Пролог. Лейтмотив Деда Мороза



Николай Андреевич Римский – Корсаков

(1844 – 1908)

Характеристика творчества

Композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, музыкальный критик. Самый младший из членов «Могучей кучки», он через всю жизнь пронёс верность идеалам балакиревского кружка, по- рыцарски служа русскому искусству, веря в торжество добра и справедливости.

· Профессор Петербургской консерватории (с 1871)

· Инспектор военно – морских духовых оркестров (1874 – 1884)

· Директор Бесплатной музыкальной школы (1874 – 1881)

· Помощник управляющего Придворной певческой капеллы (1883 – 1894)

· Руководитель Беляевского кружка

Жанры

Оперы, симфонии, симфонические сюиты, симфонические картины, увертюры, концерты для различных инструментов (в том числе для духовых), романсы и песни.

Музыкальный язык

· Продолжая традиции М. И. Глинки, использовал подлинные народные мелодии и сочинял собственные в народном стиле.

· Яркий музыкальный живописец. В произведениях, связанных с миром сказки, народной фантазии, природой, использовал смелые новаторские гармонии, красочные оркестровые сочетания, изумительные по красоте мелодии.

· Совершенствовал свой музыкальный язык на протяжении всей жизни, заложив основы музыкального языка XX века.

Редакторская работа

Благодаря редакторской работе были исполнены: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского. Подготовлены к изданию произведения М. И. Глинки.

Ученики

За 37 лет педагогической работы Н.А. Римский-Корсаков воспитал более 200 учеников. Среди них композиторы: А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский и др.

Литературное наследие

· Учебные пособия, сборники «Летопись моей музыкальной жизни».

· Учебник «Основы оркестровки».

· Учебник гармонии.

· Два сборника русских народных песен.

· Музыкальные статьи.

Оперное творчество

Жанры

15 опер: сказочные, исторические, лирико-психологические.

Центральное место в творчестве занимают сказочно-эпические оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

Оркестр

Яркие оркестровые картины: вступление «Океан-море синее» к опере «Садко»; антракты «Три чуда» в опере «Сказка о царе Салтане», «Сеча при Керженце» к опере «Сказание о невидимом граде Китеже».

 Особенности драматургии

Масштабные обрядовые сцены: сцена масленицы в опере «Снегурочка» и т.д.

Опера «Снегурочка»

Годы создания

1880 – 1881

Премьера

29 января 1882 в Мариинском театре

Жанр

По определению Римского – Корсакова – «весенняя сказка». Сказочно – эпическая. Эпический размах опере придает большое количество обрядовых сцен.

Идея

 Воспевание жизни древних славян-язычников, мудрой красоты и гармонии «Берендеева царства», могучей природы, великой силы искусства и любви.

Либретто

 Составлено Н.А. Римским-Корсаковым по пьесе-сказке А.Н. Островского.

Структура

 4 действия с прологом.

 Сольные номера: песни, ариозо, ариетты, каватины. В крупных вокальных номерах – ариях Снегурочки, Весны – сложные двухчастные и трёхчастные формы. - Сцена таяния Снегурочки – развёрнутый монолог. Масштабные обрядовые сцены построены по принципу сюиты.

Действующие лица

· Царь Берендей – тенор.

·  Снегурочка – сопрано.

·  Лель, пастух – альт.

·  Весна-Красна – меццо-сопрано.

·  Дед Мороз – бас.

·  Мизгирь, торговый гость – баритон.

·  Купава, молодая девушка – сопрано.

 

 

План оперы (сюжет)

 

Пролог 1 картина. Знакомство со сказочными персонажами: Снегурочкой, родителями Снегурочки – Весной и Дедом Морозом, Лешим. 2 картина. Большая обрядовая сцена «Проводы масленицы», состоящая из хоровых эпизодов.
1 действие Знакомство Снегурочки с пастухом Лелем, Купавой и её женихом Мизгирём. Ради Снегурочки Мизгирь отказывается от Купавы.
2 действие Дворец царя Берендея.  Ярило-солнце гневается на берендеев, посылая людям мало тепла.  Купава жалуется Берендею на Мизгиря.  Увидев красоту Снегурочки и узнав, что она не ведает любви, Берендей понимает причину гнева Ярилы-солнца.  Царь объявляет, что в жёны Снегурочку получит тот, кто до рассвета завоюет её сердце.
3 действие Первая половина действия: праздник в честь Ивана Купалы.  Большая хоровая сцена в заповедном лесу.  Лель поёт песню и выбирает себе в невесты Купаву.  Снегурочка огорчена выбором Леля. Вторая половина действия: фантастическая сцена в заколдованном лесу. Мизгирь ищет Снегурочку.  Леший дразнит и заманивает Мизгиря в глухой лес призраком Снегурочки
4 действие В Ярилиной долине Мать-Весна одаривает Снегурочку чувством любви.  Избранником Снегурочки становится Мизгирь.  Берендей благословляет невест и женихов, среди которых и Мизгирь со Снегурочкой.  Снегурочка счастлива и благодарит мать за дар любви, но с первым солнечным лучом тает.  Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.  Берендей успокаивает народ: с кончиной Снегурочки Ярило-Солнце перестанет сердиться и восстановиться счастливая жизнь.  Завершает оперу мощный хоровой финал – гимн Яриле-Солнцу.

 

Музыкальный язык 

Для создания народно-обрядовых сцен Н.А. Римский-Корсаков использовал древний фольклор. В опере звучат 17 подлинных народных напевов и наигрышей.

Лейтмотивы

 Широкое использование системы лейтмотивов, лейттембров (в партии Леля – кларнет, Снегурочки – флейта, скрипка, Весны – валторна, Берендея – виолончель), лейтгармоний (тритоновое созвучие Лешего).

 Массовые хоровые сцены

Взаимоотношения древних славян и природы раскрываются в обрядовых сценах проводов масленицы, праздника Ивана Купалы, гимне Яриле-солнцу.  

Характеристика персонажей

Реальные, земные Сказочные
Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, народ Снегурочка, Весна, Леший
Песенные и плясовые темы, диатоника, подголосочная полифония в хоровых эпизодах. Имитация звучания народных инструментов: арфа с фортепиано подражает гуслям, кларнет – пастушьим свирелям. Необычные гармонические созвучия. Уменьшённые и увеличенные лады. Мелодии инструментального типа. Красочные, колоритные оркестровые краски: в музыке Лешего в третьем действии звучат четыре валторны и удары палкой по тарелке. Музыка сверкающих светлячков – фигурации флейты и арфы с колокольчиками на фоне контрабасов и тубы в низком регистре.

Характеристика героев оперы

Символическое значение образов Лель – символ народного искусства. Берендей – символ мудрого правителя и чуткого ценителя красоты. Весна, Мороз, Ярило-солнце – стихийные силы природы.
Образ Снегурочки  Образ полуреальной, полуфантастической девушки постепенно меняется: из прелестной, но холодной девочки она превращается в горячо любящую девушку. Ария «С подружками по ягоду ходить» и ариетта «Слыхала я» в прологе – первая её характеристика, в которой звучат главные лейтмотивы. В арии «С подружками по ягоду ходить» Снегурочка – юная, холодная – характеризуется мелодией инструментального типа в сопровождении солирующей флейты. В ариетте «Слыхала я» впервые появляется напевная лирическая мелодия с изысканными хроматизмами (музыка ариетты станет основой сцены таяния). В ариетте из первого действия, ариозо из третьего действия и особенно в дуэте с Мизгирем из четвёртого действия проявляются человеческие черты Снегурочки. Мотивы инструментального типа постепенно сменяются тёплыми и задушевными песенными мелодиями в сопровождении струнных. - Обновляется и усложняется гармония.
Образ Леля Образ раскрывается в трёх песнях народного склада, начинающихся с инструментальных наигрышей. Две первые песни (протяжная и плясовая) контрастируют друг с другом, а в третьей песне – «Туча со громом сговаривалась» – звучат элементы и первой, и второй песен. Юный Лель пробудил в Снегурочке желание измениться, испытать чувство любви.
Образ Берендея Доброта и мудрость, преклонение перед красотой и юмор сказочного царя раскрываются в двух каватинах и в оркестровом номере «Шествие царя Берендея».

Опера «Снегурочка»

Пролог. Лейтмотив Деда Мороза

Пролог. Лейтмотив Весны


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1852; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!