Вот почему Всевышний сказал: «А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его…».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!