Педагогика Западной цивилизации. В 16 страница



Корпус сочинений П. включает в себя «Апологию Сократа», 34 диалога, 13 писем, а также 8 диалогов, принадлежность к-рых П. отвергалась ещё антич. авторами; совр. учёные оспаривают подлинность и ряда других сочинений П. Вероятно (X. Теслеф), б. ч. признаваемых неподлинными диалогов были написаны в Академии учениками П. ещё при его жизни. Подлинные сочинения П. группируются вокруг двух его центр, диалогов «Государства» (ок 390—363) и «Законов» (ок 363—347) Создание «Государства» сопровождалось полемикой II и его школы с софистич теориями воспитания (диалоги «Горгий», «Прота-гор», «Эвтидем», «Хармид», «Гиппий Больший»), стремлением найти границы и методы воспитат деятельности («Ме-нон»), определить роль красноречия в воспитании философа («Федр») При создании «Законов» II окончательно формулирует порочность софистич воспитания («Софист»), уточняет набор наук и искусств, необходимых для воспитания философа («Филеб»)

Исходный для II -педагога вопрос «Можно ли научить добродетели9» («Ме-нон», 70а) спровоцирован софистами, утверждавшими, что добродетели можно научить всякого так же, как грамоте, музыке и пр (софистич трактат 5 в «Двойные речи», 6) II выступает как против софистич «ремесленного» подхода к воспитанию, так и против тра-диц аристократич установки на врожденность добродетели («Протагор», 361b-d, «Менон», 99е—100с) Понимая под воспитанием «то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать» («Законы», 643е), II твердо убежден, что правильно решить проблему воспитания можно только с установлением справедливого гос строя Поэтому наиб подробно и специально проблема воспитания рассматривается II в диалогах «Государство» и «Законы»

Правильно устроенное гос-во, по П, состоит из 3 сословий ремесленников, стражей и правителей Это деление гос-ва на 3 сословия исходит из учения о 3-частном строении души, обладающей вожделеющим, пылким и разумным началом Принадлежность человека к сословию определяется тем, какое начало в нем доминирует, и в соответствии с этим же должно вестись его воспитание В идеальном гос-ве II осуществляется его основной пед принцип разные человеческие натуры должны получать разное воспитание Наиб подробно II говорит о воспитании стражей и философов, из числа к-рых избираются прави тели гос-ва

Формирование ребенка начинается еще во чреве матери, к-рая во время беременности должна много двигаться и избегать как чрезмерных наслаждений, так и страданий («Законы», 789е) До 3 лет ребенка следует всячески оберегать, в частности ограждать от боли, чтобы его нрав был веселым и радостным (792b), до 6 лет нужно доставлять детям как можно больше удовольствий, но не баловать и при необходимости наказывать (79ие) Следить за воспитанием детей, по П, необходимо, «умело направляя удовольствия и страдания» (653е) Чтобы правильно сформировать отношение ребенка к богам и людям, надо правильно отбирать те мифы, к-рые

обычно рассказывают детям кормилицы II рекомендует отбирать из эпич лит-ры и лирики только то, что будет способствовать формированию у детей благочестия Из разнообразных муз ладов следует использовать дорийский и фригийский, воспитывающие в человеке мужество и собранность, а изнеживающие и расслабляющие, как напр. ионийский, исключить Из муз инструментов II предпочитает «инструменты Аполлона» — лиру и кифару, а отвергает многострунные инструменты и флейту («Государство», ЗЗбе—412b) Обучение мусическим иск-вам, лежащее в основе первонач воспитания, должно сочетаться с занятиями гимнастикой, к-рые делятся на упражнения в пляске и борьбе и дают хороший результат только при употреблении скромной и простой пищи II считает возможным, чтобы наряду с мужчинами гимнастике, мусическим и воен иск-вам обучались и женщины (451с—457с)

Благодаря правильному воспитанию и обучению, подчеркивает П, в человеке пробуждаются позитивные природные задатки (424а), поэтому воспитатели должны внимательно продумать нормы поведения своих питомцев научить их правильно относиться к старшим и родителям, продумать их одежду, прическу и пр (425а и следующие) Однако не мелочная регламентация сделает юношей и дев добродетельными, а умение направить их ум от преходящего и низменного к устойчивому и высокому Строгий отбор иск— в воспитывает душу, а ум формируется благодаря арифметике геометрии, астрономии, музыке (матем дисциплине, имеющей дело с муз гармонией) и диалектике (логике) (521d—535а, ср «Законы», 817а—822а)

П советует внедрять знание не насильственно, а используя игру, в процессе к-рой можно лучше наблюдать природные наклонности каждого («Государство» 536d—537а, ср «Законы», 643b) Им устанавливается строгая возрастная градация воспитания По П, обучение грамоте в гос школе начинается в 10 лет, с 13 следует начинать обучение игре на кифаре («Законы», 809е—810а) Для юношей со ср способностями образование заканчивается в 17 или 18 лет, до 20 лет — всеобщая обязат воен служба С 20 до 30 лет более способные будут продолжать изучение наук на более высоком уровне, чтобы им стало ясно сродство всех наук между собою и с природой бытия С 30 до 35 лет самые способные, упорядоченные и стойкие натуры обучаются диалектике, позволяющей им подняться к созерцанию подлинного бытия, и после этого они в течение 15 лет должны заниматься делами гос-ва Из тех, кто безукоризненно выдержал и это испытание и не поддался соблазнам власти, а сохранил филос склад души, выбирают правителей, к-рые будут постоянно отбирать и воспитывать подобных им самим Отсутствие подобной системы правильного воспитания и образования уродует души

153

людей и является причиной возникновения уродливых типов гос строя («Государство», 544а и следующие)

Основу пед воззрений II составляет его твердая уверенность в бессмертии души и душепереселении, а также в том, что «душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни» («Федон», 107d) С этим связан ряд предлагаемых II методов обучения, в частности обучение путем наводящих вопросов и т и повивальных бесед, цель к-рых — пробудить в душе ученика воспоминание о некогда виденном ею в потусторонней жизни, или, как сформулировал сам П, побудить его «найти знание в себе» («Менон», 85d), помочь душе способного юноши, беременной мыслью, породить плод подлинной мудрости («Теэтет», 150Ь- 151d) С этим же связано то исключит знание, к-рое II придает воспитанию и образованию только тот, кто должным образом воспитан и научен отличать добро от зла, может в последующем рождении выбрать правильный образ жизни («Государство», 618Ь- d) Для II воспитание и образование определяют не только правильную социальную организацию людей, но и дают человеку подлинную духовную свободу и возможность правильно ориентироваться в мире непреходящих духовных ценностей

Ист форма, в к-рой выразились пед воззрения П, в значит степени объясня ется современным ему состоянием общества — кризисом афинской демократии, к-рой II хотел противопоставить гос-во духовно собранных и морально ответственных за судьбы культуры стражей справедливости и правителей-философов II — родоначальник традиции европ утопии, в разные эпохи бывшей одной из форм выражения пед мысли (ср Т Мор, Т Кампанелла, Т Гоббс) Не меньшее значение для пед традиции имела Академия II — образец и прообраз многих уч заведений позднейшего времени

С о ч Opera, ed I Burnet, t 1—5, Oxf, 1956—62, Oeuvres completes, v l—14, P 1921—64, в рус пер — Соч, т 1—3, M, 1968- 1972

Лит Новосадский H И, Пед идеалы Платона, «Варшавские университет ские изв », 1904, JM» 1, Асмус В Ф, Платон, M, 19752, S t e n z e l J, Platon der Erzieher Lpz, 1928, Hamb, [196l2], M o b e r l у W, Plato s conception of education and its meanmg for today L 1944, Livingstorte R Plato and modern education Camb 1944, J a e g e r W, Paideia Bd 2, B, 1944, B a r r o w R Plato and education, L, 1976, Thesleff H, Studies in Platonic chronology Hels, 1982 Ю А Шичалин

ПЛАТОНОВ Сергей Федорович [16(28) 6 1860, Чернигов, — 10 1 1933, Самара], историк, педагог, акад АН СССР (акад Рос АН с 1920, ч -к Петерб АН с 1908) Окончил ист -филол ф-т Петерб ун-та (1882) В 1888—1927 преподавал рус историю там же, с 1899 проф Имел множество учеников, ставших крупными историками (A E Пресняков, H II Павлов-Сильванский, С. В. Рождественский, А. И. Заозерский и др.). В центре внимания П. — события 2-й пол. 16 — нач. 17 вв.; занимался также историей земских соборов, временем Петра I, колонизацией рус. Севера.

Преподавал историю и рус. язык в ср. уч. заведениях; с 1886 на Высших жен. курсах и в Александровском лицее. В 1890—1905 чл. учёного к-та МНП; был помощником редактора ЖМНП (1890- 1895). Во 2-й пол. 90-х гг. 19 в. по приглашению министра нар. просвещения И. Д. Делянова преподавал историю детям и племянникам Александра III.

В 1899 вышли его «Лекции по рус. истории», многократно переиздававшиеся (191710; 1993). В 1903 был приглашён великим кн. Константином Константиновичем для преобразования Пед. курсов Ведомства учреждений императрицы Марии в жен. пед. ин-т, директором к-рого был до 1916. Провёл коренную реорганизацию уч. заведения: добился выделения нового здания, устройства уч. кабинетов, библиотеки, лабораторий; были организованы 2 ф-та — словесный и физико-математический, созданы жен. гимназия и дет. сад.

Придерживаясь монархич. взглядов, препятствовал рев. деятельности студентов, не останавливаясь перед увольнениями; создавал студенч. объединения консервативной ориентации.

В 1909—10 издал «Учебник русской истории для средней школы» (ч. 1—2), к-рый «представлял собою попытку дать в доступном для учеников виде научно и объективно изложенный курс с исключением из него всякого рода легенд и реп-тильно-патриотической лирики» (192410; 1992). Учтя замечания педагогов, позднее издал «Сокращённый курс русской истории» (1914). Преподавал также в Историко-филол. ин-те, Академии Ген. штаба, Военно-юрид. академии и Петровском коммерч. уч-ще.

После 1917 продолжал преподават. деятельность (в ун-те, пед. и археологич. ин-тах). В 1918—23 заведовал Петроградским отделением Главархива. Директор Пушкинского Дома (1925—29) и Б-ки АН (1925—28).

В 1929 арестован по «академическому делу», был выслан на 5 лет в Самару.

С о ч.: Сочинения, тт. 1—2, СПБ, 1912- 19132; Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве XVI—XVII вв., СПБ, 19103.

Лит.: Академич. дело, т. 1, СПБ, 1993; Б p а ч с в В. С., С. Ф. Платонов, «Отеч. история», 1993, № 1. К. Г. Боленко.

 

ПЛУТАРХ (ок. 46, Херонея, Беотия, — ок. 127), др.-греч. писатель, философ-моралист, историк. Изучал философию, историю, естеств. науки в Афинах. Собирал ист. материалы в разных местностях Греции, бывал в Италии, Александрии. В Риме выступал с лекциями на филос.-этич. и ист. темы. Есть сведения о моральной авторитетности П., заставлявшей многих из его слушателей обращаться к нему за советом в своих нравств. трудностях. Большую часть

жизни П. провёл на родине, основал там филос.-нравств. школу и посвятил себя пед. и просветительской деятельности. Занимал видные обществ, должности, на к-рые его избирали сограждане. В старости стал жрецом Дельфийского святилища Аполлона.

Как философ П. следовал учению Платона, не принимая ни одной из существовавших филос. систем его времени. По своему мировоззрению П. — традиционалист, более всего доверявший устойчивым житейским представлениям, накопленному в поколениях практич. опыту. Стремясь к возрождению этич. норм жизни и обществ.-бытового уклада полисной Греции, он видел в философии единств. путь к нравств. усовершенствованию личности и общества. Моральная философия П. стала новым явлением для греч. культуры периода эллинизма, когда антич. культ героев сменился интересом к обыкновенному человеку, нуждающемуся в руководстве и воспитании. В основе морали П. лежали понятия Псибекх («образования», «просвещения», т.е. эллинской духовной культуры) и cpiX. av&ou»jua («человеколюбия», т.е. эллинской гуманности).

Наследие П., по сведениям древних, включало св. 200 соч., больше половины из к-рых не сохранилось. Наиб, обширный раздел составили произв. разл. жанров — трактаты, послания, диалоги, наставления и др., посвящённые проблемам космологии и астрономии, политики, религии, педагогики. Центр, место занимают произв. моралистич. содержания, благодаря к-рым весь раздел получил назв. «Нравственные сочинения», или «Moralia». П. подробно рассматривал вопросы семейной этики, любви и дружбы (трактаты «Брачные наставления», «О любви к детям», «О братской любви», «Утешение супруге», диалог «О любви»). Семейные и дружеские привязанности для П. неотделимы от гражд. добродетелей. Особое внимание П. уделял теме женщины, её образованию и роли в семье. Во мн. трактатах и диалогах П. анализировал человеческие страсти или отд. свойства характера — любопытство, болтливость, суеверность, гневливость, жадность и др. Особенность «Моралий» — это переплетение ист. фактов, вымысла и мифологии, обилие острых слов, анекдотов, цитат из греч. поэтов и прозаиков классич. периода, автобиографич. признаний.

Пед. и морализирующие задачи заставили П. обратиться к жанру ист.-худож.

154

биографии. В «Сравнительных жизнеописаниях» П. разработал новый тип биографии — моралистико-психол. этюды, сочетавшие фактографичность с риторико-стилистич. приёмами. Прославляя классич. прошлое Греции, П. создал галерею образов знаменитых гос. деятелей, полководцев и для каждого своего соотечественника нашёл параллель в рим. истории. П. подробно описывал личные качества изображаемых людей, особенности их характера. Свободолюбие и гражд. достоинство отличают образы Солона, Кориолана, бр. Гракхов; как примеры добродетели и гуманности показаны Ликург, Перикл; портреты талантливых стратегов даны в биографиях Александра и Цезаря, великих ораторов — в биографиях Цицерона и Демосфена. Биографии содержат фрагменты, отражающие размышления автора по поводу своих героев.

Опираясь на дидактич. опыт и ораторское иск-во эпохи античности, П. достиг в произв. высокого худож. уровня, благодаря чему они стали частью мировой литры и в популярных переложениях вошли в круг чтения юношества. Разработанный П. идеал гуманности и гражданственности осваивался в эпохи Возрождения и Просвещения. Ф. Рабле, М. Монтень высоко ценили энциклопедизм П., Ж. Ж. Руссо привлекало его внимание к «естественным» чертам человеческой психологии. Мн. реформаторы 18—19 вв. видели в соч. П. образы, созвучные их полит. идеям.

Соч. в рус. пер.: Сравнит, жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64; Сочинения, вступ. ст. А. Лосева, М., 1983.

Лит.: Аверинцев С. С., Плутарх и антич. биография, М., 1973; Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, Stuttg., 1949; Plu-tarch, hrsg. v. B. Scardigli, Darmstadt, 1986.

 

ПЛАТУН-ПЛАН (от англ, platoon — взвод, отряд), форма организации уч. занятий, при к-рой учащиеся не имеют постоянных классных помещений, а объединены в «бродячие классы». П.-п. разработан У. Виртом, руководителем школ г. Гэри (США), в 1918 с целью более рационального распределения времени между занятиями, трудом и играми. Отсюда назв. школ, работавших в системе П.-п., — «школы для занятий трудом, учением и играми». Расписание занятий и распределение учащихся по шк. помещениям строились так, что в первую половину дня с учащимися первого потока (отряда) проводились занятия по уч. предметам в классах, а учащиеся второго потока в это время работали в уч. лабораториях, б-ке, мастерских, занимались в спортзале и т. д. Затем учащиеся менялись видами занятий и уч. помещениями. Применение П.-п. давало возможность максимально использовать шк. помещения и увеличивать контингент учащихся. В 20-х гг. П.-п. получил распространение в нек-рых крупных пром. центрах США.

Недостаток П-п. — резкое сокращение времени, отводимого на изучение уч предмета, подмена классных занятий внеклассными, что вело к снижению уровня образования В наст время не применяется

Лит .: Соловьев И. М., Амер. школа с продленным днем, M, 1930, S p a i n C h, The platoon school/ A study of the adaptation of the elementary school organization to the curriculum, № V, 1925 M В Кларин

ПНИН Иван Петрович [1773, Москва, — 17(29) 9 1805, Петербург], просветитель, поэт, публицист Незаконнорожденный сын князя H В Репнина Учился в Московском университетском благородном пансионе, затем в Артиллерийском инж корпусе В 1789—97 на воен службе Выйдя в отставку, совместно с А Ф Бестужевым издавал лит -полит «Санкт-Петербургский журнал» (1798), где в оригинальных и переводных статьях по вопросам философии, экономики, морали и нравственности отразились идеи франц материалистов 18 в (П А Гольбах, К Ф Вольней) Согласно общей просветит установке, издатели уделяли внимание пед проблематике, в журн печатался трактат А Ф Бестужева «О воспитании» В 1802 II преподнес имп Александру I свое произведение «Вопль невинности, отвергаемой законами», в к-ром на фоне резкой критики нравов в среде провинциального дворянства показал положение незаконнорожденных, требуя уравнять их в правах с законными детьми В своем оси соч «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-полит точки зрения Ратуя за просвещенное общество, считал необходимым условием его существования личную свободу граждан, основанную на праве собственности, и неукоснительное соблюдение законности Вслед за А Н Радищевым II призывал к освобождению крепостных, что должно было стать первым этапом на пути к просвещению Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия, в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразоват курсов, предусмотрев также изучение нек-рых спец дисциплин Признавая необходимым просвещение крестьян в сочетании с воспитанием «трудолюбия и трезвости», предлагал ограничиться практич сведениями по агрономии и формированием навыков чтения, письма, первых действий арифметики С целью приблизить образование привилегиров сословий к реальным потребностям общества дал ряд рекомендаций по совершенствованию содержания и методов преподавания в кадетских корпусах ввести изучение юрид наук и гражд делопроизводства, в духовных семинариях обучать на отеч языке вместо латинского и пр Попытка решить проблемы нар образования в контексте общей социально-полит. ситуации вызвала

широчайший интерес к книге II в России, а очевидная антикрепостнич направленность была причиной ее цензурного запрета в 1805

Соч Сочинения, M, 1934, Опыт о про свещении относительно к России, в кн Антология пед мысли России первой пол XIX в, M, 1987 (библ)

Лит МодзалевскийБ Л, ИП Пнин, СПБ, 1902, Деревцов И А, Пед взгляды И II Пнина (К 180-летию со дня рож дения), «УЗ Томского гос ун-та», 1953, 22

А О Толстихина

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович [21 5(2 6) 1827, Москва, — 10(23) 3 1907, Петербург], гос деятель, юрист, публицист, педагог Окончил Уч-ще правоведения (1846) Служил в Сенате, изучал историю рус гражд права В 1859 защитил магистерскую дисс «О реформах в гражд судопроизводстве» В 1860—65 проф гражд права Моек ун-та Написал ев 70 статей, 17 книг, перевел 19 книг, посвященных вопросам истории, юриспруденции, педагогики, политики, религ -нравств темам Издал 11 сборников ист и юрид материалов Поч ч Рос и Франц академий наук

Участвовал в разработке судебной реформы 1864 Преподавал законоведение членам царской семьи, в т ч будущим императорам Александру III и Николаю II Сенатор (1868), чл Гос совета (1872), обер-прокурор Синода (1880)

К 1870-м гг II стал убежденным противником реформ имп Александра II, ломавших патриархально-сословный уклад жизни В 80-х гг, располагая значит влиянием на Александра III, настоял на повороте пр-ва к консервативно-охра-нит курсу В 1905 подал в отставку со всех постов


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!