В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)



История Понтия Пилата и Иешуа составляет сюжет «романа в ро­мане» — произведения, написанного Мастером. Так сложно построен роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель да­ет свою версию библейских событий. Они отличаются от оригиналь­ных: в них есть сцена допроса Иешуа — Христа — Пилатом и сцена казни. Но образ Пилата интересует Булгакова не меньше образа бро­дячего философа. Он раскрывается не сразу — вначале Пилат мучает­ся тяжелой мигренью и не слишком внимателен к арестованному. Но затем мы видим, как он озадачен, как его обуревает целая гамма чувств: интерес к проповеднику, нежелание быть его палачом, страх немилости императора Тиверия. Он пытается спасти Иешуа, даже уг­рожает первосвященнику, утвердившему помилование другого осуж­денного, затем старается облегчить Иешуа муки смерти на кресте. Наконец, он приказывает Афранию убить Иуду, отомстив ему за пре­дательство.

Для чего он это делает? Почему так важны для Пилата последние слова казненного? Он жадно читает записки Левия Матвея — разо­брав слова о том, что нет большего порока, чем трусость, он вздрагивает, понимая, что это слова о нем. И тоскливая для него мысль о чьем-то непременном бессмертии не дает ему покоя. Воланд говорил Мастеру, что «рукописи не горят». Но не горят и слова, записанные Левием на пергаменте, и получается, что слова Воланда относятся и непосредственно к Пилату. Его трусость сохранена на скрижалях ис­тории, его бессмертие — не бессмертие подвига Иешуа, а бессмерт­ное чувство вечной вины.

Пилат пытается уйти от себя, от своей совести, убеждая себя в том, что этой «пошлой казни» не было, но теперь он неотделим от Иешуа как виновник его гибели. Путешествие с Иешуа по лунной дорожке бу­дет сниться Пилату как освобождение от страшной реальности, но тем более жестоко возвращение в нее и осознание все того же чувства веч­ной вины — перед Историей.

Булгаков дает Мастеру возможность простить своего героя и за­вершить роман одним словом: «Свободен!», позволив Пилату пройти рядом с Иешуа по лунной дорожке. Но суд Истории не так великоду­шен, и имя Понтия Пилата, свирепого правителя Иудеи, осталось в ней навсегда как имя убийцы, осудившего Христа на мучительную казнь.

 

 

Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В недавнем советском прошлом все у молодых лю­дей было заранее предрешено: школа, получение спе­циальности, работа до пенсии... Казалось бы, ни о ка­ком нравственном выборе речи не было. Хотя случа­лись из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смуще­ние общественности. Таланты, конечно, всегда выде­лялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обы­вателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали хан­жество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и сму­щающие покой выходки. Такой необъяснимой вы­ходкой стало явление известного поэта Ивана Бездом­ного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездар­ности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но нена­долго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита яви­лись из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.

Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выиг­равшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто ты­сяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бро­сил свою комнату.... и нанял у застройщика, в переул­ке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочи­нять роман о Понтии Пилате...» Встретив свою лю­бовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Масте­ра. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испы­тал на себе все гонения общественности, он стал вра­гом и будущее для него было определено. В него все­лился страх, он возненавидел свой роман — он забо­лел.

Маргарита до встречи с Мастером ждала его, иска­ла... Она сразу поняла, что встретила своего единст­венного, и мир перестал существовать без него. Те­перь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу исто­рию, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила си­туации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надеж­да на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мас­тер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчи­ке. Опустошенные и раздавленные жизнью, они пони­мают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком ро­ман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однаж­ды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем са­мым доказывая себе, что все написанное — бред и аб­сурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.

Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совер­шена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись корот­кие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о ка­ком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало не­стерпимую тоску...» Понтии Пилат старается испра­вить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обре­чен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».

Все герои романа М. Булгакова: жители и гости со­ветского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно про­мелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызыва­ют уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не суще­ствовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Ка­ждому человеку рано или поздно приходится опреде­литься с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 595; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!