Средства художественной выразительности русской речи (задание № 3)



Языковое средство

Определение приема

Примеры
Аллегория (иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегорическое изображение войны 1812 года в басне И.А. Крылова «Волк на псарне».
Аллитерация

Повторение в тексте согласных звуков.

Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал.       ( А. Пушкин)
Анафора

Повторение слов, словосочетаний в начале предложений.

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья…( М. Лермонтов)
Антитеза

Контраст, противопоставление явлений и понятий.

Я царь – я раб, я червь – я Бог!( Г. Державин)
Ассонанс

Повторение в тексте ударных гласных звуков.

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм…( А. Пушкин)
Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов.

Швед, русский – колет, рубит, режет…( А. Пушкин)
Гипербола

Художественное преувеличение.

Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна.(.Н. Некрасов)
Градация

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.

Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать - темно-лиловые, почти черные, глянцевитые, какие-то кожаные.                             ( В. Катаев)
Именительный (падеж) темы

Использование Им.падежа, определяющего тему, в начале текста.

Пушкин… Это светлое имя сопровождает нас всю жизнь.
Инверсия

Нарушение прямого порядка слов.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит…    (А. Пушкин)
Ирония

Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка.

Отколе, умная, бредешь, ты, голова? (об осле).                                  ( И. Крылов)
Композиционный стык

Повторение в начале нового предложения слов, заключающих предыдущее.

На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты…                        ( Н. Сладков)
Литота

Художественное преуменьшение.

… И уж листик с деревом шумит. Поют птички.      ( В. Тредиаковский)
Метафора

Перенос значения с одного явления (или предмета) на другое на основе сходства между ними

Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием.                 ( М. Шолохов)
Метонимия Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.

Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там…( Н. Гоголь)

Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов.

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. В. Инбер)

Окказионализмы (неологизмы) Индивидуальные авторские словообразования.

…В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.

(Г. Смирнов)

Оксюморон (оксиморон) Сочетание противоположных по значению слов.

И невозможное возможно,          

Дорога долгая легка.( А. Блок)

Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.

Луна хохотала, как клоун.( С. Есенин)

Парное соединение однородных членов  

Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей.

Парцелляция Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной.

Перифраз (а) Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется его признаком.

Унылая пора! Очей очарованье! (об осени)

( А. Пушкин)

Риторический вопрос, восклицание, обращение Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.

Какие радости в чужбине?

Они в родных краях…

( К. Батюшков)

Сарказм Высшая степень проявления иронии.

Всё стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом.

Синекдоха Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множест-венного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…)

… И слышно было до рассвета,

как ликовал француз.

Синтаксический параллелизм Сходное, параллельное построение фраз, строк.

Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет душа.                            

Сравнение Сопоставление явлений или понятий с целью выделить особо важный признак.

Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево. ( И. Тургенев)

Умолчание Прерванное высказывание, дающее возможность домыслить, размышлять.

Что со мною? Отец… Мазепа….

( А. Пушкин)

Эпитет Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета.

Убит! ..к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

( М. Лермонтов)

Эпифора Повторение слов, словосочетаний в конце предложений.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

( Н. Гоголь)


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 663; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!