ВОЗМОЖНОЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОВНУШЕНИЯ



 

Постгипноз — это феномен вхождения объекта в особое гипнотическое состояние без непосредственного воздействия в этот момент оператора. Состояние постгипноза возникает как выполнение заложенного в объект алгоритма действий («…такого‑то числа, в такое‑то время Вы почувствуете…»). В результате постгипнотического внушения, т. е. установки, чтобы объект в определенное время выполнил определенное действие, он, забыв об этом, в нужное время выполняет требуемое как бы по собственному желанию. Академическим примером этого является, например, неоднократно демонстрировавшийся своим коллегам врачом‑гипнологом В.И.Вулем следующий прием внушения: он посылал по почте письмо, на котором было написано его почерком одно‑единственное слово: «Спать!». Если пациент бывал до этого на приеме у Вуля и знал его почерк, то едва такая записка попадала ему в руки, как он тотчас погружался в глубокий сон. Такой метод «заочного» гипноза оказывает хорошее положительное влияние в психотерапевтической практике (В.М.Гаккебуш, М.С.Лебединский, И.А.Жуков, 1953), но этим его действие не ограничивается.

Давайте используем пример, описанный чуть выше, — с тем же непутевым родственником. Представим, что кроме него Вам больше некому дать поручение. Вы уезжаете в отпуск или в командировку, а во время Вашего отсутствия Вам должны передать в неком учреждении пакет с документами. Вы хотите быть уверенным, что этот родственник получит пакет за Вас.

Зная «пунктуальность» и «надежность» родственника, можно сколько угодно выслушивать его обещания и заверения, что «все будет сделано», но в результате пенять на себя. Взывать к благородным чувствам и развешивать в его квартире бумажки‑напоминания тоже бесполезно.

Здесь поможет внушение с инструкцией о четкой реализации заранее достигнутых с человеком договоренностей. Само собой, что задание должно быть безопасным для него и окружающих. В продолжение использования транса произносите фразу — руководство к действию, включающее установочные ориентиры и постгипнотическое предположение:

…Когда ты чувствуешь, что способен построить свою жизнь целеустремленно и наиболее разумно… то понимаешь, насколько это важно для твоей судьбы… По мере того, как ты чувствуешь желание быть настоящим хозяином своей судьбы… в тебе рождается внутренняя гордость за свою честность перед собой… И когда в заранее согласованное время… ты получишь подтверждение такой честности… ты почувствуешь, что это заставило окружающих уважать тебя… как обязательного, делового и последовательного человека… И тебе действительно нужно получить подтверждение этому, некий знак начала новой жизни… И когда в заранее оговоренный день, 19 октября, ты проснешься… и увидишь, услышишь или просто почувствуешь… что этот день наступил… то ты не будешь скрывать своего удовлетворения и радости… После того, как ты в 12 часов дня приедешь в «…», найдешь человека «…», попросишь и возьмешь у него пакет с моей фамилией… привезешь пакет домой и будешь хранить его до моего возвращения… ты будешь доволен собой… и тебе будет хорошо и спокойно… хорошо… все будет хорошо. Мы хорошо поговорили сегодня… и привели в движение множество внутренних разумных мыслей… Я хочу… чтобы ты был особенно внимателен… и чувствителен к тем изменениям поведения… которые произойдут в течение следующих двух недель… пока мы не встретимся опять, к тем изменениям, которые… будут результатом удивительной работы… совершенной тобой сегодня… Нет ничего удивительного в том… насколько радикальными будут эти изменения — ведь они… будут точно соответствовать твоим собственным нуждам…

Кстати, в качестве вариантов использования транса часто практикуются фразы типа: «Ты сделаешь то, о чем тебя попросит человек, который позвонит утром 19 октября по телефону (что будет написано в записке, приколотой над столом)».

Такие фразы легче принимать, их смысл завуалирован. После пробуждения, выхода человека из транса, необходимо подбодрить его некой неопределенной фразой, в которую вставлены приметы будущего события:

«Ну так что ж, по‑всякому могут сложиться обстоятельства, и ты можешь начать жить по‑новому. Ладно! 19 октября у нас какой день недели? Пятница. Ну хорошо, удачи тебе в этот день. Я скоро приеду. До свидания».

Необходимо позаботиться, чтобы что‑то напомнило человеку о заданной дате и времени. В данном случае это может быть календарь с обведенной датой и говорящие часы.

Когда наступает «час Х», в постгипнотическом трансе возникает необходимое согласие на выполнение достигнутых ранее договоренностей, рожденное системой мотиваций и инструкций, введенных в подсознание. В этот момент можно увидеть, какие личностные изменения произошли в психике объекта. Многие гипнологи и психотерапевты отмечают, что их клиенты словно перерождаются. В данном случае объект должен почувствовать удовлетворение от своей обязательности, в конкретном плане — от четкого выполнения задания. Разумеется, Вы должны быть полностью уверены, что полученные убеждения стали частью личности объекта.

Если Вы в последующем хотите использовать оперативный гипноз с одним и тем же человеком, то во время ввода инструкций и директив давайте ему соответствующие установки типа “В следующий раз, когда я скажу Вам «УЖЕ СПИТЕ», Вы погрузитесь в более глубокий сон и будете чувствовать себя еще лучше, и с Вами все будет в порядке”.

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГИПНОТЕХНИКИ

 

Первое правило — делать так,

Чтобы люди думали, будто

Они сами хотят этого.

Екатерина Великая

Множество гипнотехник использует вербальную подстройку к объекту и немедленную утилизацию (использование) транса. Но оперативный гипноз — это гораздо больше, чем просто создание «бессознательного доверия» и трансовые внушения. NLP, например, рассматривается его основателями как образ мысли и, соответственно, жизни. В NLP имеется масса надежных моделей эффективного мышления и общения, к примеру, схемы решения конфликтов, методы успешного планирования и менеджмента, масса техник для улучшения состояния себя и других. Ниже приводятся только некоторые из них. Но простое чтение «про технику» не даст Вам ничего: техники в NLP — это то, что надо пробовать применять практически. Только тогда Вы поймете, как они работают и сможете затем легко, непринужденно использовать в обыденной (или не совсем обыденной) жизни.

O Техника «5 — 4 — 3 — 2 — 1»  

Данный шаблон наведения и одновременного использования транса в рамках NLP называется еще «согласием по инерции». Эта разработка вышла из метода Д.Карнеги «Да‑Да‑Да», обязанного своим рождением, в свою очередь, сократовским правилам диалога.

· Правило Сократа гласит: для получения положительного решения по важному вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет Вам «да». Установлено: когда человек говорит или слышит «нет», в его кровь мгновенно поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. Слово «да», наоборот, приводит к выделению эндорфинов — «гормонов удовольствия». Обычно для изменения настроения человеку необходимо не менее двух порций эндорфинов. Это и необходимо сделать, прежде чем приступить непосредственно к цели беседы.

Много общего метод «5‑4‑3‑2‑1» имеет и с вышеописанными трюизмами. Это один из самых сложных для применения методов, но зато и очень эффективный, т. к. позволяет работать с объектом, занимающимся с Вами каким‑либо общим делом.

В данном случае Вы подстраиваетесь к человеку не только невербально (под мигание глаз, мимику, жестикуляцию, позу, движения и т. д.), но и вербально, т. е. через речь. Как это работает? Вот самый что ни на есть простейший пример:

1. Вот сейчас Вы сидите в этом кресле (абсолютно истинное утверждение, с которым человек не может не согласиться, — утверждение присоединения),

2. держите в руках эту книгу (тоже утверждение присоединения),

3. Вам легко дышится (еще одно утверждение присоединения),

4. и когда Вы читаете эти строки (также утверждение присое‑динения),

5. то можете начать расслабляться  (утверждение ведения, или просто внушение).

В этом примере все настолько примитивно, что не взято в расчет даже грамотное воздействие на модальности. В «боевом» режиме все выглядит более сложно, но и работает более эффективно. В следующем примере мы не ставим себе задачу добиться глубокого транса — в данном варианте будет достаточно и легкого. Но в будущем Вы должны быть готовы ко всем вариантам Вашего поведения.

Пример применения техники “5 — 4 — 3 — 2 — 1”

В данном случае это отработанный на практике профессиональными риэлтерами образец 5‑ступенчатой (5‑волновой) «обработки» покупателя жилья. Сначала дается по четыре высказывания на визуальную, аудиальную и кинестетическую мо‑дальности, с которыми клиент полностью согласен (они опираются на непреложную истину), чередуя их с единичными внушениями соответствующей модальности. Потом количество высказываний‑утверждений сокращается, а количество безапелляционных фраз внушений увеличивается.

Данный пример рассчитан на то, чтобы, встретившись с клиентом во дворе дома, в то же время достаточно быстро невербально подстроиться под него и начать «вести».

Обычно опытному агенту требуется 3‑4 мин. на то, чтобы провести вербальное воздействие во дворе дома, 1‑2 мин. на воздействие в подъезде и 7‑11 мин. — в предлагаемой квартире, т.е. всего 11‑17 мин.

Перед применением данного приема предварительно «покупается» внимание клиента:

Вы помните, с чего начинается театр? С вешалки. А дом и квартира начинаются со двора. Не возражаете, если я сначала обращу Ваше внимание на двор этого дома?

Одна из составляющих успеха при использовании этой техники — одинаковая интонация для всех утверждений (нельзя выделять голосом внушения! )

1— я «волна»  

Воздействие на визуальную модальность:

1. Вот, посмотрите, — видите, какой это светлый двор?

2. Здесь редко увидишь проезжающие машины,

3. хотя тротуары здесь достаточно широкие,

4. и достаточно хорошо во дворе сохранен асфальт, видите?

Внушение (визуальная модальность):

Вообще, все вокруг дома сделано с умом и просто красиво.

Воздействие на аудиальную модальность:

1. Послушайте, здесь практически полностью отсутствуют посторонние уличные шумы,

2. зато можете услышать, как дружелюбно беседуют соседки.

3. Слышите, они говорят о телесериалах, а не о каких‑то проблемах в этом доме, правильно?

4. И Вы всегда сможете выйти на балкон и услышать, как приятно шумит ветер в верхушках деревьев.

Внушение (аудиальная модальность):

Этот двор говорит сам за себя: здесь тихо, спокойно; даже пение птиц приятно успокаивает.

Воздействие на кинестетику:

1. Вот когда мы с Вами идем по этому двору, чувствуете, как легко идти по хорошему асфальту?

2. Даже если после рабочего дня Вы чувствуете некоторую тяжесть,

3. вдохнете всей грудью чистый воздух в уютном родном дворе

4. и почувствуете приятный прилив сил.

Внушение (кинестетика):

В этом дворе чувствуется комфорт, здесь вообще приятно быть, тут абсолютно безопасно.

2— я «волна»  

Воздействие на визуальную модальность:

1. Вон, посмотрите, как у жителей этого дома выглядят окна. Вон в том окне интересные пластиковые рамы, видите?

2. А вот слева от подъезда, прямо на первом этаже, шикарные жалюзи с рисунком: сразу видно — в доме живут люди с достатком.

3. И как Вы видите, мало где на окнах есть металлические решетки.

Внушения (визуальная модальность):

I — Это явный признак отсутствия краж.

II — Ведь заметно, что и двор, и дом хорошо выглядят.

Воздействие на аудиальную модальность:

1. Обратите внимание, как бесшумно открывается подъездная дверь.

2. Кстати, так же приглушенно открывается дверь и в Вашу квартиру.

3. За дверями — полная тишина.

Внушения (аудиальная модальность):

I — Здесь отличная звукоизоляция.

II — И этим все сказано — подъезд благополучный, тихий, спокойный.

Воздействие на кинестетику:

1. Кстати, Вы помните, как легко открывалась входная дверь в подъезде?

2. В отличие от других, она открывается легко и плавно.

3. Да и ступеньки здесь небольшие, поэтому переступать через них удобно.

Внушения (кинестетика):

I — Значит, Вам будет легко подняться на свой этаж

II — и так же легко с него спускаться.

3— я «волна»  

Воздействие на визуальную модальность:

1. Ваша дверь выглядит опрятно, видите?

2. Да и сам подъезд довольно опрятный.

Внушения (визуальная модальность):

I — Подъезд замечательный, чистый.

II — Выглядит он намного лучше других.

III — И на лестничной площадке эта дверь (продаваемой квартиры) выглядит красивее других.

Воздействие на аудиальную модальность:

1. Слышите, как звучит звонок.

2. А из‑за других дверей, Вы слышите, — никакого шума и гама.

Внушения (аудиальная модальность):

I — Никто не скажет Вам о каких‑то недостатках подъезда и квартиры.

II — Да в общем‑то, квартира Вам все скажет сама за себя: это лучшее, что можно предложить сегодня в этом микрорайоне.

III — От своих знакомых Вы будете слышать только восторженные отзывы по ее поводу.

Воздействие на кинестетику:

1. Закрывайте дверь, входите увереннее.

2. Можете пройти и включить свет в зале и на кухне.

Внушения (кинестетика):

I — Здесь чувствуется защищенность.

II — Ощущается удобство.

III — И очень просторная квартира.

4— я «волна»  

Воздействие на визуальную модальность:

Посмотрите на потолок: разве он в каждой квартире такой белый и очень чистый?

Внушения (визуальная модальность):

I — Очень красивая квартира.

II — Cветлая квартира.

III — Хороший вид из окон.

IV — Да и сама квартира очень уютно выглядит.

Воздействие на аудиальную модальность:

Послушайте, какой сильный напор воды из кухонного крана.

Внушения (аудиальная модальность):

I — Вы не услышите ни о какой квартире ничего лучшего, чем об этой.

II — В этой квартире душа поет.

III — Здесь хорошая звукоизоляция.

IV — Если Вы захотите послушать Вашу любимую музыку, то она здесь будет звучать великолепно, да и соседям не помешает.

Воздействие на кинестетику:

Вдохните рядом с плитой — даже никакого намека на запах газа.

Внушения (кинестетика):

I — В этом смысле эта квартира достаточно безопасна.

II — Здесь крепкие косяки и пол.

III — Удобная сантехника.

IV — Квартира хорошо сохранена.

5— я «волна»  

Внушения (визуальная модальность):

I — Это самая красивая квартира.

II — Она выглядит просторной.

III — Ее вид наверняка Вам нравится.

IV — Эта квартира выглядит по‑особенному шикарной.

V — Она подойдет человеку с очень изысканным вкусом.

Внушения (аудиальная модальность):

I — Ваш внутренний голос уже наверняка Вам несколько

II — раз подряд шепнул,

III — что эта квартира сама подсказывает Вам купить ее.

IV — Прислушайтесь к своим желаниям.

V — Эта квартира ответит всем Вашим запросам.

Внушения (кинестетика):

I — Эту квартиру надо брать, не мешкая.

II — Такой удобной квартиры Вы больше нигде не найдете.

III — Настолько приятной квартиры Вы еще не встречали.

IV — Почувствуйте: это ведь то, что Вы хотели!

V — Вы останетесь довольны своей покупкой. Вы будете чувствовать себя в этой квартире комфортно и защищенно. Эта квартира — именно то, что Вам надо!

Процесс воздействия отображен в табл. 3.

Таблица 3

 

 

O Прием «Тройная спираль»  

(вариация метода «Вставленное Маркированное Сообщение»)  

Эта методика представляет собой повествование из трех рассказов, связанных в одно целое. Она напоминает технику наслоения реальностей, хотя правила здесь и отличаются.

Вам потребуется заранее подготовить три рассказа, в один из которых (назовем его «рассказ № 3») включаются хорошо продуманные инструкции и суггестивные команды. Остальные два рассказа (№ 1 и № 2) призваны отвлечь сознание. Правила здесь очень простые: сначала дается начало рассказа № 1, где‑то на середине прерывается, и начинается рассказ № 2. Он тоже не заканчивается, а прерывается рассказом № 3 (с директивой), который дается полностью. Затем следует окончание рассказа № 2, а после этого — завершение рассказа № 1.

Сюжеты рассказов № 1 и № 2 нормально обрабатываются сознанием слушателя и хорошо им запоминаются, а рассказ № 3 сознанием быстро забывается. Подсознание же четко выполняет заложенные в нем команды. Специфика восприятия на слух трех рассказов как одного и определяет действие данного приема: он предназначен для наведения легкого транса (через удержание внимания рассказом) и одновременного его использования.

Вот общая схема повествования:

 

 

Для примера приведем обычные истории, оформленные в «тройную спираль»:

Не помню уже, где я прочитал, что один мужик из штата Северная Каpолина купил как‑то коробку очень редких и весьма дорогих сигар и, среди других вещей, застраховал их от огня. Через месяц он эти сигары преспокойно выкурил и не нашел ничего лучшего, как… подать в суд на страховую компанию. В заявлении он написал, что сигары были утрачены «в серии небольших возгоpаний». Страховая компания, конечно, компенсацию выплатить отказалась. Мотивировка — страхователь употребил сигары естественным образом. Так этот мужик подал в суд — и выиграл! При оглашении вердикта судья согласился с тем, что иск был пустячный, но, тем не менее, подтвердил, что у мужика был страховой полис, в котором черным по белому написано — страховая компания сигары страхует, в том числе и от возгорания. И не оговорено, в случае какого конкретно возгорания она компенсацию выплачивать не будет. Следовательно, компания должна возмещение выплатить…

…К слову, об американцах… Работал я как‑то в одном совместном российско‑американском предприятии. И вот однажды прибегает с утра ко мне в офис мой шеф (американец). Глаза «шестирублевые», на лице ужас неописуемый. Ну, думаю, или конец света начинается, или их президента сняли. А он такое выдал, что ни за что не догадаетесь:

Гараж сперли. Утром из него выезжал — стоял, а вечером поехал ставить машину, а его уже нет!

Я думаю, вот нажрался, паразит, — уже не помнит, где гараж стоит. Ну, говорю с усмешкой, поехали смотреть. Едем, а он мне рассказывает, что уже ко всему привык в нашей стране: и к отсутствию света и горячей воды, и к разбавленному бензину, и… короче, ко всем прелестям переходной экономики, но чтобы умыкнуть забетонированный металлический гараж среди бела дня — это уже ни в…, ни в Красную Армию…

…А у меня еще учитель был один в школе, Федор Федорович. Сколько я потом ни учился, все равно считаю его умницей из умниц, несмотря на то, что много лет прошло. Так вот он часто нам повторял: «Считайте деньги — чтоб их не считать»  (выделяется тоном голоса)

…Так вот, о гараже. Приехали, смотрю — господи, так оно и есть, — сперли! Воображение этого американца уже рисует группу суровых русских бандитов в масках, с автоматами и базуками — как они его цитадель приступом брали. А я решил позвонить мужику, у которого наша фирма гараж арендовала — может, он в курсе. Мужик, конечно, ничегошеньки не знал и начал собственное расследование. Через три дня выяснилось, что этот горе‑арендодатель не заплатил какой‑то земельный налог, и городская мэрия с помощью «тяжелой артиллерии» этот гараж просто экспроприировала — до уплаты оного. Налог в конце концов был заплачен, гараж вернули на место, но американец до сих пор опасается в нем машину оставлять: неровен час вместе с ней скоммуниздят. И не мэрия, а уже по‑настоящему…

…А та страховая компания, чтобы не обременять себя долгими и дорогостоящими апелляциями, с решением суда согласилась. И выплатила мужику 15 тысяч долларов — за утрату «из‑за возгорания» его редких сигар. Но после получения денег мужик был тут же арестован — по обвинению… в 24 поджогах. Его собственное исковое заявление и показания на первом суде были использованы против него же. Суд признал его виновным в умышленном поджоге застрахованной собственности и приговорил к 2 годам тюрьмы и штрафу в 24 тысячи долларов. Смешно? Зато — по закону… [58]

Упражнение

Составьте собственные истории, оформленные в «тройную спираль», только на этот раз обращайте внимание на чередование в историях сенсорно‑определенных слов в группах предложений (сначала Вы должны «проходиться» по визуальной, затем по аудиальной и потом по кинестетической модальностям. Один и тот же предмет можно описать по‑разному: стул, например, может быть и красивым, и скрипучим, и удобным).

O Прием «Неопределенное задание» (или «Тайна горы Скво»)  

Этот знаменитый парадоксальный прием Милтона Эриксона получил свое название от небольшой горы Скво (больше даже похожей на холм), расположенной недалеко от его дома. Почти все ученики М.Эриксона при возникновении какого‑то затруднения или проблемы получали загадочное задание: взобраться на эту гору на рассвете, чтобы извлечь из этого важный урок. Удивительно, но за время восхождения и спуска (это занимало пару‑тройку часов) ученики действительно понимали что‑то важное для себя и, возвратясь, неизменно говорили, что они нашли решение своей проблемы.

Продолжая традицию, последователи М.Эриксона и поныне применяют эту экзотическую чудодейственную методику (еще одно ее название — «Техника неопределенной установки»). Например, могут вручить пациенту тяжелую и ценную статуэтку или хрустальную вазу и дать задание ходить с нею вокруг дома: «Я хочу, чтобы во время выполнения этого задания Вы поняли что‑то очень важное для себя. Что Вы должны понять?». На вопрос, чего добиваются эти психотерапевты и что именно, выполняя поручение, должен понять их пациент, можно получить множество самых разных ответов, но парадокс состоит в том, что все они будут верны.

Высокая действенность таких заданий объясняется тем, что люди, находящиеся в трудных (проблемных) обстоятельствах, сами стремятся придать смысл почти любому заданию. Для М.Эриксона не было большой разницы, какой именно смысл они находили в этом. Он всегда отвечал им что‑то вроде: «Это верно, и помните об этом». Поручая такое задание, Вы заужаете сознание объекта на решении проблемы, а не на проблеме , и он будет просто вынужден подсознательно найти ее решение. Этому способствует и употребление связывающих переходных слов: "По мере того, как Вы будете выполнять это задание…", "В то время, как Вы будете это делать…"

Неопределенное задание должно быть безопасным, этичным, выполнимым и не отталкивающим физически, например: целый день носить с собой чайник, перевесить дома зеркала или переставить мебель, вымыть пол без помощи рук, покормить 30 уличных кошек и т. д.

…Скажите, Вы действительно хотите понять, чего Вам не хватает для того, чтобы решить эту проблему? Вы действительно это хотите искренне понять? Я не буду делать за Вас никаких выводов. Я просто дам Вам один совет. Он покажется Вам очень необычным и даже абсурдным, но только на первый взгляд: когда Вы сделаете это, то поймете, почему он так сильно помог очень многим людям. Все, что от Вас требуется сейчас — отнестись к этому с пониманием. Вы готовы к тому, что я сейчас попрошу Вас сделать? Хорошо, тогда слушайте: сегодня, после того как я уйду от Вас, возьмите, пожалуйста, вот этот молоток в руки и ходите с ним дома в течение трех часов. Слышите: трех часов, не выпуская молотка из рук и не останавливаясь. Я хочу, чтобы в то время, когда будете выполнять

это задание, Вы поняли что‑то очень важное для себя. Не говорите

сейчас ни слова вслух, но задайте себе, вглубь, внутрь, вопрос:

«Что Вы должны понять?»

Следует помнить, что у М.Эриксона был высочайший авторитет, поэтому его задания выполнялись беспрекословно. В приводимом выше варианте беспрекословность выполнения задания достигается, во‑первых, элементом внушения с вызовом полярной реакции («он покажется Вам очень необычным и даже абсурдным»), во‑вторых, заменой принципа авторитета принципом общественного доказательства («Вы поймете, почему он так сильно помог очень многим людям» ) и, в‑третьих, «цементированием» полученного согласия («Вы готовы к тому, что я сейчас попрошу Вас сделать?» ). Все эти слова занимают половину текста программирования человека на выполнение неопределенного задания, но зато можно быть уверенным в результате.

Способом, похожим на этот, во все времена пользовались священнослужители. При отпущении грехов (т.е. при осознании человеком своего неверного поведения — внутреннем конфликте) они рекомендуют прочитать определенное количество молитв или совершить какой‑то другой церковный обряд. Народные целители, «снимая порчу», могут предложить в течение определенного времени пить «заговоренную» воду. Но суть приема от этого не меняется.

O «Якорная» техника (или метод «старой реакции»)  

В детстве физиолога Павлова


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!