Своеобразие эстетизма О. Уайльда



 

Оскар Уайльд не только один из знаменитых писателей своего времени, но и оригинальный мыслитель, предложивший новое понимание искусства и его роли в жизни человека и общества. Ведущим принципом мировоззрения и художественного творчества Оскара Уайльда был эстетизм. Художественным фактором зарождения таких взглядов была идея "искусства ради искусства", существовавшей еще с античных времен. Эстетизм был противовесом реализма, который обращал внимание на социальные проблемы.

 

Эстетические взгляды Уайльда имели прочный философско-литературный фундамент, имя которого - культ красоты. Поклонение искусству и красоте становится смыслом его жизни. Важное положение эстетики Уайльда - соотношение искусства и морали. Уайльд приходит к мысли о том, что искусство находится вне сферы морали.

 

Ведущей в уайльдовских эстетических взглядах была мысль о том, как несовершенные люди способны творить красоту, создавать прекрасное и как рукотворная красота влияет на жизнь человека. Уайльд довел до логического завершения тезис представителей Возрождения: созданный писателем совершенный образ влияет на жизнь и людей, потому что его начинают подражать, стремясь к красоте и гармонии, и таким образом искусство превращает жизнь.

 

Распространяя тезис о самодостаточности искусства, автор отрицал влияние морально-этических законов общества на художника и его произведения: "Законы искусства не совпадают с законами морали"; "Эстетика выше этики!"; "Художник не имеет этических предпочтений. Этические предпочтения приводят к непростительной манерности стиля"; "Понимание красок и красок важнее для развития личности, чем понятие о плохо и хорошо"; "Любое искусство аморальное". Уайльд говорит, что искусство "нельзя оценивать внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало" Уайльд утверждает, что настоящее искусство основано на лжи, а упадок искусства XIX века объясняется тем, что "искусство лжи» оказалось забытым. Искусство, по мнению Уайльда, не выражает ничего, кроме самого себя, существует самостоятельно и развивается по своим законам. Искусство не является порождением определенной эпохи или ее воспроизведением, ибо оно выше жизни. В трактате "Закат лжи" Уайльд формулирует основные принципы эстетизма:

 

- величие и вечность искусства;

 

- самодостаточность искусства;

 

- искусство выше истины и морали

 

- восхищение прекрасным;

 

- эстетическое внимание к чувствам, впечатлениям человека;

 

- изображение красоты во всех ее проявлениях

 

- провозглашение наслаждения как высшего смысла существования (гедонизм).

 

Своеобразным проявлением эстетизма писателя своеобразным умственным гедонизмом - наслаждением от острой игры мыслей - можно считать его знаменитые парадоксы. За них современники называли Уайльда "Принцем парадокса". За яркими парадоксами, которые оказались жизнеспособными, скрывается редкое понимание явлений природы и задач искусства, функций художественной критики, анализа литературных явлений

 

Уайльд абсолютизировал положение, якобы рукотворная красота совершеннее естественной. В его эстетике возникает перевернутая система сравнений, где естественное сравнивается с искусственным, а не наоборот. Месяц кажется ему обработанным куском янтаря, зернышки спелого граната светятся, как драгоценные камни в колье, а глаза юной девушки напоминают сияние сапфиров.

 

Противоречивыми были взгляды Уайльда и на проблему соотношения красоты и морали. «Мораль всегда становится последним прибежищем людей, которые не понимают красоты», - утверждает он в эссе «Истина личин», которое также вошло в книгу «Замыслы».

 

Однако в художественной практике Уайльд часто противоречил собственным эстетическим декларациям, что отразилось в романе «Портрет Дориана Грея». Главный герой собственной жизнью отстаивал внеморальность красоты, но в финале романа он наказан за это. Последний тезис предисловия к роману утверждает: «Любое искусство не дает никакой пользы». В игре таких взаимоисключающих противоречий и заключаются особенности мировоззрения и творчества Уайльда. И дело здесь не только в «бальзаковском парадоксе» - явлении, когда автор как художник призван сказать правду, не может ее не сказать и оказывается более достойным самого себя мыслителя и теоретика. Такая сила творчества и искусства слова. Дело еще и в том методе, который выбирает или создает Уайльд: он играет словом, подает противоположные суждения, их столкновения, но никогда в пределах художественного целого уродливое и неморальное не побеждает.

 

Выводы по разделу

 

еще при жизни Оскар Уайльд сделал бесценный вклад в литературное наследие. Писатель был сторонником правды и нравственной чистоты искусства. Уайльд же отделял эстетику от этики и отрицал связь искусства с моралью. Он был человеком, который имеет свои собственные взгляды и убеждения. Однако в своих художественных произведениях Уайльд часто противоречил собственным эстетическим убеждениям. Современники называли его«Принцем парадокса». Эстетические взгляды Уайльда имели особое философско-литературное направление.

 

Литературный вклад очень большой и имеет важное значение для последователей данного течения. Наиболее известными работами являются сборники «Преступление лорда Артура Сэвила», «Счастливый принц», пьесы «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж» и единственный роман «Портрет Дориана Грея».

 

Относительно эстетизма Оскар Уайльд имел свои собственные убеждения. Смыслом его жизни становится поклонения искусству и красоте. Сторонник самодостаточности искусства, Уайльд считал, что мораль не влияет на художника и его творчество. Искусство развивается самостоятельно и на него ничто не влияет. Поэтому на основе своих взглядов относительно эстетизма писатель определяет главные его принципы, которые все же отличались от принципов эстетизма.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!