КРИМИНАЛЬНЫЙ «ЦЫГАНСКИЙ» ГИПНОЗ



 

— За что нас, цыган, никто не любит?

За то, что мы язык лошадей понимаем…

Будулай . Фильм «Цыган»

Теперь поговорим о тех, кто ежедневно применяет методики скрытого гипноза на практике, никогда при этом даже не слышав ни об NLP, ни о М.Эриксоне.

Еще в древнем мире египетских пирамид, индийских богов, тибетских талисманов, перуанских идолов, восточных базаров, африканских тамтамов и древнерусских жрецов была разработана специфическая психотехника воздействия на людей в обычном состоянии сознания. Главный секрет ее заключался в умении «подстроиться», привлечь человека сначала внешне, а затем внутренне, потом через механизм врожденного подсознательного подражания добиться управляемого контакта (раппорта) и необходимого специфического измененного состояния сознания — «очарования». Оказавшийся в нем человек на некоторое время полностью подчиняется, сам того не осознавая. По истечении времени этот «легкий туман» — наваждение — как бы спадает, и человек начинает трезво аналитически воспринимать происходящее.

Нетрадиционный гипноз имеет в сотни раз более богатую историю, чем традиционный, несмотря на то, что опыт и знания в нем накапливались медленнее из‑за специфики его применения, не позволявшей раскрывать результаты опытов. В последние столетия в России были и есть два направления этой неафишируемой психотехники. Первая — монастырская, вторая — «народная». В монастырскую психотехнику привнесено много элементов христианской религии, а народная строится на старых языческих или магических принципах. Основополагающий принцип народного гипноза прост — «подобное всегда связано и воздействует на подобное».

В определенных ситуациях гипноз становится деструктивным, криминогенным средством. Его высокая действенность может послужить непреодолимым соблазном для широкого использования в противоправных целях.

Этим и объясняется то, что революция в методе «очарования» за последние триста лет произошла благодаря цыганам, различным авантюристам и жуликам, придумавшим немало психотехнических методов и трюков одурачивания и обмана людей. Древняя психотехника «очарования» через работу с подсознанием, применявшаяся в целях ускорения духовного просветления и самосовершенствования, превратилась в так называемый уличный, или «цыганский», гипноз, т. к. именно цыгане чаще и успешнее других стали его применять для добывания «хлеба насущного».

· Цыгане — древнеиндийская каста неприкасаемых, которая занималась музыкой, танцами и пением. В 420 г. н.э. эта каста вышла (по некоторым данным, была изгнана) из Индии и стала расселяться по всему миру. На Руси цыгане появились в середине V в. и называли себя «лури». В настоящее время во всем мире насчитывается около 40 млн цыган, состоящих из двадцати основных цыганских этногрупп. Внутри каждой этногруппы существует более мелкое деление на, как говорят сами цыгане, «нации». Следущее деление — на роды, названия которых идут от имени почитаемого прародителя.

Цыгане — полукочевой народ с высокой самобытной культурой, богатейшими традициями, свободолюбивым характером, уникальным наследуемым развитием правого полушария мозга. Несмотря на то, что они никогда до конца не принимают религию и обычаи народа, на земле которого находятся, цыгане часто строят дома и, бывает, годами и даже десятками лет живут на одном месте.

Цыганский табор — это либо отдельная семья, либо объединение нескольких семей с целью совместного добывания средств к существованию. Сегодня таборов как таковых в «чистом виде» уже почти не осталось: под этим скорее подразумеваются цыганские общины в многочисленных «цыганских» поселках. Если цыганская семья, движимая неукротимой жаждой к перемене мест, оставляет поселок, то на ее месте поселяется другая, приехавшая из другого региона (цыгане стараются продавать жилье только «своим»).

Выборных вожаков табора называют «баронами», что не имеет ничего общего с европейскими аристократами, а просто показывает уважение к этому человеку. Жизнь табора регламентируется системой патриархальных родовообщинных пережитков. Прогресс человеческой цивилизации не сильно затронул цыган: меняется лишь атрибутика, но суть жизненного уклада остается неизменной.

«Цыганский гипноз» — это гипноз наяву в состоянии бодрствования, но с ограниченным фокусом внимания. Находясь в «цыганском» разговорном трансе, человек как бы «уходит в себя» и в течение нескольких секунд или минут продолжает совершать внешне осмысленные действия, не осознавая этого, не отдавая отчета, не помня о них впоследствии. Применяется он чаще всего для незаметного кратковременного погружения человека в состояние управляемого контакта и извлечения из его беспомощного состояния какой‑либо корыстной выгоды.

Конечно, гипноз и NLP нельзя признать наиболее удобными и простыми орудиями реализации противоправных действий. Тот, кто решается использовать их в преступных целях, должен обладать определенным уровнем интеллекта, выдержкой, уметь создавать соответствующие межличностные ситуации. Тем не менее криминальные структуры всегда проявляли немалый интерес к технологиям гипноза и методам долгосрочного программирования человеческой психики. «Цыганский гипноз» давно перестал быть только цыганским. Сегодня эти методы применяют профессиональные мошенники, бандиты, проститутки, «кидалы», брачные аферисты, маньяки и террористы. В качестве обманутых может оказаться один человек, группа людей или целый народ, государство.

Какими бы личностными качествами и природной силой воли ни обладал человек, он всегда рискует подчиниться влиянию другого человека, даже менее сильного духом, но обстоятельно усвоившего правила гипнотизирования, личного влияния и внушения. Помните: тот, кто не желает защищаться, беспощадно «раздавливается» окружающими. Ознакомившись с тайными силами, заложенными в нем самом, каждый способен ощутить себя не таким уж беззащитным перед угрозой гипнопреступлений.

· Древних жрецов и магов (древнеперс. «магуш» — ученый муж) очень огорчало, что в глубине подсознания человека живут животные сексуальные и агрессивные импульсы, делающие его физическую природу не соответствующей стремлению к знаниям, морали, высшим идеалам. Но зато это было на руку мошенникам всех времен и народов. Еще в античные времена жрецы обнаружили, что в человеке живут три «личности»: сознательная (за нее отвечает левое полушарие мозга), подсознательная (управляемая правым полушарием) и наблюдатель («сверх‑эго», вызываемое синхронизацией работы полушарий). Согласно этим воззрениям, левое полушарие мозга человека является его «словесно‑духовной природой». Мыслит и запоминает оно только слова, оформленные в речь, чтение и счет. Левое полушарие заведует абстрактно‑логическими способами переработки информации и работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое полушарие перерабатывает информацию одновременно и синтетически, мгновенно охватывает многочисленные свойства — оперирование образами, ориентация в пространстве, распознавание сложных объектов (лиц, фигур, цвета), т.е. выполняет чисто «животные» функции. Поэтому правое полушарие мозга человека часто называют его «животной, чувственно‑образной бессознательной природой». Каждая из описанных трех «личностей» не только отвечает за «свое» восприятие мира, но и значительно влияет на поведение, слова и поступки человека. У разных людей эти «личности» развиты по‑разному — какая‑то сильнее, какая‑то слабее. У обычного человека первая, сознательная личность заставляет вести его разумно, воспитанно и проявляется в обычном осознанном уравновешенном поведении (именно через нее древние жрецы развивали нравственную основу человека). Вторая, подсознательная, руководствуется в поведении человека животными инстинктами, пребывает в стихии эмоций и чувств, поэтому груба и эгоистична, выступает в виде неосознанных поступков, автоматизмов и стереотипов поведения. Третья «личность» обычно развита меньше всего, большей частью пассивна и иногда проявляется импульсами рефлексии, угрызениями совести, раскаянием, стремлением к идеалу, знаниям и т. д. В любом случае поведение человека складывается из действий всех трех «личностей».

Криминальные гипнотизеры и цыгане великолепно понимают бессознательную организацию правого (чувственно‑образного) полушария мозга. Поэтому в процессе своей «работы» они стараются различными трюками усыпить первую (сознательную) «личность» и «упаковать» в морально приемлемую форму свой сценарий, тем самым усыпить третью «личность» (или, как говорят цыгане, «усыпить совесть») и иметь дело только со второй — жадной и животной в своем поведении — «личностью» (подсознанием человека). Таким образом, они, убрав сознание и совесть, имеют дело фактически с животным — глупым, жадным, без понятий чести и совести, которого легко склонить на любое «дело» и в конечном счете околпачить. А т.к. бессознательную правомозговую природу человека большинство людей совершенно не контролируют, то и защититься от криминальных гипнотрюков не могут.

Физические параметры личности и уровень образования при этом не имеют никакого значения. Большой интеллект отнюдь не панацея от шарлатанства. Для самого высокоорганизованного ума опытный мошенник без труда расставит рассчитанные именно на него «ловушки». В коварные сети тех же «гадалок», частенько попадались такие титаны мысли, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский.

То же можно сказать и о людях, уверенных в своей «абсолютной негипнабельности».

«Ромалэ» и «чавэлы» прекрасно знают, что даже очень грамотный, умный и добродетельный человек в трансе элементарным внушением может быть переведен в режим работы второй, «животной» личности, а значит, способен быть распутным, корыстным, человеком «без тормозов», способным на такое, чего никогда бы о нем и не подумали. О лицах с преобладающим правополушарным (чувственно‑образным) мышлением и говорить не приходится. Поэтому, кстати, для женщин, подростков, а также лиц с неустойчивой нравственностью и психикой тот же «самопроизвольный» алкогольный транс обычно чреват большими бедами.

Техника «цыганского гипноза» состоит из шести элементов:

1. Привлечение к себе внимания.

2. Вхождение в контакт и начало отработанного сценария воздействия.

3. Фиксация и устойчивое удержание внимания на каком‑то внешнем или внутреннем объекте, явлении, переживании и т. д.

4. Сужение психологического поля внимания и перевод сознания в режим вспоминания и внутреннего воспроизведения образов и ощущений — до появления медитативных признаков транса. Установление раппорта (управляющего воздействия).

5. Индукция (наведение, передача), фиксация и углубление возникшего транса. Разделение сознания и подсознания человека с максимальным сужением поля активного внимания.

6. Достижение цели. Завершение сценария постгипнотическим кодированием на стирание в памяти ситуации.

Привлечение внимания

Для «работы» цыгане (как и многие другие «кидалы») выбирают наиболее людные места, в которых либо человек находится в расслабленном, заторможенном состоянии (вокзалы, аэропорты, парки, пляжи, уличные кафе), либо в состоянии, когда мозг его перегружен избыточной информацией (рынки, уличные базары, крупные магазины, входы в учебные заведения, шумные улицы и др.).

В этих местах цыганские и другие мошенники с непоколебимой настойчивостью пытаются привлечь внимание: предлагают погадать, недорого продать замечательную и/или остро дефицитную вещь, поиграть в «лототрон» с вероятностью очень большого выигрыша. Большая часть прохожих посылает их по всем известному адресу, но они отлично знают — кто‑то да клюнет. Даже если это будет один человек из десяти — для них этого достаточно, ведь кругом очень много народа.

Первичный контакт «работающие» в общественных местах цыганки могут устанавливать как простейшими фразами вроде:

Можно у Вас спросить?…

У Вас огонька не найдется?

Не скажете, как пройти до вокзала?

А где находится ближайшая аптека?

Дай копейку ребенку!…,

так и прямо «шпиговать» Вас фразами, легко действующими на психику:

У тебя мама больная, и помочь ей можешь только ты.

У тебя на сердце досада. Это сглаз от твоей подруги (свекрови, соседки).

Твой муж (жена) изменяет тебе с хорошо знакомым тебе человеком.

У тебя скоро будут хорошие деньги, но надо будет кое‑кому соврать.

Ой, красивая, а ведь на тебя твой друг (подруга) наговаривает…

Ой, девонька, вижу — тебе счастье будет…

Ой, парень, вижу — беда у тебя будет…

Знаешь, что скоро разведешься (женишься)?

Тебя ждет очень хорошая карьера. Ты очень многого можешь достичь, если кое от чего откажешься.

Часто используются трюизмы:

Вот ты такой красивый и интересный, а ведь не все у тебя складно. Есть у тебя на сердце и кручина. Давай погадаю тебе…

«Лохотронщики», почти всегда использующие элементы цыганского гипноза, остановят Вас фразами типа: «Мужчина, бросьте за игроков жребий!». Мошенники, маскирующиеся под уличных торговцев, обратятся: «Женщина, посмотрите, какая книга о выращивании цветов интересная!…» и т. д.

Главное во всех этих стараниях — привлечь Ваше внимание, на секунду задержать или остановить, если Вы в движении. Для этого используется множество приемов — от яркой, пестрой цыганской «униформы» до организации торговой палатки с привлекательными товарами. Как правило, ничего не подозревающий человек на секунду задерживает свое внимание на жулике, и этого достаточно, чтобы «влипнуть», т. к. тут же следует второй элемент хорошо подготовленного и отработанного сценария спектакля — установление контакта через беспредметный разговор, перерастающий в отработанное «запудривание мозгов».

Цыганки — незаурядные «людоведы»: тех, кто способен поверить им, угадывают почти безошибочно. Они не будут приставать на холоде, когда у человека желание согреться важнее всех прорицаний. Им не нужны алкоголики или женщины с полными пакетами — такие идут уже без денег. Не подойдут они и к уверенному в себе человеку. Зато очень часто в их ловушки попадают чем‑то расстроенные люди. А основной улов цыганок, как показывает опыт, — любопытные и неуверенные в себе (а значит, более внушаемые) женщины.

Из активных способов привлечения внимания и поводов для завязывания разговора наиболее популярные — хождение по квартирам с просьбой напоить ребенка, пожертвовать что‑то из одежды или пищи, а также «завязывание» разговора в магазинных очередях, вагонах поездов, электричек и других местах и ситуациях, когда люди вынуждены какое‑то время находиться вместе, на общие темы (о погоде, времени, экономике, ситуации в стране, поведении политиков и других известных людей, ценах на товары и продукты).

Профессиональные аферисты «более высокого полета», кроме метода «случайной выборки», могут специально планировать, готовить и углублять знакомство с особо нужным, «ценным» человеком.

Перечень приемов знакомства, обеспечивающих профессиональным мошенникам оптимальный повод для начального обмена фразами:

1. Побуждение объекта на оказание помощи:

· симуляция падения на улице, растяжения связок или вывиха конечностей, неожиданной слабости и иного болезненного состояния;

· имитирование неуклюжести: уронить в подходящий момент какой‑либо предмет;

· имитация забывчивости: оставить свои вещи рядом с объектом и медленно уходить;

· обращение с просьбой дать зажигалку прикурить, разменять деньги, что‑то короткое время подержать (когда заняты руки) или подсказать время, местонахождение улицы, учреждения, магазина;

· вариант, применяемый женщинами: вызов сочувствия своей беспомощностью (поломка в автомашине, неумелое обращение с только что купленным сотовым телефоном или же с компьютером в Интернет‑кафе, тяжесть переносимых вещей, растерянность на улице «чужого» города).

2. Помощь, которую мошенник оказывает объекту:

· использование неинформированности объекта (подсказать, как найти нужное место, разъяснить порядок каких‑то действий);

· задействование случайной, «вычисленной» или организованной нужды объекта в каком‑то совете или услуге (помочь в исправлении мелкой неисправности в машине, подать в нужный момент авторучку, предложить воспользоваться телефонной кредитной карточкой, продать или отдать даром лишний билетик, подвезти куда‑либо);

· ненавязчивое предложение себя объекту в качестве нужного ему в этот момент компаньона (для распития спиртного, «съема» девушек, игры в карты, нарды или шахматы, «изливания души», совместного «пробивания» чего‑либо в бюрократических структурах);

· «спасение» объекта во время нарушения им правил дорожного движения, оказание помощи после случайного или организованного дорожно‑транспортного происшествия;

· имитация нападения на объект хулиганов или «наезда» бандитов и «спасения» его в этой ситуации.

3. Знакомство через общих знакомых:

· посещения в рассчитанное время лиц, у которых часто бывает объект;

· непринужденная просьба к общему знакомому представить мошенника объекту;

· косвенное, без прямых просьб, подведение общих знакомых к мысли познакомить мошенника и объект как людей с общим увлечением (хобби), образом мышления, взглядами на жизнь, убеждениями, целями или же как способных быть друг другу в чем‑то полезными;

· заявление, что мошенник — внебрачный сын или дочь уже умершего родственника объекта;

· показ (или намек) общему знакомому его личной выгоды в знакомстве мошенника с объектом.

4. Знакомство на разного рода развлекательных и общественных мероприятиях на почве организованного соседства с объектом — в театре, на стадионе (посредством приобретения билетов у общего знакомого, целевой продажи «лишнего» билетика), в ресторане, ночном клубе, казино, на семинаре, в церкви, на кладбище в день поминовения усопших, на турбазе, пляже. Для завязывания знакомства используются следующие трюки:

· подстройка под текущие переживания объекта, например, к эмоциональному реагированию объекта на какое‑либо зрелище;

· разыгрывание роли неопытного человека, интересующегося точкой зрения «знатока»;

· высказывание комментариев происходящего и отвлеченных безадресных реплик, которые могут вызвать интерес объекта (часто используются ассоциативные связи);

· оставление своего места на непродолжительное время с просьбой к объекту присмотреть, чтобы его не заняли.

5. Знакомство в транспорте, в очередях (кассе стадиона, театра, вокзала, аэропорта, в ОВИРе, поликлинике), во время выбора товаров в супермаркете, с учетом склонности людей к сближению в похожих и одинаковых обстоятельствах:

· побуждение к беседе на какую‑либо важную, злободневную или просто интересную тему — путем безадресных замечаний или ответом на такие же реплики объекта (или сначала его соседа по очереди, с последующим вовлечением уже объекта в обмен мнениями);

· просьба к объекту присмотреть за оставляемыми вещами и местом в очереди во время короткой отлучки.

6. Знакомство на основе увлечений:

· занятие наряду с объектом прогуливанием животных, бегом по утрам, игрой в шахматы, нарды, теннис, футбол или волейбол, плаванием в бассейне, шейпингом, тренингом в фитнесс‑клубе;

· периодическое посещение «тусовок» людей, увлеченных неким хобби (специализированные выставки, клубы, уличные «пятачки»);

· обращение к нужному человеку по чьей‑то рекомендации с предложением о покупке или обмене предметов коллекции, «вязке» домашних животных, просьбой о совете.

7. Знакомство через детей (в поездах, магазинах игрушек, парках, центрах развлечений, детских садах, кафе):

· «случайный» контакт «своего» чада и ребенка объекта (игра, угощение, подарок) с последующим ненавязчивым знакомством с родителями;

· знакомство в спортивных секциях, где занимаются дети, во время совместного ожидания родителями конца тренировки (путем обмена репликами и т.д.);

· оказание ребенку объекта на глазах у родителя небольшой помощи (предотвратить падение, поднять и отряхнуть упавшего, найти запропастившуюся игрушку, отогнать собаку);

· инсценирование пропажи ребенка и разыгрывание роли его спасителя.

8. Вызов внимания и заинтересованности к себе (в данном варианте инициатором знакомства должен быть сам объект):

· привлечение интереса объекта при помощи одежды, вещей, книг, газет, журналов, рассказа окружающим шуток, анекдотов, слухов, сплетен, высказывания оригинальных суждений, сообщения интересной информации, притягательных намеков о своих возможностях что‑то достать, нечто узнать, куда‑то устроить — с учетом нужд, склонностей, увлечений и слабостей объекта;

· ненавязчиво прогуливаться на глазах у объекта; при встрече взглядов мошенник спокойно смотрит объекту в переносицу и мысленно приказывает: «Вы хотите со мной познакомиться, я жду Вас!» (этот прием не имеет никакого отношения к телепатии — просто позволяет точно настроить мимику и передать свое желание невербально).

9. Публикация объявления (в определенной газете, «бегущей строке» на ТВ, по радио, на подъездной двери, на улице; рассчитанного на то, что нужный человек его обязательно увидит, а также на его интерес и возможную реакцию):

· о продаже;

· о покупке;

· о работе;

· о необходимости в помощи;

· о предложении услуг или содействия в чем‑то;

· брачного.

При ответах на звонки по таким объявлениям преступники используют телефоны с определителем номера, автоматически отсеивающем ненужные вызовы.

10. Отсылка письма (или сообщения на пейджер, e‑meil, SMS), рассчитанного на заинтересованность объекта изложенной в нем информацией и на вызов желания объекта ответить, позвонить или встретиться с мошенником. Часто используется постепенное нагнетание заинтригованности несколькими последовательными посланиями. Интрига может достигаться и промедлением перед сообщением мошенниками своего обратного адреса. При использовании этого приема для них самое важное — не переиграть.

Чтобы гарантированно завязать хорошее знакомство, такие преступники обычно рассматривают несколько подходящих вариантов — основной и 2‑3 запасных.

Первый контакт с будущей жертвой такой «неторопливой разработки» чаще всего заканчивается вежливой, но не обязывающей договоренностью «как‑нибудь созвониться». Обычно криминальные гипнотизеры не проявляют излишне открытой заинтересованности в новых встречах с объектом.

С целью углубления знакомства аферисты придумывают различные поводы для повторных встреч (чем больше периодических контактов, тем более вероятно возникновение глубокого доверия объекта к мошеннику), но при этом стараются обставить дело так, чтобы прямым инициатором дальнейших встреч был сам объект. При встречах такие мошенники, в первую очередь, стараются найти общие темы для разговоров — с тем чтобы породить общность на основе личных предпочтений и эмоциональных сопереживаний. Они стремятся к появлению у объекта глубокой симпатии.

Все приемы углубления знакомства аферистами учитывают обстановку, настроение и реальные побуждения объекта. Это:

· Устройство «случайных» встреч в театре, ночном клубе, ресторане, на улице, на вечеринке, пресс‑конференции и т. д.

· Располагая информацией о вкусах, потребностях и увлечениях объекта, аферист при «случайных» встречах может предлагать ему билеты в театр, видеозаписи, DVD— и компьютерные CD‑диски, базы данных, модные книги и журналы, важную, интересную или престижную информацию и т.д., провоцируя тем самым на более обстоятельное общение.

· Ненавязчивое сопереживание при неприятностях и предложение содействия при затруднениях. Последние могут быть и искусственно организованы мошенником.

· Подогревание мошенником устойчивого интереса к своей особе (и, соответственно, стремления к дальнейшему общению) с учетом пристрастий объекта (коллекционных, рыболовных, охотничьих, музыкальных, банных, эротических, шахматных, компьютерных, картежных и т.д.). Такие слабости, страсти и интересы преступники обычно используют путем:

o демонстрации заинтересованного внимания к обсуждаемой теме;

o дарения объекту небольших, но занятных вещей по интересующей его теме;

o деления с ним полезной специальной информации;

o подыгрывания самолюбию человека подчеркиванием его достижений в области его интересов (например, проигрыш бильярдной партии, вопросы по теме, в которой он компетентен).

· Заинтересовывание в организации дальнейших встреч с объектом некоего третьего человека (из числа его близких, родственников, коллег, приятелей). Этот третий может приглашать обоих в гости, на торжество, на рыбалку, в баню и т.д.

Чаще всего преступники используют следующие побуждения объекта к более частому общению:

· стремление ощущать власть (желание доминировать);

· тяга к душевному комфорту, безопасности;

· желание самоутвердиться;

· необходимость сострадания и понимания;

· потребность в организаторе развлечений;

· необходимость в помощи;

· желание получить выгоду через деловое сотрудничество.

Если нужно быстро установить более тесные отношения с объектом, используются трюки, при которых преступники стремятся вызвать у объекта:

· Сильное восхищение и почтение:

· демонстрацией поразительных навыков, бесстрашия и мужества при срежиссированном нападении хулиганов;

· проявлением уровня своих талантов, образованности, энциклопедичности знаний и умственных способностей.

· Глубокое сострадание и сопереживание:

· «изливая душу» (доверие вызывает ответное доверие);

· инсценируя боль и муки во время мнимой болезни или травмы;

· эмоциональными жалобами на житейские неурядицы и неприятности.

· Резкую нужду в помощи со стороны афериста — скрытой «организацией» ему некоего безвыходного и отчаянного положения и подбрасыванием мысли о том, что он может его вызволить и помочь (разумеется, ожидания объекта в скором времени оправдываются).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!