Современная система образования 29 страница



176

Временного пр-ва, подготовившего материалы по реформе школы. Были установлены контакты с учительскими проф. орг-циями ряда заруб, стран.

Руководство ВУСа не приняло Окт. революции и не нашло взаимопонимания с Наркомпросом, оказывая сопротивление его начинаниям. Совет ВУСа вступил как проф. орг-ция во Всерос. к-т спасения Родины и революции, ставивший целью свержение сов. власти. В дек. 1917 — янв. 1918 ВУС организовал забастовку учителей, носившую в ряде городов всеобщий характер (напр., в Москве из 4 тыс. педагогов не приняло участие лишь 30 чел.), но не поддержанную сел. учительством. В марте — июне 1917 Совет рекомендовал своим членам тактику бойкота решений сов. власти и деятельности Наркомпроса. После 7-го съезда (июнь 1918), утвердившего предложения по реформе школы, наметилась тенденция к сотрудничеству членов ВУСа с Наркомпросом. Этому процессу способствовала публикация «Основных принципов единой трудовой школы» (1918), по сути отвечавших мн. требованиям ВУСа в области нар. образования.

Однако руководство Наркомпроса в мае 1918 приступило к ликвидации ВУСа. Пост. ВЦИК (23 дек. 1918) он был распущен, как контррев. орг-ция, закрыты его печатные органы — «Известия ВУСа», «Петроградский учитель», «Нар. учитель», «Учитель» (с 1917) и др. Наряду со справедливой критикой деятельности ВУСа, призывавшего учительство к саботажу и забастовкам, в пост, содержался и ряд неправомерных обвинений (напр., ВУС никогда не настаивал на обязательности преподавания закона Божия в школе, а также на нац. принципе воспитания в противовес идее интернационализма).

Лит.: Чарнолуский В. И., Учительские орг-ции в России, М., 1908; Золотарев С. А., Очерк по истории учительского объединения в России, [П.], 1915; Попова Н. В., К истории Всерос. учительского союза, М., 1917; Организац. принципы проф. объединения, М., 1918; VII делегатский съезд Всерос. учительского союза, М., 1918; Единая школа, М., 1918; Золотарев С., Голубев А., Шацкий С., Трудовая школа, М., 1918; Дмитриев С., Первый Всероссийский, НО, 1989, № 4. М. В. Богуславский.

 

ВСЕСВЯТСКИЙ Борис Васильевич [5(17).6.1887, г. Клин Моск. обл., — 2.2.1987, Москва], педагог, методист (биология), проф. (1938). Окончив ес-теств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1911), работал учителем естествознания в ср. школе. В 1918 организовал и до 1932 руководил районной биол. станцией юных любителей природы (преобразованной затем в Центр, биол. станцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), положив тем самым начало юннатскому движению в Москве. Под ред. В. выпускались «Листки Биостанции юных натуралистов» (1924—30). С 1932 на науч.-пед. работе: в Программно-метод. ин-те (с 1938 — Ин-т школ Наркомпроса), с 1939 директор этого ин-та; с 1944 зав. кафедрой методики естествознания пед. ин-та им. В. П. Потёмкина, затем — в МГПИ им. В. И. Ленина. Ред. журналов «За массовое опытничество», «Биология и химия в школе», «Биология в школе». В. — один из авторов первых программ по биологии для сов. школы, стабильного учебника по ботанике для 5—6-х кл. ср. школы (1933; 196712) и методики преподавания ботаники (совм. с В. Н Ву-четичем, 1936; 19413). Труды В. посвя-

щены также методике работы кружков юных натуралистов, организации экскурсий, опытнич. работе.

Соч.: Иссл. подход к природе и жизни, М., 19262; Общая методика биологии, М., 1960; Проблемы дидактики биологии, М., 1969; У истоков юннатского движения, М., 1972 (ред.); Системный подход к биол. образованию в ср. школе, М., 1985.

Лит.: Смирнова Л. П., Б. В. Все-святский — ученый, методист, педагог, БШ, 1977, N° 3. М. М. Левина, Л. И. Першина.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят, и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ, отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закреплённым разделением труда.

В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далёких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности

12 Рос. педагогическая энц., т. 1

становятся основой культурного труда.

В этих условиях общественно необходимая производств, деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя её прежним образоват. структурам, подчинённым узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс — продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

Результатом образования, органически соединённого с наукой и созидат. трудом, должна стать переориентация замкнутого на себя произ-ва на конкретного человека, заинтересованного в культурном саморазвитии, повышении своей и общей готовности к напряжению сил для обеспечения устойчивого развития культуры труда, досуга, быта. Организованная по этому принципу продуктивная связь поколений, благодаря к-рой возрождается и совершенствуется культура, открывает личности возможности оценивать себя, свои способности, желания, цели в системе общечеловеческих ценностей.

Ф. Т. Михайлов.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, специальное уч.-воспитат. учреждение для умственно отсталых детей; Первые такие учреждения появились во Франции и Германии в нач. 19 в. В России первый вспомогат. класс был открыт в 1908 в Москве, первые В. ш. — в 1910 в Москве и в 1915 в Петербурге.

В Рос. Федерации школы этого типа относятся к гос. общеобразоват. уч. заведениям и находятся в ведении органов образования. Осн. тип В. ш. — школы-интернаты. Значит, часть В. ш. в крупных городах имеет группы продлённого дня.

Осн. контингент учащихся В. ш. — дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и др. нарушениями, перечень к-рых определён инструкцией о приёме детей во В. ш. Дети направляются во В. ш. на основании заключения медико-пед. комиссии (районной, областной, городской). Документы для медико-пед. обследования представляются в комиссию органами нар. образования.

Обучение во В. ш. в 20-е гг. продолжалось 5—6 лет, с 1960 — 8 лет. С 1986 начался переход В. ш. на обучение в течение 9 лет. При наличии соответствующих условий допускается организация 10-го кл. с производств, обучением. Обучение специфично по содержанию и объёму, ведётся по особым уч. планам, программам и учебникам. Значит, объём уч. времени отводится трудовой и проф. подготовке; помимо курсов общеобразоват. предметов программа В. ш. предусматривает занятия по социально-бытовой ориентировке, ритмике и др. Спец. задача В. ш. — макс, коррекция недостатков детей в процессе учёбы, воспитания,

177

а также занятий по исправлению дефектов развития и леч.-профилактич. работы. В. ш. призвана обеспечить адаптацию и интеграцию детей в обществе, в частности за счёт трудовой и проф. подготовки, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям их умственного и физич. развития. В 1—3-х кл. ведётся обучение труду, в 4-м кл. — в уч. мастерских; в 5—9-м кл. проф.-трудовая подготовка; в 10-м кл. производств, обучение (зачисляются учащиеся, способные по состоянию здоровья и уровню интеллекта овладеть профессией; по окончании обучения они сдают квалификац. экзамен на получение нач. разряда по профессии). Виды трудового обучения во В. ш. определяются с учётом производств, окружения школы, возможностей проведения производств, практики и трудоустройства выпускников по месту жительства.

В коррекционно-воспитат. работе, к-рую ведут педагоги-дефектологи, учитываются данные индивидуального психолого-пед. и клинич. изучения учащегося. Напол-няемость классов В. ш. — 16 чел., воспитат. групп в 1—4-мкл. — 1С чел., в 5—9-м кл. — 20 чел. Леч.-профилактич. работа во В. ш. осуществляется штатными психоневрологом, педиатром и мед. сестрами. Лит.: Книга для учителя вспомогат. школы, под ред. Г. М. Дульнева, М., 1955; ДульневГ. МОсновы трудового обучения во вспомогат. школе, М., 1969; Обучение во вспомогат. школе, М., 1973; Психол. проблемы коррекционной работы во вспомогат. школе, М., 1980; ДульневГ. М., Уч.-воспитат. работа во вспомогат. школе, М., 1981; Забранная С. Д., Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения, М., 1988. И. А. Грошенков.

ВУДВОРД (Woodward) Калвин Милтон (25.8.1837, Фитчберг, шт. Массачусетс, — 12.1.1914, Сент-Луис), амер. педагог, специалист в области трудового обучения и техн. образования. Окончил Гарвардский колледж (1860). В 1870—1910 декан политехн. ф-та ун-та Вашингтона в г. Сент-Луис (шт. Миссури), проф. математики и прикладной механики. В 1876 на Филадельфийской выставке познакомился с рус. системой производств, обучения, к-рую представлял В. К. Делла-Вос. Внедрил эту систему на ф-те и в организованной по его инициативе в 1890 Высшей школе ручного труда в Сент-Луисе. Популяризация В. и нек-рыми др. амер. педагогами рус. системы производств, обучения способствовала значит, повышению уровня техн. образования в США в кон. 19 — нач. 20 вв.

Современную ему систему нар. образования США В. подвергал резкой критике за оторванность от насущных задач индустр. общества. Считал, что «книжное» образование готовит людей, не способных обеспечить себе и обществу достойный уровень существования. В качестве стержня всей системы шк. образования В. рассматривал ручной труд, однако обучение трудовым навыкам и освоение элементарных инструментальных операций расценивал не только как этап проф. подготовки специалистов, но как существ, компонент общего образования. Согласно В., учащийся, осваивая многообразие материалов и инструментов, учится ориентироваться в мире и его закономерностях, приобщается к эстетич. ценностям. В практике школы концепция В. была воплощена в виде совмещения обучения традиц. дисципли-

нам в соответствии с широкой программой общего образования с ежедневными обя-зат. занятиями ручным трудом. Такой подход В. рассматривал также как фактор демократизации школы. Метод В. получил признание в США и ряде др. стран, но впоследствии использовался уже без учёта общепед. концепции В., просто как форма проф. подготовки.

Соч.: The manual training school, Boston, 1887; Manual training in education, L., 1890.

Лит .: Bennet Ch., History of manual and industrial education to 1870, Peoria (111.), 1926; G ood H. G., A history of westem education, N. Y., I9602. Л. Н. Гончаров.

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, близ Мангейма, — 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), нем. психолог, физиолог, философ и языковед, один из основателей эксперим. психологии. Проф. физиологии в Гейдельберге (1864—74) и философии в Лейпциге (с 1875). В первых своих работах выдвинул план разработки физиол. психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Предметом психологии считал непосредств. опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания; высш. пси-хич. процессы (речь, мышление, воля) предложил изучать культурно-ист, методом. В. придерживался позиции психо-физич. параллелизма, полагая, что явления сознания неотделимы от нервных процессов, но причинно с ними не связаны. Концепция В. уже в нач. 20 в. обнаружила свою ограниченность и была преодолена последующим развитием психологии.

Гл. заслуга В. — внедрение в психологию эксперим. метода, сыгравшего решающую роль в превращении её в самостоят, науку. Созданная им в 1879 первая в мире психол. лаборатория (преобразованная позднее в ин-т) стала между-нар. центром, где формировалось целое поколение первых психологов-экспериментаторов. В лаборатории изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В 10-томной «Психологии народов» (1900—20) В. предпринял попытку психол. истолкования культурно-ист, явлений (мифа, религии, иск-ва и т. д.).

Соч. в рус. пер.: Основания физиол. психологии, т. 1 — 2, СПБ, 1880—81; Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Этика, т. 1 — 2, СПБ, 1887—88; Система философии, СПБ, 1902; Очерки психологии, [М., 1912]; Введение в психологию, М., 1912; Естествознание и психология, [СПБ, 1914]; Фантазия как основа иск-ва, СПБ-М., 1914. Лит.: Кениг Э.. В. Вундт. Его философия и психология, СПБ, 1902; Я p о III с в-ский М. Г., История психологии, М., 19853; Эксперим. психология. Сб. ст., ред.-составители П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1 — 2, М., 1966, гл. 1; M e i s с h-nerW., Eschler E., Wilhelm Wundt, Lpz. — Jena — B., 1979. M. Г. Ярошевский.

ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ, сознат. предпочтение человеком определённой линии поведения или конкретного поступка. Проблема В. м. возникает как перед отд. человеком, так и перед группой и обществом в целом. В истории этич. мысли высказывались 2 взгляда на предмет В. м.: человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высш. цели (Аристотель, Дж. Локк); собственно моральный смысл имеет лишь выбор высш. цели, т.е. самой морали (И. Кант, Ге-

гель). В. м. как выбор самой морали удовлетворительно трактуется лишь при решении филос. вопроса о природе морали. Практически такой В. м. выражается лишь в осознании человеком своей позиции и жизненного кредо.

В. м. отражает степень нравств. свободы личности и общества. Культура и свобода В. м. заключаются в том, что человек не просто выбирает мораль, но и действует в конкретных обстоятельствах сообразно этому В. м. Выбирая добро, человек определяется в отношении зла. Вместе с тем, будучи включённым в обществ, отношения, человек оказывается субъектом различных, порой противоречащих друг другу обязанностей; преодоление конфликта выражается в осознании последствий своих поступков и в выборе наименьшего зла.

С точки зрения идеала, выбор может быть моральным или внеморальным, добродетельным или порочным, справедливым или несправедливым, с точки зрения обстоятельств — правильным или неправильным. Ребёнок, оказываясь в ситуации В. м., поступает в соответствии со своим опытом, приобретённым в процессе познания окружающей жизни, и во многом отражает нравств. установки своего социального окружения. Ориентация на справедливый и правильный В. м. — важнейшая задача нравств. воспитания. Р. Г. Апресян.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович [5(17).11. 1896, Орша, — 11.6.1934, Москва], психолог, проф. (1928). Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1917) и одновременно ист.-филол. ф-т Нар. ун-та А. Л. Шанявского. В 1918—24 работал в Гомеле. С 1924 в психол. науч. и уч. учреждениях Москвы (Ин-т психологии МГУ, АКБ им. Н. К. Крупской, пед. ф-т 2-го МГУ, Эксперим. дефектологич. ин-т и др.); работал также в ЛГПИ и Укр. психонев-рологич. ин-те в Харькове.

Науч. деятельность начал с изучения психологии иск-ва — исследовал психол. закономерности восприятия лит. произведений («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1916; «Психология искусства», 1925, опубл. в 1965). Изучил теорию рефлексологич. и психол. исследования (статьи 1925—26), а также проблемы психологии воспитания («Пед. психология. Краткий курс», 1926). Дал глубокий критич. анализ мировой психологии 1920—30-х гг., сыгравший важную роль в развитии сов. психол. науки («Ист. смысл психол. кризиса», 1927, опубл. 1982; см. также предисл. В. к рус. пер. трудов В. Кёлера, К. Коффки, К. Бю-лера, Ж. Пиаже, Э. Торндайка, А. Ге-зелла и др.).

Создал культурно-ист, теорию развития поведения и психики человека, в к-рой,

178

опираясь на марксистское понимание социально-ист, природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетич. развития психики. Согласно этой теории, источники и детерминанты психич. развития человека лежат в исторически развившейся культуре. «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» (Собр. соч., т. 3, М., 1983, с. 145—46). Гл. положения этой теории: 1) основа психич. развития человека — качеств, изменение социальной ситуации его жизнедеятельности; 2) всеобщими моментами психич. развития человека служат его обучение и воспитание; 3) исходная форма жизнедеятельности — её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане; 4) психол. новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности; 5) существ, роль в процессе интериоризации принадлежит разл. знаковым системам; 6) важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутр. единстве..

Применительно к психич. развитию человека В. сформулировал общий гене-тич. закон: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая... Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (там ж е, с. 145).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!