Базовые проблемы в телесно-ориентированной психотерапии.



Одна из известных в нашей стране категоризаций телесной проблематики принадлежит создателю метода танатотерапии, психологу В.Баскакову. Эта классификация известна под названием базовых проблемы телесно-ориентированной психотерапии. Основана она на описании наиболее типичных психологических проблем и соотнесении их с определенными частями человеческого тела, где они, по мнению автора классификации, «проживают».

Таких базовых проблем В.Баскаков выделяет четыре – сверхконтроль, проблема контактов, сексуальные проблемы и проблема опор.

 

Сверхконтроль. Эта проблема, как легко догадаться, существует в голове человека и воплощает в себе избыточный самоконтроль. Бессмысленно доказывать необходимость самоконтроля в социальной жизни человека – в сущности, это вообще единственный механизм, способный обеспечить адаптацию в обществе. Именно в действии самоконтроля проявляется такое глобальное умение человека, как умение совершать произвольные действия.

Но тогда чем же сверхконтроль отличается от самоконтроля и что в нем, собственно говоря, плохого? Оказывается, все очень просто. Самоконтроль - всего-навсего инструмент, то есть некая способность, от использования которой человек может отказаться в любой момент, как только надобность в ней будет исчерпана. То есть в определенной ситуации человек говорит себе: «Будь внимателен и думай, что говоришь и что делаешь» - и ему это действительно удается. Затем ситуация меняется, он оказывается среди родных и понимающих его людей, и это вполне позволяет человеку отказаться от избыточной сдержанности. Инструмент исправен.

Сверхконтроль же - он потому и «сверх», что отключить его не удается даже в случае крайней необходимости. Женщина только что спорила со своим мужем, и сдержанность была ей необходима, дабы не дать волю сиюминутному раздражению. Но вот спор окончен, супруги оказываются в постели - самое время отключить любой контроль... Но - не тут-то было. Прежняя сдержанность работает как сломанный выключатель, в любом положении которого свет продолжает гореть.

Столь же губителен сверхконтроль и во всех прочих сферах человеческой жизни, где главенствуют чувства. Легко ли по-настоящему влюбиться человеку с ярко выраженным сверхконтролем? А способен ли такой человек дать волю своему творческому воображению? И может ли он прислушаться к собственной интуиции? Да мало ли чего еще он не может!..

Можно сказать, что такой человек по какой-то причине осознанно или неосознанно воспринимает окружающую вас ситуацию как небезопасную и, дабы избежать реальных – или, что бывает намного чаще, мнимых – опасностей, пытается контролировать все происходящее. И чем больше он будет знать о происходящем, тем спокойнее ему будет – или, по крайней мере, кажется, что будет спокойнее. И он напрягает все имеющиеся в его распоряжении мышцы так же, как животное в угрожающей ситуации, когда срабатывает ориентировочный рефлекс. Но животное-то при этом способно реагировать только на реальный стимул, сигнализирующий о возможной опасности! При этом, получив необходимую информацию о ситуации, животное либо успокаивается, либо пускается наутек, либо изготавливается к бою. Человек же реагирует на некий внутренний сигнал, заставивший его оценить имеющееся положение вещей как угрожающее, и потому разрешение ситуации оказывается невозможным в принципе.

 

Проблема контактов. Эта проблема соотносится с плечами, грудью и в первую очередь – с руками человека. Понятно, что сам по себе контакт – никакая не проблема, а исключительно приятное и даже необходимое в полноценной жизни событие. Что же должно с ним произойти, чтобы он стал проблемой? В принципе, ответ на этот вопрос в рамках рассматриваемой классификации достаточно очевиден: любое действие становится проблемой, когда совершается не так, как человек того хочет. В приложении к теме контактов это обозначает, что человеку не удается вступать в те контакты, которые были бы для него желательны, а те, которые у него и имеются, устроены совсем не так, как он хотел бы.

Почему проблема контактов в классификации В.Баскакова соотнесена именно с руками? Потому что руками мы делаем практически все. Руками можно построить или сломать, можно погладить или ударить, взять или отдать... И любое, самое малейшее их движение не бывает случайным. Причем интересно то, что, если ноги в силу нашего прямохождения вынуждены в той или иной мере постоянно напрягаться, то руки в принципе должны выходить из состояния покоя, только когда выполняют какую-либо работу. Однако у большинства людей, когда они находятся в состоянии бездеятельности (во всяком случае, внешней), руки что-нибудь делают. И даже если руки все-таки ничем не заняты, то само их положение зачастую с точки зрения распределения энергии оказывается «избыточным» - об этом уже много говорилось в главе, посвященной диагностическим аспектам клиентской работы.

 

Сексуальные проблемы. Секс сам по себе, опять же, никакой проблемой не является – совсем наоборот, это занятие исключительно приятное и чрезвычайно украшающее жизнь. Так что же делает секс проблемой? Самый простой и все же самый глобальный ответ – несовпадение «хочу» с «могу» во всех мыслимых вариантах. «Хочу, но не могу», «могу, но не хочу», «хочу с этим человеком, но с ним не могу (например, он не хочет)», «хочу и могу, но не знаю, с кем», «хочу, но не могу это проявить», «хочу дольше (или чаще), но не могу», «хочу получать от секса настоящее удовольствие, но не могу»… Список можно продолжать почти до бесконечности. И живут все эти несовпадения у человека, как легко догадаться, в тазовой области.

Человек, имеющий в сексуальной сфере те или иные проблемы, просто не способен иметь свободный, раскованный – но отнюдь не расхлябанный! - таз. И причина тому проста: в той области тела, потребности которой по тем или иным причинам оказываются неудовлетворенными, естественным образом скапливается большое количество не потраченной на их удовлетворение энергии. Таз в такой ситуации просто не может быть ненапряженным. Возможен и другой вариант – человек «посылает» в тазовую область для удовлетворения соответствующих потребностей недостаточное количество энергии. И как тогда таз может быть не расхлябанным?

С этой точки зрения очень интересно обратить внимание на танцевальные движения в различных культурах – интересно, например, сравнить свободные и разнообразные движения женских бедер в знаменитом арабском танце живота со скульптурно-неподвижными телами грузинских танцовщиц, или, скажем, широкие, размашистые и резкие па латиноамериканской самбы с романтически грациозными движениями европейского вальса.

Что же – помимо общей скованности – происходит в области напряженного таза, наполненного нереализованной сексуальной энергией? Понятно, что за счет избыточного напряжения мышц в этой области в организме вполне могут возникнуть чисто медицинские проблемы той или иной степени серьезности и выраженности. Кстати, изначально танец живота возник вовсе не как сценическое действо, а исключительно как профилактика заболеваний органов так называемого «малого таза» – женских болезней, если говорить на бытовом языке. И, между прочим, в арабских странах, где до сих пор – хотя, конечно, намного реже, чем раньше, когда население еще не было так испорчено существованием куда более легкого медикаментозного лечения – количество этих болезней существенно ниже, чем в иных регионах.

У людей с чрезмерно расслабленным тазом проблемы иные. Конечно, существует и совершенно особый вариант нарочитого раскачивания совсем не расслабленным тазом, как, например, у профессиональных манекенщиц или у тех, кто в какие-то моменты стремится создать определенный образ. Но такие движения бедер требуют специальных усилий, а, значит, таз в этом случае никак нельзя назвать избыточно расслабленным.

 

Проблема опор. Понятие опор в телесно-ориентированной психотерапии – и в первую очередь в классификации базовых проблем – соотнесено с ногами, то есть с основными (но не единственными) физическими опорами человека.

С ногами связано много и поговорок, и проблем. Помните: «от страха коленки дрожат» или «от страха сердце в пятки ушло»? Причем психологический смысл этих выражений самым тесным образом связан с тем, что скрыто в поговорке «крепко стоять на собственных ногах». Понятно, что наши ноги - это опоры, это возможность почувствовать, что нам есть на что опереться в этой жизни, это уверенность в себе и в окружающем мире. А когда опоры и уверенности нет, появляется чувство незащищенности - и, конечно же, страх.

Но человеческое тело изо всех сил старается помочь своему обладателю во всем, что бы он ни делал. И недостаточность чувства уверенности ноги по мере возможности пытаются компенсировать: пример с классическим «морским» раскачиванием при ходьбе известен всем, и смысл это раскачивание имеет тот же самый - за счет пружинистых движений помочь моряку удержать равновесие на уходящей из-под ног палубе. Кстати, для того чтобы в любой, самой сложной или даже катастрофической ситуации сохранять равновесие, человеку необходимо быть достаточно расслабленным. Иначе успеть перенести вес на оптимальную в данном случае опору скорее всего просто не удастся. Любой мало-мальски опытный водитель знает: для того, чтобы успеть среагировать на любую неожиданную ситуацию на дороге, руки на руле должны быть максимально расслаблены.

Но и этого еще не достаточно для того, чтобы наша опора была надежной. Представьте себе, что вы идете по льду. И даже допустим, что вы идете на вполне расслабленных ногах. И тут вы поскальзываетесь… Конечно, человеку, идущему на ненапряженных, а, значит, максимально готовых к мгновенному реагированию ногах будет намного легче, чем любому другому, сохранить равновесие в этом случае. Но почему вообще возникла подобная ситуация? Ответ прост и известен из физики: по причине недостаточности сцепления двух поверхностей. Так вот в телесно-ориентированной психотерапии роль такого «сцепления» играет наша чувствительность – иначе говоря, способность тонко ощущать поверхность того, на что мы опираемся. Причем здесь для нас важен как прямой, так и переносный смысл этого выражения – речь идет не только о физической опоре, но и о любой другой.

Речь идет и о метафорическом понимании опоры – чего-то, на что необходимо – или во всяком случае очень хочется – опереться в жизни. То самое надежное плечо друга (хотя фраза из старой песни «Друг мой – третье мое плечо» порождает какие-то не вполне эстетичные зрительные образы …), верный и порядочный муж, за которым женщина как за каменной стеной, «родительский дом – начало начал» и все прочее в том же духе. Опираясь на другого человека, чрезвычайно важно чувствовать малейшие изменения в его состоянии – иначе такую опору надежной никак не назовешь.

Анализ предлагаемого подхода. Классификация базовых проблем В.Баскакова довольно удобна в практической психотерапии, потому что она дает достаточное количество возможностей работы с телом как на языке тела, так и на языке сознания. Ее удобно предъявлять клиенту при изложении диагностической версии терапевта, потому что она имеет много очевидных даже для непрофессионала подтверждений в самой структуре русского языка и народном фольклоре. Тем не менее, она с очевидностью может быть причислена к феноменологическим подходам, так как ни одна из описанных базовых проблем не соотнесена ни с конкретным периодом психомоторного развития человека, ни со своим специфическим механизмом ее возникновения. Неясным остается и то, на какой модели личности основывается автор рассматриваемой классификации, и то, как он представляет себе здоровое личностное функционирование.

С другой стороны, при внимательном рассмотрении становится ясно, что даже при ее очевидной ориентации на типичные клиентские запросы, выделенные в ней проблемы в очень значительной степени перекрывают друг друга. Например, возникновение сексуальных проблем может совершенно напрямую зависеть как от наличия проблем в сфере контактов, так и от недостаточности опор или выраженного сверхконтроля, что делает чрезвычайно затруднительным сколько-нибудь точную диагностику и построение прицельной психотерапевтической стратегии. Возможно, происходит это потому, что предложенная классификация не включает в себя представления о механизмах возникновения описанных нарушений.

Впрочем, все это можно объяснить и тем, что автор и не ставил своей целью создание целостного психотерапевтического метода или даже подхода.

 

3. Метод М.Фельденкрайза

Говоря о феноменологических подходах к категоризации телесной проблематики, нельзя не упомянуть про метод Моше Фельденкрайза, предназначенный для восстановления ес­тественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. М. Фельденкрайз предлагает работать с целостными двигательными паттернами, чтобы помочь человеку найти наиболее эффективныйспособ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Специфика этого, в своем роде воистину уникального подхода в телесно-ориентированной психотерапии, обусловлена ярким своеобразием личности его автора – обладателя докторской степени по физике, создателя первой в Европе школы дзюдо, где обучение велось по его собственной системе. Когда перед ним встала задача реабилитации после тяжелой травмы, он со свойственной ему любознательностью глубоко ушел в психологию – и к своему изумлению обнаружил, что ему не удалось найти ни одной книги, котораяописывала бы реальный процесс телесного и личностного функционирования человека. В результате ему пришлось создавать собственную систему работы с телом как с отражением всей целостности процесса жизнедеятельности.

По его мнению, всякая человеческая деятельность проходит три стадии. На первой стадии ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать естественным способом. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. И, наконец, наступает третья стадия – стадия изучаемого метода, на которой какое-то действие выполняется в соответствии с определенной системой или особым методом и перестает быть естественным.

Усвоенный систематический метод обладает, разумеется, очевидными преимуществами в обучении и возможностью добиться более эффективного выполнения действия. Совершенно понятно, например, что очень сложные или очень опасные действия лучше осваивать под руководством опытного инструктора, а не на собственном, пусть самом что ни на есть «естественном» опыте – иначе цена такого обучения может оказаться чересчур высокой. Однако в результате развития западной цивилизации системное обучение совершению каких-либо действий не просто стало необходимым дополнением к естественному приобретению соответствующих навыков, а во многом вытеснило его.

По идее Фельденкрайза, для гармоничного существования человек должен понять, как действует его тело, научитьсяжить в соответствии со своей естественной конституцией и способностями. Он вслед за В. Бехтеревым полагал, что каждый паттерн движения самым полным образом отражает специфику и состояние нервной системы человека. Каждое, даже самое «высокоинтеллектуальное», действие включает мышечную деятельность - смотрение, говорение, слушание. Посему в результате обострения процесса осознавания собственных движений и последующего их осознанного многократного повторения с целью эффективной трансформации двигательных паттернов человек обретает целостную способность к свободному личностному функционированию.

По сути дела, Фельденкрайз не рассматривает ни процесс нарушения естественного телесного функционирования, ни виды таких нарушений - он просто говорит о факте таких множественных искажений свободных движений и необходимости их возврата к природной форме, поэтому его подход с полным правом можно считать чисто феноменологическим. При использовании метода нет необходимости специальной диагностики, ориентированной на получение какой-либо информации психотерапевтом – в сущности, важной для клиента информации достаточно в любом упражнении, которое он берется выполнять – при должном уровне осознавания собственных движений их неэффективность, совершенно необоснованное участие в выполнении «лишних» мышц, неоправданно большое количество энергии, затрачиваемой на выполнение этих движений становятся совершенно очевидными для клиента и обуславливают дальнейшее направление его работы с собственным телом – неважно, будет ли эта работа проходить с участием психотерапевта или самостоятельно.

Тем не менее, Фельденкрайз описал и несколько потрясающих по своей наглядности и диагностичности отдельных упражнений, указывающих человеку степень неэффективности его телесного функционирования. Два из них мы хотим предложить вашему вниманию.

 

Упражнение«ВЗВЕШИВАНИЕ»

Упражнение носит чисто демонстрационно-диагностический характер и может использоваться в любых вариантах работы. Терапевтическим оно может стать только при условии многократного повторения (в строгом соответствии с изначальной идеей М.Фельденкрайза) с целью добиться оптимального варианта выполнения. Для его проведения потребуются напольные весы (не электронные, а механические!) и стул.

Процедура выполнения. Перед началом упражнения клиенту необходимо взвеситься на тех же весах, которые будут использоваться в упражнении. Затем он очень прямо садится на край стула и ставит ноги, согнутые под прямым углом, на весы, которые при этом должны показывать примерно 10-20 процентов общего веса тела (фото 22). Затем, продолжая следить за показаниями весов, клиент без помощи рук поднимается со стула, становясь на весы (фото 23).

Во время вставания клиента стрелка весов обычно прыгает до уровня, значительно превышающего реальный вес тела – обычно на десять-пятнадцать килограммов. Однако иногда это превышение доходит и до сорока килограммов! Не более десяти человек из ста способны с первого раза встать так, чтобы показания весов ни в какой момент их вставания не превышали бы реальный вес тела. При этом с точки зрения физики при нормальном - с точки зрения распределения энергии – вставании весы не должны показывать вес, превышающий реальный – ведь в момент вставания человек не начинает весить больше, чем он весит! Таким образом, разница между реальным весом и весом при вставании образуется за счет избыточного усилия, приложенного клиентом при подъеме со стула. Можно даже вычислить своего рода «коэффициент полезного действия» каждого конкретного человека – для этого достаточно разделить реальный вес человека на максимальный вес, показанный весами в процессе его вставания со стула.

Чтобы сделать упражнение терапевтическим, необходимо предложить клиенту – в рабочем режиме либо в качестве «домашнего задания» - добиться того, чтобы при вставании он не тратил никаких лишних усилий, то есть чтобы в любой момент вставания показания весов не превышали бы его реальный вес.

 

Упражнение «ДВА ЧЕЛОВЕЧКА»

Упражнение, естественно, используется как чисто диагностическое – как в групповом режиме, так и в индивидуальной работе. Одним из его несомненных достоинств является возможность многократного повторения в ходе терапевтической работы в качестве промежуточного тестирования ее эффективности. Для работы потребуется большой лист бумаги в клеточку, два разноцветных карандаша и портновский сантиметр.

Процедура выполнения. Один из партнеров предлагает другому с закрытыми глазами показывать ладонями то, какими он представляет себе размеры различных частей собственного тела. Параметры измерений предъявляются работающему поочередно, расстояние между ладонями аккуратно измеряется и записывается. Вот список необходимых измерений:

· высота головы

· ширина головы

· длина шеи

· ширина шеи

· ширина плеч

· длина правой руки

· длина левой руки

· ширина правой руки в районе локтя

· ширина левой руки там же

· длина правой кисти

· длина левой кисти

· ширина грудной клетки

· ширина талии

· ширина бедер

· длина туловища от основания шеи до паха

· длина правой ноги

· длина левой ноги

· ширина правой ноги в районе колена

· ширина левой ноги там же

· длина правой ступни (не входит в длину ноги)

· длина левой ступни (не входит в длину ноги)

Второй этап работы начинается не раньше, чем будут измерены все воображаемые параметры, и содержанием его будет измерение величины тех же параметров – но уже в реальности. Обратите внимание – «ширина шеи», например, должна измеряться в проекции, то есть речь будет идти не о половине окружности шеи, а о расстоянии по прямой между крайними боковыми точками шеи.

Когда оба этапа измерений будут закончены, помощник на листе бумаги в клетку строит – разумеется, в масштабе – представление работавшего партнера о физических размерах собственного тела. Будьте внимательны: общий рост рассчитывается как сумма высоты головы, длины шеи, длины туловища и длины той ноги, которая длиннее. А поверх этого рисунка, сделанного карандашом одного цвета, должен быть сделан в том же масштабе другим цветом рисунок по реальным измерениям.

Возможно, что два этих «человечка» будут не слишком отличаться друг от друга – но опыт использования этой методики показывает, что только в одном из тридцати-сорока случаев это оказывается так. Чтобы выяснить, что обозначает такое искажение нашего видения себя, очень важно понять, какой именно смысл мы вкладываем в наши воображаемые параметры.

Ведь если бы человек в своем представлении о своем теле ориентировался бы на «показания» зеркала, то искажение измерений – если бы оно вообще было – было бы хоть сколько-нибудь пропорциональным. Однако оказывается, что ни изображение в зеркале, ни даже точное знание своих измерений никак не помогает человеку видеть свое тело в его реальных размерах.

Тогда откуда же вообще берутся те представления, которые оказываются отраженными в воображаемых рисунках?! Получается, что, кроме телесного ощущения, отразить-то в этих воображаемых параметрах и нечего. Мы предлагаем следующую точку зрения: представляемые нами величины отдельных частей нашего тела отражают то количество энергии, которые мы реально предоставляем им для функционирования.

Если какая-то часть тела на воображаемом рисунке оказалась значительно – более, чем на десять процентов – крупнее, чем она есть в реальности, - будем считать это признаком того, что энергии на функционирование этой части тела тратится больше, чем она того требует. Первое, что из этого следует – в этой части тела существует большое количество избыточных мышечных напряжений. Ведь куда-то же должна деваться излишняя энергия! Второе, что важно – раз на жизнедеятельность этой части тела тратится больше энергии, чем нужно, значит, человек придает ей большее значение, нежели она имеет в реальном физическом теле. А здесь уже вступает в действие все, что мы знаем о всяких разных пониманиях смысла различных частей тела.

Например, оказалась на чьем-либо рисунке правая рука на треть длиннее своей настоящей длины. Это обозначает, что «энерговложения» в нее на треть выше тех, которые нужны для ее реальных физических действий. Именно столько энергии идет на обеспечение имеющихся в ней мышечных зажимов – и примерно на столько же эта правая рука представляется человеку важнее, чем она могла бы быть на самом деле у человека гармоничного, внутренне спокойного – одним словом, генитального.

Если же какая-то часть воображаемого тела выглядит намного меньше, чем она есть на самом деле, вполне можно сделать предположение, что на функционирование этой части тела уходит далеко не столько энергии, сколько это функционирование в реальности требует, то есть существует значительное количество мышечных блоков, устроенных по гипо-типу, иначе говоря – мышц с недостаточным тонусом. А это, в свою очередь, обозначает, что этой части тела человек не уделяет должного внимания, не придает ей того значения, которого она заслуживает, исходя из ее реальной физической роли.

Например, выясняется, что на рисунке воображаемого тела вообще практически отсутствует шея. Это, кстати, довольно распространенный вариант – когда именно шея оказывается «недооцененной», не слишком значимой, - во всяком случае, если судить по рисунку. Вот и судите сами: шея – тот самый орган, который отвечает в нашем теле за связь между «мозговым центром» и всеми «исполнительными силами» организма, - и именно этот орган получает намного меньше энергии, чем нужно ему для выполнения его чрезвычайно важных функций! Представьте себе армию, чей штаб остался почти без связи с войсками: приказы пишутся, карты строятся – но на какой информации эти приказы основаны и вообще доходят ли они в войска, никто не знает. Воистину победоносная армия, ничего не скажешь! Примерно в том же положении оказывается человек, чья шея вынуждена пребывать в состоянии постоянного дефицита энергии.

Конечно же, мы не можем описать все возможные варианты искажения представляемого человеком образа собственного тела по сравнению с его реальными физическими параметрами – слишком велико количество существующих комбинаций. Но мы постарались описать наиболее общие принципы, основываясь на которых, вполне возможно собственными силами разобраться в любых полученных результатах.

Анализ предлагаемого подхода . По сути дела, метод М.Фельденкрайза трудно назвать истинно психотерапевтическим – скорее, это телесная практика. Тем не менее, она не содержит никаких прямых указаний на связь конкретных искажений двигательных паттернов с соответствующими личностными нарушениями и, соответственно, не дает возможности стратегического планирования психотерапевтом собственной деятельности. Более того, метод не менее эффективно работает в режиме «аутопсихотерапии». Можно сказать, что он представляет собой целостную, очень логичную и убедительную систему работы с телом - одну из немногих, которая может считаться одновременно и профилактической, и реабилитационной, и коррекционной. Посему вполне ясно, что искать в этом подходе теорию личности, описание механизмов патогенеза и терапевтических воздействий не стоит.

Еще одним минусом метода в условиях российских реалий является то, что для достижения заметных результатов его применение требует нескольких месяцев, а то и лет ежедневной работы. В самом деле, вам легко представить себе нашего соотечественника, который готов так упорно и систематично трудиться над тем, что даст первые результаты не меньше, чем через полгода?!

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!