Николай Андреевич Римский-Корсаков



1844 - 1908

 

Творческий путь Римского-Корсакова — композитора, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля — был длительным и плодотворным. Самый младший из чле­нов «Могучей кучки», он через всю жизнь пронес верность идеалам балакиревского кружка, по-рыцарски служа рус­скому искусству. В его творчестве соединились традиции как русской, так и мировой музыкальной культуры, но осо­бенно был ему близок Глинка — верой в торжество добра и справедливости, благородным артистизмом и тонким вку­сом. Римский-Корсаков был очень требователен в вопросах профессионализма и мастерства, постоянно стремился к кра­соте и совершенству своих сочинений.

Многообразны темы и сюжеты произведений компози­тора: это русская история и бытовая драма с психологиче­ски тонкими характерами, картины русской народной жизни и образы Востока, сказочность и старинные языческие обря­ды. Римский-Корсаков был великим «поэтом природы», воспевавшим ее неувядающую красоту. Преклоняясь перед вечностью народного искусства, он часто вводил в свои со­чинения подлинные народные мелодии и сочинял собствен­ные темы в народном духе. Строгие и ясные гармонии у него сочетаются с новыми сложными ладами, которые он использовал для сказочных образов. Особым мастерством и совершенством славится оркестровка Римского-Корсако­ва, соединившая в себе как глинкинские традиции, так и особенности инструментовки европейских композиторов.

Основным жанром в творчестве Римского-Корсакова была опера — сказочная и историко-бытовая, эпическая и лирико-психологическая драма. Композитор обогатил про­граммную симфоническую музыку, создав жанр симфони­ческой сказки. Поэтична его вокальная лирика, которой присущи светлая созерцательность и элегическая задумчи­вость. Настоящей сокровищницей народно-песенного твор­чества стали сборники обработок русских народных песен.

Римский-Корсаков явился создателем композиторской школы, воспитав таких мастеров, как Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Черепнин, Гречанинов, Стравинский, и многих других. Выдающееся значение имела его работа над завершением и редактированием произведений Дарго­мыжского, Бородина, Мусоргского.

Биография

Детство. Годы учения. Кругосветное плавание. Нико­лай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 го­да в Тихвине — небольшом живописном городке Новго­родской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Ранние музыкальные впечатления были связаны с домашним музицированием: отец по слуху не­плохо играл на фортепиано, а мать и дядя пели народные песни; запомнилась ему и духовная музыка, услышанная в Тихвинском мужском монастыре. Музыкальные способно­сти ребенка проявились очень рано; впоследствии в своей книге воспоминаний «Летопись моей музыкальной жиз­ни» он писал:

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мело­дии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следо­вал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано».

 

Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моря­ком, и в 1856 году его определили в петербургский Мор­ской корпус. Здесь он провел шесть лет.

Царившая в корпусе обстановка с ее духом казенной муштры не привлекала юношу. Постепенно морская про­фессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. По воскресеньям он берет уроки фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты, внимательно изучает клавиры опер; его любимым композитором становится Глинка. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Ф. А. Канилле (также поклонник музыки Глинки), кото­рый поддержал его живой интерес к музыке и начал зани­маться с ним композицией.

В 1861 году Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым, а затем с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Ба­лакирев одобрил композиторские опыты Римского-Корса­кова и предложил ему продолжить работу над симфонией, начатой под руководством Канилле. Сочинение музыки и обучение композиции происходили на занятиях у Балакирева одновременно. Римский-Корсаков вспоминал, что Ба­лакирев был удивительным «техническим критиком», «мгновенно схватывал все недостатки формы, модуляции и, т. п. и тотчас, садясь за фортепиано, импровизировал, показывая, как следует исправить или переделать сочинение», «Познакомившись с Балакиревым, — продолжал Римский-Корсаков, — я впервые услыхал от него, что следует читать,; заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой».

Вскоре, однако, работа над симфонией была прервана. Семья резко воспротивилась желанию Римского-Корсакова стать профессиональным музыкантом и нарушить семейную традицию. Старший брат Воин Андреевич настоял на необходимости завершить морское образование. Осенью 1862 года гардемарин Римский-Корсаков на клипере (Гардемарин — звание, которое присваивалось выпускникам Мор­ского корпуса. Клипер — быстроходное морское парусное судно). «Алмаз» отправился в заграничное плавание, которое продолжалось почти три года. Во время путешествия он мало за­нимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величе­ственной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.

Весной 1865 года Римский-Корсаков вернулся на ро­дину.

Путь к мастерству. Получив назначение в береговую службу, молодой офицер поселился в Петербурге. Он начал снова посещать Балакирева, постепенно втягиваться в му­зыку. За время его отсутствия в музыкальной жизни Пе­тербурга произошли большие изменения: открылась пер­вая русская консерватория, Балакирев и Ломакин создали Бесплатную музыкальную школу, а в кружке Балакирева появился «подающий надежды» Бородин.

Римский-Корсаков возвращается к творчеству и быстро заканчивает Первую симфонию, которая с успехом была ис­полнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкаль­ной школы. Затем появились другие оркестровые произ­ведения — «Увертюра на темы трех русских песен», «Серб­ская фантазия», музыкальная картина «Садко», а также сим­фоническая сюита «Антар» по арабской сказке писателя О. Сенковского. В музыке «Садко» и «Антара» воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначи­лись любимые темы композитора — образы русского народ­ного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока.

Одновременно композитор создает ряд романсов: «Из слез моих» (слова Г. Гейне), «Восточный романс» (слова А. Коль­цова), «На холмах Грузии» и «Я верю, я любим» (слова А. Пушкина) и другие. Зимой 1868 года балакиревцы на­чинают посещать музыкальные вечера Даргомыжского, на которых исполнялись сцены из «Каменного гостя», новые сочинения молодых композиторов. Тогда же Римский-Кор­саков познакомился с сестрами Пургольд — талантливыми музыкантшами — певицей и пианисткой, постоянными ис­полнительницами произведений Даргомыжского и компо­зиторов «Могучей кучки». После кончины Даргомыжского Римский-Корсаков, согласно его завещанию, делает оркест­ровку оперы «Каменный гость».

С 1868 по 1872 год композитор работает над своей пер­вой оперой «Псковитянка» на сюжет исторической драмы Л. Мея из времен борьбы Ивана Грозного за подчинение «вольного города» Пскова Москве. В те же годы, как уже говорилось, Мусоргский сочинял «Бориса Годунова», при­чем одно время друзья жили вместе. Они обменивались твор­ческими мыслями, их объединяли общие художественные интересы, что не могло не сказаться на некоторой близости обеих народных музыкальных драм в идее, драматургии, некоторых чертах стиля. Успешная премьера «Псковитян­ки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре.

Окончание оперы совпало с важной и счастливой пере­меной в жизни композитора — женитьбой на замечатель­ной пианистке Надежде Николаевне Пургольд, которая ста­ла его нежно любящим и преданным другом.

Летом 1871 года Римский-Корсаков принял предложе­ние вступить в должность профессора Петербургской кон­серватории по классам сочинения, инструментовки, а также руководителя оркестра. Но, начав обучать молодых музы­кантов, он понял, что его теоретические познания имеют гро­мадные пробелы, сказывающиеся и на его собственном твор­честве. И Римский-Корсаков сам начинает учиться, овладе­вать гармонической и полифонической техникой, сочиняя бесчисленное множество упражнений и фуг, изучая произ­ведения старых мастеров. Большую помощь в составлении программы занятий оказал ему Чайковский, преподававший в то время в Московской консерватории.

Другой, не менее важной стороной творческой работы Римского-Корсакова в 1870-е годы стало глубокое изучение, запись и обработка русских народных песен, причем более всего его привлекали самые древние песни — обрядовые и игровые. Итогом этой работы было создание двух сборни­ков обработок: «40 народных песен», записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и «100 русских народных песен», которые разыскал сам композитор. Одновременно Римский-Корсаков вместе с Балакиревым и Лядовым редактирует для нового издания оперные партитуры Глинки, что явилось для композитора, по его словам, «благотворной школой».

В эти же годы композитор становится инспектором ду­ховых оркестров военно-морского ведомства и в течение одиннадцати лет ведет большую работу по расширению ре­пертуара и повышению качества исполнения, заботится о музыкантах. Он делает многочисленные переложения раз­личных сочинений русских и европейских композиторов для духовых оркестров, изучает технику игры на духовых инструментах и сам дирижирует концертами. В 1874 году Римский-Корсаков принимает на себя руководство Бесплат­ной музыкальной школой (вместо отказавшегося от долж­ности Балакирева).

Творческая зрелость. После периода позднего учениче­ства в творчестве композитора наступает новый этап — высокий расцвет его таланта. В 1879 году была закончена опера «Майская ночь» по повести Гоголя, а в 1881-м — «Сне­гурочка». Эти светлые весенние сказки, полные нежной поэзии, радости любовного чувства и чудесного волшебства, дали композитору повод связать с их содержанием «обря­довую сторону народного быта, которая выражает собою ос­татки древнего язычества».

В 80-е годы Римский-Корсаков создает свои лучшие сим­фонические произведения — «Сказку», «Симфониетту на русские темы», фортепианный концерт, «Испанское каприч­чио», концертную увертюру «Светлый праздник», сюиту «Шехеразада». Много времени он отдает завершению и ре­дактированию сочинений своих скончавшихся друзей — Мусоргского и Бородина, что свидетельствует о его высочай­шей нравственности как человека и художника, верности истинной дружбе и чувству долга.

В 1883 году, параллельно с работой в консерватории, Римский-Корсаков начинает преподавать в Придворной певческой капелле, где прослужил более десяти лет. Он с увлечением занялся реорганизацией капеллы, которая ста­новится одним из центров музыкального образования. Один из творческих результатов преподавания в капелле — учеб­ник гармонии, который вместе с подобным учебником Чай­ковского стал классическим теоретическим и педагогиче­ским трудом.

Одновременно продолжалась дирижерская деятельность Римского-Корсакова: он все чаще выступает с концертами в России и за границей (на Парижской всемирной выставке и в Брюсселе).

Еще летом 1882 года произошло знакомство Римского-Корсакова с известным меценатом М. П. Беляевым, которо­го он потом назовет «замечательным человеком, имевшим впоследствии такое огромное значение для русской музыки».

Митрофан Петрович Беляев — богатый лесопромышленник и лю­битель-альтист — был беззаветным и страстным поклонником русской музыки. В его доме по пятницам устраивались квартетные вечера. Эти беляевские «пятницы» зимой 1883/84 года стали посещать как «ста­рые» кучкисты Бородин, Римский-Корсаков и их верный друг Стасов, так и молодые петербургские композиторы, ученики Римского-Корсакова — Лядов и Глазунов. Так зарождался беляевский кружок.

Для пропаганды новой русской музыки Беляев основал «Русские симфонические концерты» и «Русские квартетные вечера»; поддерж­кой концертного дела стало создание музыкального издательства в Лейп­циге, ставшего затем крупнейшей русской издательской фирмой. Для поощрения русских композиторов Беляев учредил ежегодно присуж­давшиеся Глинкинские премии и устраивал конкурсы на лучшее ка­мерное произведение.

По просьбе Беляева музыкальное руководство концертным и изда­тельским делом взял на себя Римский-Корсаков, который фактически стал «музыкальным главою беляевского кружка».

Беляевский кружок во многом продолжил традиции балакирев­ского кружка, но, как писал Римский-Корсаков, подчеркивая различие между ними и между поколениями композиторов, «кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперед; балакирев­ский— был революционный, беляевский же — прогрессивный... Все пятеро членов первого были признаны впоследствии за крупных пред­ставителей русского музыкального творчества; второй — по составу был разнообразен: тут были и крупные композиторские таланты, и ме­нее значительные дарования, и даже вовсе не сочинители, а дирижеры, как, например, Дютш, или исполнители — Н. С. Лавров...».

 

Последним сочинением этого периода стала волшебная опера-балет «Млада», увлекшая композитора своим древнеславянским сюжетом и возможностью воспроизвести как старинные обычаи и обряды, так и фантастические кар­тины.

Путь в XX век. Поздний период творчества. Начало 90-х годов стало тяжелым временем для Римского-Корсакова. Семейные несчастья — смерть матери и двух млад­ших детей, тяжелая болезнь жены и сына Андрея совпали с душевным и творческим кризисом. Неудовлетворенность собой, сомнения и глубокие переживания, сложность отно­шений с Балакиревым — все это привело к творческому молчанию. В это трудное время Римский-Корсаков много размышляет о смысле творчества, о развитии новых путей в искусстве, изучает проблемы музыкальной эстетики и фи­лософии. Однако постепенно композитор начинает остро ощущать «душевный голод» без своего главного дела — сочинения музыки. Он возвращается к творчеству и создает новую гоголевскую оперу — «быль-колядку» «Ночь перед Рождеством».

Наступает новый расцвет творчества Римского-Корсакова. С этого времени оперный жанр становится ведущим для композитора — до конца жизни им было написано еще десять опер. Вслед за «Ночью перед Рождеством» появи­лось одно из его лучших эпических сочинений — опера-былина «Садко». В то же время композитора начинает при­влекать иная тема. Раскрытию сложного внутреннего мира человека посвящены одноактные оперы «Моцарт и Салье­ри» и «Боярыня Вера Шелога», а также давно задуманная «Царская невеста» (на историко-бытовой сюжет), в кото­рых композитор создал глубокие лирико-психологические и драматические образы.

Одновременно, увлекшись лирической темой, он сочиня­ет свои лучшие романсы — «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Медлительно влекутся дни мои» (все на слова А. Пушкина), «Когда волнуется желтеющая нива» (слова М. Лермонтова), «О чем в тиши ночей» и «Ок­тава» (слова А. Майкова), «Шепот, робкое дыханье» (слова А. Фета), «Звонче жаворонка пенье» и «Не ветер, вея с высо­ты» (слова А. Толстого). Вокальная лирика Римского-Корсакова отличается спокойно-созерцательным характером, строгостью и сдержанностью чувства. В то же время моно­логи-ариозо для баса «Анчар» и «Пророк» (слова Пушкина) выдержаны в мужественно-приподнятом, сурово-драматиче­ском характере.

Много лет театральная судьба опер композитора была связана со сценой Мариинского Императорского театра. Но эти постановки часто не удовлетворяли автора как в музы­кальном, так и в сценическом отношении. После отказа в постановке «Садко» композитор связывает судьбу своих сле­дующих опер с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова (Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник, театраль­ный и музыкальный деятель, меценат; несколько лет жил в Италии, изучал живопись и скульптуру, учился пению. Мамонтов способствовал развитию русского изобразительного искусства, музыкального театра. В 1885 году основал Московскую частную русскую оперу). В театре Мамонтова пели такие выдаю­щиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Н. Забела-Врубель, Н. Салина, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский; в оформлении спек­таклей принимали участие художники А. Головин, М. Вру­бель, братья Васнецовы, К. Коровин, В. Поленов, И. Левитан, В. Серов. В репертуаре Частной оперы уже были «Снегу­рочка» и «Псковитянка»; в последующие годы на ее сцене были поставлены — начиная с «Садко» — следующие шесть новых опер Римского-Корсакова.

XIX век композитор завершает оперой «Сказка о царе Салтане», а в начале XX века сочиняет «Сервилию» на сю­жет драмы Л. Мея из древнеримской истории, аллегориче­скую «осеннюю сказочку» «Кащей бессмертный», а также оперу на польский сюжет «Пан-воевода», посвященную па­мяти Шопена.

В 1904 году Римский-Корсаков закончил оперу «Сказа­ние о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ней повествуется о далеких временах монголо-татарского наше­ствия и чудесном преображении града Китежа, который опу­стился на дно озера и стал недосягаемым для врага.

Во время революционных событий 1905 года Римский-Корсаков, по-прежнему преподававший в Петербургской консерватории, поддержал требования студентов о времен­ном закрытии консерватории в знак протеста против дей­ствий правительства 9 января и выступил с открытым пись­мом в адрес дирекции. В результате этих действий компо­зитора уволили из консерватории, что вызвало среди общест­венности небывалый взрыв негодования. В знак протеста консерваторию покинули ее профессора — Глазунов, Лядов, Есипова, Блуменфельд и другие. Многочисленные обраще­ния к Римскому-Корсакову со стороны общественности, сту­денческая постановка «Кащея бессмертного», которая вы­лилась в политическую демонстрацию, вызвали учреждение над Римским-Корсаковым полицейского надзора, а его со­чинения запретили к исполнению. Но дальнейшее развитие событий привело к серьезным изменениям в консерватории: ректором был избран Глазунов и по приглашению нового руководства Римский-Корсаков вернулся к педагогической деятельности.

Последним большим произведением композитора ста­ла опера «Золотой петушок» — сатирическая сказка по Пушкину. Художественной целью автора было «окончатель­ное осрамление» Додона, образ которого олицетворял само­державную власть. Цензурный запрет не позволил Римско­му-Корсакову увидеть свое сочинение на сцене. Во время работы над партитурой оперы, весной 1907 года, компози­тор получил приглашение от известного русского театрального деятеля С. П. Дягилева ( Сергей Павлович Дягилев — русский театральный деятель, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», орга­низатор и руководитель ежегодных (начиная с 1907 года) выступлений русских артистов в Париже — так называемых «Русских сезонов», включавших оперные, а затем балетные спектакли. В 1911 году создал балет­ную труппу «Русский балет С. П. Дягилева»; благодаря ему появились выдающиеся балетные произведения Стравинского, Прокофьева, Дебюс­си, Равеля и других.) принять участие в качестве автора и дирижера в Русских исторических концертах, орга­низованных в Париже. Эти концерты положили начало зна­менитым Русским сезонам и стали настоящим триумфом русской музыки и творчества Римского-Корсакова.

8 июня 1908 года композитор скончался от болезни сердца.

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте различные стороны творческой деятельности Римского-Корсакова.

2. Какой музыкальный жанр был основным в творчестве компо­зитора?

3. Каковы ведущие темы и образы сочинений Римского-Корсакова?

4. Расскажите об основных событиях жизни и творчества компози­тора. Составьте письменно подробный план-конспект.

5. Какие события в жизни композитора происходили в 1865, 1871,1882, 1905, 1907 годах?

6. С какими русскими меценатами была связана жизнь Римского-Корсакова?

7. Назовите поэтов, чьи стихи он использовал в своем творчестве.

 

 

«Снегурочка»

Опера «Снегурочка», любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А. Н. Островского на соб­ственное либретто. Композитор был влюблен в поэтическую красоту «весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а оконча­тельно завершена в 1881-м.

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму (Пантеизм — одушевление, одухотворение явлений природы, свя­занное с языческими верованиями) вспыхнуло те­перь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миро­созерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берен­деев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разу­ма и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантас­тика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берен­деев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделенные и человеческими чертами. Образ Сне­гурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием великой силы любви, ведущей ее, однако, к гибели. Возник­новение человеческих чувств в душе Снегурочки происхо­дит одновременно с пробуждением весенней природы, зву­ки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно пере­дал в опере.

Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народ­ного быта; с ними связаны многочисленные хоровые эпизо­ды, передающие особенности народного пения. Часто ком­позитор использует и подлинные народные мелодии.

Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Кор­саков использует также и лейттембры — постоянные инст­рументальные характеристики героев.

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре и имела успех. Но постановка не удовлетво­рила автора, так как в ней были сделаны значительные со­кращения, на которых настоял дирижер Э. Направник, по­считавший оперу слишком растянутой. Полностью «Сне­гурочка» была поставлена лишь в 1893 году в Большом театре в Москве под управлением И. К. Альтани. Компози­тор был тронут любовным и бережным отношением к сво­ей музыке и ее прекрасным исполнением.

Опера имеет пролог и четыре действия.

Краткое содержание

Пролог. Сказочная страна берендеев. Здесь царят мир и доброта. Но с появлением Снегурочки — дочери Мороза и Весны — спокойное течение жизни нарушается. Враг и соперник Мороза Ярило-Солнце рас­сердился на страну берендеев: в ее лесах Дед-Мороз прячет Снегурочку от его гневных лучей. В стране стало холодно, природа перестала щедро наделять берендеев своими дарами. Так продолжалось пятнадцать лет. ...Ночь. Леший возвещает о конце зимы. Окруженная свитой птиц, на землю опускается Весна-Красна. Чтобы согреться, птицы пляшут во­круг нее. Появляется Дед-Мороз; он обещает Весне покинуть страну берендеев. Обсуждая судьбу дочери, родители решают поселить ее в бе­рендеевой слободке. Приходит Снегурочка; ее давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Леше­му оберегать дочку.

Наступает утро. Приближаются берендеи; они везут чучело Масле­ницы и радостно встречают Весну. Из лесной чащи выходит Снегуроч­ка — она просит Бобыля и Бобылиху взять ее в дочки.

Действие первое. Вечер. Слободка берендеев. По просьбе Снегуроч­ки Лель поет свои песни. Но ему скучно с прекрасной, но холодной девушкой, и, бросив подаренный ею цветок, он уходит к своим подруж­кам — веселым берендейкам. Снегурочка начинает понимать, что она отличается от людей, ибо обделена сердечным теплом.

Появляется красавица Купава: она делится со Снегурочкой своим счастьем — девушка любит и любима, скоро будет ее свадьба с Мизги­рем. Приходит жених с богатыми дарами: по обычаю он должен вы­купить невесту у ее подруг. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь влюбляется в нее без памяти и отказывается от Купавы. Берендеи возмущены изме­ной Мизгиря и советуют потрясенной невесте просить защиты у царя Берендея.

Действие второе. Дворец царя Берендея. Царь, тонкий ценитель прекрасного, расписывает лазоревый цветок. Гусляры славят его муд­рость и доброту. Царь решает наутро, в день великого праздника — Ярилина дня, соединить всех невест и женихов. Вбегает Купава и рассказы­вает о своем горе. Царь сзывает народ на суд над Мизгирем и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь просит царя взглянуть на Снегурочку. Берендей, восхищенный ее красотой, поражен, что сердце девушки не знает любви. Он объявляет свою волю: юноша, которого до рассвета по­любит Снегурочка, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгна­ние и клянется зажечь любовь в сердце Снегурочки.

Действие третье. Вечер накануне Ярилина дня. Заповедный лес. Берендеи празднуют канун лета. Парни и девушки водят хороводы, пля­шут скоморохи. За песню царь награждает Леля правом поцелуя самой красивой девушки. Снегурочка надеется на внимание Леля, но тот вы­бирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Ее находит Мизгирь, он умоляет ее о любви, предлагая за это все свои богатства. Снегурочка пугается, не понимая пылкости Мизгиря; на помощь ей приходит Ле­ший. Он преграждает путь Мизгирю и целую ночь водит его по заколдо­ванному лесу, маня волшебным призраком Снегурочки.

Наступает утро. На поляну выходят полюбившие друг друга Лель и Купава. Страдающая от ревности Снегурочка просит мать-Весну наде­лить ее чувством любви.

Действие четвертое. Ярилина долина. Раннее утро. Из озера под­нимается Весна, окруженная цветами. Уступая просьбе дочери, она на­девает на голову Снегурочки волшебный венок, который дарит ей та­лант любви. Вновь появляется Мизгирь, и теперь Снегурочка радостно встречает его.

В долине собираются берендеи для встречи великого праздника — Ярилина дня. Женихи и невесты подходят к царю за благословением. Среди пар — Мизгирь и Снегурочка, которая говорит царю о своем горя­чем чувстве. Но ее счастье недолговечно: познав «огонь любви», она стала беззащитной перед гневом Ярилы. Божество направляет свой луч на девушку, и она, тая, исчезает. Гибнет и Мизгирь, в отчаянии бросив­шись в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей объясняет смысл происшедшего: появление Снегурочки нарушило законы природы, Ярило отомстил Деду-Морозу и перестал гневаться на страну берендеев. Теперь в ней восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь. По знаку царя Лель, а за ним весь народ запевают величественный гимн Солнцу.

Пролог начинается с оркестрового вступления, рисую­щего красочный зимний пейзаж. Звучит «суровый и ско­вывающий» (по определению автора) лейтмотив Деда-Мо­роза — тихо, но властно в нижнем регистре оркестра у вио­лончелей и контрабасов:

 

Леший обрисован нисходящей угловатой интонацией тритона, на котором строится его лейтмотив — «дикий, ле­нивый, потягивающийся»:

С этими темами контрастирует лейтмотив Весны — теп­лая спокойная мелодия у виолончелей, альтов и валторн:

Песни и пляски птиц начинаются со вступления, в ко­тором Римский-Корсаков мастерски воспроизвел подлин­ные птичьи напевы. В основу хора птиц положены две темы народно-песенного склада, причем вторая («Орел воевода») подлинная, заимствованная автором из собственного сбор­ника.

Легкая и светлая звучность создается благодаря преоб­ладанию верхнего и среднего регистров хора (сопрано и аль­тов), нежному и прозрачному тембру струнных и деревян­ных духовых инструментов.

Е.К.Катульская в роли Снегурочки            (1910-е годы)

Ария Снегурочки создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) — изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического соп­рано:

Важную роль в музыкальной характеристике Снегуроч­ки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегуроч­ки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «теплые» краски кларнета. Ария имеет трехчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

Продолжением музыкальной характеристики Снегуроч­ки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены ее мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, не­прерывно развивающаяся мелодия строится на напряжен­ных полутоновых интонациях и сопровождается «мерца­ющими»   

 аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных

 духовых:

        В четвертом действии тема ариетты станет основой сце­ны таяния Снегурочки.

Проводы Масленицы — народно-обрядовая сцена, в ко­торой сопоставляются разнохарактерные эпизоды. В нача­ле и конце сцены звучит хор «Прощай, Масленица». Его энергичная тема использует мелодические обороты старин­ных обрядовых песен:

 

 Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам автора, «вечное искусство музыки». Он единствен­ный персонаж, охарактеризованный только песнями. В ор­кестре образ Леля создает его лейтмотив — пастушеский наигрыш, звучащий у солирующих деревянных духовых инструментов. Первая и вторая песни Леля — медленная, в стиле протяжной («Земляничка-ягодка») и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают кон­траст, типичный для народного музицирования:

Е.И.Збруева в роли Леля (1894 год)

 

В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; ли­рическая тема ариетты наполнена проникновенной заду­шевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерыв­ность и широта мелодической линии:

               

Сцена свадебного обряда (выкуп невесты женихом) стро­ится на двух подлинных народных свадебных песнях: пер­вая — «Как за речкою» (проходит в оркестровом вступле­нии) — характеризует жениха, вторая — «Как не пава-свет по двору ходит» — невесту. Обе темы обработаны компози­тором в народной подголосочной манере и развиваются вариационно.

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берен­дея, открывающее сцену, — сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно-шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строени­ем фраз, и опорой на неустойчивые ступени:

 

Л.В.Собинов в роли царя Берендея (1911 год)

Каватина Берендея (тенор) звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчиво-мечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:

Неторопливо

       

Действие третье начинается большой обрядовой сце­ной народного праздника в заповедном лесу. Здесь сменя­ют друг друга хоровые и сольные эпизоды, симфонические номера и речитативы. Ее открывает хор «Аи, во поле липенька», основанный на светлой и плавной мелодии на­родной хороводной песни, обработанной в подголосочной манере:

Умеренно скоро

  

 

Пляска скоморохов — симфоническое скерцо, построен­ное на удалых размашистых темах народного склада.

Третья песня Леля начинается пастушеским наигры­шем солирующего кларнета:

Песня построена в куплетно-вариационной форме. Каж­дый куплет начинается речитативным запевом:

    

Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проиг­рыш кларнета:

Ариозо Мизгиря (баритон) напоминает баркаролу бла­годаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся акком­панементу (Баркарола («песня на воде») — песня венециан­ских гондольеров). Нежная мелодия с изящными синкопами име­ет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении:

Действие четвертое. Сцена таяния Снегурочки — куль­минация в развитии ее образа. Сцена состоит из несколь­ких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармония­ми и насыщенной теплой инструментовкой. Для сцены характерно также тональное единство — она начинается в до-диез миноре, а заканчивается в ре-бемоль мажоре.

Заключительный хор — Песнь Яриле-Солнцу — запе­вает Лель. Хор написан в стиле древних эпических гимнов. Его тема строится на лейтмотиве Ярилы и имеет необыч­ный размер 11/4. Хор имеет торжественный величественный характер и основан на постепенном нарастании силы и яркости зву­чания.

Вопросы и задания

1.На чей сюжет написана опера «Снегурочка»?

2. Как создавалась опера? Дайте ее общую характеристику.

3. Изложите содержание оперы по действиям.

4. Каковы музыкальные характеристики главных действующих лиц? Расскажите о роли оркестра в создании их «портретов». Что такое лейт­мотив и лейттембр?

5. Назовите народно-обрядовые сцены; какую роль в них играют народные песни?

6. Проследите за развитием образа Снегурочки на протяжении все­го произведения.

7. Каким певческим голосам поручены вокальные партии глав­ных героев?

«Шехеразада»

 

Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. Однако в дальнейшем он предпочитал сочинять программные одночастные и циклические произведения, а также произведения на народные темы. Программность была ближе его музыкальному мышлению, чем традиционный симфонический цикл. Она определила и основные жанры симфонического творчества композитора: увертюра, фанта­зия, картина, сюита. В них преобладают сказочные и былин­ные образы, картины природы и народного быта, что опреде­лило картинный, эпический характер симфонизма Римского-Корсакова. Большинство сочинений написано в 60-е и 80-е годы XIX века. В русской музыке композитор создал новый жанр — симфоническую сказку.

Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершен­ное воплощение. В сюите четыре части, которые объединя­ются общим художественным замыслом, сказочным харак­тером и музыкальными образами.

Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверно­сти женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопыт­ством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказа­ла ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, впле­тая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Первоначально каждая часть сюиты имела свое назва­ние, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкаль­ная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.

Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль». Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в уни­сон медными духовыми и струнными инструментами и зву­чит грозно и величественно:

Широко, величественно

 Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент:

Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединя­ющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие вол­шебные превращения.

За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки. Главная партия (ми ма­жор), построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей:

Не слишком быстро

Побочная партия состоит их двух тем: первая (до ма­жор) создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими свет­лыми аккордами у деревянных духовых.

Безмятежно

Вторая тема побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря:

Не слишком быстро

      

Постепенно звучность усиливается, и в момент кульми­нации начинается реприза. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

  Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича» (Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой араб­ской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в мо­нашескую одежду). Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке. Тему Календера (си минор) исполняет со­лирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и име­ет восточный характер.

Вторая часть сюиты написана в сложной трехчастной форме: ее крайние разделы представляют собой симфони­ческие вариации на тему Календера, а средний воспроизво­дит картины фантастической битвы и подвигов героя, при­чем его фанфарная и маршевая темы интонационно связа­ны с темой Шахриара.

Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Она, как и первая часть, написана в сонатной форме без разработки. Главная партия (соль ма­жор) — тема Царевича — плавная спокойная мелодия пе­сенного склада, исполняемая скрипками:

Подвижно

 

Побочная партия (си-бемоль мажор) — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струн­ных пиццикато и ударных инструментов напоминает по темб­ру народный восточный ансамбль:

 103 Чуть живее

В репризе главная партия дважды прерывается появле­нием темы Шехеразады.

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это гранди­озный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «соби­рающий» героев произведения на веселом празднике. Слож­ная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.

Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия фи­нала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточ­ная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического ри­сунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника, и выполняет роль рефрена:

Быстро

Важное значение имеет тема Царевны (из третьей час­ти), ставшая побочной партией четвертой части. В насы­щенной музыкальной ткани разработки и репризы посто­янно возникают знакомые темы и интонации. В коде сти­хия народного праздника внезапно сменяется образами бу­шующего моря и кораблекрушения: это кульминация всего произведения. Постепенно буря стихает и море успокаива­ется.

В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появля­ются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шах­риара и завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады.

Римского-Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра. В предисловии к «Основам оркестровки» он писал, что «инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения». Следуя глинкинским традициям, ком­позитор предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» темб­ры, часто использует солирующие инструменты. В блестя­щей партитуре «Шехеразады» гармонично сочетаются изыс­канность и яркость многочисленных сольных эпизодов, рас­крывающих тембровые и технические возможности инстру­ментов, с мощью и полнотой звучания тутти.

Новаторство оркестрового стиля Римского-Корсакова, находки его тембровой звукописи оказали большое влия­ние на симфоническое творчество Лядова, Глазунова, Стра­винского, Дебюсси, Равеля и многих других композиторов.

 

Вопросы и задания

1.Какой вид симфонических произведений преобладает в творче­стве Римского-Корсакова?

2. Назовите жанры симфонических произведений композитора. Приведите примеры.

3. В какой период жизни и творчества появились основные симфо­нические произведения Римского-Корсакова?

4. По какому литературному произведению написана «Шехераза­да»? Каков жанр произведения? Как оно строится? Назовите особенности его композиции.

5. Расскажите о каждой части сюиты, особенностях ее формы и музыкального развития, о тембровых характеристиках героев и собы­тий.

6. Какие характерные черты присущи оркестровке Римского-Кор­сакова?

 

Основные произведения

15 опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказ­ка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом гра­де Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и другие

Симфонические произведения: сюиты «Антар», «Испанское каприч­чио», «Шехеразада»; музыкальная картина «Садко», симфоническая пьеса «Сказка»; увертюра «Светлый праздник»; 3 симфонии, симфониетта, концерт для фортепиано с оркестром; сюиты из опер «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» и другие

Вокальные сочинения: около 80 романсов, хоры, сборники обрабо­ток русских народных песен (40 и 100 песен)

Литературные сочинения: «Практический учебник гармонии», «Ос­новы оркестровки», «Летопись моей музыкальной жизни»

 

Пётр Ильич Чайковский

1840 – 1893

Музыка Чайковского занимает особое место в отечествен­ной и мировой культуре. Его искусство стало близким и любимым для людей разных стран и народов благодаря тому, что в центре творчества композитора всегда был чело­век с его горем и радостями, тревогами и сомнениями, любо­вью и ненавистью, размышлениями о смерти и стремлени­ем к счастью. Вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины на­родной жизни — все это находится в центре внимания ве­ликого художника.

Почти в каждом музыкальном жанре композитор су­мел сказать новое слово. Однако главными для него всегда оставались опера и симфония.

Неповторимый и глубоко национальный творческий стиль Чайковского сложился под воздействием традиций русской музыки первой половины XIX века — Глинки и его современников — и народно-песенного искусства. В то же время, будучи истинно русским художником, он чутко воспринял достижения западноевропейской музыкальной культуры — творчество Моцарта, Бетховена, Шумана, Шу­берта, Берлиоза, Листа и других мастеров.

Одной из главнейших особенностей музыки Чайков­ского является ее редкой красоты мелодичность, тесно свя­занная с интонациями народной песни и городского роман­са и присущая как вокальным, так и инструментальным произведениям композитора.

Биография

Детство и отрочество. Годы учения. Петр Ильич Чай­ковский родился 25 апреля 1840 года в небольшом завод­ском поселке Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором Камско-Воткинского завода. В большой и друж­ной семье Чайковских царила атмосфера всеобщей любви и доброты, нежной заботы и сердечности. Среди братьев и сестер маленький Петр выделялся своей одаренностью и чуткой эмоциональностью, застенчивостью и душевной от­зывчивостью. Его любимая гувернантка, француженка Фанни Дюрбах, вспоминала:

«В классе нельзя было быть старательнее и понятливее; во время рекреаций же никто не выдумывал более веселых забав; во время об­щих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумер­ках под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал пре­лестнее... Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок».

Первые музыкальные впечатления маленького Пети были связаны с домашним музицированием матери, кото­рая играла на фортепиано и пела любимые романсы, в числе которых был и «Соловей» Алябьева. Мальчик обожал оркестрину (Окрестрина — самоиграющий механический музыкальный ин­струмент, воспроизводивший звучание оркестра), игравшую музыку итальянских, немецких и авст­рийских композиторов, в том числе Беллини, Россини, До­ницетти и Моцарта, ставшего на всю жизнь его кумиром. В живописных окрестностях Воткинска мальчик часто слы­шал народные песни: «...Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки...» — писал впослед­ствии композитор.

Игре на рояле Чайковского, как и других детей в семье, стали учить в раннем детстве: «Получив от матери элемен­тарные понятия о музыке, он, уже пяти лет, совершенно верно подбирал на фортепиано то, с чем его познакомила оркестрина, и обнаруживал такую любовь к игре, что, когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем по­пало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим не­мым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошел­ся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку», — вспо­минал младший брат композитора и его первый биограф Модест Ильич.

Детство закончилось, когда десятилетнего мальчика отдали учиться в высшее юридическое учебное заведение Петербурга — Училище правоведения. В годы учения он продолжал брать уроки фортепианной игры и пения, участ­вовал в хоре училища под управлением Г. Ломакина, музи­цировал с товарищами, часто посещал симфонические кон­церты и оперу. Именно тогда незабываемое впечатление на него произвели «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Мо­царта:

«...Музыка „Дон-Жуана" была первой музыкой, произ­ведшей на меня потрясающее впечатление. Она возбудила во мне святой восторг, принесший впоследствии плоды. Через нее я проник в тот мир художественной красоты, где витают только величайшие гении. До тех пор я знал только итальянскую оперу. Тем, что я посвятил свою жизнь музы­ке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музы­кальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете», — писал позднее композитор.

В 1859 году, по окончании училища, Чайковский в чине титулярного советника поступил на государственную служ­бу в департамент Министерства юстиции. Служба сразу же стала тяготить его. Постепенно он начинает ощущать свое истинное призвание и поступает сначала в Музыкальные классы РМО, а затем, в 1862 году, в Петербургскую консерва­торию.

В консерватории Чайковский занимается под руковод­ством Н. И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А. Г. Рубинштейна (композиция и инструментовка); также он учится играть на флейте и органе, участвует в консерваторском оркестре. Вскоре, несмотря на сложное материальное поло­жение (Отец Чайковского, Илья Петрович, жил с младшими сыновьями на небольшую пенсию; мать композитора Александра Андреевна сконча­лась в 1854 году), он оставляет службу, чтобы полностью посвятить себя музыкальному образованию, и зарабатывает на жизнь част­ными уроками, используя любую возможность для прира­ботка.

За годы учения в консерватории Чайковский сочинил несколько камерных и симфонических произведений, в том числе увертюру «Гроза», струнный квартет, сонату для фортепиано, «Характерные танцы» для симфонического оркестра

и другие произведения.

В 1865 году Чайковский окончил консерваторию. За экзаменационное сочинение — кантату «К радости» на текст оды Шиллера — ему была присуждена серебряная медаль. В январе 1866 года он переехал в Москву, приняв приглаше­ние Н. Г. Рубинштейна преподавать в Московской консер­ватории.

Московский период жизни и творчества. Поселившего­ся в Москве молодого профессора сразу окружила радуш­ная творческая атмосфера гостеприимного города. Насто­ящая дружба связала Чайковского с Николаем Григорьеви­чем Рубинштейном, который много лет был первым испол­нителем многих сочинений композитора. Рубинштейн ввел Чайковского в Артистический кружок, бывший художе­ственным центром Москвы. Петр Ильич познакомился с драматургом А. Н. Островским, музыкальным писателем В. Ф. Одоевским, поэтом А. Н. Плещеевым, артистами Ма­лого театра, критиком Н. Д. Кашкиным, музыкальным из­дателем П. И. Юргенсоном, университетскими преподавате­лями. Большое впечатление на композитора произвели встре­чи с Л. Н. Толстым, знакомство с которым произошло в 1876 году. Истинную радость ему доставил переезд в Моск­ву его петербургского друга, музыкального критика Г. А. Лароша.

В эти годы происходит сближение Чайковского с компо­зиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым; он пишет рецензии и статьи, посвященные их творчеству.

Московский период стал временем необычайно стреми­тельного роста его дарования, временем создания выда­ющихся произведений. С 1866 по 1877 год композитор сочи­няет оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Ва-кула», три симфонии, балет «Лебединое озеро», одночастные симфонические произведения «Буря», «Франческа да Рими-ни», «Фатум», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, фор­тепианный цикл «Времена года», музыку к сказке Остров­ского «Снегурочка», романсы «Не верь, мой друг» и «Слеза дрожит» (слова А. Толстого), «Ни слова, о друг мой» (слова А. Плещеева), «Отчего» и «Нет, только тот, кто знал» (слова Л. Мея соответственно из Гейне и Гёте), «Хотел бы в единое слово» (слова Г. Гейне в переводе Л. Мея). В Москве же были начаты «Евгений Онегин» и Четвертая симфония.

Постепенно музыка Чайковского становится известной и за границей, его сочинения исполняются в Англии, Авст­рии, Америке. Все это время композитор продолжал педаго­гическую деятельность в Московской консерватории — вел в ней курсы теории, гармонии, инструментовки и сочине­ния, а также создал первый в России учебник гармонии для студентов консерватории. Многие ученики стали его друзь­ями, среди которых самым близким был выдающийся ком­позитор и пианист С. И. Танеев. Однако педагогическая работа, отнимавшая время у творчества, тяготила Чайков­ского, но он был вынужден заниматься ею ради постоянного заработка.

В конце 1876 года Петр Ильич получил письмо от не­знакомой корреспондентки, в котором выражалась глубо­кая любовь к его музыке. Автором письма была москов­ская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк — владе­лица большого состояния, страстная любительница музыки и поклонница творчества Чайковского. Между композито­ром и фон Мекк завязалась переписка, длившаяся тринад­цать лет и положившая начало необыкновенной дружбе двух людей, так ни разу и не встретившихся друг с другом. Чай­ковский высоко ценил душевную чуткость Надежды Фила­ретовны, был бесконечно признателен за трогательную заботу о нем, называл ее своим «лучшим другом». Зная о де­нежных затруднениях Чайковского и его горячем желании посвятить себя только творчеству, она необычайно деликат­но предложила композитору помощь — значительную еже­годную субсидию,

Н.Ф. фон Мекк

которая дала ему возможность целиком заняться сочинением. В письмах к фон Мекк Чайковский рассказывал о своей повседневной жизни, делился сокро­венными воспоминаниями и планами, тайнами своего твор­ческого процесса. Музыка была для него всегда «исповедью души», но в ней он был великим тружеником, ежедневная творческая работа была формой его существования. Компо­зитор писал: «Вдохновенье — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые при­зывают ее».

1877 год стал переломным в судьбе Чайковского. Дав­но желая изменить свой неустроенный жизненный уклад и создать благоприятную обстановку для творчества, он неожиданно женился на бывшей ученице Московской кон­серватории Антонине Ивановне Милюковой, поверив в ее страстное чувство. К несчастью, брак оказался неудачным. Композитор болезненно пережил это испытание. По настоя­нию врачей осенью 1877 года Чайковский уезжает за гра­ницу, сначала в Швейцарию, а затем в Италию.

Годы странствий. Модест Ильич Чайковский назвал этот период «самым светлым и отрадным» во всей жизни ком­позитора. Он возвращается к творчеству, завершает в Ита­лии «Евгения Онегина» и Четвертую симфонию, которую посвящает своему «лучшему другу» — Н. Ф. фон Мекк. Эти годы Чайковский подолгу живет за границей, часто гостит на Украине в Каменке — имении своей сестры А. И. Давы­довой, изредка наезжает в Петербург и Москву.

Наступившая творческая свобода вызывает к жизни много новых сочинений. Это оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», «Итальянское каприччио», Серенада для струнно­го оркестра, Торжественная увертюра «1812 год», Большая соната для фортепиано, «Детский альбом», концерт для скрипки с оркестром, замечательные духовные произведе­ния «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бде­ние», трио «Памяти великого художника» (Посвящено памяти Н. Г. Рубинштейна), а также много­численные романсы, среди которых такие шедевры, как «То было раннею весной», «Средь шумного бала», «Благослов­ляю вас, леса» (слова А. Толстого), «День ли царит» (слова А. Апухтина).

Романсы Чайковского (их у композитора более ста) глубоко и разнообразно раскрывают лирические темы и образы; в них соседству­ют интимная нежность и напряженное драматическое высказывание, восторженный порыв и глубокое философское размышление. Полны оча­рования его детские песни и вокальные миниатюры в танцевальных ритмах. Наиболее близкими ему были стихотворения русских поэтов-лириков второй половины XIX века — Фета, А. Толстого, Полонского, Майкова, Плещеева, Апухтина и других. В своих романсах композитор всегда стремился раскрыть основной поэтический образ стихотворения и использовал для этого красивую, широко развивающуюся кантилену.

Велика роль фортепианной партии, которая является равноправ­ным партнером вокальной мелодии; чрезвычайно выразительны фор­тепианные вступления и заключения, часто «досказывающие» главную мысль произведения. По динамичности развития душевных состояний, яркости драматических кульминаций некоторые романсы по своему стилю приближаются к оперным номерам.

На вершине славы и мастерства. В середине 80-х годов Чайковский принимает решение обосноваться на родине и подолгу живет в Подмосковье — Майданове, Фроловском, Клину. Его интенсивная творческая жизнь сочетается с ис­полнительской и музыкально-общественной деятельностью. Как оперный и симфонический дирижер Чайковский вы­ступает в разных городах России, Германии, Чехии, Фран­ции, Англии, Америки, исполняя как собственные сочине­ния, так и произведения других композиторов. Громадный успех, всеобщая любовь и восхищение окружают Чайков­ского, а его музыка завоевывает всемирную славу. В знак признания его заслуг в развитии мирового музыкального искусства в 1893 году ему была присуждена почетная сте­пень доктора Кембриджского университета.

Во время гастрольных поездок непрерывно расширялся круг общения Чайковского с выдающимися музыкантами — Брамсом, Григом, Массне, Сен-Сансом, Рихардом Штраусом, Малером, Дворжаком, Гуно и другими.

Тогда же начинается его активная работа в качестве одного из директоров и дирижеров Московского отделения РМО, которая продолжалась до конца его жизни и способ­ствовала повышению уровня российской музыкальной куль­туры.

Во второй половине 80-х — начале 90-х годов Чайков­ский создает такие великие творения, как оперы «Чародей­ка», «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая краса­вица» и «Щелкунчик», симфония «Манфред», струнный сек­стет «Воспоминание о Флоренции», Пятую и Шестую сим­фонии, а также другие произведения. Основными чертами его поздних сочинений стали резкий контраст между свет­лыми и мрачными образами, драматическая борьба сил доб­ра и зла, неразрешимое противоречие между страстным стремлением к счастью и невозможностью его достижения.

Последним сочинением композитора стала Шестая («Па­тетическая») симфония — одно из самых трагических про­изведений в мировой музыке, раскрывающее сложную фи­лософскую проблему смысла человеческой жизни и смерти.

16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дири­жировал первым исполнением Шестой симфонии. 25 ок­тября композитор скоропостижно скончался.

Вопросы и задания

1.Какие темы были центральными в творчестве Чайковского?

2. Что нового внес композитор в различные жанры русской музы­ки? Назовите главные жанры его творчества.

3. Каковы истоки его музыки? Какие традиции он продолжает в своих сочинениях?

4. Расскажите о каждом периоде жизни и творчества Чайковского, составьте краткий план его биографии.

5. Перечислите основные произведения композитора.

6. Каков был круг общения Чайковского в России и за рубежом?

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!