Антропоцентризм современной филологии. Естественнонаучное и гуманитарное познание.



Тема № 1.

Понятие о филологии и её предмете.

Разнообразие филологических дисциплин

 

Основные вопросы:

1. Что такое филология. Определение понятия, этимология.

2. Объекты современной филологии: текст, духовная культура, язык, смысл.

3. Антропоцентризм современной филологии. Естественно-научное и гуманитарное познание.

4. Разнообразие филологических дисциплин (дисциплины на стыке лингвистики и литературоведения; вспомогательные филологические дисциплины; дисциплины на стыке филологии и других наук).

 

Литература:

Аверинцев С.С. Похвальное слово филологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://royallib.com/book/averintsev_sergey/pohvalnoe_slovo_filologii.html.

Лихачев Д.С. Об искусстве слова и филологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Lih/12.php.

Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. 189 с.

Хроленко А.Т. Основы современной филологии. М., 2013. 344 с.

Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011. 240 с.

 

Что такое филология. Определение понятия, этимология.

Что такое филология?

С одной стороны, филология относится к числу наиболее развитых наук. У нее есть определенный предмет, методы исследования этого предмета, система теоретических выводов и накопленных знаний по филологии, наконец, у филологии широкая сфера приложения к практике. С другой стороны, в филологии, особенно в современной, очень много нерешенных проблем на которые ссылаются все, кто с ней соприкасается. Поэтому вопрос «Что такое филология?» – совсем не праздный.

Энциклопедии, словари и справочники существенно различаются своими определениями понятия «филология». Определение современной филологии дал во второй половине XX века известный русский филолог Сергей Сергеевич Аверинцев. Его определение вошло во многие справочники и энциклопедии. Филология, по определению С.С. Аверинцева, «содружество гуманитарных дисциплин – языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей – исходная реальность филологии». Правда, в этой статье ниже есть примечательная фраза: «Правильнее видеть в филологии широкую, но внутренне единую и самозаконную форму знания, которая определяется не столько границами своего предмета, сколько специфическим подходом к нему»…

Этимология термина филология.

Филология существует более двух с половиной тысяч лет. Она связана с изучением Слова. Изучение Слова в филологии отразилось в самом названии филология. Само название филология обозначало в Древней Греции «любовь к слову». Древние греки считали филологом человека, изучающего слово, прилежного, внимательного к слову. Таким именем, например, называл себя грек Эратосфен (III–II в. до н.э.), грек Антей (III–II в. до н.э.) и другие.

Первые филологи древности собирали тексты, восстанавливали и комментировали их. В этот период филология появилась из потребности практики и имела большое практическое значение, а первыми филологическими профессиями были – толкователь текстов, переводчик, учитель словесности, библиотекарь.

Объекты современной филологии: текст, духовная культура, язык, смысл.

Текст.

Объектом современной филологии являются все виды текстов и устные и письменные, художественные и нехудожественные, «образцовые» и «необразцовые», написанные, напечатанные, сказанные, виртуальные, рекламные и прочие. Современная филология изучает не только хорошие, «образцовые» тексты (например, тексты классической литературы), но и тесты-речи политиков, общественных деятелей и других людей.

В любом тексте, по выражению, Ю.С. Степанова, проявляется, выражается «человеческий дух», т.е. сам человек, его характер, мысли, мировоззрение, культура, национальность и т.д.

Культура и духовная культура.

Базовым понятием филологии является понятие духовная культура человечества . Культура сейчас находится в центре внимания ученых и общественности, поэтому количество определений этого понятия исчисляется сотнями. Латинское слово cultura изначально употреблялось как сельскохозяйственный термин – обработка, возделывание земли человеком. Затем значение термина расширилось: cultura стало обозначать не только процесс возделывания земли человеком, но и результаты этого процесса. Великий римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон употребил это слово в переносном значении – «возделывание человеческого разума в процессе обучения и воспитания». Такова этимология термина культура.

Культура – предмет изучения культурологии. В культурологии – это очень широкое понятие, обозначающее совокупность результатов человеческой жизни и деятельности во всех сферах: производственной, творческой, духовной, личной, семейной, это обычаи, традиции, образ жизни, взгляд на мир (мировоззрение) – на мир близкий, «свой», и дальний, «чужой», некоей группы людей (от семьи до нации) в определенном месте и в определенное время. Таким образом, сложный комплекс представлений человека, организованный в кодекс отношений и ценностей (традиций, религии, законов, политики, этики, искусства) и направляющий его поведение во всех формах деятельности, называется культурой. Комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре, называется культурологией. Соответственно этому определению, культура в той или иной степени является предметом изучения всех гуманитарных наук: философии, филологии, истории, социологии и др.

Исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда, называется духовной культурой. Изучение духовной культуры человечества, по определению С.С. Аверинцева, - задача филологии.

Язык.

Другой, не менее известный русский учёный Григорий Осипович Винокур говорил, что «всё написанное, напечатанное, сказанное есть предмет филологического комментирования». Во всех видах текста представлен естественный, человеческий язык. Все свои мысли и чувства человек выражает при помощи языка. Поэтому не только текст, но и язык является предметом филологии. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Такое определение языка дает языкознание.

На протяжении всей советской истории насаждалось представление о филологии как науке, расчлененной на «языкознание» и «литературоведение» – с жесткими границами между ними. Родной язык вынуждали воспринимать как формальный механизм, его базовые единицы «изучали», не знакомя с их значениями, – как набор каких-то пакетиков с трудноосмысляемыми названиями и неведомым содержимым, не давая заглянуть внутрь. «Изучали» грамматику, – без семантики. Приучили к тому, что язык – это скелет и кожа, грамматика и правописание. О том, что есть кровь и мышцы, нервы и сердце, языковые значения, семантика, – умолчали. Вернее, лишь намекали: великий и могучий... Чем велик и чем могуч? Сердцем. Мыслью. Богатством языковых значений. Язык жив смыслами, которые и есть его тело.

Смысл.

«Смыслам»в школе не учат. К примеру, есть такие значения – «субъект» и «объект». Но этих слов нет в школьной грамматике. А субъект – это человек, который познает внешний мир (объект) и воздействует на него в своей практической деятельности. Субъект относится к миру не только как к данному извне, но и как к творимому им самим. Или другими людьми. Субъект – один из краеугольных камней всего здания семантики. Способы выражения этого значения – самые разные, как различны и роли человека в мире. Ср. например: Я думаю. Действительно, я это делаю сам. Меня одолели грустные мысли. Подлежащее – мысли, а субъект по-прежнему я – у мыслей в плену. Мне сегодня хорошо думается. Или: Мне скучно. Теперь я – субъект состояния. Я это состояние не звал, не искал, – само пришло. А сколько у языка возможностей показать, что твое я не одиноко! Например: когда бежишь, дыши ритмично. Любого это касается. Меня тоже. Так не делают. Никто не делает. И говорим ребенку: ты, мой маленький, тоже так не делай. В этом (что ты там негодное натворил) будь как все: не делай так. Хорошим будь.

Из этой же серии – авторское «мы» в научной речи: мы полагаем, как мы уже говорили... Кто это мы? На обложке – только одна фамилия. Но автор говорит не только от себя самого, – от имени некоего сообщества, содружества. И вовсе не прячет свое «я», просто дает понять, что оно всего лишь часть научного целого. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Опять мы. Пословица в форме утешения: не ты один такой глупый, всем свойственно бывает. Надо бы исправиться.

В языке кроются невероятно мощные силы. Об этом известно издревле. Рассказывают, как в античные времена философ Ксанф послал однажды своего раба, баснописца Эзопа, купить на рынке и приготовить всего самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете. Эзоп накупил языков и приготовил их разными способами. Первые блюда понравились гостям, но потом однообразие надоело и Ксанф потребовал объяснений. По преданию, Эзоп ответил так: «Есть ли на свете что-нибудь лучше, прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся ученость? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – все это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете» Желая загладить вину перед гостями, Ксанф вновь пригласил их на обед и приказал Эзопу купить на рынке на этот раз самого дрянного, самого негодного на свете. Эзоп опять накупил языков и объяснил это так: «Что же на свете хуже языка? Язык нам несет раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну. Разве может быть что-то еще хуже, еще презреннее, чем язык?»

Владеть языком – значит владеть всеми скрытыми в нем силами, значит владеть своим собственным «я». Но владеет далеко не каждый, и часто оказывается пешкой в чужих играх, потому что лишен способности самостоятельно мыслить, а лишен этой способности, в свою очередь, потому, что когда-то его не научили самостоятельно говорить. Мы живем и умираем в одежде из слов – по преимуществу из чужих, освоенных через других людей и внешние обстоятельства. В детстве наша задача – понять и освоить чужие слова, потом – научиться ими пользоваться, а дальше мы уже не замечаем, что повторяем чужое как свое, что наша собственная языковая личность так и не проснулась, что мы владеем и пользуемся только навязанными нам стереотипами мышления и речи, а наше внутреннее «я» и его способность к самовыражению – спят. С одной стороны, в этом нет ничего плохого: язык – универсальный код, общий всем его носителям, что и позволяет нам понимать друг друга. С другой стороны, язык – код, способный обеспечить осознание себя и возможность индивидуально-неповторимого выражения себя в речи. Без первого невозможно второе.

Язык сначала социален и лишь затем индивидуален. Но если мы пренебрегаем вторым, то оказываемся обречены жить лишь общей «роевой» жизнью, не сознавая, что главная наша обязанность перед самим собой – развивать то неповторимое, в чем только и заключается наша ценность.

Подведем итоги. Чтобы понять текст, его содержание, нужно анализировать язык любого текста. А что такое анализ? Анализ – это метод филологии. Это расчленение, разложение изучаемого объекта на составные части, это установление роли этих составных частей в создании и выражении смысла текста. А текст создаётся человеком для других людей. Изучая, анализируя текст, мы изучаем самого человека: и автора, создателя текста, и человека, воспринимающего текст. Таким образом, у современной филологии три объекта: естественный человеческий язык, текст, человек, говорящий и слушающий, пишущий и читающий, которого называют «homo loquens».

Филология – это культуроносная дисциплина. Она нужна всем, кто пользуется словом, языком. А слово связано с любыми формами бытия, в том числе и с человеческой культурой. Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура. Культура человечества накапливает ценности. Ценности не сменяют друг друга. Новые ценности присоединяются к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Чем большими ценностями владеет человек, тем лучше он может понять другого человека, другую культуру. Познание своей культуры помогает лучше познать другую, чужую культуру.

Антропоцентризм современной филологии. Естественнонаучное и гуманитарное познание.

Значение филологии как «культуроносной» дисциплины увеличилось в связи с появлением антропоцентрической парадигмы научного знания. Идея антропоцентричности филологического знания состоит в том, что в центре всех филологических исследований стоит человек. В современной филологии недостаточно все сводить только к выявлению различных характеристик текста. Формирование антропоцентрической парадигмы привело к изучению человека и его места в культуре. В центре внимания культуры и культурной традиции стоит языковая личность, во всем ее многообразии. Таким образом, антропоцентрическая парадигма выводит на первое место во всех филологических науках человека, его язык, его культуру.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1812; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!