Отсюда мы можем рассмотреть теперь отношения власти и нового искусства



Доклад на конференцию по тоталитаризму (30 ноября 2018 г.)

Приветствие: добрый день, дорогие коллеги! Спасибо Вам за ваше присутствие на этой конференции и рад Вас видеть на моём докладе. Меня зовут Сметанин Денис, студент бакалавриата 2-го курса ОП «История» ФГН НИУ ВШЭ (г. Москва). Сегодня мы рассмотрим с Вами, каким образом развивался конструктивизм в архитектуре и реализовывалась свобода творчества в 30-е годы – в период формирования сталинского режима и тоталитаризма в нашей стране.

Прежде, чем я обозначу этапы нашей презентации, я коротко скажу, в чём заключена актуальность моего мини-исследования в рамках данной конференции.

Нам известно, что после 32-го года развитие культуры пошло в совершенно другом направлении – единый стандарт, ориентация исключительно на неоклассическое наследие 10-х годов 20 века. В работах искусствоведов и историков очень подробно представлены история становления архитектурного стиля конструктивизм и всего направления в искусстве в целом; подробным образом рассмотрены биографии выдающихся архитекторов, проанализированы их сооружения с художественной точки зрения. Однако, на мой взгляд, совсем мало говорят о конструктивизме 30-х годов – даже в контексте отдельных архитектурных сооружений, например, тот же ДК ЗИЛ в Москве, который построен чуть ли не во второй половине 30-х годов, когда о конструктивизме, как нам представляется, совсем забыли. Не обозначено, какой свободой обладают архитекторы-конструктивисты в сталинскую эпоху; изменяется ли сам архитектурный стиль под новым давлением неоклассики; каким образом архитекторы-конструктивисты обладают свободой творчества и как её можно приобрести? Все эти вопросы я попытаюсь осветить в течение своего доклада.

Из нашей актуальности вытекает цель нашего исследования: выявить свободу творчества архитекторов конструктивизма в период формирования тоталитарного режима СССР.

Для решения этой задачи нам необходимо будет поэтапно рассмотреть следующие сюжеты:

- коротко об истории архитектурного стиля конструктивизм в 20-е годы – его появлении и значении в этом ключе;

- идеология новой архитектуры: основные идеи и положения нового стиля;

- совпадение интересов художников и властей: социальный и идеологический заказы к новому стилю архитектуры

- коротко о проекте Харьковского театра массового действа – апогей «официального» сотрудничества власти и художников

- Дворец ЗИЛ: конструктивизм в эпоху формирования тоталитаризма

- некоторые мысли об архитектурном стиле «свободы» и «сопротивления»

ИСТОРИЯ КОНСТРУКТИВИЗМА В 20-Е ГОДЫ

История нового архитектурного стиля берёт начало в 1923 г. – когда на конкурсе проекта нового Дворца труда своей проект представили братья Веснины. Тогда они не получили премии первой степени за свой проект, но конкурсная комиссия в кулуарах сообщила, что их проект – лучший. Если говорить о том, что представляет собой конструктивизм в 20-е годы, то проект Дворца труда подходит для широкого контекстного взгляда.

20-е годы – этап формирования конструктивизма, как архитектурного идеологического течения, которое направлено на всё новое. В эти годы создаются два основных объединения – ОСА и АСНОВА, которые представляли два разных течения конструктивизма – функционалистов и рационалистов. Каждый день происходят полемики и дебаты относительно того, каким должно быть новое искусство – выпускаются журналы большими тиражами, Современная архитектура и Известия АСНОВА. По сути, царит свобода полемики и дискуссии в творческом лагере – и из этого краткого экскурса в истории конструктивизма мы перейдём к основным идеям и взглядам архитекторов-конструктивистов, которые они сформировали в полемиках и дискуссиях 20-х годов – не только между собой, но и с главными врагами нового искусства – неоклассиками.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЗГЛЯДЫ КОНСТРУКТИВИСТОВ АРХИТЕКТУРЫ

Прежде всего, конструктивизм, как стиль архитектуры, появился благодаря нескольким проблемам, которые стояли перед Россией и новыми советскими властями: 1) социальные – нехватка жилья, отсутствие массовых общественных зданий; 2) идеологические и культурные – необходимость быстрого и дешёвого восстановления строительного фонда страны и показ «достижений» социализма; 3) формирование нового архитектурного пространства, которое будет играть важную воспитательную и социальную роль в становлении и развитии человека нового типа – социалистического.

Отсюда, исходя из этих же проблем, конструктивисты обрисовали свои основные идеи: 1) конструирование мнногофункциональных зданий, которые выполняют сразу несколько функций; 2) использование современных и дешёвых материалов – отсюда определяющая роль функций здания в формообразовании архитектурного сооружения; 3) здание – организатор жизнедеятельности человека – именно поэтому у него несколько функций одновременно; 4) строительство архитектуры на основе нового – без опоры на наследие эпохи модерна и неоклассики – отсюда новые архитектурные формы сооружений (кубы, квадраты, комплекс зданий в виде каких-то буковок).

Рассказать про основные принципы Ле Корбюзье

Отсюда мы можем рассмотреть теперь отношения власти и нового искусства

При этом, на наш взгляд, новые архитекторы ещё удовлетворяли советские власти, поскольку они очень точно встраивались в идеологию 20-х годов: создание нового человека, полный разрыв и отказ от старого буржуазного наследия, формирование по-настоящему нового и уникального для всего мира архитектурного стиля, отражающего сегодняшнее будущее.

Таким образом, очень важно понимать, что формирование основных принципов идеологии и идей нового архитектурного стиля неразрывно связана со стоящими перед Россией проблемами и главное – с тем, что необходимо новой власти. Конечно, нельзя говорить, что если не власти, то конструктивизм бы не возник – но важно отметить, что власти ставили определенные проблемы и вопросы к архитекторам, а они, давая ответ на запрос власти, формулировали и формировали свою идеологическую доктрину.

Таким образом, конструктивизм и новая социалистическая идеология совпадали в заказах по отношению друг к другу. Новый архитектурный стиль хотел воплотить абстракцию и новую художественную форму в реальность; власть же получала «дешёвый» и быстрый способ практической реализации строительства нового общества через современные здания и формирования иного архитектурного пространства с другим социальным, экономическим и идеологическим обликом.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!