Причины, в силу которых возникли нововведения.



Нет сомнений в том, что средство спасения от разного рода новшеств и заблуждений состоит в том, чтобы придерживаться Корана и Сунны, а Аллах Всевышний сказал: "И это - Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги" ("Скот", 153).

 

Эти слова разъяснил сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о чем нам известно из рассказа Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Однажды, когда мы находились у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он провел по земле черту и сказал: "Это - путь Аллаха", - после чего он начертил множество других линий справа и слева от нее, сказав: "А это - другие пути, на каждом из которых находится шайтан, призывающий людей вступить на него", - а потом он прочел такой аят: "И это - Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть, вы будете богобоязненны!" ("Скот" 153). (Этот хадис приводят Ахмад, Ибн Хаббат, ал-Хаким и другие).

 

Таким образом, за тех, кто отстраняется от Корана и Сунны, начинают борьбу последователи вводящих в заблуждение путей и новоизобретенных ересей.

 

В основном причины, которые привели к возникновению нововведений, состоят в следующем: это неведение об установлениях религии, следование своих страстям, слепая приверженность определенным взглядам и людям и подражание неверным и их традициям.

 

Рассмотрим каждую из этих причин более подробно:

 

А - Неведение об установлениях религии.

Чем больше проходит времени и чем больше удаляются люди от времени пророчества, тем меньше остается знания и тем большее распространение получает невежество, о чем говорил и сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Если кто-нибудь из вас долго проживет, то увидит много противоречий...". (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).

 

Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Поистине, Аллах не забирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он забирает знание у людей, забирая к себе ученых(они все умрут), а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего ученого, люди изберут для себя невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!" ("Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Ничто, кроме знания и знающих, не может противостоять нововведениям, а если и то, и другое исчезает, то нововведения получают возможность возникать и распространяться, а те, кто им следует, получают возможность активизироваться.

 

Б - Следование своим страстям.

Собственным страстям следует тот, кто отстраняется от Корана и Сунны, как сказал об этом Всевышний: "Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только своими страстям. А кто более сбит с пути, чем тот, кто следует своей страсти без руководства от Аллаха?" ("Рассказ", 50).

 

Всевышний также сказал: "Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание; кого Аллах, исходя из Своего знания, сбил с пути, наложил наего уши и сердце печать, а на глаза опустил завесу? Кто же наставит егона прямой путь после того, что сделал с ним Аллах? Неужели же вы (т. е. неверные) не образумитесь? " ("Коленопреклоненная", 23).

 

И, поистине, новшества являются порождением страсти, за которой следуют люди.

 

В - Слепая приверженность определенным взглядам и людям.

Это именно то, что мешает человеку следовать ясным указаниям и познавать истину, а Всевышний сказал: "И когда скажут им: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!", - они говорят: "Нет, мы последуем за тем, чего придерживались наши отцы". ("Корова", 170).

 

Сегодня это свойственно некоторым фанатикам из числа суфиев, то есть тарикатистов и поклоняющихся могилам, так как когда их призывают к следованию Корану и Сунне и отказу от их собственной традиции, противоречащей этим источникам, они отвергают это, ссылаясь на свои религиозные учения, своих шейхов, отцов и дедов.

 

Г - Подражание неверным.

Такое подражание скорее чем что бы то ни было иное приводит людей к нововведениям, о чем свидетельствует хадис, предаваемый со слов Абу Вакида ал-Лайси, который сказал:

"Спустя немного времени после того, как мы приняли Ислам, мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулись на Хунайн, а у многобожников было дерево, возле которого они проводили много времени, подвешивая на него свое оружие, и они называли его Зат анват (Обладающая подвесками) (это они делали в порядке традиционного поклонения). И когда мы проходили мимо этого дерева, то сказали: "О Посланник Аллаха, сделай для нас такую же Зат анват, как и у них". В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллах велик! Поистине, всюду же одни и те же законы! Клянусь Тем, в чьих руках душа моя, вы сейчас сказали то же самое, что сказали сыны исраиля Мусе, а они сказали:

"О Муса! Сделай нам бога - такого бога, как у них", - и он сказал: "Поистине, вы - люди невежественные!" ("Преграды", 138).

Истинно, непременно вы последуете по стопам тех, кто был до вас". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи).

В этом хадисе указывается на то, что подражание неверным, которых они застали на новом месте, куда они переселились, заставило сынов исраиля обратиться к Мусе со столь отвратительной просьбой, а именно - сделать им бога, которому они стали бы поклоняться, и то же самое подтолкнуло некоторых из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к нему с просьбой о том, чтобы он выбрал для них какое-нибудь дерево, у которого они стали бы испрашивать благословения помимо Аллаха. То же самое происходит и сегодня, ибо большинство мусульман стало подражать неверным по части нововведений и поступков, свойственных для язычников. Речь идет об устроении праздников по случаю дня рождения, выделении особых дней и недель для тех или иных обрядов поклонения, устроении разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижении изваяний и памятников, организации траурных собраний, изобретении всяких новшеств в траурных церемониях, возведении строений на могилах, водружении дорогих памятников, иной раз мраморных у изголовьев покойных и тому подобных вещах.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!