Упражнение «РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА»



Упражнение пригодно и для парной работы в группе, но намного лучше применять его для работы один на один с клиентом. В любом случае не стоит использовать его на начинающей группе, участники которой вряд ли окажутся в состоянии грамотно проинтерпретировать происходившее в ходе его выполнения и дать друг другу достаточно ценную информацию.

Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психотерапевт усаживается очень близко за ним, почти утыкаясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них.

Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в стороны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На выдохе руки клиента возвращаются в прежнее положение – психотерапевт опять-таки следует за ним (фото 34). Обратите внимание: на этом этапе работы психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента!

Однако после трех - четырех вздохов психотерапевт начинает сопротивляться разведению рук - и, соответственно, вдоху клиента. Здесь очень важно проявить максимум изобретательности в «осложнении жизни» клиенту: сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивляться только в начале или, наоборот, в конце вдоха, можно в какой-то момент переставать сопротивляться вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать… Единственное, чего нельзя делать психотерапевту – влиять на движение рук клиента при выдохе. Все остальное – можно, и по возможности – в непредсказуемой последовательности.

То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень много информации, которую можно обсудить после завершения упражнения, потому что все это – лишь отражение обычной жизненной стратегии экспериментатора. Но этот опыт пригоден отнюдь не только для диагностики, - ведь экспериментатор сможет попытаться адекватно реагировать на разные варианты сопротивления окружающего мира.

Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии, нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия - это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.                                                                                                                                                                                                                                                                         

Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере - с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.

Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт - давление, отталкивание, - так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.

Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк - от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Примером такой работы может служить

Упражнение «ПРОБА ГОЛОСА»

Упражнение вполне приемлемо и в индивидуальном, и в групповом формате. Единственное, что следует принимать во внимание при работе в группе – очень часто при выполнении этого упражнения возникают довольно сильные чувства, и психотерапевту нужно быть готовым к последующей работе с ними.

Инструкция для клиента. Лягте на спину, согнув ноги и очень надежно и плотно поставив на пол ступни. Это – необходимое условие техники безопасности (фото 35). Второе, столь же необходимое требование – все упражнение вы делаете с открытыми глазами. Все это нужно для того, чтобы вы сохраняли контроль над ситуацией. Даже если в какой-то момент вам страшно захочется глаза закрыть и в полной мере отдаться тоске, боли, ужасу или каким-то иным переживаниям – постарайтесь остаться в сознании и в окружающей реальности.

Сначала вы послушаете свое дыхание и расслабите нижнюю челюсть. Затем очень осторожно добавите к своему выдоху просто шум – но так, чтобы этим шумом был наполнен весь выдох. И когда вы уже какое-то время «пошумите» на каждом выдохе, попривыкнете к этому и поймете, что ничего страшного не происходит – попытайтесь заменить шум звуком. Звук может быть любым – какой пойдет. Не забудьте, что звучите вы на каждом выдохе!

Когда вы уже освоитесь со звучанием собственного голоса – начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты производимого звука – он ведь может быть весьма разным в зависимости от той гласной, на которой вы звучите. Не забывайте обращать внимание на телесные ощущения. У нас есть серьезные подозрения, что тело будет очень по-разному себя чувствовать на звуках «о-о», «у-у», «ы-ы» и «а-а», например. Только не спешите менять гласные – позвучите каждой из них по одной-две минуты.

Потом можете поисследовать реакции вашего тела на разные громкости звука – от звука почти неразличимого до оглушительного. Опять-таки – не торопитесь! Потом обратите внимание на то, как ваше тело отвечает на высоту звука – от мышиного писка до слоновьего трубного баса.

Затем постарайтесь найти голосом самый неприятный звук – неприятный не столько по слуховому впечатлению, сколько по сопровождающему его телесному ощущению. И, наконец, доставьте себе удовольствие – найдите самый приятный в настоящий момент для вас звук. Неважно, если он будет не слишком красив с точки зрения вокалистов – главное, чтобы ваше тело получило от него истинное удовольствие.

В терапевтической ситуации при работе с четвертым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблему способности человека квстрече и коммуникации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности. Целью психотерапии становится предложение клиенту опыта человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, использующий экспрессивные возможности голоса, взгляда, жестов и движений, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, так как он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности и помочь их вербализовать. Все это необходимо сделать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.

Однако общение и интимность не ограничиваются половой идентификацией. Переживание глубоких человеческих чувств - благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья - так же, как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робостъю. Если отношения доверия уже построены, такие переживания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Одним из вариантов терапевтической работы с четвертым проблемным паттерном дыхания может стать


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!