Современная система образования. 20 страница



Ведущее науч.-пед. учреждение — Центр, ин-т пед. наук при Мин-ве образования (ок. 100 науч. сотрудников). Выпускает журнал по пед. наукам (2 номера в год) и ежеквартальный Реферативный журнал по нар. образованию. Издаются также журналы «Educacion» («Образование»), «Educacion Superior» («Высшее образование»), ежегодники Мин-ва просвещения Кубы — «Resumen del trabajo Anyal del Mined» и Мин-ва высш. образования Кубы — «Informe Curso academico».

Лит.: Фонер Ф., История Кубы и ее отношений с США. 1492 — 1845, пер. с англ., М., 1963; Культура Кубы, М., 1979: Очерки истории Кубы, М., 1978; Д у p а с е-вич Ю. Е.. Республика Куба: развитие со-циалистич. школы и педагогики. Ми981; Колесников Н. С., Куба нар. образование и подготовка нац. кадров. 1959- 1979, М., 1980; Garcia G all o G. J., La educaciön politica e ideolögica como prin-cipo fundamental del socialismo, La Habana, 1963; Löpez Segrera F., Cuba: capita-lismo dependiente у subdesarrollo (1510—1959), La Habana, 1972; B l au g M., La educaciön у el problema del empleo en los paises en desar-rollo. Ginebra, 1974; Gonzalez C. L., Mella у el moviiniento ectudiantil, La Habana, 1977. H. С. Колесников.

КУДРЯВЦЕВ Василий Дмитриевич [28.2(12.3).1898, с. Абаканское, ныне Красноту ранск Красноярского края, — 16.2.1980, Иркутск], педагог и лингвист, засл. деят. науки и техники Бурят. АССР (1963). Д-р пед. наук (1954), проф. (1955), засл. учитель школы Бурят. АССР. В 1921—25 учился в Красноярском ин-те нар. образования и в Иркутском ун-те. С 1926 преподавал рус. яз. на бурят, и якут, отделениях пед. ф-та Иркутского ун-та и на рабфаке при нём. В 1933—43 зав. кафедрой рус. яз. Бурят, пед. ин-та, в 1943—57 зав. кафедрой рус. яз. и языкознания Иркутского ун-та, инициатор создания при филол. ф-те бурят, отделения. С 1957 проф. Иркутского пед. ин-та. Автор работ по методике преподавания рус. яз. в нач. школе, методике вузовских курсов совр. рус. яз., сопоставит, грамматике рус. и бурят, языков. Среди них: «Преподавание рус. яз. в V—VIII кл. бурят, школы» (1965), «Шк. грамматики рус. яз.» (1965), др. учебники и пособия по рус. яз. для бурят, школы. Установил закономерности ошибок в применении рус. яз., специфика к-рых обусловлена артикуляц. базой, фо-нетич. системой и грамматич. строем родного языка. Труды К. способствовали развитию методики преподавания рус. языка как неродного.

Соч.: Очерки по методике рус. яз. в 6yj рят. школе, Верхнеудинск, 1930; Преподавание рус. яз. в бурят.-монг. нач. школе, Улан-Удэ, 1939; Очерки по методике рус. яз. в V — VII кл. бурят.-монг. школы, Улан-Удэ, 1958".

Лит.: Учитель учителей, Улан-Удэ, 1970 (библ.). М. Н. Мангадаев.

 

КУДРЯШЕВ Николай Иванович [5(18). 5.1904, Казань, — 14.11.1982, Москва], педагог, методист по лит-ре, дер пед. наук (1971), проф. (1972). По окончании Казанского пед. ин-та (1925) преподавал там же. С 1932 учитель лит-ры в моек, школах, районный методист; с 1938 — в Ин-те школ Наркомпроса РСФСР, с 1947 — в НИИ СИМО АПН (с 1949 — зав. сектором обучения лит-ре). Исследовал общие проблемы лит. образования, науч. основы методики преподавания, взаимосвязи изучения отеч. лит-ры и языка. Итоговой работой К. стала кн. «Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры» (1981). Нравств. и эстетич. воспитание (как гл. цель курса) К. связывал с сознат. усвоением предмета, с созданием атмосферы творческого труда на уроках, с постоянным развитием и расширением познават. интересов учащихся. Процесс обучения К. рассматривал как многостороннее и последоват. сочетание методов: творческого чтения (выразит, чтение, прослушивание записей, чтение с комментариями, беседа о непосредств. впечатлении и т. п.), определяющего нач. знакомство с текстом; эвристич. метода (анали-тич. беседа, диспут, разбор произведения, отд. эпизодов и образов по вопросам и заданиям и т. п.) как необходимого этапа изучения целого лит. произведения; исследовательского метода (самостоят, работа, семинарские занятия, решение проблемных вопросов, формирование навыков продуктивной речи), направленного на становление собственной точки зрения, самостоятельности и индивидуальности языка и мышления, репродуктивного метода (рассказ о жизни и творчестве писателя, обзорная лекция и т. п.), обеспечивающего систематичность и основательность знаний, понимание единства развития лит-ры. К. разработал общую типологию уроков лит-ры как сочетание разл. методов с учётом задач и содержания занятий, этапа обучения, конкретных особенностей лит. материала.

Соч.: Об изучении языка худрж. произв. в 5 — 7 кл., М., 1951; Вопросы методики преподавания лит-ры в школе, М., 1961 (ред. и соавт.); Методика преподавания лит-ры, Ми977 (соавт.); Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры, Ми981.

Лит.: Беленький Г. И., О методич.

наследии Н. И. Кудряшева, ЛШ, 1984, № 2.

Г. И. Беленький.

КУЗИН Николай Павлович [28.4(11.5). 1907, ст. Быково Моск. обл., — 17.2.1981, Москва], педагог, деятель нар. образования, д. ч. АПН СССР (1967), канд. пед. наук (1952). В 1929 окончил пед. ф-т 2-го МГУ. Пед. деятельность начал в 1924 пионервожатым. В 1929—41 учитель истории и зав. уч. частью 1-й опытной станции Наркомпроса (ныне школа им. С. Т. Шацкого в Обнинске). Преподавал историю в МГПИИЯ им. М. Тореза (1946—56). В 1966 один из учредителей, в 1967—74 гл. учёный секретарь АПН СССР. С 1974 зав. отделом истории НИИ ОП АПН.

Разрабатывал принципы использования краеведч. материала при изучении отеч. истории в ст. классах, содержание и структуру шк. ист. образования, подчёркивая тесную связь изучения истории в республиках с общим курсом истории СССР, проблемы шк. учебника истории. Один из организаторов журн. «Преподавание истории в школе». Был соредак-тором кн. «Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 1917—194ь

(1980), «Нар. образование в СССР. 1917—1967» (1967), «Сов. школа на совр. этапе» (1977). К. — пропагандист творческого наследия С. Т. Шацкого, избр. пед. соч. к-рого в 2 тт. вышли под его ред. в 1980. M. H. Колмакова.

КУЗИНЕ (Cousinet) Роже (30.11.1881, Париж, — 5.4.1973, там же), франц. педагог, теоретик нового воспитания. В 1910—41 инспектор нач. школ, с 1941 проф. кафедры педагогики Парижского ун-та. Основатель и руководитель журн. «Nouvelle education» («Новое воспитание», 1920—39) и «Education et developpe-ment» («Воспитание и развитие», с 1964). К. известен гл. обр. как создатель метода т. н. свободной групповой работы, согласно к-рому уч-ся нач. школ с 8—9-летнего возраста объединяются в группы по 5—6 чел., комплектующиеся по желанию детей. Каждая группа избирает для себя виды работ из имеющегося общего перечня тем и заданий (работы по гуманитарным и естеств.-матем. дисциплинам, по ручному труду, составление коллекций, постановка спектакля и т. п.). В самой группе часто происходит индивидуальная специализация учащихся: один постоянно выступает в роли «художника», другой — «каллиграфа», третий — «историка» или «географа». Группа выполняет задания самостоятельно, учитель, как правило, только наблюдает, консультирует и проверяет результаты работы учащихся. К. стремился преодолеть формализм в обучении, повысить активность учащихся, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, однако абсолютизация его метода нарушила принцип систематичности обучения. Нек-рые элементы метода свободной групповой работы и теперь применяются во франц. нач. школе.

Соч.: L'enseignement de l'histoire, Р., 1948; Lecon de pedagogie, Р., 1950; La vie sociale des enfants, P., 1950; L'education nou-velle, Nchät. — P., 1950; Laformation de l'edu-cateur, P., 1952; L'interet, P., 1955; Pedagogie de l'apprentissage, nouv. ed., P., 1959; в рус. пер. — Метод свободной работы группами, в кн.: Новые системы образоват. работы в школах Европы и Сев. Америки, в. 2, М., 1930. Б. Л. Вулфсон.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, театр к у кол, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

По способу управления различают 5 осн. видов («классич. техник») кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые. Марионетка — кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью к-рых её водит актёр, находящийся над ней, на спец. помосте. Кукол перчаточных, трос-тевых и на палке называют верховыми: актёр здесь держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой актёр работает двумя руками: одной держит корпус куклы, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Ноги у таких кукол двигаются только в отд. случаях. Актёр, перемещая куклу в пространстве, может давать ей определённый ритм движений. Теневая кукла — это плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, к-рый служит сценой теневого т-ра (его разновидность — силуэтный т-р, в к-ром изображение — силуэт плотно прижатой к экрану куклы).

В совр. К. т. разных стран изобретено также много новых техник и приёмов кукловождения. Пластич. изображением живого существа может служить предмет (кубик, шарик, палочка, чайник, фотоаппарат и т. п.), рука человека; кукла может быть маленькой или соответствовать по своим размерам актёру, к-рый двигается с ней по обычной театральной сцене. Иногда актёр в маске или без неё выступает в театр, действии равноправным партнёром куклы. В результате этого обновления и усложнения средств в нек-рых странах стали употреблять вместо определения «т-р кукол» определение «т-р фигур».

Мнения специалистов об истоках К. т. более едины, чем о первоначальной его истории. Театр, кукла берёт начало от куклы-символа, куклы предмета. Куклы-символы и т. п. действовали в разл. языч. ритуалах и обрядах в Др. Египте, Др. Индии, в антич. Европе. Нек-рые учёные считали родиной К. т. Китай (первые свидетельства относятся к 7 в.) или Индию, откуда он мог через М. Азию перекочевать в Европу. Мн. учёные придерживаются мнения об оригинальном происхождении К. т. на разных территориях. Самыми старыми часто признаются куклы стран Азии.

В совр. К. т. этих стран сохранились многие издавна сложившиеся традиц. формы. В Турции — это т-р теней Карагёз, названный так по имени гл. комич. героя, к-рый славился эротизмом и острыми шутками в адрес власть имущих. В Китае — спектакли перчаточных кукол по сюжетам ср.-век. романов, напр. «Путешествие на Запад». В Японии — т-р Бун-раку, в к-ром больших, в 2/3 человеческого роста кукол водят видимые зрителю 3 кукловода, а текст произносит сидящий на спец. помосте актёр — декламатор и певец, аккомпанирующий себе на струнном щипковом муз. инструменте сямисене (иногда аккомпанируют неск. музыкантов). Мн. представления тросте-вых кукол в Индии и сегодня связаны с храмовыми праздниками.

Европ. К. т. зародился как часть культуры Средиземноморья. Упоминания о театр, куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Горация, Апулея и др. В ср. века в Европе кукол использовали бродячие комедианты (в Центр. Европе их называли «шпильманами»), а в 16 в. сформировался рыцарский репертуар К. т. (инсценировки популярных и актуальных для того времени рыцарских сказаний). Он сохранился до наших дней в формах 19 в. в представлениях сицилийских и белы, кукольников. В 16 — 17 вв. в странах Европы распространился мистериальный К. т., хорошо изученный по сохранившимся до 18—19 вв. формам, популярным в Германии, Франции, Бельгии. Близкие, часто влиявшие друг на друга типы этой драмы были в Польше (шопка), Белоруссии (батлейка), на Украине и в России (вертеп). Сцена в них представляла 2- или 3-ярусный переносный ящик, в к-ром ярусы — это «Небо», «Земля», «Ад». Кукол, посаженных на палочки, водил через прорези в полу яруса стоявший за ящиком кукольник. Евангельские сюжеты в этом виде К. т. стали уже на ранних этапах его существования насыщаться «земным» содержанием, комедийно-бытовыми и са-тирич. мотивами.

Самое раннее док. свидетельство о существовании К. т. в России — рисунок в записках А. Олеария о его путешествии в Московию и Персию (1636), воспроизводящий бродячего кукольника, к-рый даёт представление с перчаточными куклами на площади под аккомпанемент гусляра,

Петрушка как герой подобных представлений появился в 18 в., когда в Европе сформировалась т. н. уличная комедия с постоянными популярными персонажами. Считается, что одна из масок комедии дель арте — Пульчинелла могла перейти в кукольную и дать начало представлениям с этим же персонажем в Италии, с Полишинелем во Франции, с Панчем в Великобритании, с Петрушкой в России. У этих персонажей было много общего — огромный крючковатый нос, гнусавый голос (его «искусственность» достигалась с помощью спец. инструмента, к-рый исполнитель держал во рту и к-рый в России наз. пищиком), неуживчивый характер, создававший комедийные ситуации. В отличие от этих персонажей, нем. Ган-свурст и Кашперль и чеш. Кашпарек не создали своей комедии, а играли в др. пьесах, среди к-рых были выдающиеся произв. кукольного репертуара 18—19 вв. чфауст» и «Дон Жуан». Постоянные кукольные герои существовали в неизменном виде до нач. 20 в. Только Полишинеля во Франции в сер. 19 в. сменил ткач Гиньоль. Образы К. т. возникали в произв. Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана (Германия), Стендаля, Т. Готье, Жорж Санд, А. Франса (Франция). Популярность традиц. героев на рубеже 19 и 20 вв. резко упала. К. т. предрекали гибель, объясняя это разл. причинами — отсталостью традиц. К. т., погубленным индустриализацией воображением, конкуренцией кино. К. т. терял публику или менял её. Никогда до того не предназначавшийся специально для детей, он получил их в качестве гл. зрителей. В Мюнхене был создан (1858) первый адресованный детям театр марионеток. Его руководитель Л. Шмидт ратовал за дет. репертуар в противоположность традиционному. В нач. 20 в. педагогов мн. стран привлекли особые возможности К. т. в воспитат. работе с детьми. В то же время пластич. силу куклы открыли для себя мн. известные художники (П. Пикассо, П. Клее, X. Миро, М. В. Добужинский, В. А. Фаворский и др.). Образ куклы присутствует в муз. произведениях (напр., «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Полишинель» С. В. Рахманинова). Из этих разнородных опытов в Европе сформировался новый К. т., у начал к-poro стояли В. Под-рекка (Италия), И. Скупа (Чехословакия), С. В. Образцов (СССР). Спектакли Подрекки опирались на пародийную силу куклы; Скупа создал К. т. постоянных юмористич. героев папы Спейбла и сына Гурвинека; Образцов в своих оригинальных «романсах с куклами» утверждал лирико-иронич. стихию куклы. Спектакли Центр, т-ра кукол под руководством Образцова развили са-тирич. и романтич. возможности театр, куклы. Подрекка и Скупа использовали европ. марионетку, а Образцов — более популярную в России перчаточную куклу, называвшуюся петрушечной (по имени осн. героя). Позже в спектаклях его т-ра появилась кукла, изобретённая Н. Я. и И. С. Ефимовыми на основе обнаруженных ими в музеях кукол с в. Ява (отсюда др. название тростевой куклы — яванская).

Репертуар К. т. в РСФСР состоял из 3 типов пьес. Агитац. группы и т-ры (напр., т-р «Рев. Петрушка») играли в годы Гражд. войны пьесы, где действовал традиц. герой («Война карточных королей», «Петруха и разруха» и др.). Открытые в 1918 Т-р петрушек и теней художников Ефимовых в Москве и Т-р марионеток под руководством Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде инсценировали для детей произведения рус. классич. лит-ры (басни И. А. Крылова в Т-ре Ефимовых, «Сказка о царе Сал-тане» А. С. Пушкина в Т-ре марионеток) и нар. сказки («Мена» в Т-ре Ефимовых). С возникновением Т-ра Образцова (1931) начался новый этап в развитии сов. К. т., выразившийся прежде всего в создании новой драматургии. Появились оригинальные пьесы, созданные авторами в процессе совм. работы с т-ром. Такие из них, как «Гусёнок» Н. В. Гернет и Т. Е. Гуревич, «По щучьему велению» Е. Я. Та-раховской, «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева, «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» Гернет, «Конёк-горбунок» В. В. Курдюмова, стали отеч. «кукольной классикой». С 40-х гг. театры кукол в СССР ставили пьесы для взрослых зрителей, однако произведения дет. репертуара игрались наиб, часто. Значит, влияние на облик К. т. оказало творчество художников Б. Тузлукова, В. Ан-дриевича и др., актёров Е. В. Сперанского, 3. Е. Гердта, С. С. Самодура и др.

Дет. репертуар К. т. в республиках СССР в 60—80-е гг. обогащался поисками и открытиями новых пластов фольклорных источников, отеч. и мировой лит-ры. Создавались и оригинальные пьесы для К. т. С 60—70-х гг. в К. т., наряду с произведениями Е. Л. Шварца, С. Я. Маршака, Т. Г. Габбе, Гернет, Г. Л. Владычиной, шли пьесы Г. В. Сап-гира, Г. М. Циферова («Хочу быть большим» и «Ты для меня»), В. Н. Тихвинского («Катькин день»), В. А. Лифшица, И. Н. Кичановой («Алёнушка и солдат», «Кот Васька и его друзья»), Ю. Н. Елисеева («Сэмбо» и «Два мастера»), С. Л. Прокофьевой («Часы с кукушкой»), В. Н. Коростылёва («Айболит»), Е. В. Сперанского («Краса ненаглядная»

484

и «Солдат и ведьма»); в репертуар включались пьесы польск. автора Я. Вильков-ского («Медвежонок Римцимци» и «Тигрёнок Петрик» (в соавторстве с Г. Яну-шевской), чеш. автора В. Поспшпиловой («Принцесса и эхо»), болг. авторов Р. Мос-ковой («Куда ты, жеребёнок»), Н. Иорда-нова («Волк и семеро козлят»). Среди названий, появившихся на афишах К. т. в 80-е гг., — «Гадкий учёнок» (по X. К. Андерсену) В. С. Синакевича, «Тридцать восемь попугаев», «Привет Мартышке» Г. Б. Остера, «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» Э. Н. Успенского, «Лошарик» Сапги-ра; пьесы чеш. авторов: «Сказка о незадачливом драконе» И. Пержиновой и «Прыгающая принцесса» Л. Дворского. В 70—80-х гг. К. т. расширил рамки традиц. дет. репертуара, включив в него произв. т. н. большой лит-ры и драматургии; приобрели большую известность постановки пьесы «Дракон» Е. Л. Шварца в Магнитогорском т-ре, инсценировки по повести «Белый пароход» Ч. Айтматова в Башкирском т-ре. Спектакли Челябинского К. т. «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя отмечены Гос. пр. РСФСР. Яркие спектакли на лит. и изобразит, фольклорной основе создали кукольники Литвы, Грузии, России. Серьёзно и интересно поставлены проблемы совр. детства в спектаклях Эст. т-ра кукол (напр., «В нашем доме» франц. автора Р. Пило). Взаимодействие и взаимовлияние нац. культур, воспитание зрителей в уважении к ним были важным фактором творчества гос. т-ров кукол (к нач. 90-х гг. их было 150), работавших в СССР на 25 языках. К крупнейшим т-рам, наряду с Гос. ака-демич. центр, т-ром кукол под руководством Образцова (Москва), относится ленингр. Большой т-р кукол, к-рый в кон. 50-х — в 60-е гг. возглавлял M. M. Королёв, а в 70-х — нач. 80-х гг. — В. Б. Су-дарушкин. Со времени создания (1959) кафедры т-ра кукол в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии в стране началась (по инициативе Королёва) подготовка специалистов для К. т. В нач. 90-х гг. она велась также в театр, вузах Ярославля, Екатеринбурга, Ташкента, Тбилиси, Харькова, Минска и в средних театральных учебных заведениях Нижнего Новгорода, Саратова, Иркутска, Днепропетровска.

К. т. стран Вост. Европы с кон. 40-х гг. тесно взаимодействовал с сов. К. т., был близок ему по организац. структуре (гос. стационарные т-ры с большими труппами), по репертуару, по пед. принципам. Из сов. К. т. сюда пришла и тростевая кукла. В то же время т-ры Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии — самостоятельные и яркие страницы послевоен. европ. К. т., внёсшие большой вклад в его возрождение. В 60- 70-х гг. прославились своими дет. спектаклями польск. т-ры Лялька, Арлекин, Гротеска, рум. т-р Цэндэрикэ, венгерский Гос. т-р кукол, софийский Центр, т-р кукол. В 70—80-х гг. большой популярностью в мире пользовался чеш. т-р Драк из г. Градец-Краловы. Фестиваль «Матержинка» (от назв. дет. сада — «матерска школа»), к-рый проходит 1 раз в 2 года в разных городах, чеш. кукольники посвящают постановкам для зрителей самого мл. возраста.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!