Л.Толстой – участник Крымской войны.



Когда в конце 1853 г. вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, с ноября 1854 г. по конец августа 1855 г был в Севастополе. Толстой долго жил на опасном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За честь», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.». Впоследствии он был награждён ещё двумя медалями «В память 50-летия защиты Севастополя». Окружённый блеском известности, пользуясь репутацией храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру. Мечты о славе. Военная карьера. В этих экстремальных условиях Толстой проявил себя с самой лучшей стороны.

Воспоминания о войне

Вот как вспоминают о Л.Толстом другие офицеры, служившие в тот момент на Кавказе: «…Толстой порывается понюхать пороха, но только налетом, партизаном, отстраняя от себя трудности и лишения, сопряженные с войною. Он разъезжает по разным местам туристом; но как только заслышит где выстрелы, тотчас же является на поле брани, кончилось сражение, - он сразу уезжает, по своему произволу, куда глаза глядят. Не всякому удается воевать таким приятным образом».

"Севастопольские рассказы" являются дальнейшим развитием творчества молодого писателя. Это следующий этап в изображении Толстым войны.

Боевая обстановка Севастополя, близость с солдатами вызывают у писателя много размышлений о будущей своей жизни. Его уже не удовлетворяет военная карьера.

В дневниках за 1854 год Толстой уделяет очень много внимания самоанализу; то он говорит о своей бесхарактерности, то о лени, раздражительности, считая их важными пороками. Он приходит к выводу, что чем выше стараешься показать себя людям, тем ниже становишься в их мнении.

Чувства от пребывания в осаждённом Севостополе.

Постепенно Толстой разочаровывается в военной карьере. Военная служба не приносит спокойствия, но в отставке ему отказано. На Севастопольских бастионах судьба сводит его как с офицерами, так и с простыми солдатами. Эти наблюдения наталкивают его на мысль, что русское офицерство насквозь «прогнило». Образы подобных штабных офицеров Толстой в дальнейшем неоднократно выведет на страницах своих рассказов, повестей и романов. Какими же видит Толстой большинство штабных? За внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных, недалеких. Они думают прежде всего о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством. Очень часто это грубые и жестокие люди, которых принято называть «солдафонами».

Яснополянская школа.

Добившись отставки, в мае 1856 года Толстой возвращается опять в свою любимую Ясную Полянус решением принять активное участие в образовании собственных крестьян. Он пытается создать школу для обучения грамоте взрослых людей. Однако крестьяне в эту школу не пошли, ссылаясь на занятость и считая, что им учиться уже поздно. После этого Толстой решает заняться обучением крестьянских детей. Прекрасно понимая, что они не будут поступать ни в какие учебные заведения, и им не нужны глубокие знания, Толстой решает учить их всему, но понемногу. С 1859 и по 1862 годы, у Толстого время «страстного увлечения педагогическим делом». В эти годы он преподавал в возрождённой им бесплатной начальной школе для крестьянских детей,Здесь ему как-то грустно, но приятно.

Но чтобы расширить свой кругозор, начать новую жизнь, о чем он думал все время, Толстой в январе 1857 года едет за границу. Свое пребывание там он старается использовать для пополнения знаний. В Париже Толстой встретился с Тургеневым и Некрасовым. Познакомился с французским писателем и путешественником Проспером Мериме. За границей Толстой написал повесть "Из записок князя Л. Нехлюдова. Люцерн" и начал рассказ "Альберт".

В августе 1857 года возвратился в Россию, в Ясную Поляну. И через десять лет, в 1859 году он решил вернуться к ней. В поисках выхода из своего беспокойного тревожного состояния, в том самом флигеле, где он занимался музыкой и чтением, он открывает школу.

Толстой с головой ушел в педагогическую работу. И он чувствовал необходимость более широко познать постановку народного образования и не только в России, но и в других странах. В июле 1860 года Толстой вторично едет за границу. Главная цель путешествий была, как он писал брату Сергею Николаевичу из Парижа: "…узнать современное положение школ за границей, чтобы никто не смел мне в России указывать по педагогии на чужие края, и чтобы быть на уровне всего, что сделано по этой части».

4. Диалектика трёх эпох развития человечества в автобиографической трилогии Л.Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность".

 Как и многие другие писатели того времени, Л.H. Толстой начал с работы в художественно-документальных жанрах. Но при этом его литературным дебютом стала художественно-автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857).

В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами, - отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для него людьми и в то же время напряженно работает.

Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. В первый же год кавказской службы он написал «Детство». Повесть четыре раза переделывалась. В июле 1852 года первое свое законченное произведение Толстой послал Некрасову в «Современник». Это свидетельствовало о большом уважении молодого писателя к журналу. Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важное достоинство его произведения - простоту и действительность содержания. Повесть была напечатана. Позднее печатаются «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), составившие вместе с первой частью автобиографическую трилогию.

Главный герой трилогии духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами. Эту особенность творчества Толстого впервые отметил и объяснил Чернышевский. Трилогия верно передает духовную историю первых трех периодов жизни самого Толстого и вместе с тем лучшей части современной ему дворянской молодежи.

«Детство», «Отрочество», «Юность» имеют и более широкое значение: в них отразился процесс умственного и нравственного развития человека.

Повесть «Детство» начинается событием пустяковым: Карл Иваныч убил муху над головой Николеньки и разбудил его. Но ему кажется, что учитель нарочно его обижает.

Перед читателем раскрывается образ не только маленького мальчика, который растет, становится подростком, потом юношей.

В трилогии возникает и образ другого Николая Иртеньева-рассказчика. Это он, став взрослым, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо стать? К чему стремиться?

Наиболее пристально и сурово анализирует Николай Иртеньев-рассказчик свое отношение к людям низших слоев, к простому народу. Очевидно, этот вопрос представлялся и Толстому, и его герою самым главным в определении дальнейшего жизненного пути.

В сознании Николеньки все люди делились на порядочных (с ними можно было находиться в равных отношениях), непорядочных (их Николенька ненавидел) и простой народ (он заслуживал только совершенного презрения).

Рассказ об университетском периоде жизни Николеньки кончается главой «Я проваливаюсь». Можно понять, что речь идет не только о провале на экзамене, после чего пришлось покинуть университет: провалилась мораль и философия молодого аристократа, в его жизни назревал перелом.

Толстовская трилогия "Детство. Отрочество. Юность" была повествованием о духовном созревании молодого современника. Автор блестяще живо писал реальный дворянський быт, но при этом художественно раскрыл внутренний мир взрослеющего мужчины - мальчика, подростка и затем юноши.

Документальность основы толстовського повествования придавала ему особый колорит, котрого невозможно достичь в романе с вымышленными героями и ситуациями. С другой стороны,  молодой списатель проявил большое майстерство художественного обобщения, превратив фигуры реальных людей в литературные характеры.

Первая книга Толстого «Детство» вместе с последующими двумя повестями «Отрочеством» (1853) и «Юностью» (1857) стала первым его шедевром. 

Этапы становления:

1. Детство. Самая важная эпоха. Счастливая пора, но обнаруживается несоответствие между содержанием и внешней оболочкой людей. Заканчивается смертью матери. Начинается тема выигрыша простого человека перед светом.

2. Отрочество. Мотив дороги, образ дома, чувства родины. Атмосфера всеобщей неустроенности. Опору герой находит в чистоте нравственного чувства народного характера.

3. Юность. Герой болеесложный, пытается обрести гармонию. Мир поделен на 2 части.

Толстой не писал автопортрет, скорее, портрет ровесника, принадлежавшего к тому поколению людей, чия молодость пришлась на середину века.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1818; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!