II. Ретроспективная библиография. 32 страница
В центре пед. размышлений Б. — категория личности. Личность, по Б., — индивидуальное целостное единство всех психич. свойств человека, определяемое сферой его непосредств. жизненных идеалов и ценностей и создающееся в процессе взаимодействия двух осн. факторов: природы (к-рую в период увлечения нем. идеализмом Б. понимал как форму проявления божеств, идеи) и общества, действующего на человека прежде всего через сферу воспитания. Воспитание не всесильно: Б. резко выступал против теорий, утверждающих, что человек от природы есть «чистая доска» (Локк). Ребёнок, считал Б., — это «дерево в зерне», его нельзя заставить приносить «арбузы вместо орехов», и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит гл. роль; им решается «участь человека». Социально-ист. роль воспитания Б. преувеличивал, особенно в нач. период,. когда он отдал дань просветительским иллюзиям. Цель истинного воспитания — содействие формированию такой личности, «живоносным» началом к-рой служит «любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении». С эволюцией взглядов Б. этот программный образ
76
теряет первонач. характер отвлечённого гуманистич. идеала и всё больше приобретает черты активного обществ, борца с социальной несправедливостью, способного любить человечество «по-маратовски». Воспитание такой личности требует целенаправленного развития в ней целого комплекса духовных, эмоциональных, волевых качеств и поэтому охватывает все сферы и виды воспитания.
|
|
Считая, напр., что человечество вне национальностей — лишь логич. абстракция, Б. подчёркивал важность развития в человеке чувства нац. достоинства и любви к родине, заставляющего «пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Личность, способная к восприятию высших духовных идеалов, отвечающих назначению человека, не может выработаться и без усвоения привычки видеть цель и смысл своего существования вне себя, ограничивать свой эгоизм во имя любви к другим. Поэтому главенствующее значение приобретает нравств. воспитание, к-рое, неуклонно расширяя сферу нравств. отношения к миру (от родных и ближайшего окружения до народа и человечества в целом), должно превратить следование честным принципам во «вторую природу» человека, выработать в нём способность делать добро, любить других, быть честным и мужественным в служении истине, участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естеств. и бескорыстной потребности души, а не по умозрительному понятию о долге или по расчёту. Именно воспитание непосредственных нравств. чувств создаёт подлинную глубину личности, ибо без живого и сильного чувства не бывает убеждения, способного мобилизовать волю на решительный поступок, а только в реальном действии проявляется подлинный нравств. мир человека.
|
|
Эффективность такого воспитания зависит от того, насколько оно учитывает как общие психол. законы формирования эмоциональной сферы человека, так и возрастные особенности психики. Непосредств. доброе чувство нельзя воспитать насилием и приказом, отсюда принципиальная важность атмосферы доверия и любви в отношениях между воспитанником и воспитателем — ив семье, где на основе родственной биол. связи между родителями и детьми должна возникнуть духовная общность (родители видят в ребёнке «будущего человека», к к-рому они уважительны, требовательны, но и очень сердечны), и в системе обществ, образования. У ребёнка мл. возраста нужно вырабатывать нравств. привычки и навыки поведения, а не растить болтуна-резонёра, образ к-рого более всего ненавистен Б. Формирование нравств. понятий — дело более позднего возраста (примерно с 14 лет), но и тогда важны не только наставления; главное — убеждающий пример (поведение воспитателя, биографии великих людей). Вполне достаточными средствами наказания Б. считал суровый взгляд, лишение общения, прогулки, временную холодность.
|
|
Утверждая образ естественного, резвого, здорового ребёнка, Б. не отделял нравств. воспитания от физического. Одним из «первейших элементов человечности» Б. считал «чувство изящного», придавая большое значение эстетич. воспитанию и образованию ребёнка, равно как и выработке располагающего внеш. облика (опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению человека.
Осуществление человеком творч. миссии невозможно без развития у него истинного взгляда на мир и окружающую действительность, требующую к себе критич. отношения. Этому способствует умственное воспитание и образование ребёнка в процессе обучения. Гл. роль принадлежит здесь постепенному усвоению наук, к-рые развивают навыки самостоят, мышления, формируют общие представления о природе и человеке. Предпочтение Б. отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью общества и способным содействовать её улучшению. В этой связи Б. настойчиво пропагандировал изучение лит-ры, прежде всего отечественной (И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь), дающей правдивую картину рос. действительности, и истории, в преподавании к-рой самое важное не хронология и факты, а понимание смысла ист. развития человечества. Б. указывал и на важность изучения языка, неразрывную связь языка и мышления. В последние годы жизни Б. особенно подчёркивал значение естественных наук как средства воспитания материалистического взгляда на мир, освобождения человека от религиозных иллюзий.
|
|
Учить детей, считал Б., нужно с 6 лет, следуя принципам систематич. и научно обоснованного, а не случайного («путём игр и забав») обучения. Процесс обучения должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. В мл. шк. возрасте, когда преобладает конкретно-образное мышление, более продуктивны методы, осн. на индуктивном пути познания и наглядности, значение к-рой велико и позднее, когда формируется абстрактное мышление. Большое внимание Б. уделял уч. лит-ре, считая, что учебник должен иметь ясную пед. цель, соответствовать уровню совр. науки и должен быть написан хорошим лит. языком.
Один из гл. образоват. факторов Б. видел в дет. чтении, отводя особую роль дет. лит-ре: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Посвятив проблемам лит-ры для детей и юношества ок. 200 статей и рецензий, Б. заложил основы науч. теории и критики дет. лит-ры, впервые обосновал положение о единстве пед. и эстетич. критериев в подходе к дет. книге. Он требовал от дет. писателей «не искажать действительности ни клеветами на неё, ни украшениями от себя», а показывать правдиво, «во всём её очаровании и во всей её неуловимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе». Выступая против ограничений дет. лит-ры в содержании, Б. подчёркивал вместе с тем, что избирал «предметы те же, что и для взрослых», писатель должен их «излагать сообразно с детским понятием». Подлинно образцовыми детскими отеч. книгами Б. считал сказки Пушкина, дедушки Иринея (В. Ф. Одоевского), басни Крылова, сборники нар. сказок, пословицы и поговорки.
Пронизанная идеей всестороннего развития, направление к-рому задавалось демокр. идеалом личности, пед. теория Б. была прямым отрицанием господствовавшей в России сословной системы образования и воспитания. Он резко вы-
В. Г. Белинский.
Э. Белл.
ступал против ханжества «светского» воспитания, формирующего человека, для к-poro главное «казаться», а не «быть», равно как и против любых школ конформистского воспитания, критика к-рых была составной частью его пуб-лицистич. деятельности.
Соч.: Поли, собр. соч., т. 1 — 13, М. — Л., 1953—59; Собр. соч., т. 1—9. М., 1976—82; Избр. пед. соч., М. — Л1948; то же, вступ. ст. М. Ф. Шабаевой, М., 1982; Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбовы. А., О дет. лит-ре, М., 19832.
Лит.: Теп л он Б. М., Психол. взгляды В. Г. Белинского, СП, 1948, № 5; II о з-нанский Н. Ф., В. Г. Белинский о воспитании, М., 1949; Монжале Е. С., Пед. идеи В. Г. Белинского, Л., 1955; Петрова Е. Н., В. Г. Белинский о преподавании рус. яз. в школе, М., 1961; Смирнов В. 3., Крупнейший рус. педагог 1-й пол. XIX в., СП, 1961, МЬ 6, с. 32—43; Г о-з у и Л. А., Эстетич. кодекс Белинского, ВМУ, сер. 9. Филология, 1981, № 4, с. 10 — 16.
БЕЛЛ (Bell) Эндрю (27.3.1753, Сент-Энд-рю, Шотландия, — 27.1.1832, Челтнем), англ, педагог, священник англиканской церкви, один из основателей Белл-Ланкас-терской системы, взаимного обучения. Образование получил в ун-те Сент-Эндрю. С 1789 заведовал приютом для сирот военнослужащих близ Мадраса (Индия). В 1791 в связи с острой нехваткой учителей ввёл там систему взаимного обучения, элементы к-рой заимствовал из практики инд. школы. Вернувшись в Великобританию в 1797, изложил свою «мадрасскую систему» в соч. «Опыт обучения, проведённый в Мадрасе и рекомендующий систему, при которой дети в школе и в семье могут обучать друг друга под руководством учителя или родителя» («An experiment in education...»). С 1804 начали открываться школы, работавшие по системе Б. Гл. целью Б. считал распространение влияния англиканской церкви, поэтому в его школы дети, исповедовавшие др. религию, не допускались. В этом было осн. отличие его системы от системы Дж. Ланкастера. В 1811 сторонники Б. организовали «Национальное общество развития образования для бедных в принципах господствующей церкви», к-рое на протяжении 19 в. руководило большей частью нач. школ Великобритании; в Вестминстере открылась центральная (образцовая) школа. В 1816 Б. встречался с И. Г. Песталоцци, однако, будучи увлечён собств. системой, не воспринял идей швейц. педагога. В 1812 и 1827 издал руководства для школ, организованных по его методу. Своё состояние Б. завещал шотландским школам взаимного обучения. Его система привилась также в Ирландии и Канаде.
Лит. см. при ст. Белл-Ланкастерская система.
БЁЛЛЕРС (Bellers) Джон (1654—28.4. 1725), англ. экономист, социальный реформатор, деятель квакерского движения. В утопич. трактате «Предложения об учреждении производств, содружества» (1695) Б. развивал идею преобразования общества и примирения классов путём трудового воспитания. Выдвигал принцип соединения обучения с производит, трудом. Решительно возражал против того, чтобы дети большую часть времени проводили за учебниками, полагал, что физич. труд — основа воспитания интеллекта и нравств. чувства. По Б., обучение должно основываться на наглядности и личном опыте детей. Он выступал против телесных наказаний, считая более надёжным средством воспитания поощрение учащихся и развитие соперничества между ними. Отстаивал преимущества коллективного воспитания детей из всех слоев общества перед семейным: в «производственных содружествах» оно должно носить более равный и упорядоченный характер, способствовать гармоническому развитию личности, что выгодно для общества в целом. Идеи Б. оказали влияние на Р. Оуэна.
Соч.: John Bellers. 1654—1725. Quaker, economist and social reformer. His writings reprinted, with a memoir by A. Ruth Fry, L. — [a. o.], 1935.
Лит.: Павлова Т. АДж. Беллерс и англ, социально-экон. мысль 2 пол. XVII в., М., 1979 [дан рус. пер. тр. «Предложения об учреждении производственных содружеств»]; John Bellers. His life, times and writings, N. Y., 1988. Т. А. Павлова.
БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА
взаимного обучения, система организации и методов обучения в нач. школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с появлением необходимости массового обучения грамоте. Была предложена независимо друг от друга англ, педагогами Э. Бвллом и Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В нач. 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (Франция, Россия, США, Дания и др.) как быстрый и дешёвый способ обучения грамоте. К сер. 19 в. утратила популярность. В школах взаимного обучения учили чтению, письму и счёту. Методика обучения была крайне стандартизованной; её основой было механич. заучивание материала. Шк. оборудование состояло из столов, рассчитанных на 10 уч-ся, и дидактич. таблиц, развешанных по стенам большого зала, вмещавшего 100- 500 учеников. Мл. ученики писали на песке, старшие — на аспидных досках. Учебников не было. Каждый монитор ежедневно получал метод, инструкции от учителя. Переход от письменных занятий за столом к устным у настенных таблиц строго регламентировался педагогом. Темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. В результате ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками письма и счёта, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования. Попытки Ланкастера применить метод взаимного обучения в ср. школе потерпели неудачу. Против Б.-Л. с. выступали сторонники развивающего обучения.
БЕЛОРУССИЯ
В России Б.-Л. с. привлекала внимание пр-ва как дешёвый способ устройства нач. уч-щ. В 1813 для ознакомления с Б.-Л. с. в Англию был командирован дер Гамель (в 1820 ивдал «Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и др...», 18532). В 1816 в Лондон с той же целью были направлены студенты Гл. пед. ин-та — Ф. И. Буссе, А. Г. Ободоеский, К. Ф. Свенске и M. M. Тимаев.
К 1815—17 относятся первые попытки организации школ по Б.-Л. с. — в оккупационном корпусе русской армии во Франции (один из организаторов — будущий декабрист М. Ф. Орлов). В 1817—19 школы взаимного обучения стихийно возникли в нек-рых воинских частях и в имениях либерально настроенных помещиков. Одной из первых была открыта школа для крестьян в имении графа Н. П. Румянцева в Гомеле, в 1817 пригласившего англ, педагога, знатока Б.-Л. с., Я. И. Герда (1799/1800—1875). В авг. 1818 членами «Союза благоден-ствия» Ф. Н. Глинкой, Ф. П. Толстым, В. К. Кюхельбекером и др. организовано «Вольное об-во учреждения уч-щ по методе взаимного обучения» (устав утверждён 14 янв. 1819). В 1819 об-во открыло Петерб. уч-ще взаимного обучения и участвовало в организации подобных уч-щ в др. городах (наиб, известны школы Орлова в Киеве и В. Ф. Раевского в Кишинёве). Декабристы, члены об-ва, использовали при обучения рукописные таблицы с текстами антикрепостнич. содержания, вызывая недовольство властей. В противовес «Вольному об-ву...» была создана правительств, система ланкастерских уч-щ. В 1820 в МНП при Гл. правлении уч-щ образован К т для устройства и наблюдения за уч-щами взаимного обучения во главе с М. Л. Магницким, Д. П. Руничем и И. И. Мартыновым. В приходских уч-шах (не менее 100 уч-ся) и шкалах воен. ведомства (полковых и кантонистских), находившихся в ведении к-та, преподавание велось по офиц. таблицам Департамента нар. просвещения. Педагогов в 1819—22 готовил Учительский ин-т взаимного обучения при Петерб. ун-те.
Подозрения властей в антиправительственном направлении школ взаимного обучения, а также недостаток средств на их содержание явились причиной упадка Б.-Л. с. в России. В нояб. 1825 прекратило деятельность «Вольное об-во...», в 1831 закрыт министерский к-т. Немногие ланкастерские школы просуществовали до 1860-х гг. В 1840—50-х гг. к Б.-Л. с. обратились ссыльные декабристы, создававшие свои школы в Сибири. Наиболее известны мужские и женские училища И. Д. Якушкина в Ялуторовске, в которых успешно сочетались классно-урочная система и взаимное обучение.
Лит.: С а л и м о в а К. И., Из истории школы и пед. мысли в Англии в период пром. революции (1760—1830), ИАПН РСФСР, 1959, в. 105; Томашевская Н., Ланкастерские школы в России, «Рус. школа», 1913, № 3; Дружинин H. M., Декабрист И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, УЗ МГПИ, 1941, т. 2, в. 1.
БЕЛОРУССИЯ, Республика Беларусь, гос-во в Вост. Европе. Пл. 207,6 тыс. км2. Нас. 10 259 тыс. чел. (1989). Столица — Минск.
В 1989 на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше приходилось 770 чел. с высшим и средним (полным и неполным)
образованием (в 1979 — 652 чел.) — В отраслях экономики было занято 1436,6 тыс. специалистов, в т. ч. 639,1 тыс. с высшим и 797 тыс. со ср. спец. образованием.
Дошкольные учреждения. До 1919 в Б. имелись сиротские дома, приюты, ясли-приюты (всего 26 дошк. учреждений), к-рые возникли преим. во время Революции 1905—07 в Минске, Витебске, Могилёве, Гродно, Бобруйске. После установления сов. власти (1919) обществ, дошк. воспитание стало частью системы нар. образования. В 1920 при Наркомпросе БССР был организован дошк. отдел, в ведении к-рого было 25 дет. садов и 10 дошк. дет. домов. В 1922 имелось 88 дошк. учреждений (ок. 4 тыс. детей); в 1932 — 543 дет. сада (св. 26 тыс. детей). На Всебелорус, съездах и конференциях дошк. работников (1921, 1925, 1931, Минск) обсуждались формы и методы воспитат. работы, обобщался опыт работы лучших дошк. учреждений. В 30-х гг. разработано «Руководство для воспитателя дет. сада» (введено в 1938). Развитие системы дошк. воспитания в Б. было прервано войной; все дошк. учреждения были уничтожены фаш. оккупантами. После освобождения Б. уже в июле 1944 стали организовываться дет. сады санаторного типа. В 1946 восстановлено 375 дошк. учреждений (18 тыс. мест). С 1959 в республике действуют объединённые дошк. учреждения — детские ясли-сады.
Со 2-й пол. 80-х гг. в небольших населённых пунктах открылись школы — детские сады, дошкольные микрорайонные центры, прогулочные, вечерние и др. детские сады с гибким режимом работы, с профилированной направленностью в работе, а также семейные детские дома. Динамику развития сети дошк. учреждений в 1940—80 см. в табл. В 1989 обновлена с учётом особенностей развития речи детей и близкородств. белорус.-рус. двуязычия программа воспитания в дошк. учреждениях. Закон об образовании (1991) провозгласил ведущей в дошк. воспитании роль семьи; задача дошк. учреждений — приобщение детей к белорус, яз., культуре, традициям.
В 1989 в 5,2 тыс. постоянных дошк. учреждений воспитывалось 662 тыс. чел. (73,1% детей в возрасте от 1,5 до 6 лет). На базе дет. садов по шк. программе 1-го кл. обучалось 35 тыс. шестилеток. В нач. 90-х гг. воспитателей дошк. учреждений ср. квалификации готовили Борисовское, Гомельское, Гродненское, Лид-ское, Минское (№ 1), Могилёвское, Несвижское, Пинское, Полоцкое, Рогачёв-ское пед. уч-ща; высш. квалификации — Минский, Могилёвский, Брестский, Витебский, Мозырский педагогические институты.
Общеобразовательная шко-л а. В 10 в. на терр. Б., входившей в состав Др.-рус. гос-ва, распространилась слав, письменность. В 11—12 вв. в Полоцке, Витебске, Турове и др. городах обучали детей грамоте по церк. книгам. В 13 в. письменность проникла в среду горожан, ремесленников и купцов, о чём свидетельствуют находки берестяных грамот в Витебске. В 14—15 вв. открывались школы при феод, имениях, обучением детей занимались также учителя-самоучки — мастера грамоты. В 16 — 1-й пол. 17 вв. на культурное развитие Б., входившей в состав Польско-литовского гос-ва, оказывало влияние реформаторское движение
78
(см. Реформация и школа). На терр. Б. возникли конфессиональные протестантские школы, типографии, появились первые учебники на белорус, языке. В протестантских школах изучали религ. догматы, церк. песнопение, древние языки (лат., греч., иногда др.-русский), родной язык, риторику, поэзию, диалектику, историю, математику. Во 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. сторонниками радикального реформаторского течения ариан в Ивье, Клецке, Любче, Несвиже, Новогрудке и др. городах открывались арианские школы. В них преподавались богословие, начала философии, истории, поэтики, греч., лат., белорус, и др. языки, гражд. право, медицина, музыка и др. В 16- 17 вв. действовали мн. братские школы. Во 2-й пол. 17 в. с усилением римско-католич. реакции в Речи Посполитой большая часть братских школ и типографий была закрыта. В кон. 17—18 вв. распространялись католич. и унпатск-ле школы, часто под опекой монашествующих орденов. В 1773—94 общее светское образование в Польско-литовском гос-ве развивалось под влиянием Эдукационной комиссии, открывшей на терр. Б. 20 школ, в к-рых большое внимание уделялось предметам естеств.-науч. цикла.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!