НА ПРЕМЬЕРЕ ШОУ «АННА КАРЕНИНА» В КАЗАНИ ПИЛИ КОКТЕЙЛЬ «ВРОНСКИЙ» И НЮХАЛИ, ЧЕМ ПАХНЕТ ОБМАНУТЫЙ МУЖ



· Культура

04.11.18 18:26

Ольга ЮХНОВСКАЯ

Заглянуть в баню, супружескую спальню, кабинет или присесть за обеденный стол вместе с героями могут зрители иммерсивного шоу по роману Льва Толстого, премьера которого состоялась вчера в Казани. Действие происходит одновременно в 25 комнатах старинного особняка, куда всем есть доступ. Правда, зрители обязаны быть в масках и хранить полное молчание. Корреспондент «Вечерней Казани» оказалась в числе первых 110 путешественников во времени и пространстве.

Ноябрьским вечером у неосвещенного парадного входа в бывший Центральный загс на улице Джалиля собралась очередь из желающих увидеть невиданную для Казани фантасмагорию. Внутрь запускали по 15 человек. Цены на представление – 3,5 тысячи для простых смертных и 15 тысяч для ВИПов (им положены расширенная версия спектакля, маски красного цвета и посещение ВИП-бара с коллекционным алкоголем).

Все билеты раскупили задолго до премьеры. И команда создателей незаурядного шоу «Анна Каренина» во главе с Дианой Сафаровой, обосновавшись в историческом здании (особняк Демидова постройки XIX века) минимум на полгода, пребывает в уверенности, что проблем со зрителями не будет и в дальнейшем.

В гардеробе каждому выдают программку с номером «вагона» (у меня был номер 3), красный мешочек с тремя рублями (специально отчеканенные жетоны с оттисками «Анна Каренина», женским профилем и «автографом» главной героини). Один шоу-рубль равен, как выяснилось, нашей сотенной бумажке, позже зрителям представится возможность их потратить.

Гид в черном костюме на входе инструктирует гостей, как себя вести, и предлагает выбрать любую маску со стены. Эти картонные «лица» пахнут свежей краской (что не совсем приятно) и отличаются друг от друга немного - у одного прорисованы густые брови, у другого более массивный подбородок, а вот носы у всех римские. «А что, курносых масок нет?» - пытается шутить один из гостей.

Постепенно публика стекается на второй этаж, оказываясь в вокзальном пространстве. Металлические конструкции, подсвеченные красным (этот тревожный свет преследует вас повсюду, даже в туалетах), старый паркет, имитированные колонны, скамьи, буфет – все приближено к реальности XIX века и отдаленно напоминает московский Киевский вокзал. Здесь начинается зона тотального молчания: можно свободно перемещаться по залу, присаживаться за столики рядом с персонажами, которые уже заполнили пространство и бродят между зрителей, но ни в коем случае не переговариваться с соседями. Звучит колокол, слышен лязг колес - и в зал въезжает… паровоз! Шоу начинается: Вронский знакомится с Анной.

Первый совет потенциальным зрителям: прежде чем идти на спектакль, освежите в памяти роман Льва Толстого, чтобы не запутаться в персонажах – их в шоу 26. Это если не считать загадочных стражей в черных плащах с капюшонами, которые зорко следят за соблюдением правил: категорически запрещены фото- и видеосъемка, пользование гаджетами и контакт с персонажами. «Люди в черном» следуют за вами незаметно, но всегда рядом. Корреспондент «ВК» наткнулась на зловещую фигуру даже за тяжелыми портьерами в будуаре Анны Карениной и чуть не закричала от неожиданности.

Все пространство шоу нашпиговано видеокамерами – их более 50, а картинка с них выводится на единый экран. За пультом управления на третьем этаже, куда вход посторонним запрещен, находится автор идеи и режиссер постановки Диана Сафарова. Ей сверху видно все - каждый закоулок и любое действие: пробуете ли вы черноплодку, нюхаете веники в предбаннике, слушаете, ходят ли старинные часы, заглядываете в шкатулки на столике Анны Карениной или стоите бок о бок с Вронским на балу.

Совет номер два: одеваться на шоу лучше удобно и не вычурно. Вечерние туалеты, смокинги и высоченные каблуки совершенно ни к чему: во-первых, ходить во время спектакля предстоит около четырех часов (и их все равно не хватит, чтобы полностью погрузиться в действие), во-вторых, вы априори обречены быть статистом в безликой массе, в которую сливаются маски.

Зрители буквально роятся вокруг персонажей, которые, не обращая на них внимания, живут своими страстями, рыдают, стреляются, прелюбодействуют. Вот мы наблюдаем, как Стива успокаивает в спальне полуголую Анну, как раненый Вронский корчится в муках на полу, как опустошенный и измученный Каренин тихонько засыпает рядышком с сыном…

Совет номер три: позаботиться о содержимом своего кошелька. Наличные, обменянные на «каренинки», понадобятся в баре-ресторане, книжной лавке и торговом доме. К примеру, специально для шоу создано 17 оригинальных ароматов, которые продаются только там. Духи «Каренин» (ноты – море, мускус, черный перец, замша, лаванда), «Вронский» (ноты – ветивер, табак, можжевельник, бергамот, дуб, мох, лаванда) и «Анна» (мускус, дамасская роза, мандарин, иланг-иланг, жасмин, вербена) обойдутся в 30 шоу-рублей за 30 мл (3000 по-нашему). А вот аромат Стивы Облонского с редкими ингредиентами стоит дороже – аж 76 рублей. Лично меня заворожил аромат «Вронский». Еще не зная, что попала в его комнату, подумала: так свежо и ярко может пахнуть только молодой красавец-мужчина. Не прошло и трех минут, как на пороге появился юный граф.

Наслаждаясь искусством, публика хорошенько распробовала и карту бара. Преимущественно заказывали коктейли «Анна Каренина» (грузинский дистиллят, домашний вишневый сироп, игристое вино), «Вронский» - из джина, персикового дистиллята, сельдерея и сливы с грушей, «Дворянский пунш» (шотландский виски, бузина, персик), «Транссибирский экспресс» (водка, облепиховый сироп, имбирь и цитрусы). А брутальные мужчины выбирали суровый «Квасник» на основе деревенского самогона, старорусского кваса и меда с лимоном. Демократичный бар для «черных масок» (читай - простых зрителей) предпочли и ВИПы в красных масках – главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев с супругой Люцией Хамитовой и руководитель аппарата президента РТ и отец режиссера постановки Асгат Сафаров.

Фото автора и Юлии КАЛИНИНОЙ

Текст 26.

Газета Вечерняя Казань

«Выстрел» в Казанском ТЮЗе: поэт Пушкин & рэпер Хаски

  • Культура

24.04.18 13:56

Ольга ЮХНОВСКАЯ

Льют воду, разбрасывают по голой сцене шурупы, имитируют выстрелы детскими жестами «пиф-паф»... Премьерную постановку Казанского ТЮЗа по одноименной повести гения русской литературы можно было назвать «Карты, гвозди, два ствола…» В эпилоге последнее слово остается не за Пушкиным, а за хип-хопером Хаски.

В последние минуты спектакля «Выстрел» артисты беснуются под навязчивый припев скандальной песни «Пуля-дура» - «Не хочу быть красивым, не хочу быть богатым. Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица». Зрители-подростки ошалевают от неожиданности и восторга, чего не скажешь о приверженцах «золотого стандарта». Но как еще пробиться к юному поколению с текстом, написанным в 1830 году?

 

- Хаски вообще-то называют современным Пушкиным, - удивил корреспондента «Вечерней Казани» режиссер постановки Туфан Имамутдинов. – Я считаю, что выпущенная почти 200 лет назад пуля долетела до нас именно в такой форме. Этой постановки, эскиз которой я делал в студенческие годы в ГИТИСе и показывал его Галине Волчек в «Современнике», могло бы и не случиться вовсе, если бы не 300 тысяч грантовых рублей от Союза театральных деятелей РТ. Почти все средства мы потратили на создание костюмов для «Выстрела».

То, что создатели инсценировки, названной «беседой о русской культуре», дико экономили, понятно без слов. Сценографии по факту нет: действие происходит на фоне обычно скрытой занавесом театральной стены, на которой обнажены технические трубы. В чем заключалась работа театрального художника Лилии Имамутдиновой, неясно. Из реквизита перечислим стулья, две гитары, ведро…

Начинается представление с того, что на глазах у публики артисты обнажаются до исподнего, переодеваясь в одежду XIX века (те же манипуляции, но в обратном порядке, совершаются в конце спектакля). Они словно снимают с себя одну эпоху и надевают другую.

Несмотря на то что в «Выстреле» участвуют молодые актеры, сцена с переодеванием малопривлекательна, да и неоправданно затянута. Во время этой достаточно интимной процедуры звучит запись аудиокниги выдающегося теоретика, историка, культуролога Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре». Увы, прекрасная, умная и правильная речь звучит диссонансом. Это словно чудом долетевшее до нас эхо давно перечеркнутой и забытой жизни.

Премьерная постановка «Выстрела» напоминает схему с набором общих условностей, но не драматургическое полотно в исторических декорациях (впрочем, не забываем про мизерные 300 тысяч). «Выстрел» по-казански - это скорее художественное чтение, причем художественное в исполнении далеко не всех участников постановки, дополненное бюджетными спецэффектами.

Так, имитируя выстрелы из воображаемых пистолетов, Сильвио (Ильнур Гарифуллин) приходится брать щепотку белой пудры, хлопать в ладоши и быстро вскидывать руку, нажимая на воображаемый курок. Когда же дело доходит до событий в доме Графа (Камиль Гатауллин), то единственным намеком на роскошь убранства становятся рама с пустым холстом и вынесенное из-за кулис пианино (ну чисто рояль в кустах).

Забавна мизансцена, отображающая рассказ самого Ивана Петровича Белкина (Егор Белов) о постигшем его в деревне бытовом пьянстве. Во время монолога другой молодой артист (Владислав Львов) выходит на сцену с полным воды ведром, в котором утоплена выразительная зеленая бутылка. Актер то плещет воду на сцену, то окунает голову в ведро, показывая таким образом муки тяжелого «отходняка».

Однако далеко не все режиссерские «шифровки» поддаются объяснению. Соседи по ряду заспорили, но так и не пришли к единому мнению, что означают швыряемые из чемоданов саморезы – деньги, пули или нечто иное?

Последний аккорд постановки – самый выразительный. На фоне похожего на нервные судороги танца артистов под хулиганский хип-хоп Хаски главный персонаж (Сильвио) невозмутимо наклеивает бакенбарды, надевает цилиндр - и в этот момент кто-то из бесноватой толпы современников стреляет ему в голову. Попал ли «Выстрел» в цель или пуля пролетела мимо, пусть догадается зритель.

Впрочем, сценический минимализм постановки ТЮЗу даже на руку, ведь театр собирается сделать «Выстрел» передвижным - его планируют провезти по школам Казани и Татарстана. Фото Александра ГЕРАСИМОВА

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!