Часть 5. Фальшивое золото Рейна



 

С грустью смотрел Василий Николаевич Муравьев на происходящее в Германии. Его деловые партнеры, конечно, были любезны к русскому богатому торговцу пушниной. Но в самом воздухе предвоенной страны витало поистине языческое упоение собственной силой. Люди, называвшие себя христианами, и их пастыри невероятно возгордились стальной мощью империи… Многие духовные реалии были открыты этому странному миллионеру. Он был человеком церковным; прекрасно знал и особенности рационального протестантского богословия, и слова святителя Феофана Затворника: кто к чему прилепляется, тот тем и наказуется. Господь хорошенько полечил офранцузившуюся русскую аристократию нашествием двунадесяти языков. Онемечивание нашего богословия, предрекал епископ, приведет к нашествию немецкому.

…Вернувшись, на петербургском вокзале Василий Николаевич обратил внимание на одного мужичонку. Тот сидел прямо на земле и все время повторял: «Не как ты хочешь, а какова будет воля Божия». Оказалось, больная тифом семья снарядила его в столицу продать последнюю лошадку и купить семян для сева. А на базаре бедолагу ограбили. У него, ослабевшего от голода и болезни, не было сил сопротивляться обидчикам… Василий Николаевич купил лошадей, подводы, провиант. Мужичок крестился и отказывался. А нежданный благодетель отвечал: «Не как ты хочешь, а какова будет воля Божия».

Потом, садясь в кресло парикмахера, он все повторял эту фразу. Вслух. Вдруг парикмахер упал перед ним на колени: «Барин, откуда ты узнал про меня, окаянного?!» И сознался, что хотел зарезать и ограбить богатого клиента. Муравьев дал ему денег и велел исчезнуть из города.

Этот случай, рассказанный позже им самим, возможно, окончательно повернул судьбу Василия Николаевича. И не его одного.

Альберих и его наследники

 

Помните мешки золота и трясущихся над ними отвратительных гномов в «Кольце Нибелунгов»? Многие современники Вагнера увидели в Альберихе и его брате Миме намек на евреев. На их денежное всесилие. И не только денежное.

В те годы появилась характерная книга Вильгельма Марра «Победа иудейства над германизмом». Она «вышла в очень подходящее время, поскольку за спекулятивным бумом, вызванным объединением Германии, в 1873 году последовал финансовый кризис, разоривший множество мелких спекулянтов». Итак, новые финансовые нравы были безусловно еврейскими нравами; как объяснял Марр, евреи выиграли партию благодаря своим «расовым качествам», которые позволили им противостоять всем преследованиям. «Они не заслуживают никаких упреков. На протяжении восемнадцати веков подряд они воевали с западным миром. Они победили этот мир, они его поработили. Мы проиграли, и нормально, что победитель провозглашает: горе побежденным… Мы настолько прониклись еврейством, что уже ничего не может нас спасти, и жестокий антиеврейский взрыв может лишь задержать крушение общества, пропитанного еврейским духом, но не помешает ему» [30].

Перед приходом к власти нацистов актуальность вагнеровского намека лишь усугубилась. Многие и многие немцы обнищали. Они с ненавистью глядели на таких еврейских воротил экономики, как Вальтер Ратенау. Им действительно казалось, что «золото Рейна» уже полностью захвачено новоявленными «гномами».

И не только в Германии – даже в мировом масштабе! Впечатляющим знаком стал семейный герб Ротшильдов – пучок из пяти стрел. Они прицельно были пущены из Франкфурта. Именно отсюда пятеро предприимчивых братьев разъехались по Европе. Обосновались в крупнейших европейских торговых городах. В противоборствующих столицах. И вражда народов зачастую приносила им неслыханные гешефты.

Пропагандистский фильм нацистов «Вечный жид». В нем использовались кадры художественной ленты, снятой об истории Ротшильдов. Вот сборщик налогов на пороге. Старый Амшель Ротшильд быстро надевает драное платье, детям измазывают лица сажей и дают по корке черного хлеба.

– Голодаем, господин сборщик налогов.

– А пахнет вкусно. Что это? Жаркое?

– Запах от соседей. Сарра, закрой окно!

А вот старший Ротшильд напутствует разъезжающихся сыновей: «Много денег пропадает при перевозке из страны в страну. Вам же достаточно будет послать письмо из Франкфурта в Лондон, и деньги будут перечислены. Будет много войн, и нация, которая сможет переводить деньги, уцелеет и возвысится».

Кстати, после аншлюса Австрии среди именитых пленников нацистов оказался Луи де Ротшильд. Кальтенбруннер посадил его под арест в комнаты для прислуги на пятом этаже отеля «Метрополь». Магната посетил сам Гиммлер. Ротшильд понимал, что речь будет идти о выкупе, и на вопросы рейхсфюрера СС о здоровье отвечал с иронической сдержанностью и холодностью. Плата за свободу включала несколько прокатных станов, переданных Герингу. Венский дворец Ротшильда стал штаб-квартирой Эйхмана.

Нацистская пропаганда, конечно, громила финансистов Уолл-стрит. Но рядовые зрители не знали, что названные персонажи сыграли немалую роль и в финансировании Гитлера… Это уже много позже в Америке будет написано: «… на первом этапе подъема нацизма среди компаньонов Гитлера мелькает и «Кун, Лоэб и К°» – еврейский спонсор русской революции» [5].

Но все это будет потом. А пока, в 20—30-е годы – что могло утешить бедного немца? Разве что сюжеты вагнеровских опер. Рано или поздно явится бесстрашный Зигфрид! Он отберет наследство у подземных сквалыг!

…И вот будущий герой лежит на казарменных нарах и размышляет. Идти ли ему еще раз на заседание этой крошечной скучной партии, где он столь неожиданно выступил? Брошюрка, которую дал ее председатель, даже трогательна. В ней – столь близкие Гитлеру взгляды о пагубном воздействии еврейской расы на мир и их фатальное владычество над золотом… Власть денег. А тут – 7 марок 50 пфеннигов в партийной кассе. И как долго эти унылые любители пивной болтовни пересчитывали жалкие гроши! Ницше правильно издевался: сколько пива в наших людях! Гитлер усмехается.

Он размышляет о деньгах. И не знает, что в далекой России некий миллионер просто перевел свои капиталы на нужды церкви, раздал деньги нуждающимся. И что называется он теперь не Василием Николаевичем Муравьевым, а иеромонахом Серафимом. А если бы Гитлер и узнал, то посмеялся бы над странными изгибами «славянской души». Этому мистику было невдомек, что подвиг благотворительности помогает человеку снискать особые духовные дары. Пройдет время, и пламенная молитва старца Серафима из какой-то там Вырицы погонит врага с земли русской сильнее залпов «катюш»…

А пока Гитлер размышляет и бросает хлебные крошки шмыгающим по полу мышам. Конечно, капитану Майру необходимо, чтобы он пошел опять. Но главное даже не это – должен же Зигфрид сделать первый шаг к своему величию! Вздохнув, он решает пойти…

Царство Мышиаха

 

Итак, появление Нибелунгов из каких-то подземных нор. Власть над золотом. Упорство в достижении поставленной цели. Неистребимость… Все это порождало целую цепь ассоциаций. Гномы – евреи – грызуны…

Раса семитов, утверждали пессимисты, подобные Марру, непобедима, словно полчища крыс. И, как оказалось, в иудаизме этому даже есть «богословское» обоснование.

«По еврейской традиции почти каждое из животных имеет свою «часть» в Теиллим (Псалмах). Крысе предание приписывает слова: «Всякая душа будет славить Б-га, Хвалите Б-га» (по р. Исроэлю Хас). Почему именно эти? Да потому что крыса живет вопреки попыткам многих ее врагов уничтожить весь ее род, и в этом она подобна народу Израиля, на который постоянно во время всей его истории восставало множество врагов, тщетно пытавшихся истребить его, поэтому она и благодарит Творца, который дарует ее роду спасение от недругов и гонителей».

Сербский публицист Драгош Калаич пишет: «Мышь обладает даже большим потенциалом приспособляемости к среде, чем человек, поскольку не испытывает силы духовной гравитации, будучи абсолютно свободна от «комплекса» под названием «родина» или «отчизна». Иными словами, мышь есть воплощение идеального космополитизма: она чувствует себя хорошо везде, где для ее паразитизма есть реальная пища…» Некоторые современные ученые пишут, что приспособляемость – главный критерий интеллекта. Если так, то грызуны намного умнее homo sapiens. Не только гоя, но (страшно подумать!) – умнее еврея!

Эту параллель с грызунами нацистские пропагандисты, конечно, не упустили. «Вечные жид» наглядно продемонстрировал, как выходцы из местечек меняют внешность в большом городе, как они мимикрируют. Вот несколько молодых евреев в пейсах, лапсердаках и шляпах. В один момент все это исчезает, и они уже бритые, в европейских костюмчиках. Иные глядят в объектив лукаво, иные – почти нежно, желая понравиться. Некоторым – нравятся.

«По мнению Гитлера, евреи представляют такую опасность потому, что они заключали браки только внутри своего народа, что сделало их сильнее других наций. 4 апреля 1942 года в ходе очередной застольной беседы Гитлер сказал, что евреи обладают свойством адаптироваться в любом климате, что позволяет им приживаться даже в Лапландии и Сибири» [20].

Фильм «Вечный жид» убеждал: «Это раса паразитов. Они присасываются к ране на теле нации»…

Конечно, отрицательными свойствами мышей и крыс не нацисты наделили. Это древний архетип. «Греческое слово Mus образовано от глагола воровать, поэтому мышь можно считать символом кражи». А знаменитая сказка Гофмана? Помните королеву Мышильду и ее прожорливое потомство? Возглавляющий несметную армию мышиный король о семи головах и вовсе словно мышиах – мессия грызунов.

Почему этих пронырливых существ так боятся женщины? Может быть, это родовая память: в иные времена крысы ведь и младенца могли убить. Еще одна неприятная ассоциация. Очень неприятная.

В иудаизме знаки расставлены совсем не так. По Каббале – крыса отражает сущность Справедливости. Она может наказывать за зло и воздавать добром за добро. Есть предание, что крысы, остановившие войско Санхерива, помогли евреям потому, что те выполняли заповедь об их праве на часть урожая (упавшие во время жатвы колосья).

Образ крысы нацистская пропаганда использовала и во фронтовых листовках, обращенных к красноармейцам

Существуют хасидские притчи о крысах, помогавших людям, – приносивших целебные травы больным и даже деньги бедным, – но практически всегда – в награду за доброе деяние. С другой стороны, крысы могут и наказывать; так, известна история о крысе, уничтожившей расписки у жестокого ростовщика, – но и в этом случае зверек выступает в роли носителя справедливости. Но не чужда крыса и милосердия, при условии, что оно не противоречит правилам воздаяния «мера за меру»».

Сравнения евреев с грызунами не дают многим покоя по сей день. Российская газета «Еврейское слово» писала недавно: «Советник министерства просвещения Ирана профессор Хазан Болхари заявил, что «еврейская компания Уолта Диснея заработала мировую известность своей сионистской пропагандой».

По мнению профессора, неугомонный мышонок Джерри является попыткой изменить вбитое в европейские умы нацистами сравнение евреев с мышами. Болхари отмечает, что сравнение не случайно, так как мыши – хитрые и грязные животные». (Интересно, что в талмуде, напротив, крысы изображаются животными чистоплотными.)

«Мышь очень умна. На протяжении всех серий она издевается над котом. И все же эта жестокость не заставляет презирать мышонка. Настолько он привлекателен. Эта пропаганда заставляет европейских детей наделять мышь не присущими ей чертами», – сказал он в своем выступлении по иранскому телеканалу [80] . Теперь уже мультфильмы наподобие «Рататуя» размножились как крысы; в каждом из них знаки расставлены еще более откровенно: крыса хорошая, а человек плохой.

Драгош Калаич писал: «Возможно, самозваные правители «нового мирового порядка» навязывают человечеству культ мыши, имея в виду те ее свойства, которые обнаружила традиционная европейская симвология… Любая реальная перспектива углубленного изучения «мышиного символизма» должна неминуемо достичь горизонтов европейского Средневековья. Европейцы в ту пору называли крысами ростовщиков, которые, подобно крысам, копили добро (ради самого процесса накопления), приобретая его за счет паразитизма на чужом страдании и горе».

Учитывая политический символизм Америки, добавим: мышей боятся и слоны, и ослы [81] .

Смерть «старой леди»

 

Для надевшего френч «Зигфрида» (или «Парсифаля») 1923–1929 годы были трудными. Из окна «Мерседеса» Гитлер тоскливо смотрел на улицы Мюнхена. Штурмовики попадались часто – но уже не столь наглые, как прежде. Вместо дубинок – кружки для пожертвований в руках. Фюрер горько усмехнулся такому контрасту. Партия бедствовала именно тогда, когда, казалось, жизнь в стране налаживается. Это мешало. Ведь именно обнищание и связанная с ним неуверенность делает толпу наиболее внушаемой. Недаром партия впервые поднялась тогда, когда доллар стоил четыре с лишним триллиона марок… Теперь и спонсоров у НСДАП поубавилось.

Ялмар Шахт

Герцог Джон Монтегю

Правительственный отчет утверждал: серьезного влияния нацисты в массах не имеют. До прихода Гитлера к власти оставалось пять лет.

Впрочем, надежда не оставляла Гитлера. Он знал: воцарившееся «благоденствие» – искусственно. Главный финансист Германии Ялмар Шахт, симпатизировавший фюреру, объяснил: «подъем» продлится до тех пор, пока будут поступать кредиты, организованные Английским банком. Шахт, личный друг председателя Английского банка, знал это точно. Как они подружились, Гитлеру было не известно. Но он предполагал, что знакомство состоялось по линии масонства. Шахт был потомственным «вольным каменщиком». Недавно он намекнул, что грядут большие потрясения. Нацистам следовало снова поднимать волну пропаганды, напомнить о себе.

А кредиты в страну пока поступали. Гномы, «прежде чем взять в залог всю Германию, отправили туда орду счетоводов, которые принялись оценивать стоимость немецких речушек, промышленных предприятий, лесов и лугов: все достояние Германии, все, чем она была богата, стало косвенной финансовой гарантией громадного… займа» (31) [82] .

Какие мотивы двигали Английским банком? – размышлял Гитлер. – Трудно сказать. Сама эта организации – загадочная. Говорят, она управляется комитетом казначейства, имена семи директоров которой никогда не разглашаются. Известен только председатель.

В те годы в столь важном кресле находился Монтегю Норман. Это был странный человек. В чем-то похожий на Гитлера.

Не имевший ни настоящих друзей, ни семьи Гитлер называл своей супругой Германию. Холостяк Норман – Британскую империю. Карл Юнг видел в Гитлере психопатологию, но лечащим врачом фюрера не стал. Зато еще в 1913 году его посетил Норман. «Диагноз был поставлен, но оказался таким страшным, что Норман так до конца своих дней никому его не открыл… некоторые выдающиеся черты Нормана были уже по достоинству оценены сторонними наблюдателями: «неукротимая энергия», «скрытность, временами доходящая до абсурда», «поразительная память на места, числа и факты», «мастерское умение притворяться и лицедействовать», «склонность излишне драматизировать ситуацию… вводить в заблуждение и мистифицировать всех и вся»; к этому надо добавить его необыкновенное обаяние, перед которым мало кто мог устоять; и откровенное, пусть даже и перемежающееся безумие» (8).

Норман был уверен: система кредитов для Германии была отлажена так, что при очередном финансовом кризисе обесценивание марки не произошло бы. Людям просто не на что стало бы жить. И эта ситуация, на которую Шахт намекал Гитлеру, не заставила себя ждать.

Возбужденные финансовым бумом 20-х годов, братья-гномы из Англии, Америки, Франции рвали друг у друга золотые запасы. «Золото Рейна» (отчасти это и на самом деле были германские репарации) текло то в Лондон, то в Париж, то в Нью-Йорк. Ободренные «подъемом», спекулянты на биржах зарвались окончательно. Никто не знал, что «день Х» близок. Почти никто. И вот в решающий момент Монтегю Норманн дернул финансовые вожжи слишком сильно (а, может быть, и в самый раз). Неожиданно он повысил банковскую ставку, и разразился крах. Вниз полетело все – вздутые ставки процентов, цены и мечты о вечном процветании.

Золото мгновенно ушло «под воду» – в подземные «пещеры» банкиров. Простаки в очередной (и не последний раз) остались с бумажками в руках. Многие прыгали из окон небоскребов на мостовую. А что же Норман Монтегю? Куда делся главный автор кризиса? Исчез!

Реакция Ордена на финансовые потрясения 1929 г. Письмо южноамериканских масонов своим «тридцать третьим» братьям в Германии о создании Всемирного масонского банка. ЦХИДК, ф. 4534

…В каюту трансатлантического лайнера постучали. «Мистер Скиннер, вам телеграмма», – раздался голос из-за двери. Хозяин резко встал из-за стола. На пол посыпались разноцветные куски картона. Телеграмма гласила: «Старая леди скончалась в понедельник». Он ухмыльнулся и спокойно продолжил любимое занятие: составление из разрозненных фрагментов картинок-загадок. Никто не мог и вообразить себе смысла происходящего. Того, что под именем профессора Скиннера на пароходе в Канаду плывет сам Монтегю Норман. И того, что зашифрованный текст телеграммы означал: золотое обеспечение фунта стерлингов рухнуло.

Так кто же умер? Кого называли «старой леди»? Добрую старую Англию? Какой кошмар! Но сэр Монтегю спокойно раскладывал картонные фрагменты. Показывая приближенным свою колоссальную коллекцию картинок-загадок, он объяснял, что подобные занятия помогают ему сосредоточиться. А подумать было над чем. За иллюминатором бурлил осенний океан 1929 года.

Вернувшись в Англию, банкир разыграл страшную подавленность. В какой-то момент казалось, что Нормана буквально растерзают газетчики и карикатуристы. А как реагировало правительство? Сэр Монтегю был утвержден управляющим банка и на следующий год. Журналисты были удивлены: они ведь не знали о существовании таинственной структуры под названием «Комитет 300», ее членом был и Норман Монтегю. Через некоторое время на торжественном обеде Черчилль провозгласит тост за здоровье управляющего Нормана. «Британские банки, – витийствовал он, – продемонстрировали свою способность к гениальной изобретательности, каковая и внесла решающий вклад в укрепление нашей страны…» Норман ответил арабской поговоркой: «Собаки лают, а караван идет» [31].

Значит, все шло по плану? В чем же была его суть?

Особенно сильно кризис ударил по Германии. Тысячи обездоленных выстраивались в огромные очереди за нищенским пособием в пять марок. Необходимость постоянно носить с собой ложки и питаться бесплатным супом прямо на улице подавляла.

Потом стали лопаться банки. Наступил крах среднего класса.

В Германии, начиная с 1923 года, «двадцать кабинетов и девять выборов; 224 900 самоубийств и триста политических убийств; лихорадочный поиск бесконечно сменявших друг друга экономических проектов, не имевших будущего; две финансовые шоковые терапии (1923 и 1931 годов); буквальное отсутствие умения управлять парламентской республикой и откровенное манипулирование со стороны англо-американских клубов…» (31). Из двадцати миллионов немецких рабочих девять были выброшены на улицу. Все это оказалось словно частью предвыборной кампании нацистов… Данке, Норман! Данке, гномы!

И вот успех на выборах 1932 года. Однако Гинденбург долго противится тому, чтобы назначить Гитлера рейсхканцлером. Что стало решающим в принятии решения?

Подпись Ялмара Шахта

Может быть, подпись главного банкира Германии Шахта под петицией крупнейших финансистов и промышленников, направленной рейсхпрезиденту? Большие деньги ходатайствовали! Буквально требовали: рейхсканцлером должен быть назначен Гитлер! Естественно, ни Гинденбург, ни Гитлер не знали некоторых важнейших вещей, которые обнаружились уже в наши дни. Того, что Ялмар Шахт давно уже был подопечным британской разведки МИ-6… Того, что его друг Норман Монтегю являлся полноправным членом тайного мирового правительства, называемого теперь «Комитетом 300». И что умершей «старой леди» следовало считать не Британию, а веймарскую Германию. Она умерла, и вместо нее родился Третий рейх. Новая империя Запада. Закулиса делала все, чтобы подтолкнуть ее к походу на Восток. Вот вермахтом захвачена Чехословакия. Какое нарушение Мюнхенского соглашения! Какое вероломство! Мировая, в том числе и британская пресса бьется в истерике. А Норман Монтегю делает гитлеровской Германии щедрый подарок. Передает рейхсбанку шесть миллионов фунтов – чехословацкий золотой запас, находившийся на хранении в Английском банке.

Кстати, это был не единственный жест доброй воли Запада по отношению к Гитлеру. Что касается политики, то, как пишет известный биограф Гитлера Иоахим Фест, Британия буквально ободряла Гитлера во многих его начинаниях. «Таймс» называла всякий порядок, который не отводил бы рейху сильнейшей позиции на континенте, «искусственным», выступала за передачу рейху Судетской области.

Важным ободряющим знаком для Гитлера стало и подписание с Британией Морского договора. О, это была удивительная история! Риббентроп, похоже, даже не понимал, какой дерзостью могли посчитать англичане исходное требование Гитлера. Оно состояло в том, что началом переговоров может быть согласие Британии на то, чтобы германский флот составил примерно треть от английского, величайшего в мире. Когда лорд Адмиралтейства услышал эти слова из уст германского министра иностранных дел, он побагровел от ярости. Переговоры, казалось, сразу же зашли в тупик. И вдруг! Наутро немцам сообщили, что кабинет Ее Величества готов на переговоры согласно выдвинутым условиям. В итоге Третий рейх получил даже больше желаемого.

Эти приманки падали на благодатную почву англофилии Гитлера. Фюрер смотрел фильм о подвигах британских солдат в Индии и восклицал: вот у кого надо учиться! Такая малая страна держит в руках огромную Индию. Россия станет для Германии тем же, что и Индия для Англии!

Забавная, но характерная подробность: вот лисья охота. Среди высокопоставленных офицеров и функционеров Третьего рейха это чисто британское аристократическое развлечение вошло в моду.

В политическом театре абсурда главному герою подыгрывали все партнеры. Они отступали, хотя его армия поначалу была очень слабой. И он обретал – даже среди своих скептических генералов – славу великого полководца. Кто-то незримый давал ему все новые приманки, и это накачивало его все большей уверенностью.

А чего стоило отношение англичан к попыткам существовавшей среди высокопоставленных генералов оппозиции найти контакты с целью свержения Гитлера! Старый британский дипломат рассказывает об этом в современном документальном фильме со всей откровенностью.

Больным для немцев вопросом было французское владычество в демилитаризованной Рейнской области, традиционном средоточии германской тяжелой промышленности.

После мучительных сомнений Гитлер решился. Силами семи дивизий он вошел в заветную зону. Он ждал французского ответа и буквально трепетал. «Переводчик Гитлера П. Шмидт вспоминает, как тот говорил: «Сорок восемь часов после вступления войск в Рейнланд были временем самого большого напряжения для моих нервов во всей моей жизни. Если бы французы двинулись в Рейнскую область, мы должны были бы отступить, поджав хвост, поскольку военные ресурсы, имевшиеся в нашем распоряжении, были абсолютно недостаточны даже для слабого сопротивления» [45].

Наконец стало ясно: Франция не двинулась с места. Гитлер ликовал: «Как я рад! Господи, как я рад, что дело прошло так гладко. Да, мир принадлежит смелому. Ему помогает Бог». Он знал, что против его семи дивизий Франция могла выставить больше ста.

Ханна Райч довольно тонко подметила: когда первый риск принес Гитлеру успех, он рисковал все сильнее, постоянно повышая ставки… Это ошибка любого азартного игрока. И часто она провоцируется более опытным и холодным партнером. Инфернальный помощник Гитлера, давший ему поначалу «зеленый свет» в Европе, был именно таким.

«Во время поездки через ночной Рур, мимо зарниц домен, мимо отвалов и шахтных копров, им овладело одно из тех настроений взлета над своим обычным «Я», которое пробуждало в нем желание слушать музыку. Он попросил поставить пластинку с музыкой Рихарда Вагнера и после увертюры к «Парсифалю» впал в медитацию: «Свою религию я строю из «Парсифаля». Служба Богу в торжественной форме… Без наигранного смирения… Богу можно служить только в одеянии героя» [47].

Какого бога имел в виду Гитлер, так же непонятно, как суть вагнеровского «искупления». Во всяком случае, христианская традиция говорит о совсем ином одеянии, в котором пристало предстать перед Господом. Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Сказал святой пророк Давид: «Бог страшен всем окрестным Его», преславным серафимам и пламенным херувимам, которые не терпят зреть славу, превосходящую силы тварей, закрывая крыльями огненными лицо и в непрестанном вечном исступлении вопиют: Свят, Свят, Свят – Господь Саваоф!.. Как же мрачный грешник предстанет лицу великого Бога своего? Разве покрывшись с главы до ног одеянием покаяния» [17].

Вскоре Гитлер обрел такие амбиции, что бескровные победы его уже не интересовали. После Мюнхенского – успешного для него – соглашения он негодовал: у меня украли мою войну!

Финансы для Валгаллы

 

Вскоре Шахт и его друг Норман окажут фюреру новую услугу. Но об этом – чуть позже. Пока остановимся на 1932 годе.

В 1932 году в Германии торжественно отмечали столетие смерти великого Гёте. Задумали даже воссоздать бесовский шабаш на горе Брокен. Некий «специалист» пообещал использовать найденный им древний манускрипт, чтобы вызвать диавола. Однако все попытки, предпринятые при скоплении журналистов и киношников, позорно провалились. Велико было разочарование европейцев XX века – диавол не явился. Но он-то был уже на пороге!

«…все действия Гитлера за период с 1933-го по 1934 год можно было предсказать, прочитав вторую часть «Фауста» Гёте, где повествуется об одном монархе, который с помощью дьявола (Мефистофеля) восстанавливает порядок в своей развалившейся империи» [31].

Действительно, Мефистофель с Фаустом устраивают ложный пожар, который помогает монарху укрепиться в своих силах:

Фауст

Пожар наш мнимый, государь.

 

Император

Проказничай почаще так, штукарь.

Я очутился в круге подожженном

И вдруг почувствовал себя Плутоном…

 

Вот вам и поджог рейхстага. Но еще более поразительно следующее соответствие. Демон печатает специальные денежные знаки под гарантию имперского права на землю, и это как бы оживляет экономику:

Объявлено: означенный купон —

Ценою в тысячу имперских крон.

Бумаге служат в качестве заклада

У нас в земле таящиеся клады.

Едва их только извлекут на свет,

Оплачен будет золотом билет.

 

Так же, словно по подсказке инфернального мира (а уж его агентов – точно), фюрер поступил, когда пришел к власти.

Гитлер жаждал построить Тысячелетний рейх, как и вагнеровский Вотан, мечтавший о создании твердыни Валгаллы. Но даже для оперного германского бога все было не так просто. Валгаллу построили великаны, которые требовали за это платы. Они получили богиню вечной молодости Фрейю, но потом Вотан решил расплатиться золотом. Вот, согласно договору с великанами, все сокровища Альбериха покрывают Фрею с головы до ног, но не хватает самой малости.

Вотану приходится отдать и кольцо власти.

Трудовой фронт тоже ведь строил гитлеровские автобаны не просто на энтузиазме. Требовались займы. И нужно было, чтобы заимодавцы не спешили с предъявлением векселей. На волне пропагандистской патриотической риторики им выплачивали лишь проценты. Основной капитал обещали вернуть после войны.

По сути, займы, обеспечившие Гитлеру сорок процентов его военных расходов в период строительства германской военной машины, были сделаны под обещания будущих военных побед. При этом производители получали деньги, не отраженные ни в одной статье военного бюджета. Эта система была запущена Ялмаром Шахтом [83] .

Финансовый блеф материализовался страшным образом. Он превратился в новейшие вооружения для армии. А даже ружье, повешенное на стену, рано или поздно стреляет. И хотя задачи по объединению германской нации были решены без военных столкновений, оружие должно было быть пущено в ход. Гитлер спешил, ведь техника быстро устаревает. А объединенные ресурсы многочисленных врагов могут в ближайшем будущем создать значительно превосходящие силы. В дальнейшем это и произошло.

А пока же диавольски хитрая финансовая комбинация оказалась необычайно выгодна для правительства. Членам кабинета впору было повторить слова гётевского казначея, обращенные к императору:

Мне нравится, что казначею

Ты в помощь назначаешь чародея.

 

Норман и Шахт тут точно были как Мефистофель с Фаустом [84] . Кстати, Фауст Третьего рейха выкрутился и после войны. Шахт, занимавший ключевые должности до самого падения рейха, избежал наказания в Нюрнберге, в отличие, например, от Юлиуса Штрайхера, лишенного еще в 1939 году всех официальных постов за неприятие военных действий.

Меж тем на третьем году войны фюрер подбадривал заимодавцев: «Выплата долгов… не представляет никаких проблем. Во-первых, территории, которые мы захватили силой оружия, поставляют нам ценности, намного превосходящие затраты на ведение войны; во-вторых, дешевый труд двадцати миллионов иностранцев в германской промышленности представляет собой экономию, размер которой опять-таки намного превосходит суммы долговых обязательств государства» [85] .

В действительности это был очевидный мошеннический трюк: нацистские векселя не были обеспечены ни одним граммом золота [86] .

Гитлер строил рейх, но «кольцо власти» было не у него. Он был зависим от многих обстоятельств, и все они толкали его к самоубийственному «дранг нах Остен». Чтобы отдать долги, нужны были военные победы. Он шел с жаждой «золота Рейна» в глазах. А его встречало иное золото. Даже в запущенных церквях – золото икон. Нержавеющее, символизирующее вечность. Гитлер спешил в Москву, ему не хватало времени. Вечности он не понимал.

Среди мотиваций агрессии Гитлера была, конечно, и русофобия [87] . Иррациональное чувство, которое европеец впитывает с молоком матери. Несвобода от языческих мифов, антихристианской культуры… Все это – ужасная зависимость, но все же главная причина похода на Восток была иной.

Он страшился этого похода. Но шел. Вынужден был идти. Перед нападением на Россию Гитлер сказал: «У меня такое чувство, словно я распахиваю дверь в темное, никогда не виденное мной помещение и не знаю, что находится за этой дверью».

Проклятая империя

 

Наступил день, и неудавшийся художник вернулся на родину триумфатором. Выступая в Линце, он заявил: «Провидение однажды позвало меня отсюда для того, чтобы сделать фюрером рейха, и теперь я возвращаю мою родину Германскому рейху».

После аншлюса Гитлер стал владельцем «копья Судьбы» [88] … Но почему же он так стремился к обладанию христианской реликвией? Наверно, и потому, что образ Христа в его болезненном сознании давно совместился с образом Вотана. Не кто иной, как Вагнер объяснил: «Не следует думать, что высший отвлеченный бог германцев Вотан был вынужден уступить свое место Богу христиан; скорее он смог полностью отождествиться с ним…»

…В 1848 году европейская революция докатилась и до Дрездена. Вагнером овладело предчувствие перемен. Требовалось осмыслить происходящее. Определить место этих перемен в мировой истории. Постепенно в богатом воображении придворного капельмейстера сложилась удивительная историософия. Так в революционном Дрездене была написана работа «Нибелунги. Всемирная история на основании сказания». Она во многом стала смысловой основой знаменитой тетралогии опер.

Интересно, что для широкого круга русских людей содержание вагнеровских опер одним из первых пересказал Петр Ильич Чайковский, побывавший на Байрейтских торжествах. Несколько его заметок были опубликованы в «Русском Вестнике». Он описал оперы как интересное, хотя и утомительное зрелище. О том, что они сами повлияют на ход истории, тогда никто и не помышлял. Чайковский даже считал, что с течением времени театр в Байрейте опустеет.

Афиша «Золота Рейна». 1869 г.

Итак, попробуем продраться сквозь напыщенное многословие Вагнера к самой сути. Для начала силой своей фантазии он вызывает из подземных пещер Нибелунгов. В древних германских преданиях они – духи ночи и смерти. И, кроме того, – усердные работники, беспрестанно занятые собиранием скрытых сокровищ, литьем украшений и изготовлением оружия… Но кто это тянет алчные руки к золоту, хранящемуся на дне Рейна? Злобный гном Альберих! Отказавшись от дара любви, он добивается сокровищ. Из золота брат гнома Миме выковывает кольцо власти. Все остальные Нибелунги подчинены Альбериху, кажется, навечно [89] .

Лишь боги во главе с Вотаном могут одолеть Альбериха. Они прибегают к хитрости, заставляя того продемонстрировать свои способности к превращениям. Сначала гном становится огромной змеей, а потом жабой. Тут-то Вотан и наступает на нее ногой. Кольцо отнято.

Гном проклинает всякого, кто будет владеть им. С тех пор сокровища хранит дракон. Одолев чудовище, кольцо получает герой Зигфрид. Революционер Зигфрид. Ибо, сметая все на своем пути, он побеждает и монарха Валгаллы – Вотана.

Помните, как Зигфрид разрубил его копье: посторонись, бог, человек идет!

Иди же, – восклицает Вотан, – я не могу удержать тебя!

Однако и Зигфрид гибнет от предательского удара одного из потомков Альбериха.

Забавно? Да, до той поры, пока модернизированный миф не просачивается в историю.

Возвращение неограниченной власти Зигфрида – мечта наследников Нибелунгов. К ним Вагнер относил Карла Великого [90] . В 800 году папа провозгласил Карла императором. (Хотя единственный законный императорский трон находился в Константинополе.)

После пресечения династии Каролингов духовную связь с Нибелунгами установил Фридрих Барбаросса. При нем империя-узурпатор стала называться «Священной Римской». И птица германских мечтаний была представлена наследницей римского имперского орла. В зените славы Барбаросса отправился в Палестину – добывать Гроб Господень и Чашу Грааля. Его курьезная смерть – утонул в речке на глазах всего войска – никогда не смущала мифотворцев. В их фантазиях горный поток унес тело короля в Германию. В недрах горы Кифгейзер он спит зачарованным сном. (В «сакральной географии» случаются и не такие чудеса.) После смерти Фридриха Нибелунги ушли из реальной истории. Но самое важное в легенде то, что однажды Фридрих, этот наследник Зигфрида, проснется [91] . С этого Вагнер и начал своих «Нибелунгов»: «Ожидаемое столь многими, в недавнем богатом чаяниями прошлом, пробуждение Фридриха Барбароссы захватило и меня»…

Река истории словно не унесла Фридриха в прошлое. Что за наваждение: время как будто остановилось! Над стоячей водой звук разносится далеко, и Вагнер что-то услышал. Или почудилось? Когда хочется услышать – услышишь. То ли звук боевой трубы, то ли волынку… Композитору осталось лишь оранжировать эти звуки. Вагнер писал: «С крушением Нибелунгов порвалась последняя нить, до известной степени связывавшая человечество с его природным родовым истоком. Сокровище Нибелунгов укрылось в царство поэзии и чистой идеи… (…) …песни о Нибелунгах, единственное оставшееся… от сокровища: никогда не исчезала вера в него, но было известно, что больше его на свете не существует, потому что оно снова погрузилось в такую же гору, как та, из которой его некогда достал… Зигфрид. Но в эту гору оно было возвращено теперь самим великим Императором, чтобы сохранить его там до лучших времен».

Был ли знаком с вагнеровскими «Нибелунгами» Гитлер? Во всяком случае, когда его спросили, что является его любимым чтением, он ответил: «политические сочинения Рихарда Вагнера». Он называл композитора «величайшим пророком немецкого народа».

Не замечательная музыка Вагнера, а его удивительная мысль стала главным заклинанием для Гитлера. «Чем напряженнее желание, чем непосредственнее сознание, тем ближе друг к другу мысль, слово и дело, – так писал о магии слова отец Павел Флоренский. – В экстазе магического творчества, в упоении миротворческою властью нет границы между ними. Одно есть другое. Огненной лавой течет из уст заклинание и, ударяясь о вещи, плавит их и отливает в новые формы, даваемые кудесником. Активность художника – это нечто совсем, совсем иное, нежели обычное, пассивное восприятие мира… Слово мага – это не есть «только слово», «дым и звук пустой»… Нет! Оно державно и мощно». Как будто в ответ на вагнеровский призыв – с Железным крестом на груди – наследник Нибелунгов объявился. Воссел в своем мюнхенском «Коричневом доме» под портретом Фридриха Великого. Говорят даже, что Гитлер считал себя реинкарнацией короля.

Вскоре после прихода к власти Гитлеру торжественно вручили точную копию меча императора Карла. И еще одно – нарочитое – соответствие. Любимая резиденция фюрера «Бергхоф» находилась над тем горным массивом, где, согласно одной из легенд, спит император Фридрих.

Вообще для него все события мифически-героического прошлого происходили словно вчера, когда он в очередной раз видел все это в театре. И мыслил он в категориях тысячелетий. Не просто стереть память о Версале хотел он, а – ни много ни мало – изменить результаты Великого переселения народов.

Первый день заседаний рейхстага Третьего рейха начался торжественной церемонией у могилы Фридриха Великого.

Это было 21 марта. Именно в этот день Бисмарк открыл первый германский рейхстаг. Связь времен стала темой грандиозного спектакля. «То, что так впечатляло и трогало душу: ровные шеренги марширующих колонн, ребенок у дороги, протягивающий букет цветов. Выстрелы из легких мортир, седые ветераны войн, парад и звуки органа – вся эта впечатляющая комбинация точного ритма и захватывающей эмоциональности была плодом холодного и уверенного распределяющего эффектные сцены планирования» [47].

Даже унижение политических противников было продумано до артистизма: депутатов партии «Центра» пустили в католический храм через боковой вход, а отсутствие коммунистов и социал-демократов было объяснено с юмором: прибыть им помешала «неотложная и более полезная работа… в концлагерях». Сам Гитлер появился в рейхстаге в форме штурмовика.

Программу празднеств завершило представление вагнеровских «Мейстерзингеров»…

Предтеч Третьего рейха вспоминали не только по праздникам. Вскоре прозвучало: «Шарлемань» (Карл Великий). «Огненная лава» гитлеровских заклинаний затвердела в броню танковой дивизии СС, получившей имя императора.

Именем еще одного наследника Нибелунгов – Барбароссы – наименовали самоубийственный план нападения на СССР.

Укрепления на Западе пафосно наименовали «линией Зигфрида».

Не забыт был и Вотан! Вот мифический воитель поднял свое оружие. Магическое копье Гунгнир в очередной раз полетело на Восток. «Дранг нах Остен»! Именем германского бога войны была названа операция по взятию Москвы.

Однако стальное острие танкового копья отскочило от незримой преграды. И следом за Вотаном, которому ведома дорога в царство мертвых, в хель отправились тысячи и тысячи его наследников…

Итак, наследство Нибелунгов – это всемирная империя. Но, если уж мы пользуемся мифологией Вагнера, – наследство это проклятое. Многие стремились к всемирной власти. И всех ждал крах.

Наверно, ближайшим предшественником Гитлера был Наполеон. Он тоже старательно приобщался к наследству Нибелунгов. В 1805 году, в Милане, во время основания Итальянского королевства, корсиканец возложил на себя «железную корону» Карла Великого. По преданию, железный обруч, украшенный сверху золотом и драгоценными камнями, выкован из гвоздя, которым был прибит Спаситель ко кресту.

Да, каждый раз амбициозные попытки наталкивались на одну и ту же силу. Конечно, это было не проклятие Альбериха. О ней, об этой силе, практически одновременно с Вагнером, свидетельствовал Федор Тютчев. Он писал, что Наполеон до самого своего поражения так и не понял: именно Россия была его истинным противником – борьба между ним и ею была борьбой между законной Империей и коронованной революцией… (Во время коронации Наполеон выхватил корону из рук папы Пия VII и водрузил ее на себя сам.) «Что такое история Запада, начавшаяся с Карла Великого и завершающаяся на наших глазах? – вопрошал Тютчев и отвечал: – Это история узурпированной империи. Папа, восстав против Вселенской церкви, узурпировал права Империи, которые поделили, как добычу, с так называемым императором Запада… Наполеон ознаменовал последнюю, отчаянную попытку Запада создать себе местную власть; попытка эта провалилась, ибо невозможно было извлечь власть из революционного принципа».

Как воспринимало Наполеона православное сознание! Воззвания Священного Синода гласили: «Наполеон… грозит потрясением Православной Греко-Российской Церкви, …к вящему посрамлению Церкви Христовой задумал восстановить синедрион, объявить себя Мессией, собрать евреев и вести их на окончательное искоренение всякой христианской веры» [38]. Может быть, члены Синода преувеличивали мистическое значение агрессора? Но вот что пишет о нем Еврейская энциклопедия: «Наполеон… заявил, что прибыл в Палестину для восстановления Иерусалима и Иудеи… обещая евреям восстановления Иерусалимского храма во всем его блеске… Наполеон приобретает необыкновенную популярность среди евреев всех стран… Его победоносные войска повсюду сбрасывали железные оковы с еврейского народа, Наполеон Бонапарт приносил евреям равенство и свободу» (Т.XI. с. 513–516). И нельзя ведь сказать, что император очень любил евреев. Он просто использовал их чаяния, как будет использовать и сам антихрист.

За что же он вообще бился?

За идею всемирной империи? Да, хотел именно в Москве объявить себя «королем Вселенной». Но ведь идея глобальной земной власти по своему происхождению – иудейская. Не будем этого забывать. «Напомним также, как символично Александр I закончил эту войну в Париже: на площади Конкорд, на том самом месте казни французского короля, где «император» Наполеон при своей коронации установил масонскую пентаграмму, русский Император велел отслужить пасхальную службу с большим православным хором, в присутствии русских войск и французской толпы, над которой торжественно разносилось: «Христос Воскресе!» [26-2].

Наполеон

Масонский знак с портретами Наполеона и его братьев, изготовленный в форме ордена Почетного легиона

Попытка Буонапарте идти на Восток под орлом Рима оказалась не последней. К преемникам традиции Нибелунгов граф Гобино, еще один почитатель Вагнера, относил и объединителя Германии Бисмарка: «Я верю в неслыханный расцвет Германского рейха, потому что дело Нибелунгов, совпавшее с немецкими победами, есть не случайность». Духовным потомком монархов древности считал себя и Вильгельм II. Кайзер даже приказал изготовить два лабарума – по образцу боевых победоносных стягов Константина Великого. Но не этому обуянному гордыней, неврастеническому человеку с физическими признаками вырождения было по силам удержать такое знамя. В наследники сакральной империи он не годился вовсе.

Коронация Наполеона

Очередные революции – фашистская в Италии и национал-социалистическая в Германии – также задрапировалась в псевдоимперский хитон. Муссолини любил позировать объективам на фоне Колизея и статуй императоров. Любимым лозунгом стало: возродим славу былого Рима. В годы правления дуче Средиземное море в Италии вновь, как и в древности, называли «внутренним». И чернорубашечники, и штурмовики подняли над головами штандарты с орлом. Захватив Париж, Гитлер почтил память обожаемого Наполеона. Немедленно направился к его гробнице [92] . Потом побывал в опере. В честь победы в Париже, конечно же, состоялось представление «Мейстерзингеров». Дирижировал фон Караян.

Неизбежность очередного «наполеона» Ф. Тютчев предвидел еще в 1848-м, революционном году. Он написал пророческие строки: «Давно уже в Европе существуют только две действительные силы – революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой, и, может быть, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой когда-либо мир был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества».

Национал-социалистическая революция также встретила неодолимую преграду. Не страну коммунистического атеизма. Незримая, прикровенная империя, Третий Рим, стояла на пути Третьего рейха. На пути очередного наследника Нибелунгов. И русское «господство в воздухе» было метаисторическим. Орел Третьего рейха летел высоко. До этого уровня мотиваций не допрыгнуть было стареющему британскому льву. И не белоголовому орлану из американского зоопарка было с ним сражаться. А уж про галльского петуха, который думает только о комбикорме и курочках, и вовсе говорить смешно.

Двуглавый имперский орел возник в русском небе! И сбил злую птицу, несущую в когтях свастику, словно бомбу.

Уже зимой 1941–1942 годов Гитлер понял, что повторяет историю Наполеона в России. Воспоминания французского посла в Петербурге Армана де Коленкура о походе 1812 года были изъяты из продажи на всей территории рейха.

«Нотунг!», «Нотунг!» – заклинал свой непобедимый меч вагнерианский Зигфрид. Но ангелы, незримо стоявшие у престолов даже разрушенных православных храмов, пели иначе. Не волшебный меч, а Всесильного Бога Небесного вечно славят они.

Слуха же простых русских людей коснулись здешние, материальные звуки. Во время войны была разрешена к исполнению увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год» [93] . До этого целых 24 года она была «в изгнании», так как в ней присутствует царский гимн «Коль славен»: «Славься ты, славься, наш русский царь».

В увертюре вновь зазвучал колокольный звон, которого так боятся бесы. В декабре 1941 года опальное произведение исполнялось в Ленинградской филармонии и транслировалось по радио. А потом увертюра была исполнена на концерте для участников Поместного собора Русской Православной Церкви в 1945 году…

В это же самое время, сразу после войны, на сцене Байрейта зазвучала совсем другая музыка. Американцы устраивали представления в своем духе… Напевая что-то веселенькое, рослые девицы высоко задирали голые ноги. «Джи ай» были в восторге. Они чувствовали себя победителями. Они думали, что мир принадлежит теперь им.

…Нет, все будет не так, как спланировал закулисный режиссер. Не трагическими звуками гибнущей Валгаллы, доносящимися из оркестровой ямы, завершится история. Мы услышим другие, победные звуки. Это будет труба архангела Михаила. Прообраз этой победы мы уже имели в истории. В 45-м году.

Крупнейшие сражения Второй мировой, ставшие результатом большевистской, фашистской, национал-социалистических революций, а точнее – революции перманентной, явились прообразом последней битвы при Армагеддоне.

Священник Александр Круглов: «При Армагеддоне сойдутся две тьмы тем – двести миллионов человек. Все будут устремлены к Иерусалиму. Кто будет за Христа? Я не знаю другого народа, кроме русских, сохранивших необходимую для этого жертвенность… После этой битвы Россия, как III Рим, выполнит свою задачу на земле. Тогда живым останется идти к живым, а мертвым – к мертвым».

Да, сама история напоминает нам о необычайной жертвенности русских людей. Маршал Баграмян как-то сказал: если дивизия имеет русских меньше шестидесяти процентов личного состава, она не боеспособна…

Гитлер, конечно же, был наиболее «проработанной» версией антихриста. Как он накормил и утешил исстрадавшийся народ! Как его полюбили немцы! Как поклонились ему многие церковники! Как мало оказалось людей, на самом деле услышавших Гитлера! И хотя бы про себя произнесших: «Господи, помилуй!»

О. Александр Круглов: «Смотришь кинохронику времен III рейха и видишь: фюрер! Здоровый, сильный, волевой человек. (На самом-то деле он был физически слабым, но видишь как раз его силу.) Кажется, ему нельзя не покориться. Но вот помолишься, и наваждение спадает… Да, так же примут и антихриста».

Конечно, Гитлер не был последним квазиимператором. Им станет антихрист. Получит свое «кольцо Нибелунгов», но только на три с половиной года. Он тоже будет спешить. Создавать свою империю. По сути – ту же, которую имели в виду и высшие посвященные Третьего рейха.

Предсмертная записка генерального директора общества «Аненэрбе» Вольфрама Зиверса: «Я всегда хотел умереть за великую империю. Вины не существует. Я не собираюсь говорить о своей виновности перед обвинением. Священная империя ожидает меня». Зиверса повесили по приговору трибунала.

Христос или Вотан?

 

В нацистском гимне пелось: времена креста прошли, восходит солнце… С 1939 года само слово «Рождество» было запрещено для официального употребления [94] . Фольскфюрер бельгийских фашистов Леон Дегрель вспоминал: «Гиммлер ненавидел христианство. Стоило большого труда уговорить его ввести в дивизии СС «Валлония», которой я командовал, институт военных капелланов».

Уже после войны начальник личного штаба рейхсфюрера СС генерал Вольф свидетельствовал, что Гиммлер говорил о задаче «улучшения и обновления религии». О необходимости иного понимания бога. Другого поклонения ему.

На ременных пряжках солдат вермахта поблескивала надпись «С нами Бог», но непонятно уже было, какой бог имеется в виду. Во всяком случае, режим пытался приручить католиков и протестантов под эгидой некоей национальной церкви.

Вот какой цивилизатор двигался на Восток.

Дранг нах Остен! Тевтонское неоязычество, закованное в броню лукавыми ростовщиками, шло «свиньей». И рассчитывало встретить на своем пути лишь вялый атеизм, приодетый в кумач «жидовскими комиссарами».

Остатки христианства Гитлер планировал разложить вконец: «Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это только увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы» (цит. по: [53]) [95] .

Письмо движения за новую германскую религию. Для ослабления влияния христианства в вермахте создается специальный отдел. Его руководителем станет майор принц де Липпе.

Так дьявольская сущность Одина обернулась личиной Хникара – сеятеля раздоров. Однако в отличие от знакомого Гитлеру протестантизма, который продолжает крошиться на огромное количество сект, в России такого сделать не удалось. Розенберг поначалу считал Православие лишь «красочным этнографическим ритуалом». Но постепенно им были осознаны некоторые духовные реалии. В рекомендациях рейхскомиссарам «Остланда» и «Украины» он указывал: «Особая предосторожность рекомендовалась в отношении Русской Православной Церкви как носительницы враждебной Германии русской национальной идеи». Гиммлер также указывал на опасность РПЦ, которая начинает сплачивать русских национально [53].

И все же идеологи рейха до конца не осознавали, куда пришли. Православное зрение, напротив, видело врага насквозь. 26 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский) на проповеди в Богоявленском соборе говорил: «Глубоко ошибаются те, кто думает, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает. Наблюдения над немецкой жизнью говорят совсем о другом. Известный немецкий полководец Людендорф, посылавший своих солдат на смерть сотнями тысяч, с летами пришел к убеждению, что для завоевателя христианство не годится… Поэтому генерал призывает своих германцев бросить Христа и кланяться лучше древнегерманским идолам – Вотану и другим… Безумие это распространено среди фашистов…» [96]

Священник, впоследствии епископ Митрофан (Зноско-Боровский) в своих воспоминаниях о времени немецкой оккупации писал: «Знал я и о том, что в идеологии национал-социалистов не было отрицания всего непостижимого, но в гитлеровской системе Бог должен быть чисто немецким, и они нашли такого в древнем языческом Вотане. «Христос и отец Вотан прекрасно совмещаются. Христос – это сердце Вотана…» «Либо германский Бог, либо никакой», – писали в Германии еще в 1913 году» [97] . Да, из житийной литературы мы знаем, что бесы нередко пытаются соблазнить людей, представ перед ними в виде самого Господа. Старый трюк. Еще во времена Возрождения в знаменитой Капелле Сигизмондо центральным стал образ сияющего солнца, олицетворяющего Аполлона-Христа… Да, на ременных пряжках солдат вермахта было написано: «С нами Бог». Но их вел не Тот Бог, в Которого верим мы. Это Тор грохотал своим молотом – пушечной канонадой. Это под масками Гримнира шли через линию фронта диверсанты абвера. (Гринмир – одно из имен Вотана – «Скрывающийся под маской».) Это кровожадными волками из свиты Одина мчались эсэсовские каратели… [98]

Нацисты опасались Церкви в смысле политическом, но главного, метафизического, они не понимали. Этим мистикам было невдомек, что у каждого престола даже разрушенного православного храма незримо стоит Ангел, и идет служба. (Иногда и пение ангельское слышалось над руинами. Такой случай засвидетельствован был в 1945 году во Владимире-Волынском).

Ременные пряжки: «С нами Бог»

Идеологи рейха, конечно, не могли осознать того, что русский народ, видимый на земле, имеет свое продолжение на небе. Сонм праведников протягивал руку помощи своим крещеным потомкам. Немного таких народов оставалось уже на свете. «В 1941 году, когда немцы были уже в Химках, – вспоминала монахиня Сергия (Клименко), – из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного князя Даниила… В ночь на 23 ноября по старому стилю князь Даниил Московский сам явился Сталину… и сказал: «Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет»… О том, что Сталин видел князя Даниила, рассказывал мне архимандрит Иеремия (Лебедев), казначей патриарха Алексия…» [99] Миллионы почивших и живых православных христиан молились о России. Молился весь Третий Рим, включая Святую Гору Афон. И оставалось еще немало людей, которые помнили и понимали, что контрнаступление наших войск под Москвой началось в день памяти благоверного князя Александра Невского. И что на Пасху 1942 года пришлось 700-летие победы в Ледовом побоище. Это было знаменательное напоминание: Бог даст, и новая германская стальная «свинья» будет разбита. Люди верили: «Бог не выдаст, свинья не съест». Верующие собрали более миллиона трудовых рублей на авиаэскадрилью «Александр Невский».

Танковая колонна «Дмитрий Донской»

Может, и сталкивались на поле боя танки дивизии СС «Карл Великий» и «тридцатьчетверки» из колонны имени Димитрия Донского, также построенные на пожертвования православных христиан. Не известно. Важно другое. Что значили для немцев имена Карла или Фридриха, которых именуют Великими? И что значили для русских имена благоверных князей Димитрия Донского, Александра Невского? Чем отличались друг от друга эти воители прошлого? Я думаю – тем же, чем привидение знаменитости, якобы пришедшее с того света, отличается от человека, обретшего жизнь вечную. Привидение может напугать, внушить зыбкую надежду, даже воодушевить ненадолго и… обмануть. Ибо привидение – это «переодетый» бес. У него свои цели. Статуи и портреты королей прошлого могли вызывать в немце минутную гордость и восхищение. Сами они, умершие, прийти и помочь не могли. Мог ли узурпатор христианской империи Карл вызваться из ада? Было ли это под силу еретику Фридриху? Иное дело – православные святые. Посмертными чудесами они давно удостоверили свою жизнь вечную. Наступила трудная година, и народ очнулся. С молитвой обратился к своим святым. И по молитвам праведников перед престолом Всевышнего он, народ, получил действительную и неоценимую помощь. В это можно не верить, но великая война доказала в том числе и это…

Были «белые платочки» в оставшихся храмах. Были крестики, молитовки, зашитые заботливыми руками жен и матерей в гимнастерки и шинели… Только теперь стало известно: после войны своим близким об этом поведали многие. Оставшиеся в живых.

В наши дни открывается немало чудесного из истории войны. Известно о таинственном знамении в ночном небе Сталинграда, свидетелями которого были бойцы и командиры целой воинской части. Информация об этом обнаружена недавно в одном архивном документе. Это отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви. По понятным причинам, в документе не расшифровано, что это было за явление [16]. Но мы точно знаем другое: среди руин Сталинграда единственным целым зданием осталась церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Сергия Радонежского.

Характерно: дата нападения на СССР была выбрана в соответствии с руническим кругом. 22 июня – древнегерманский праздник солнечного торжества. Через две руны после той, которой обозначен этот день, по кругу идет руна «зиг». Она означает священный огонь и победу. На блицкриг отводилось два месяца.

Однако «жрецы» не знали другого календарного «совпадения»: Германия начала войну в неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Вот асы – не из Асгарда, а из люфтваффе – бодро заводят моторы крылатых машин. И вот один из них – уже на подлете к Пюхтицкой обители. И уже готов нажать рычаг бомбосброса. Но встает пред ним Жена и строго вопрошает: «Зачем хочешь разрушить дом Мой?» Пораженный летчик высыпает смертоносный груз над лесом… Он расскажет об этом позднее, в 70-е годы, когда сам приедет в Пюхтицкий монастырь…

Не долетали до обители и советские бомбы. Игумения Ангелина вспоминала: «Однажды по делам монастыря поехала в Ленинград. Остановилась в попутной столовой перекусить, села за столик. Ко мне подсел военный летчик большого чина и вежливо начал разговор.

– Вы монахиня Пюхтицкого монастыря? Ну уж и дался нам ваш монастырь! Я в войну командовал воздушным флотом. Нам было известно, что в стенах монастыря расположен немецкий штаб. Мы должны были разбомбить его. Целую неделю подряд каждую ночь я посылал наши бомбардировщики с заданием разбомбить Пюхтицы. И лучших летчиков подберу, и карты перед ними разложу, и расчет мы точный сделаем. Ночью улетят, вернутся и доложат: «Задание выполнено. Бомбы сброшены по назначению…» А монастырь стоит! Что за сверхъестественная сила вас охраняет? А когда брали монастырь, то все снаряды в болото плюхались!» [37].

Несмотря на постоянную опасность, некоторые сестры остались в монастыре. «Это были духовные чада отца Иоанна Кронштадтского, который благословил их не выезжать из монастыря, что бы ни случилось. Монахини не спали, все ночи молились. Устроились в подвалах возле храма. По ночам гудели снаряды, рвались бомбы. А когда наступал рассвет, монахини думали, что, выйдя на улицу, увидят только груды камней, но, к их удивлению, монастырь оставался невредим». [37].

После беды – победа!

 

Вот наиболее известная история о заступничестве Матери Божией. Она началась с того, что патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Митрополит гор Ливанских Илия, понимавший духовное значение России, ушел в затвор. Он молился в уединенной пещере и не принимал пищи. Наконец в огненном столбе явилась ему Пресвятая Дева.

Это было в монастыре «Дейр Сайдет эль Нурия», что в переводе означает «Монастырь Божией Матери, несущей свет». Чуть ниже обители, что стоит на вершине зеленой скалы, находится древняя пещера-церковь. Сюда не проникает шум мира. Икона, перед которой молился Владыка, по преданию, написана была святым евангелистом Лукой.

Владыка получил откровение: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю… Перед Казанскою иконою нужно будет совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка связался с советским руководством.

Как не вспомнить было бывшему семинаристу Сталину многочисленные предания об иконах, спасавших русские города?! О Владимирской, защитившей Москву от нашествия непобедимого Тамерлана… Кстати, буквально за несколько дней до начала войны останки «железного хромца» были извлечены из гробницы в Самарканде для изучения. «Дух войны», как до сих пор называют Тамерлана на Востоке, буйствовал несколько лет. Закопали зловещие кости перед Курской битвой. Документальные кадры, показанные в начале 2004 года по Российскому телевидению, доказывают, что этот сюжет – не выдумка…

Вскоре Сталин вызвал к себе иерархов Русской Православной Церкви (митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и митрополита Сергия (Страгородского)) и обещал выполнить все, что передал ему митрополит Илия. Многое из сказанного в откровении было исполнено. Открылись двадцать тысяч храмов; духовные семинарии начали готовить священнослужителей; 26 августа 1943 года состоялся Церковный собор, избравший митрополита Сергия патриархом. 4 сентября 1943 года Сталин вновь принял у себя священноначалие Церкви. В ответ на просьбу патриарха об освобождении священников из тюрем и ссылок он поручил составить списки. Увы, многих уже не было в живых. Вмешательство Матери Божией спасло Церковь, в будущем которой отчаивались даже некоторые иерархи.

Символично, что помощь пришла через Ливан. Уже в наши дни Олег Герасимович Пересыпкин, Чрезвычайный и полномочный посол России в Ливане, обращает внимание на то, что первый греческий митрополит, участвовавший в Крещении Руси при князе Владимире, был родом именно из Ливана.

1945 год. Поместный собор Русской Православной Церкви. Как намек на особую роль владыки Илии, кинохроника запечатлела его прибытие в Москву. Еще один знаковый момент – первым зарубежным визитом нового патриарха Алексия I стала его поездка в 1945 году в Антиохийский патриархат.

В октябре 1947 года митрополит Илия вновь прибывает в СССР по приглашению Сталина. Владыке были преподнесены список Казанской иконы Божией Матери; крест и панагия. По совету патриарха Алексия I, при ее изготовлении были использованы драгоценные камни из всех районов страны, чтобы весь народ символически участвовал в этом даре. Сейчас эти реликвии хранятся в мемориальном кабинете митрополита близ Бейрута…

Посетил владыка Илия и Ленинград. Утром 9 ноября он отслужил литургию в кафедральном Никольском соборе. На следующий день он – во Владимирском соборе, где находится чудотворная икона Казанской Божией Матери. Собор полон, присутствовали даже члены правительства. Вокруг храма собралось около двухсот тысяч человек. Они заполнили площадь и прилегающие улицы, остановится транспорт. После службы, проведенной ленинградским митрополитом Григорием, владыка Илия водрузил на чудотворную икону драгоценный венец. Зазвучала – через переводчика – проповедь. Митрополит Илия рассказал обо всем, что было.

 

По словам участника этого события, когда все единым дыханием запели молитву «Заступница Усердная», было такое чувство, будто и храм, и весь народ поднялись на воздух. На улице молитву подхватили десятки тысяч людей. Многие плакали. Предание о заступничестве Матери Божией начало распространяться, очевидно, с того дня. Документов, которые бы прямо подтверждали все происшедшее, пока не найдено. А, возможно, чудесная история и в принципе не могла быть отражена в официальной переписке сороковых-шестидесятых годов. Хотя, бывший посол России в Ливане О. Пересыпкин сообщает такую интересную подробность: «В архиве внешней политики СССР имеется несколько документов, связанных с митрополитом Горного Ливана Илией Карамом. Первые документы относятся к 1947 году (дело № 181, Ливан, Фонд министра В. М. Молотова, опись 9, п. 893, папка 59). Как указано на титульном листе, документы относятся к периоду от 13 до 24 декабря 1947 года и озаглавлены «Пребывание в СССР митрополита ливанского Илии Карама». Характерно, что это дело было секретным, о чем свидетельствует запись, и было рассекречено, по-видимому, в 1990 году» [25].

В 1954 и 1963 годах митрополит Илия, посещал Псково-Печерский монастырь. Служивший там протоиерей Василий Швец напомнил ему о молитве во Владимирском соборе, и владыка, взволнованный воспоминаниями, не сдерживая слез, воскликнул: «Как же у вас любят Бога! Нигде так не любят Бога и Божию Матерь, как у вас! Какое счастье быть в России… Когда тогда пели на улицах «Заступница Усердная»! Тысячи людей – единым сердцем! Я плакал, я ничего не мог сказать…»

Митрополиту Илие были открыты и имена праведников, чьими молитвами Господь помиловал Россию. Среди них первым Богородица назвала имя старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, а также имена духовно с ним связанных молитвениц и стариц.

Старец Серафим Вырицкий

«Во время войны старец Серафим, кроме строгих постов и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России: 1000 ночей стоял он на камне «в саду, в тиши ночной» перед иконой преподобного Серафима Саровского и с воздетыми руками молился, подражая подвигу своего небесного покровителя… Зимой 1942 года келейнице старца матери Серафиме ночью приснился сон: старец Серафим в валенках и белом халате гонит по заснеженному полю множество вооруженных немецких солдат, которые в ужасе бегут от него.

Утром, когда мать Серафима подошла за благословением, старец сказал: «Видела? Пойди теперь посуши валенки и халат». Действительно, ночью он выходил в зимний сад и молился на камне в валенках, набросив на себя белый халат для маскировки, чтобы соседи не увидели. Валенки и халат, как вспоминала мать Серафима, были мокрыми…

В это время отец Серафим был весь прозрачный. Он только лежал, принимая так мало пищи, что остались только восковая кожа и кости. Отец Серафим постился очень строго: съедал в день одну просфору и немножко тертой моркови, пил святую воду.

Он был очень слаб здоровьем и только изредка приходил в Казанский храм и служил в приделе преподобного Серафима Саровского. С 1945 года в Казанском храме служил отец Алексий Кибардин, которому было шестьдесят с лишним лет… он был знаменит тем, что крестил царских детей и был их духовником. За это он пострадал, сидел, вышел… Когда отец Серафим взял особый подвиг поста, отец Алексий часто приходил к нему в дом и причащал».

Да, после беды к нам пришла победа. Миллионами трупов будут усеяны российские поля. Те, кто хоронил их, обращали внимание: наши лежат лицом к небу; немцы – ничком.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!