Часть П. КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ



И ДИАГНОСТИКА

В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ТЕЛОМ

 

Мы уже говорили, что предлагаемое читателям руководство не ставит своей целью подробно и полно описать все существующие на данный момент в телесно-ориентированной психотерапии подходы. Для нас скорее важно систематизировать имеющуюся информацию о возможностях практической психотерапевтической работы с телом, то есть создать такую систему анализа, которая давала бы возможность изучать различные способы работы с телом с точки зрения их практического применения в целенаправленной, осмысленной и эффективной психотерапии.

И поэтому нам представляется чрезвычайно важным нарушить сложившуюся в отечественном – хотя, возможно, и не только в отечественном… - психотерапевтическом профессиональном сообществе традицию избегать критического анализа различных подходов и методов психотерапевтической работы. Эта традиция, которая на первый взгляд кажется проявлением терпимости, плюрализма и взаимного профессионального уважения, по сути своей противоречит основным принципам и тенденциям развития любой науки.

В общем-то, легко догадаться о причинах такого положения вещей: в самом деле, психотерапия, которая за многие десятилетия своего существования так и не сумела четко определить, что же такое эффективность психотерапевтической деятельности, и даже сформировать собственную понятийную систему, общую для всех, кто ею занимается, обрекает своих последователей на чрезвычайно высокий уровень тревожности. Мы, в сущности, никогда не можем с уверенностью знать, позитивные изменения в жизни клиента происходят благодаря нашим усилиям, независимо от них или вопреки им. В этой ситуации ортодоксальное следование принципу «не судите, да не судимы будете» оказывается нашей защитой от этой пресловутой профессиональной тревожности.

Разумеется, даже у нас, при всем нашем неукротимом скептицизме, нет ни малейшего желания оспаривать приведенный выше принцип. Однако критический анализ вовсе не предполагает необходимости «суда» как прямого оценивания того или иного подхода – то есть определения его как «правильного» или «неправильного», «плохого» или «хорошего», «эффективного» или «неэффективного» и т.д. Более того, еще Андрей Платонов, рассуждая о литературной критике, четко сформулировал идею о том, что критика произведения с точки зрения его совпадения или несовпадения с позицией критикующего совершенно бессмысленна. Имеет смысл лишь критика с точки зрения наличия – или отсутствия – внутренних противоречий в логике автора произведения. Аналогичным образом и критический анализ любого результата научной – в том числе и психотерапевтической – мысли возможен лишь с позиции рассмотрения существующих его внутренних противоречий. Именно такой анализ дает неоценимый толчок развитию научной мысли, а его отсутствие, напротив, приводит к застою науки. На наш взгляд, такой застой сейчас и наблюдается в психотерапии, во многом идущей по пути «искусства ради искусства» - умножения и усложнения различных методов не с точки зрения повышения эффективности целенаправленного психотерапевтического процесса, а с точки зрения «совершенства» самого метода. Именно это приводит к существующей во многих направлениях борьбы «за чистоту метода», за последовательность в его применении. В итоге клиент зачастую может много больше рассказать о методе, которым с ним работал психотерапевт, нежели о реальных результатах такой психотерапевтической работы.

По этой причине мы решили позволить себе не только описание нашего видения предлагаемых читателю подходов телесно-ориентированной психотерапии, но и некий их критический анализ.

1. Вегетотерапия В. Райха

Основные положения вегетотерапии. Вильгельма Райха можно считать пионером феноменологического подхода в телесно-ориентированной психотерапии (как, впрочем, и во всей телесно-ориентированной психотерапии). В качестве основного принципа своего подхода он постулировал работу не с заявленной клиентом (в его терминологии – пациентом) проблемой, а с состоянием определенной зоны в теле, являющейся материальным субстратом этой проблемы.

Мы с вами помним, что, по идее Райха, оргонная энергия в норме беспрепятственно протекает вдоль нашего тела, перераспределяясь исключительно для совершения каких-то определенных действий, адекватных реальным внешним условиям. Но ее нормальное движение осложняется тем, что в нашем теле существует три биологических возбуждения, проявления которых являются нежелательными с точки зрения социума и потому всеми возможными способами блокируются. Начиная с раннего детства, под воздействием родителей и прочих значимых взрослых человек привыкает к тому, что эти три возбуждения – гнев (и его вариации - ярость, раздражение, агрессию и пр.), тревожность (страх, испуг, ужас и т.д.) и сексуальное возбуждение необходимо всячески сдерживать, не позволяя им проявляться.

И приучают каждого человека к этому – как ни грустно - его собственные родители. Делается это просто. Представьте себе маленького ребенка, в первый раз в жизни – о ужас! – замахнувшегося на маму. С кем не бывает? Но если мама при этом превращается в разъяренную фурию, кричит на провинившегося агрессора, бьет его или иначе наказывает, ребенок точно понимает только одно: когда я ТАК делаю, мама меня НЕ ЛЮБИТ. А что для крохотного человечка может быть страшнее? А если это повторяется еще и еще раз? У ребенка не остается иного выхода, кроме как научиться больше никогда ЭТОГО не делать. И тело начинает ему помогать, потому что для маленького тельца страх потери материнской любви практически равнозначен страху смерти. Помощь организуется единственно возможным для тела в этой ситуации способом – напряжением мышц, способных удержать руку от крамольного действия. Ведь способности к произвольному контролю собственных действий в этом возрасте еще нет и быть не может. И в следующий раз, когда у ребенка возникнет соответствующее желание, напряженные мышцы помешают ему вскинуть руку… Проходит много лет, иногда уже и мамы в живых нет, а мышцы продолжают пребывать в постоянном напряжении, мешающем человеку замахнуться для удара. Даже в ситуации, когда без этого не обойтись. Даже когда требуется всего-навсего совершить подачу сверху в волейболе или бадминтоне. Более того – под запретом оказывается не только само действие, но и чувство, его вызвавшее…

Еще Чарльзом Дарвином была высказана идея, что наши эмоции и движения, их выражающие, находятся в неразрывной связи. Если меняется эмоция, немедленно меняется и внешняя форма ее проявления; если же меняется внешнее выражение, это неизбежно влечет за собой изменение самой эмоции. Правда, в совершенно чистом виде это существует только у маленьких детей, у которых еще между чувством и его выражением не вмешалось слово. И тогда получается совсем уж мрачная картина: запрет, наложенный на некое выразительное действие, автоматически оказывается наложенным и на соответствующую эмоцию, и наоборот. Выходит, что нельзя не только некие чувства проявлять, но даже их испытывать! Правда, они все равно, естественно, возникают, и ребенок – а впоследствии, разумеется, и выросший из ребенка взрослый человек – оказывается вынужден тратить энергию не только на то, чтобы удерживаться от каких-то внешних проявлений, но на то, чтобы заставлять себя не чувствовать то, что он на самом деле чувствует.

В результате всего этого в теле человека формируются, по мнению В.Райха, мышечные блоки, состоящие из мышечных зажимов.

Характерный панцирь. С точки зрения основоположника телесно-ориентированной психотерапии, все наше тело может быть разделено на семьсегментов. Каждый из них расположен параллельно земле и вследствие этого – перпендикулярно направлению протекания оргонной энергии. Мышечный блок - это комбинация зажимов на мышцах, входящих в какой-нибудь один сегмент, препятствующая свободному протеканию энергии внутри этого сегмента. При этом в каждом сегменте блокируются вполне определенные формы проявлений и переживаний трех тех самых «неприемлемых» биологических возбуждений. Сугубо индивидуальную комбинацию блоков на различных сегментах Райх назвал характерным панцирем человека – иначе говоря, тем самым материальным субстратом, который формирует характер и обеспечивает формы его внешнего проявления. Фактически получается, что неповторимый и уникальный характер каждого человека с точки зрения Райха есть ни что иное, как комбинация (впрочем, действительно совершенно индивидуальная и уникальная) привычных мышечных напряжений – или, иначе говоря, наших специфических ограничений естественного процесса жизнедеятельности. В этой главе мы с вами попробуем разобраться, как же устроен каждый из сегментов этого панциря, как распознать у себя наличие блока на том или ином сегменте и что с этим блоком делать.

В характерный панцирь входит, как уже говорилось, семь сегментов – глазной, челюстной, горловой, грудной, диафрагмальный, брюшной и тазовый.

 

Глазной сегмент. Первый сегмент включает в себя глазодвигательные мышцы и мышцы скальпа. Блокируются в этих мышцах разнообразные социальные страхи – например, страх оценки, страх совершить ошибку, страх обидеть другого человека и все прочие в том же духе.

Чтобы распознать наличие блока на глазном сегменте, достаточно обратить внимание на бегающий взгляд, никак не желающий сосредоточиться на чем-либо одном, или, наоборот, взгляд неподвижный и расфокусированный. Очень характерны для человека с проблемным глазным сегментом постоянно наморщенный лоб со сдвинутыми бровями, неизменно и удивленно приподнятые брови (фото 15). Глаза у такого человека чаще всего бывают тусклыми и невыразительными – независимо от того, куда обычно направлен их взгляд. Ведь постоянное напряжение – или постоянное же расслабление – неизбежно влияют на состояние сосудов, питающих глаза.

Если человек жалуется на головные боли – можно быть уверенным, что мышцы, входящие в его глазной сегмент, избыточно напряжены. Правда, тому могут быть и лежащие ниже – то есть в прочих сегментах мышечного панциря – причины. Тем не менее, маловероятно, что, имея проблемы на нижних сегментах панциря, человек обойдется без блока на глазном. Другое дело, что такие боли невозможно будет снять работой только с глазодвигательными мышцами и мышцами скальпа – придется работать и с многими другими.

К другим проявлениям блокированного глазного сегмента можно отнести и невозможность заплакать, которая легко формируется простейшим родительским наставлением - «Настоящие мужчины (или, скажем, послушные девочки) никогда не плачут». Не менее информативна и постоянная слезливость – то, что в обиходе называется «глаза на мокром месте». Здесь очень важно напомнить, что блок на любом сегменте вовсе не обязательно выражен постоянно избыточным мышечным напряжением; блок может быть представлен постоянно и неадекватно расслабленными мышцами – даже тогда, когда реальность настоятельно требует рабочего, то есть напряженного их состояния. Так вот невозможность заплакать с очевидностью возникает из первого вида блоков, - а неуемная слезливость – из второго вида.

 

Челюстной сегмент. Входят в этот сегмент мышцы подбородка, нижней части затылка и верхней части горла. На каждой из них может образовываться зажим, а в совокупности имеющиеся зажимы и образуют челюстной блок. Живут здесь проблемы не только с выражением и переживанием чувств, но и с определенными действиями. Например, человек с выраженным блоком на челюстном сегменте мышечного панциря испытывает серьезные затруднения с сосанием и кусанием. Причем эти затруднения могут проявляться как в избегании этих действий, так и в стремлении постоянно их совершать. В принципе, постоянное жевание жевательной резинки вполне может считаться проявлением заблокированности челюстного сегмента – равно как и постоянное сосание «чупа-чупсов» и прочих леденцов, обсасывание и обгрызание авторучек и ногтей, жевание и посасывание воротничков рубашек дает нам информацию о наличии выраженного челюстного блока. 

Блокируются в этом сегменте также плач, гнев и крик. Причем речь идет не о плаче как о проливании слез, а о том плаче, который сопровождается всяческими «звуковыми эффектами» – всхлипыванием, постаныванием, рыданиями (впрочем, речь о рыданиях пойдет и ниже – в разговоре о следующем сегменте – горловом). С гневом – еще сложнее: в этом сегменте блокируются не только внешние проявления гнева, ярости, раздражения, возмущения и прочих разновидностей неприятия окружающего, но и само переживание этих чувств. Одной из нас однажды повезло наблюдать редкостное проявление челюстного блока – женщину, все (!!!) зубы которой были равномерно стесаны до самых десен. Она пришла к протезисту-стоматологу, который оказался весьма грамотным специалистом и отказался протезировать ей зубы, пока она не поработает с психотерапевтом. Причем все необходимые исследования, подтверждающие достаточное количество кальция в организме и, соответственно, нормальное состояние самой зубной ткани были проделаны. Беззубая дама на приеме у психотерапевта долго рассказывала о своей любви к ближним – но делала это с суженными от злости глазами, играя желваками на скулах (видимо, дотирая остатки зубов). По ее словам, муж, мать и сын ей попались исключительно неудачные, но даже их она любит до остервенения (скрежет зубовный), жизнь обходится с ней совершенно ужасно, и вообще она крайне терпеливая особа, раз переносит это до сих пор, проявляя поистине чудеса ангельского смирения.

Разумеется, не все челюстные блоки так экстремальны в своих внешних проявлениях. Чаще приходится видеть просто постоянно стиснутые челюсти, желваки на скулах или, наоборот, отвисшую нижнюю челюсть – как вариант гипоблока (фото 16, 17).

Человек с проблемами на челюстном сегменте испытывает серьезные трудности с тем, чтобы хоть как-то выразить свои чувства – причем не только негативные. Зачастую сказать кому-то о своей любви или даже просто о симпатии такому человеку представляется почти невозможным. Причем нередко это даже не воспринимается как проблема – человеку кажется совершенно очевидным, что о своих чувствах в «приличном обществе» говорить не принято! При этом ему почему-то кажется, что скрипеть от ярости зубами или играть желвакам на скулах в момент особо интенсивного удерживания своих чувств намного вежливее…

Можно отнести к проблемам челюстного сегмента и скрипение зубами по ночам – постоянное или в моменты тяжелых стрессовых переживаний. Стоматологи, правда, считают, что в некоторых случаях ночное скрежетание является чисто соматическим симптомом. Может, оно и так – тогда мы можем говорить о двух возможных причинах этого явления. А может, с точки зрения Райха причина все равно одна – теперь мы у него уже не спросим…

Горловой сегмент. Сегмент включает в себя глубокие мышцы шеи и язык. Вильгельм Райх полагал, что в нем оказывается заблокированной в первую очередь наша способность плакать и кричать – то есть проявлять достаточно сильные и яркие негативные чувства. И на этом примере нам можно, наконец, представить себе, что Райх имел в виду, говоря о более ранних и более поздних сегментах характерного панциря. Если мы вспомним, что запрет на громкий крик и плач ребенок обычно получает очень рано, то станет ясно, что верхние, наиболее поздно складывающиеся сегменты панциря на самом деле формируются не позже двух-трех лет. И тогда представьте себе, как рано начинают блокироваться самые нижние сегменты характерного панциря – например, тазовый, к рассмотрению которого мы тоже скоро подойдем!

В дополнение к крику и плачу в горловом сегменте проживают гнев и обида, что совершенно очевидно выражено в русских поговорках – «проглотить обиду», «обида комом в горле встала», «проглотить слезы», «крик в горле застрял» и пр. К внешним проявлениям, по которым можно предположить наличие у человека выраженного блока на горловом сегменте относятся постоянный кашель в условиях отсутствия хронического бронхита, непрерывное сглатывание, ощущение «кома в горле», слишком громкий или слишком тихий голос, голос хриплый, надсадный, не соответствующий возрасту и т.д.

 Сюда же можно отнести и столь свойственный многим людям жест обхватывания горла рукой – вспомните своих школьных учителей и разнообразных несчастных матерей и жен в фильмах, когда им сообщают нечто ужасное об их детях или любимых, а воспитание не позволяет им проявить свои чувства так, как им того бы хотелось (фото 18).

Кстати, если уж говорить о преподавателях, то неплохо было бы подумать и вот о чем: если бы проблемы с голосом и горлом действительно можно было бы считать чисто профессиональным заболеванием, то оно встречалось бы у всех, кому по роду занятий приходится много и постоянно публично говорить. Но ведь существует огромное количество учителей и ораторов, не имеющих этих проблем! Если голос подается свободно – и с точки зрения громкости, и с точки зрения «эмоционального наполнения», то нет никаких причин для возникновения избыточного напряжения в голосовых связках – нет, соответственно, причин и для возникновения «профессионального заболевания». А вот если преподаватель, например, постоянно сдерживает свое желание объяснить нерадивым ученикам или студентам, что он о них думает, или изо всех сил старается говорить так, чтобы его голос заполнял всю аудиторию (иначе говоря, все доступное ему пространство) – вот тогда как раз то самое избыточное напряжение и возникает.

Грудной сегмент. В. Райх приписывал этому сегменту очень широкое и емкое значение. С его точки зрения в этой области человеческого тела блокируются такие глубинные, можно даже сказать – глобальные чувства, как печаль и любовь, а также страстность вообще, то есть способность человека испытывать глубокие сильные чувства. Блок на грудном сегменте приводит к тому, что человек не может разрешить себе по-настоящему отдаться любви, ревности, боли от потери, тоске по несбыточному – да мало ли что еще мы можем называть таким простым словом, как страстность!

Кроме того, там же живет еще одна разновидность гнева. Речь на этот раз идет не о стремлении удержать в горле крик гнева или ярости: в этом-то случае человек само чувство испытывать себе позволяет и в большинстве случаев даже способен его назвать, просто не может его адекватно проявить. В грудном же сегменте блокируется сама способность переживать гнев, который по сути своей нередко является не менее сильным чувством, чем любовь.

Блокирование всего этого букета специфически человеческих чувств, которые, может быть, и составляют все богатство нашей жизни, осуществляется в широких мышцах груди, мышцах плеч, лопаток, грудной клетки, рук. Представляете, какое неисчислимое количество комбинаций индивидуальных мышечных зажимов возможно на этапе формирования этого блока? А представляете, как рано, оказывается, возникает внутри нас нечто, всю последующую жизнь мешающее нам любить, радоваться, добиваться своего, мечтать? И все – только для того, чтобы избежать неких гипотетических страданий! Как будто мы не страдаем от отсутствия любви, понимания, близости, радости жизни и многого другого, что остается под тяжелой глыбой запрета?!

Легко предположить, по каким внешним проявлениям можно судить о наличии выраженного блока на грудном сегменте. Конечно же, это скованная или чрезмерная жестикуляция, холодные или горячие и влажные руки, стремление постоянно прятать руки в карманы, под себя, в рукава и т.п. (фото 19). Но это еще далеко не все. Для нас с вами могут оказаться важными такие жесты, как потирание рук, стремление постоянно что-то вертеть в руках – зажигалку, скрепку, ручку или чью-то пуговицу (фото 20). Даже привычка перебирать четки совершенно не обязательно говорит о набожности – во многих случаях это как раз про блок на грудном сегменте. Хотя, к сожалению, эти два явления вполне могут сосуществовать …

Но, как явствует из самого названия рассматриваемого нами сегмента, информативным для нас оказывается не только поведение рук. Не менее значимо и положение корпуса – безвольно опущенные или, наоборот, высоко вздернутые плечи, выпяченная или вдавленная – при отсутствии чисто медицинских причин для такого ее положения – грудь. Хотя не исключено, что и при наличии медицинского объяснения не вполне естественного состояния грудной клетки речь все-таки идет о том же самом, ведь соматическая медицина и телесно-ориентированная психотерапия вовсе не противоречат друг другу – просто зачастую одно и то же они называют по-разному. Или по-разному понимают исходные причины.

О заблокированности протекания энергии в области груди информирует нас и жестко зафиксированное положение корпуса – такое, при котором человек практически не способен повернуть только голову и, даже чтобы прислушаться, поворачивается в направлении звука всем корпусом (фото 21).

Интересно и стремление человека всегда ходить застегнутым на все пуговицы – помните знаменитого «человека в футляре»? – или, скажем, носить несколько слоев распахнутой одежды. Даже сама привычка всегда и всюду одеваться «многослойно» - равно как и одеваться избыточно тепло – вполне может намекнуть на желание создать дополнительные защиты для той области, где проживают самые глубокие и искренние чувства.

Все, о чем мы уже говорили в контексте диагностики по специфическим особенностям дыхания, чрезвычайно важно и для разговора о грудном сегменте характерного панциря.

Конечно же, о проблемах этого сегмента могут говорить затруднения вдоха, выдоха или и того, и другого вместе, шумное или сбивчивое дыхание, жалобы на то, что человеку не хватает воздуха, что он никак не может вздохнуть полной грудью, на мышечные боли в области груди. Но разве не про то же самое говорит человек, жалующийся на то, что ему не удается выстраивать устраивающие его отношения с другими людьми? И разве не связаны с тем же самым проблемы с постановкой и достижением своих целей? Ведь мы же знаем, что наши цели всегда связаны с нашими желаниями, а желания – с чувствами. И если доступ к глубоким чувствам у человека заблокирован, как может он поставить перед собой настоящие, реальные цели, цели, соотносящиеся с его истинными желаниями? Откуда может взять силы на достижение самых что ни на есть настоящих, великих и праведных целей человек, чьи мышцы напряжены настолько, что это начинает препятствовать полноценному дыханию? И разве смогут его мышцы отвлечься на реализацию каких-то иных целей, если все их силы уходят на поддержание того самого постоянного неадекватного напряжения?

Получается, что на нашей способности к настоящему, глубокому, полноценному дыханию зиждется наша способность к настоящей, глубокой, полноценной жизни – ни больше, ни меньше. Этим и объясняется очень большое количество упражнений, ориентированных на работу с дыханием.

Впрочем, если вы помните, Райх тоже одним из средств психотерапевтического воздействия на пациента полагал накопление энергии в теле посредством глубокого дыхания. Но с тех пор, как практиковал Райх, психотерапия накопила большое количество упражнений и целых новых подходов к работе с дыханием, о которых он и не подозревал. Многие из них мы с вами будем рассматривать в последующих главах. Речь идет о разнообразных опытах, задачей которых является переживание человеком – иногда впервые в жизни – удовольствия от биологического дыхания, то есть того дыхания, на которое, собственно говоря, и настроено изначально наше тело. В осуществлении такого дыхания принимают участие мышцы и грудной клетки, и брюшной полости, потому что воздух при таком полном вдохе наполняет обе эти емкости внутри нашего организма. Такие упражнения могут основываться на принципе «ян» - то есть подразумевать серьезное сопротивление дыханию клиента со стороны психотерапевта, которое в конечном итоге должно привести к облегчению вдоха. Есть и другие техники – «инь»-техники, которые должны создать для клиента безопасные и комфортные условия, облегчающие возможность вздохнуть «полной грудью». Правда, с нашей точки зрения, это выражение является не вполне точным – речь-то идет как раз о дыхании не только полной грудью, но и о проведении воздуха в брюшную полость, но как метафора оно вполне пригодно для описания наших целей. Вы же помните, что в русском языке обозначает идиома «жить, дыша полной грудью»?

Диафрагмальный сегмент. Этот сегмент включает в себя мышцы диафрагмы, солнечного сплетения и внутренних органов, находящихся в этой зоне. Блокируются здесь гнев, отвращение, брезгливость, способность к рвоте. Легко заметить, что, несмотря на разнообразие названий проживающих в этой области проблем, все они – про одно и то же: про тот вариант гнева, который предполагает активное отторжение неприемлемых для человека явлений окружающего мира. То есть не то отторжение, при котором возможно хотя бы какое-то взаимодействие и преобразование того, что не устраивает, а отторжение такое, при котором необходимо как можно скорее удалиться от чего-то непереносимого на максимальное расстояние. Есть, кстати, и еще один смысл у этой зоны человеческого тела – именно она, в сущности, связывает верхнюю половину нашего организма с нижней. А если смотреть на диафрагмальную область с этой точки зрения, то поневоле на ум приходят все те смыслы, которые у нас связаны с понятиями «верх» и «низ» и описывают разнообразные противоречия между земным и небесным, высоким и прекрасным – и низменным и животным и т.п. Вот и получается, что именно диафрагма в известной степени отвечает у нас за все наши попытки примирить «высокие» и «низменные» ценности.

Есть и еще одна функция у мышц диафрагмы – они отвечают за осуществление вдоха (выдох, как известно, у человека происходит автоматически как возврат к естественно-расслабленному состоянию легких).

Чаще всего наличие блока на диафрагмальном сегменте проявляется в нарушениях дыхания, неповоротливости туловища (продолжающей линию проявлений блокированного грудного сегмента). Кроме того, для людей с выраженным блоком на этом сегменте очень характерна неспособность к рвоте – они даже в случае тяжелых отравлений и крайне «революционного» настроения желудка и кишечника делают все, чтобы избежать рвоты. Другой вариант – который, скорее всего, относится к категории уже известных нам гипоблоков, то есть неадекватных мышечных расслаблений – это, наоборот, слишком частая рвота. В этом случае человек по поводу и без оного провоцирует у себя рвоту – даже когда состояние пищеварительной системы вовсе этого не требует. Такая провокация может быть как осознанной – как, например, у людей, экстремально худеющих или даже страдающих анорексией, - так и неосознанной, когда даже самый безобидный запах или зрелище способно вызвать у человека неудержимую рвоту.

Брюшной сегмент. Этот сегмент располагается ниже диафрагмального и включает в себя широкие мышцы живота и спины. Судя по описаниям Райха, это – единственный сегмент, в котором различные чувства имеют совершенно разную, но вполне определенную локализацию. Со спины в этой области блокируется страх нападения, а по бокам – злость и неприязнь.

Важно не забывать также и то, что само слово «живот» в русском языке имеет как минимум три значения – во-первых, собственно анатомическое, во-вторых – древнеславянский аналог слова «жизнь», а в-третьих (обнаруженное у В.Даля в его «Кратком словаре живого великорусского языка») – «все добро, накопленное человеком за жизнь». Последнее значение, учитывая отсутствие подробной расшифровки понятия «добро», вполне можно считать соответствующим современному пониманию живота как некоего энергетического центра, своеобразного депо наших жизненных сил. Поэтому наличие выраженного брюшного блока естественным образом приводит к снижению общего тонуса как организма, так и психики человека. Такие люди жалуются на недостаток сил или, наоборот, избыток сил нереализованных.

Проявляться такой блок может, например, все в той же неповоротливости туловища. Дело в том, что, хотя в сегменты характерного панциря входят только мышцы, все же анатомическое строение скелета не может вовсе не оказывать влияния на функционирование мышечного панциря. Посему эти три отдела – грудной, диафрагмальный и брюшной – очень тесно связаны по своей структуре и внешним проявлениям. В самом деле, было бы довольно трудно представить себе человека, очень подвижного в области грудного сегмента и неподвижного в брюшной области.

Нередко у людей с ярко выраженным брюшным блоком – а особенно если он дополнен столь же сильным диафрагмальным – имеется очень характерный «арбузный» живот, то есть живот очень тугой, округлый, резко выдающийся вперед. Такое строение туловища лишь отчасти связано с избытком энергии в этой зоне; вторая важная причина состоит в том, что заблокированные мышцы поясницы порождают довольно специфическую осанку, заставляющую такой милый животик задорно выдаваться вперед.

Тазовый сегмент. Это – самый крупный сегмент характерного панциря: он включает в себя все мышцы нижней половины туловища, начиная от подвздошных костей. Райх полагал, что там блокируется не только сексуальное возбуждение, как можно было бы предположить по его названию, но и так называемые витальные страхи – иначе говоря, страхи, связанные с инстинктом самосохранения, то есть страх за собственную жизнь (в ситуации реальной и непосредственной угрозы для выживания) и за нарушение собственной физической целостности. Такой взгляд очень логично объясняет огромное количество случаев диареи в окопах во время двух мировых войн, а также в любых ситуациях, чреватых реальной опасностью для жизни. Довольно часто та же диарея без всяких особых причин возникает у особо тревожных студентов перед экзаменом. Механизм этого вполне объясним: тревожность, которая, как вы помните, относится к трем блокируемым биологическим возбуждениям, доводит сдерживающее напряжение до уровня запредельного торможения – и привычный блок распускается, давая столь неприятные с социальной точки последствия. (Кстати, исходя из этого, легко представить себе, сколь недостижим в реальности генитальный характер: получается, что в большинстве случаев даже приучение к социально приемлемому отправлению физиологических потребностей приводит к формированию тазового блока. Поскольку поодиночке блоки обычно не живут, то результат мы все знаем.)

Ощущение надежности своего существования тоже неизбежно и серьезно страдает при наличии тазового блока, поскольку от избыточного напряжения мышц, входящих в этот сегмент, нарушается естественная физическая устойчивость и, как следствие, общее равновесие организма. Мы же уже говорили о том, что способ нашего физического существования нераздельно слит с нашим психическим состоянием, и в этом конгломерате одно оказывает влияние на другое, и наоборот. В результате возникает сложная композиция из нарушений поведения, физического функционирования, эмоциональных отношений и т.д.

Сексуальные проблемы, по мнению Райха, тоже обитают в тазовой области. К их внешним проявлениям, конечно же, относятся особенности походки – напряженные, негнущиеся ноги, подкашивающиеся коленки, шаркание при ходьбе, расхлябанность или чрезмерная скованность бедер, походка на жесткой стопе, на носочках, на пятках и прочее. К таким проявлениям можно отнести и специфические варианты осанки – такие, как, например, слишком оттопыренный или, напротив, поджатый таз. О многом расскажет нам и усиленное подчеркивание или старательное скрывание одеждой области таза, и постоянное пребывание рук в этой зоне, стыдливо прикрывающее ее или нарочито обращающее на нее внимание. Люди с выраженным блоком на тазовом сегменте нередко жалуются на те или иные сексуальные проблемы, различные заболевания органов малого таза, мышцы которых также находятся в ведении этого сегмента

Очень интересно, кстати, что практически ни про одно из этих проявлений нельзя с уверенностью сказать, характеризует ли оно наличие сексуальных проблем или проблемы опор. Остается принять на веру, что эти проблемы связаны совершенно нераздельно. Может, полноценный счастливый секс возможен только у человека, твердо знающего на каком он свете существует и по каким правилам, уверенного в себе и знающего, что пока он в состоянии заниматься любовью, он способен справиться и с любыми другими жизненными задачками. А может, прочная связь с землей провоцирует на ярко выраженную сексуальность… Может, именно это Райх и имел в виду, когда писал про генитальный характер?

Анализ предлагаемого подхода. Отнесение вегетотерапии к феноменологическим подходам к категоризации телесной проблематики достаточно очевидно. В самом деле, единственным упоминанием о динамическом строении характерного панциря является представление о том, что его нижележащие сегменты блокируются на более ранних этапах развития, чем вышележащие. Механизмы такого блокирования также остаются неизменными на протяжении всего психомоторного развития человека. В силу этого обнаружение того или иного мышечного зажима или блока на некоем сегменте характерного панциря не дает психотерапевту возможности обоснованно предположить, когда и в результате какого именно нарушения этот зажим или блок сформировались. Строго говоря, психотерапевт имеет возможность получить информацию об этом – но лишь после того, как конкретный зажим или блок на каком-то сегменте панциря будет распущен, и клиент получит доступ к «законсервированным» в нем воспоминаниям.  

Можно предположить, что В. Райх, будучи убежденным психоаналитиком, исходил в своих теоретических построениях из классической психоаналитической модели личности, однако в описании своих представлений о характерном панцире он нигде впрямую на ней не основывается. Его описание патогенеза личности сводится к объяснению причин возникновения самого факта неадекватных мышечных напряжений и не дает представления о том, за счет чего возникает именно индивидуальная комбинация этих напряжений. Так же неясным остается то, как в жизни человека проявляется своеобразие его неповторимого мышечного панциря. Это оказывается вполне понятным – если учесть, что никакой классификации типов возможных комбинаций мышечных зажимов вегетотерапия тоже не содержит. Соответственно, неизменной является и психотерапевтическая стратегия при работе с каждым конкретным личностным – и, следовательно, телесным – нарушением. Ведь в вегетотерапии изначально постулировано, что психотерапевт работает не с личностным нарушением, а с конкретным мышечным блоком. Если быть строго последовательными, то с этой точки зрения вегетотерапию вообще нельзя с уверенностью отнести к телесно-ориентированной психотерапии – сколь бы крамольным ни было это утверждение.

С другой стороны, неоценимым вкладом Райха в психотерапию – причем, на наш взгляд, не только в телесно-ориентированную – является последовательное, полное и конкретное описание образа душевного здоровья, существующего в вегетотерапии под названием «генитального характера». Столь же конкретной и четкой является его диагностическая система. Вполне понятным также является и описание им механизмов терапевтического воздействия.

Однако есть и свои сложности в использовании этого подхода. Они связаны, например, с тем, что для подобной работы психотерапевту необходимо безупречное знание анатомии.

 

2. Классификация базовых личностных проблем по В.Баскакову


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!