Последние десять лет жизни Л.Н. Толстого.



Статья "В ЧЕМ МОЯ ВЕРА? "

Главный религиозно-философский трактат Толстого. Написан в 1883-1884 гг. Впервые опубликован в России отдельным изданием в 1884 г. тиражом 50 экз. и тут же был запрещен.

ТРАКТАТ (лат. tractatus подвергнутый рассмотрению).

1. Научное сочинение, содержащее обсуждение какого-нибудь отдельного вопроса (книжн.).

Цель написания

Толстой изложил свое понимание христианства, роли церкви в жизни общества, учение о ненасилии. К идее ненасилия Толстой пришел с помощью Евангелия. Обращаясь к греческому, наименее искаженному переписчиками тексту Евангелия, он приходит к выводу, что выражение "Не судите и не судимы будете" имеет два значения: 1) не злословьте; 2) не подвергайте суду, не делайте насилия над личностью. Злом нельзя пресечь зла, считает Толстой.

Как же практически реализовать закон ненасилия в жизни?

 Толстой призывает к соблюдению заповедей Христа, он выделяет пять:

1) Не враждуй с людьми, чтобы избежать зла; 2) Не оставляй свою жену, чтобы не было повода для прелюбодеяния; 3) Не присягай никогда никому ни в чем; всякая присяга вымогается от людей для зла; 4) Не противься злому, будь терпелив и милостив к обижающим тебя; 5) Люби людей вражеского народа, как своих; отсюда патриотизм есть отступление от закона Христа. Для исполнения этих заповедей Толстой предлагает людям заключить своего рода общественный договор, который сделает всех счастливыми. 1. Ненасилие должно стать образом жизни. 2. Не нужно ждать помощи ни с небес, ни с земли. Надо самим перестать губить себя и перейти к новому образу жизни. 3. Единство слова и дела Толстой предлагает соблюдать в двух аспектах: в нравственно-религиозном - здесь люди должны вернуться к правильно понятому христианству с его принципом "возлюби ближнего своего, как самого себя"; в труде на благо всех - здесь люди обязаны трудиться, помня о благах, созданных для них предыдущими поколениями, и думая о том, что они создадут для последующих поколений. 4. Следовать принципам, провозглашенным Христом, возможно только на добровольной основе. 5. Не следует руководствоваться принципом, что наша жизнь может быть обеспечена борьбой с другими людьми. 6. Труд - условие жизни.

Критика Л.Толстого

Православная церковь  перетолковала учение Христа. Не успевая за изменяющимся и стремящимся ко злу миром, церковь стала объяснять не настоящую жизнь, а прошлую. Произошла подмена истинной, Христовой, веры ложной, которая включает в себя: 1) веру в объяснение веры (т. е. в церковь); 2) веру в самую веру (т. е. в государство). Теперь же, считает Толстой, настало время для не искаженного церковью христианского учения о мире.

 Его критиковали церковные иерархи, политические деятели разных общественных направлений, представители интеллигенции.

Последние десять лет жизни Л.Н. Толстого.

А жизнь, между тем, не стояла на месте. На пороге был уже XX век. Мир менялся буквально на глазах. Толстой предвидел, что наступающий век несет с собой угрозу глобальных, невиданных по своим масштабам войн. Свои провидческие мысли Толстой излагал в страстных, обличительных статьях, и к его слову прислушивался весь мир. Прислушивался, но спокойствия в нем не было. Ясная Поляна к тому времени стала не просто семейной обителью, а местом паломничества.

После романа "Воскресение" Толстому хочется писать публицистические статьи. Но прежде чем приступить к статьям, он написал еще пьесу "Живой труп". Работал он над ней более полугода. Драма "Живой труп" не была Толстым окончательно отделана. Ему казалось, что он пишет несерьезную вещь, что ему надо изображать жизнь народа, а он забыл о нем.

Толстого занимает мысль о том, что необходимо всем отказаться служить и повиноваться государству, которое обрекает народ на нищету, голод и неимоверные страдания. В своих статьях он резко критикует царских чиновников, церковь, государство, беспощадно разоблачает виновников угнетения трудящихся масс. Он считает, что есть только одно средство, которое может уничтожить правительственное насилие, это - "воздержание людей от участия в насилии".

В 1901 году Святейший синод отлучил Толстого от церкви предал его анафеме. Непосредственным поворотом к отлучению послужил роман "Воскресение", главным образом его главы, в которых Толстой разоблачал лицемерие, обман казенной церкви и высмеял тогдашнего обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева в образе Топорова.

Пережитое волнение привело Толстого к болезненному состоянию. Весной 1891 года по совету врачей Толстой едет в Крым. В Крыму во время болезни Толстой не оставлял свои литературные занятия. Он понемногу начал работать над публицистическими статьями обращенные к рабочему классу.

В 1903 году Толстой пишет рассказ "После бала", темой которого послужил действительный случай. В рассказе использован принцип художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата. Одновременно с рассказом Толстой написал три сказки. Мотивы этих сказок взяты из "Тысячи и одной ночи".

В 1904 году разразилась русско-японская война. До глубины души взволновало Толстого новое народное горе. Он резко осуждает правительства, развязавшие в своих интересах кровавую бойню народов. В это время он пишет статью "Одумайтесь". В ней Толстой называл Дальневосточную войну одним из самых страшных злодеяний, которое совершило царское правительство над русскими людьми. Вслед за войной 1904 года в России грянула революция.

В 1908 году Толстой пишет необычайно сильную статью "Не могу молчать", направленную против смертных казней, против правительства, палачей и разбойников. После подавления революции 1905 года царское правительство со всей силой обрушилось на участников революции. В своей статье Толстой выносил суровый приговор и царскому правительству и его чиновникам за совершенное злодеяния в стране, он считал их виновниками убийств и гибели тысячей передовых людей России.

К наиболее крупным произведениям Толстого последнего десятилетия относится замечательная историческая повесть "Хаджи Мурат". Работал над этой повестью до последних дней своей жизни. Во введении к "Хаджи Мурату" Толстой открыто сформулировал главную мысль своей повести: все живое до последних сил, до последнего вздоха должно бороться за жизнь, сопротивляться тем силам, которые калечат, уродуют, убивают жизнь.

В дневниках и письмах Толстого, начиная с 80-х годов, все чаще появлялись признания о его разладе с женой и почти со всеми детьми на почве противоположных взглядов на жизнь, о его глубоких душевных страданиях, вызванных тем, что он, не решаясь покинуть жену и детей, был вынужден вести ненавистную ему "барскую жизнь".

Таким толчком стало то, что он увидел, как Софья Андреевна в его кабинете лихорадочно перебирала бумаги, стараясь отыскать официальное завещание об отказе Льва Николаевича от авторских прав на свои сочинения, которое было составлено тайно от семьи. Это было слишком. Чаша терпения переполнилась. И он ушел. Ушел в темноту, в неизвестность. Ушел в свой последний скорбный путь.

Лев Николаевич Толстой умер 7 (20) ноября 1910 года на глухой никому неведомой станции Астапово Московско-Курской железной дороги. Гроб с телом Толстого был перевезен в Ясную Поляну. Похоронили его, как он того хотел, в яснополянском лесу "Заказ", на краю оврага, где, по преданию, была зарыта "зеленая палочка", на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо…

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!