Эстетизм в романе «Портрет Дориана Грея»



 

История создания романа «Портрет Дориана Грея»

 

 «Портрет Дориана Грея» исследователи называют одним из самых загадочных произведений Оскара Уайльда. Все - от истории его создания до ведущей идеи, которую автор воплотил в своих образах, - вызвало недоумение современников и споры исследователей. Однако роман этот справедливо считают яркой вехой декадентской эпохи.

 

Известно, что О. Уайльд написал «Портрет Дориана Грея» по заказу одного американского журнала. Написал в рекордно короткий срок - чуть больше чем за две недели, потому что заключил пари, что способен создать роман именно в такой срок. В июле 1890 роман опубликовали в американском журнале «Липпинкотс Мансли Мэгазин». Журнальная публикация «Портрета Дориана Грея» имела широкий резонанс, и писатель решил выдать произведение отдельным изданием, доработав отдельные главы, чтобы сделать произведение «весомее», то есть большим по объему, потому что в английской литературе того времени сложились определенные традиции романа. Именно для этого отдельного издания О. Уайльд написал и известное «Предисловие», состоящий из 25 афоризмов. В афоризмах в парадоксальной форме была изложена эстетическая теория О. Уайльда. В апреле 1991, приобретя новый вид, роман вышел отдельной книгой.

 

Своеобразие жанра романа

 

По формальным признакам «Портрет Дориана Грея» - «роман-воспитание». Ведь О. Уайльд излагает историю Дориана Грея, который «выстраивает» свою жизнь, воплощая определенные идеи. Но фактически «Портрет Дориана Грея» - моральная притча о молодом человеке, который относится к жизни как к эксперименту и пренебрегает общечеловеческими нормами морали. Это помогает осознать композиция произведения, которая выстроена по законам притчи.

 

В начале романа Дориан Грей, осознав свою красоту благодаря портрету, выражает эгоистическое желание. Основная часть романа посвящена описанию различных стадий этого эксперимента. Эгоизм Дориана, его желание наслаждаться жизнью, отказ нести любую ответственность за собственные поступки превращают его в безжалостного убийцу. В изображении деградации героя автор прибегает к приемов притчи: трижды Дориан имеет возможность покаяться и изменить свою жизнь, но он не делает этого. Сначала неспособность Дориан любить человека, а не прекрасное представление о ней, приводят к гибели Сибилы Вэйн. Однако он не берет на себя ответственность за смерть и не раскаивается. Более того, Дориан уверен, что Сибила - эгоистка и намеренно покончила с собой, чтобы нанести ему вред. Когда приходит время отвечать за эти и другие грехи, он перекладывает всю ответственность на Бэзила, который открыл в портрете красоту Дориана, и в отчаянии убивает художника. Однако он не чувствует ни отчаяния, ни раскаяния, когда заставляет Алана Кэмпбелла растворить тело в азотной кислоте. Известие о самоубийстве Алана воспринимает безразлично. А смерть брата Сибилы Вэйн хотя бы ненадолго приноси ему вожделенный покой. Но в конце романа Дориану Грею все под силу видеть отраженные на портрете последствия собственного эксперимента с жизнью. Именно портрет обвиняет Дориана, и в приступе ярости герой бросается на свое изображение с ножом. На самом деле, он убивает себя: к лицу возвращается его красота и совершенство, а Дориан из молодого красавца превращается в гадкого старика. Вывод этой книги О. Уайльд сформулировал в одном из своих эссе: «безнаказанно убить совесть нельзя».

 

Особенности эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

 

Произведение О. Уайльда следует рассматривать как яркую демонстрацию эстетизма писателя, определил и его жизненное кредо, и творческую манеру. Художественные произведения «апостола эстетизма» - человека парадоксального мироощущение, парадоксального образа жизни, парадоксальных суждений - свидетельствуют о том, что и эстетизм их автора не лишен парадоксальности. Без учета этого нельзя надеяться на правильное понимание романа. Подчеркивая мнение, что искусство выше жизни, показывая на протяжении всего романа преимущество искусства над жизнью, в финале автор доказывает, что судьба человека определяет не вымышленная, а реальная жизнь. Этика, нравственные критерии оценки образа жизни Дориана Грея берут верх над эстетикой. Уайльд вступает в борьбу с собственным эстетизмом.

 

Главный тезис эстетики Уайльда «Искусство выше жизни». Это суждение порождает целый ряд противопоставлений, которыми переполнен роман: эстетика - этика, искусство - мораль, искусство - природа, прекрасное - нравственное и тому подобное. Это обуславливает контрастность композиции романа. Глубоким контраст между жизнью и искусством.

 

Все новое и привлекательное автор связывает с искусством, а все уродливое - с жизнью. В соответствии со своим эстетизма предпочитает искусству. Роман начинается с противопоставления жизни искусству. Генри Уоттон и Бэзил Голуорд говорят о портрет Дориана Грея. Художник не хочет демонстрировать это произведение публике, потому что вложил в полотно слишком много души. Излагая свой взгляд на искусство, он подчеркивает: «Художник должен творить прекрасное, но не должен в него ничего вкладывать из своей собственной жизни. В наше время люди толкуют искусство как разновидность автобиографии. Мы потеряли абстрактное чувство красоты». Уайльд был проповедником именно такого чувства красоты. Но всем романом писатель доказывает, что красота, не совмещенная с нравственностью, превращается в свою противоположность, становится уродливой.

 

Реальный человек вдохновил Голуорда на создание шедевра, и судьба прекрасного творения определяться реальной жизнью Дориана Грея. Фабула парадоксальная. Но это один из самых блестящих парадоксов большого эстета, что помогает наглядно увидеть ужасное уродство образа жизни героя, грязь, в которой он тонет, бездонную пропасть, в которую он летит. Изменения на портрете происходят постепенно.

 

Сначала едва заметны. Впоследствии - все ярче и ярче. Дориан Грей, который в начале романа еще способен переживать по поводу ссоры с Сибилой, решил даже жениться на ней, чтобы загладить свою вину, постепенно морально пал настолько, что стал настоящим преступником, но никаких угрызений совести уже не испытывал. Единственным чувством, которое руководило поступками Дориана всю жизнь, был эгоизм.

 

Свой жизненный путь Дориан Грей определил сам. Его спутниками и в начале, и в конце жизненного пути были эгоизм, лицемерие, жажда наслаждений, равнодушие к другим людям. Пораженный изменениями, произошедшими на портрете за годы его жизни, герой мысленно будто стремится измениться. Но портрет не оставляет ему надежды, утверждая, что в основе этого стремления - лишь лицемерие: «Он думал о Гетти Мертон. Да ведь этот портрет, якобы зеркало его души, - он лжет! Тщеславие? Любопытство? Лицемерие? Неужели ничего другого не было в его самоотречении? Нет, неправда, там было что-то другое, что-то больше. Так он думал. Но - кто может сказать?

 

Нет! Ничего другого там не было. Только из тщеславия он пощадил ее. С лицемерием натянул маску добродетели».

 

Авторитетом для него стал не честный, человечный, трудолюбивый Бэзил, а лорд Генри - человек, теории которой Грей воплощал в жизнь. Он прислушался к Уоттону именно потому, что философия последнего оправдывает его собственные страсти, желания и поведение. Найти алиби - самый легкий, но очень опасный путь.

 

Образ портрета является символическим - он олицетворяет сокровенные страсти и желания героя, его сознание, его отношение к людям, в конце концов - его совесть, запятнанную кровью. Расплата пришла в реальной жизни, к реальному человеку. Но этот человек не имел ничего общего с портретом. Произведение искусства сохранило свою красоту. Можно вспомнить  тезис Уайльда: искусство выше жизни. Оно нетленное и относится к тем вечным ценностям, которые сохраняют человека в человеке.

 

В то же время писатель противоречит другому тезису своего эстетизма: «Всякое искусство аморально» Обратимся к разделу VIII. Дориан узнал о смерти Сибилы. Дориан перестал чувствовать свою вину. Известие о смерти Сибилы ошеломило, но не стало поводом для страданий. Это событие даже привлекло юношу своим сходством с трагедей,которую разыгрывали на сцене, своей романтичностью. Сделанным выбором герой окончательно отрекся от тех нравственных норм, которые устанавливают нормальные отношения между людьми. Неслучайно раздел заканчивается фразой: «Часом позже он был уже в опере, и в ложе за ним сзади сидел лорд Генри, опираясь ему на кресло».

 

Создавая «чисто декоративный роман», «апостол эстетизма» Уайльд выступил как моралист, оценивая поведение действующих лиц. Описывая Дориана Грея, писатель обратился к крайностям: образ его жизни не просто аморальный - он преступный! Анализируя роман можно определить величайший грех Дориана Грея - его слабость. Слабость духа, слабость души перед словом, перед чувством.. Мы видим, как душа его легко поддается словам лорда Генри о красоте, о том, что он само совершенство: «Ведь перед вами замечательная юность - это единственная вещь в мире, стоит иметь!.. Красота есть проявление Гения - даже выше за Гения. Красота - это одна из великих истин мира, как солнечный свет, как весенняя пора. Красота чудом из чудес». А это породило гордость, гордость привела к обожествлению самого себя. Разве на свете мало красивых, необычных людей, но они не считают себя над людьми. Руководствуясь теорией красоты, Дориан искал ее везде. Разве это соответствует представлению человека о прекрасном? Грей пресытился жизненными впечатлениями, для него нет ничего предосудительного, недостижимого.

 

Выводы по разделу

 

Так стало произведение О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» подтверждением эстетизма его автора? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Нужно попытаться понять «большого эстета», принять его во всей сложности, с ошибками и ложными суждениями, с гуманизмом и скептицизмом, благоговением перед красотой и безоговорочным неприятием грубости и цинизма реальной жизни.

 

Философский характер романа приближает его к величайшим произведений мировой литературы - «Фаусту» Гете, «Шагреневой коже» Бальзака. Проблемы, затронутые в романе, придают произведению универсального характера: жизнь и искусство; прекрасное и нравственное; счастье и наслаждение; эгоизм и преступление; проблема нравственного выбора; проблемы любви и дружбы.

 

Утверждая, что «Любое искусство не дает никакой пользы», Оскар Уайльд создал роман, в котором имеется «стремление к истине, правде, добру...» все то, что мы признаем разумным, справедливым, истинным, нравственным, прекрасным».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 6515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!