Пролог. Песни и пляски птиц. Первая тема



Пролог. Песни и пляски птиц. Вторая тема

Пролог. Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»

Пролог. Ариетта Снегурочки «Слыхала я, слыхала»

Пролог. Проводы масленицы

I действие. 1 –я песня Леля «Земляничка, ягодка»

I действие. 2 –я песня Леля «Как по лесу лес шумит»

II действие. Шествие царя Берендея

II действие. Каватина Берендея «Полна, полна чудес»

III действие. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»

Симфоническое творчество

Программные произведения: «Шехеразада», «Испанское каприччио», «Сербская фантазия».

 

          «Шехеразада»

Год создания

1888

Жанр

Симфоническая сюита, состоящая из четырех частей

Литературная основа

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь». В первоначальной авторской редакции имела литературные заголовки:

 

 I ч. – «Море и Синдбадов корабль».

 II ч. – «Фантастический рассказ Календера-царевича».

 III ч. – «Царевич и царевна».

IV ч. – «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».

Формы частей

 I часть – сонатная форма без разработки со вступлением и кодой.

 II часть – сложная трёхчастная. Крайние части написаны в форме вариаций.

 III часть – сонатная форма без разработки. -

IV часть – рондо-соната со вступлением и кодой.

Музыкальный язык

 Обилие выразительных восточных мелодий, сочинённых самим композитором. Характерные черты восточной музыки: орнаментальная, вьющаяся мелодия, ритмическая свобода, обилие утончённых хроматизмов, лады с увеличенной секундой, подражание звучанию народных восточных инструментов.

Особенности развития

· Эпический тип – контрастное сопоставление различных тем и образов.

·  Варьирование (тематическое, гармоническое, тембровое, ритмическое, жанровое) – главный приём развития внутри каждой части.

Единство сюиты

· Программный замысел.

·  Неоднократное проведение темы рассказчицы Шехеразады во всех частях цикла.

· «Волшебные» превращения главных лейтмотивов – тем Шахриара и Шехеразады – в другие сказочные образы:

 

 

· В финале звучат темы из второй и третьей частей; на кульминации произведения (коде) возвращается тема моря, Синдбадова корабля и две основные темы: Шахриара и Шехеразады из первой части.

 Оркестр

Яркое красочное письмо: тема Шехеразады – соло скрипки на фоне арфы; тема царевича Календера – соло фагота на фоне аккордов у четырех контрабасов.

 

Симфоническая сюита «Шезеразада»

I часть. Тема султана Шахриара

Тема Шехерезады

Тема моря. Главная тема I части

I часть. Рассказ Календера царевича

III часть. Царевич и Царевна. Главная тема

III часть. Царевич и Царевна. Побочная тема


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!