О церковно - богослужебных светильниках , о каждении фимиамом , приношениях и чествовании священных предметов



А ) О светильниках и фимиаме

Исх. 25:31. «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него.»

Исх. 25:37. «И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его.»

Исх. 27:20. «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время;»

Исх. 27:21. «в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.»

Исх. 30:1. «И сделай жертвенник для приношения курения; из дерева ситтим сделай его.»

Исх. 30:7. «На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им.»

Исх. 30:35. «И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,»

Исх. 30:36. «и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;»

Исх. 30:37. «курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;»

Исх. 30:38. «кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего.»

Исх. 31:11. «И елей помазания и курение благовонное для святилища: все так, как Я повелел тебе, они сделают.»

Лев. 24:4. «На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.»

Ср.:    Исх. 37:17-29; 40:25; Лев. 24:2; Чис. 8:2-3; 16:46—47; 3 Цар. 7:49; Прем. 18:21; Сир. 45:20.

Пс. 140:2. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.»

Мал. 1:11. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву.»

В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано следующее:

Деян. 20:8. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.»

Мф. 2:11. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»

Флп. 4:18. «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.»

Откр. 1:12. «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников»

Откр. 1:13. «и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.»

Откр. 8:3. «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.»

Откр. 8:4. «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.»

Откр. 8:5. «И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. »

Б ) О приношениях в храм

В    Свящ. Писании читаем: «Кто соблюдает закон, тот умножает приношения, кто держится заповедей, тот приносит жертву спасения. Кто воздает благодарность, тот приносит семидал, а подающий милостыню приносит жертву хвалы... Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо все это по заповеди. Приношение праведного — утучняет алтарь и благоухание его — пред Всевышним. Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым оком прославляй Господа, и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лице веселое, и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком — по мере приобретения рукою твоею» (Сир. 35:1-9; Втор. 16:16-17).

Лев. 7:9. «И всякое приношение хлебное, которое печено в печи, и всякое приготовленное в горшке или на сковороде, принадлежит священнику, приносящему его;»

Лев. 7:10. «и всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому.»

1 Пар. 29:17. «Знаю, Боже мой, что ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.»

Новым Заветом отменены жертвы прообразовательные, кровавые, прочие же утверждены Самим Господом:

Лк. 11:42. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.»

Мф. 26:8. «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?»

Мф. 26:9. «Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.»

Мф. 26:10. «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:»

Мф. 26:11. «ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете.»

Мф. 17:27. «Чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.»

Искренние    жертвы всегда были и будут благоугодны Богу: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила... от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:3-4). «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня... где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:10-13).
Для всех предметов церковного обихода в Слове Божием имеются основания:   
    о елее (Исх. 27:20); о лампадах (Исх. 25:37; 40:25); о кадильнице (Лев. 16:12-13); о церковной кружке (4 Цар. 12:9); о церковной земле (Иез. 45:1, 4; 48:10—11); о хлебных приношениях (Исх. 25:30; Лев. 2:1-6).
Не    изменяет существа дела и совершение св. крещения в сосуде вместо реки; если рассуждать по-сектантски, то нужно обязательно креститься в той самой реке Иордан, где крестился Господь и апостолы, однако сектанты и сами этого не могут выполнить.
Вот и свидетельства Слова Божия о пользе чествования священных предметов:

Мф. 14:36. «И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.»

Мк. 5:27. «Услышав о Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его.»

Мк. 5:28. «Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.»

Мк. 5:29. «И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.»

Деян. 19:12. «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. »

О почитании св . икон

а) Возможность св. изображений
Происхождение    св. икон восходит ко временам Ветхого Завета, но возможность полного употребления их явилась только в Новом Завете, что видно из следующих доводов. В течение ветхозаветной жизни лишь немногие св. люди были удостоены видеть Господа лицом к лицу:

Исх. 33:20. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.»

Исх. 33:21. «И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;»

Исх. 33:22. «когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;»

Исх. 33:23. «и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе).»

И    только под конец ветхозаветного периода некоторые пророки, на которых как бы упал отблеск от первых лучей восходящего солнца — Господа Христа (см. Ин. 1:18), удостоились лицезреть Господа:

Ис. 6:5. «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.»

Дан. 7:13. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.»

Дан. 7:14. «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.»

При    таком положении дела изображения Господа в Ветхом Завете истинными не могли быть, и потому при построении ветхозаветной скинии и храма они не были допущены (Втор. 4:12, 15). Но св. ангелов ветхозаветные люди много видели, например:

Быт. 16:7. «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.»

Быт. 16:8. «И сказал (ей Ангел Господень): Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары. Госпожи моей.»

Быт. 19:1. «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.»

Следовательно,    изображения св. ангелов могли быть истинными, и потому дано было Господом прямое повеление употреблять иконы св. ангелов:

Исх. 25:18. «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.»

Исх. 26:1. «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою.»

Иконы ангелов действительно были в широком употреблении в ветхозаветном храме:

3 Цар. 6:23. «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.»

3 Цар. 6:35. «И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.»

2 Пар. 3:7. «И вырезал на стенах херувимов.»

2 Пар. 3:10. «И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом.»

2 Пар. 3:14. «И сделал завесу... и изобразил на ней херувимов.»

Изображений    св. мужей и св. жен в Ветхом Завете не было и не могло быть, потому что люди тогда не были искуплены и оправданы, а были «все под грехом», т. е. первородным:

Рим. 3:9. «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.»

Рим. 3:25. «Которого (Христа) Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.»

Так как оправдание и искупление принесено на землю Господом Иисусом Христом (   Гал. 3:13; 4:4—5), то в Новом Завете люди удостоились лицезрения всех трех Лиц Пресвятой Троицы -
    Бога Отца:

Ин. 14:9. «Инсус сказал ему (Филиппу): столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»

Бога Сына:

Ин. 1:14. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.»

Ин. 1:18. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.»

Бога Духа Святого:

Лк. 3:22. «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Из    приведенного выше видно, что люди Нового Завета удостоились возможного для человека лицезрения Божества, что подтверждается:

1 Тим. 3:9. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно.»

Кол. 2:16. «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»

После искупите   льной жертвы Господа Христа и благочестивые люди получили полное оправдание и освящение:

1 Кор. 6:11. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.»

Посему-то    в Новом Завете явилась полная возможность делать истинные изображения истинного Бога и Господа нашего и окружающих Его сонмами св. ангелов и св.человеков.
    б) Различие между кумиром, или идолом, и священным изображением
Идол есть ложь (   Иер. 51:17), язычники, не видя Бога, не зная лица Его (Втор. 4:15-16), тем не менее думали изобразить Его в своих истуканах, например Ваала, Астарты, Хамоса, Молоха (3 Цар. 11:5-7), Зевса, Эрмия, Артемиды (Деян. 14:12-27), и даже изображали Бога в виде крокодила, змей, коршуна, быка и т. п. Все это ложь.
Но вот истинный Бог явился во плоти (   1 Тим. 3:16). Единородный Сын Его родился от Духа Святого и Марии Девы и открыл нам Отца (Ин. 1:18; 14:9). После этого явилась возможность изобразить Бога во плоти. Нам дорог лик Спасителя нашего, мы желаем наслаждаться лицезрением Его Божественного лица и совершенного Им дела искупления, как через Слово Божие, так и через священные изображения, которые так же, как и раскрытая Библия, понятны и для малого, и для неграмотного. Ведь желаем же мы иметь, бережем и чтим портреты близких нам людей, так почему же не должны чтить и благоговеть перед изображением Спасителя нашего. Его ближайших слуг и друзей?
«Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (   Пс. 95:5). Хотя между святыми изображениями (иконами) и не святыми (идолами) есть сходство в том, что они делаются иногда из одних и тех же материалов, но «чистое нельзя смешивать с нечистым», ибо между святыми иконами и идолами величайшая разница:
а) Идолы появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла» (   Деян. 17:29; Прем. 13:1-10; 14:12—21; Иер. 10:14-15).
б) Св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, во имя Божие и вследствие повеления святейшей воли Божией (   Исх. 25:1, 18; 26:1).
В    религиозном значении разница выразилась в том, что в кумирах и идолах язычники видели своих богов, богинь и разных небожителей:

Прем. 13:10. «Но более жалки те, и надежды их — на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. Ср.: Прем. 15:14-15 и Откр. 9:20.»

Но    фигуры на крышке ковчега завета и на занавеси представляют собою изображения небожителей — херувимов, среди которых являл Себя Сам Господь, и эти изображения сделаны были по заповеди Господней (Исх. 25:18; 26:1; Лев. 16:2).
В    религиозном употреблении также существовала разница: изображения херувимов на занавеси и на крышке ковчега завета поставлены были в храме в срединной части, куда лицом обращен был молящийся народ. И здесь перед изображением первосвященник по повелению Божию курил фимиам:

Исх. 40:26. «И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою»

Исх. 40:27. «и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею. Ср.: Лев. 16:12-15; 3 Цар. 8:7, 22.»

Кумиры и идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»:

Иер. 10:14. «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Ср.: Прем. 13:1-10; 14:12—21.»

Изображения    херувимов или св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Божией:

Исх. 26:1. «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою. Ср.: Исх. 25:18-21.»

Языческие    кумиры и идолы не представляют собою ничего божественного и священного, так как в них признаваемы за богов и чествуемы были бессмысленные камни и вообще вещи:

Ис. 44:16. «Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест до сыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».»

Ис. 44:17. «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Ср.: Иер. 2:28; Авв. 2:8-19; Прем. 13:10.»

Идолы представляют из себя разных животных (   Деян. 7:41; Рим. 1:23; Прем. 15:18-19), неразумные силы природы и светила (Деян. 7:42-43; Прем. 13:1-3), затем даже грешного человека со всеми его страстями (Рим. 1:23; Прем. 14:15-21; Дан. 14:3,6).
А    сделанные по заповеди Божией иконы херувимов представляют нам действительных священных личностей, которые наиболее приближены ко Господу:

Пс. 17:11. «И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.»

Иез. 10:4. «И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.»

Иез. 10:5. «И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит.»

Иез. 10:18. «И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами.»

Иез.10:19. «И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними.»

Христианские    св. иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц, тогда как кумиры и идолы обнаруживают бессилие вообще и особенно в сравнении с действительными священными предметами:

1 Цар. 5:3. «И встали Азотяне рано на другой день и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред Ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.»

1 Цар. 5:4. «И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред Ковчегом Господним; голова Дагонова и (обе ноги его и) обе руки его (лежали) отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.»

Дан. 14:23. «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.»

Дан. 14:27. «Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!»

Священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную Силу:

2 Цар. 6:6. «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его.»

2 Цар. 6:7. «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.»

2 Цар. 6:11. «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Ср.: 1 Цар. 5:4; Чис. 21:8.»

Своих идолов и кумиров язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов:

Прем. 13:10. «Но более жалки те, и надежды их — на бездушых, которые называют богами дела рук человеческих! золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.»

Прем. 14:7. «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!»

Прем. 14:8. «А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его — за то, что сделал; а это тленное названо богом.»

Прем. 15:15. «Они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления глаз для зрения. Ср.: Ис. 44:17.»

Сделанные    по Божию повелению фигуры никогда не признаются и не называются богами (в собственном смысле), но прямо называются «херувимами», «изображениями херувимов», так что св. иконы суть только как бы портреты св. личностей:

3 Цар. 6:29. «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. Ср.: Исх. 37:7.»

Язычники при чествовании своих идолов и кумиров честь относили прямо к самой вещи или фигуре идола и кумира:

Прем. 14:16. «По повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.»

Дан. 14:3. «Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер.»

Дан. 14:6. «Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?»

Напротив,    при правильном христианском чествовании св. икон честь и поклонение относится не к вещи, но через изображение возносится к самому лицу изображенному:

Исх. 30:8. «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.»

Чествующие идолов и кумиров входят в общение с бесами:

1 Кор. 10:19. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?»

1 Кор. 10:20. «Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.»

А чествующие св. иконы входят в общение с истинным Господом Богом:

Исх. 30:6. «И поставь его (жертвенник) пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. Ср.: 3 Цар. 9:3.»

в) Чествование св. икон
Всякий    православный христианин верует и исповедует, что Един Бог, в Троице славимый, и никакой славы или поклонения чужому богу-идолу он не признает, потому несправедливо упрекают сектанты православных за поклонение истинному Единому Богу через священные изображения в идолопоклонстве. Если бы человек состоял из одного духа, был бестелесным, то в Богопоклонении он не нуждался бы в видимых предметах, но так как он облечен плотью, то, естественно, для возбуждения молитвенного настроения необходимы и видимые предметы, влияющие через тело на душу.
Поклоняясь    телом перед видимыми священными изображениями, душа православного христианина мысленно возносится к Первообразу. Иконы же суть только изображения Истинного Бога в том виде, в каком Он являл Себя людям (Ин. 1:18; 14:9).
Св.    икона есть правильное изображение истинного Бога, святых ангелов, святых людей. Обязанность наша употреблять и чествовать св. иконы Бога указана в словах Спасителя.

Мф. 22:20. «И говорит им: чье это изображение и надпись?»

Мф. 22:21. «Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Ср.: Мк. 12:16-17; Лк. 20:24-25.»

Царевы «изображения и надпись» — портрет и указ, а Божии — св. иконы и Свящ. Писание.   
Кроме    того, как повествует Св. Предание, Сам Иисус Христос собственный нерукотворенный образ Свой отправил Едесскому Авгарю Ухомо (см. у историков Евсевия еп. Кесарийского, Евагрия Схоластика, Никифора Каллиста). В настоящее время этот образ находится в Риме3.
Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме перед глазами молящихся:

Иез. 41:17. «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,»

Иез. 41:18. «сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Ср.: Исх. 25:18; 26:1; 3 Цар. 6:23-35.»

Ковчег завета, а вместе с ним, конечно, иконы св. ангелов, видел в небесном храме Иоанн Богослов:

Откр. 11:19. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.»

Основанием    для употребления икон святых людей служат и те случаи исцеления от болезней, которые были посредством «тени» (теневого отражения), очертания проходящего Петра:

Деян. 5:15. «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.»

Тень представляла собою очертание фигуры апостола и таким образом была первою иконою святого человека.   
Богоугодность    употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви, жития святых).
Чудеса    для верующих всегда были и будут очевидными, а неверующие даже и чудесам, которые творил Сам Господь во время земной Своей жизни, не веровали:

Ин. 12:37. «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. »

О крестных ходах и хоругвях

«Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (   Евр. 13:13).
Крестным    ходом с хоругвями, иконами в преднесении креста — как поругания от врагов Христовых и славы нашей, мы, православные христиане, и выполняем повеление апостола, выходя из храмов и обходя веси и города со знаменами победы Христа Спасителя над диаволом и его слугами.
Что    было в древности установлено Самим Господом, то свято и ненарушимо соблюдается в Церкви Православной. Как в древности народ еврейский, которому вверена была величайшая святыня кивота завета Господня, призывая помощь свыше, в важнейших случаях совершал торжественные процессии с ковчегом Господним (Нав. 3:9-17; 6:5—19; 1 Пар. 16:1), так и ныне христиане совершают свои крестные ходы не только в особые праздничные дни, но и во всяких особенно важных обстоятельствах общественно-религиозной жизни, во дни бедствий и посещения грозного гнева Божия, каковы: война, голод, болезни моровые, засухи, ненастье, неурожай н т. п.
Начало крестных ходов, как прообраз, указано еще ветхозаветной Церковью:

Нав. 3:3. «И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним.»

Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые цари: Давид (   2 Цар. 6:1-3; 1 Пар. 13:1-7; 15:29) и Соломон (3 Цар. 8:1-5; 2 Пар. 5:2, 6).
В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос:

Ин. 19:16. «Тогда наконец он (Пилат) предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.»

Ин. 19:17. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.»

Продолжателем этого божественного установления был Симон Киринейский:

Мф. 27:32. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Ср.: Мк. 15:21; Лк. 23:26.»

На крестоношение указывает и апостол, когда говорит:

Евр. 13:13. «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.»

Нынешние крестные ходы ясно изображают нам самый первоначальный ход к Голгофе (   Ин. 19:16-18). Как там Симон Киринейский впереди всех нес крест, ему следовали Сам Иисус Христос и Матерь Его и с Нею шествовали многие от святых и ученики Христовы, апостол, которого любил Иисус, жены мироносицы и многие из уверовавших, — так и у нас в преднесении креста несут хоругви и образа с изображением Спасителя нашего, Божией Матери, учеников Христовых — апостолов и многих других святых угодников Божиих. Разница только в том, что тогда Господа и святых окружали еще и неуверовавшие иудеи — распинатели Христа, а теперь шествуют одни верующие христиане.

О кресте Христовом

Св. Церковь воспевает: «Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви... крест Ангелов слава и демонов язва»...   
Ничего    так демон не боится, как креста, охраняющего верующих христиан всей вселенной от козней врага нашего спасения — злого духа (Кол. 2:15).
Но    этот враг не дремлет — ведет упорную борьбу против креста Христова и его почитателей. Демон через своих служителей всячески старается умалить значение креста и с этою целью возводит даже и такую кощунственную клевету на крест — орудие нашего спасения: «Это (говорят служители сатаны про крест Христов) есть позорная плаха, придуманная для казни злодеев, а потому-де чествовать плаху неуместно».
Когда    на крестах казнились отъявленные злодеи, то для них крест был позором, но когда ко кресту пригвоздили Того, Кто и веки сотворил, Кто приходил спасти род человеческий от проклятия и смерти и Своею Кровию пречистою обагрил крест, тогда этот крест для нас стал величайшею святынею, как орудие нашего спасения.
    Крест — древо, знамя
Св    крест, как орудие нашего спасения, прообразован был различными способами еще в Ветхом Завете. Патриарх Иаков крестообразным сложением рук при благословении детей Иосифа прообразовал форму креста:

Быт. 48:13. «И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля (Иакова), а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.»

Быт. 48:14. «Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассня был первенец.»

Быт. 48:15. «И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня,»

Быт. 48:16. «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих.»

Пророк Исаия словами своими предсказал о древесном составе «подножия ног» Божиих — вещественное устройство креста:

Ис. 60:13. «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.»

Ис. 60:14. «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.»

Когда    Израильтяне гибли в пустыне от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, Моисей, по повелению Божию, поставил среди поля медного змея, и всякий, взиравший на него, исцелялся:

Чис. 21:8. «И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив.»

Чис. 21:9. «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека он, взглянув на медного змея, оставался жив.»

Но    этот медный змей, по свидетельству Самого Христа, был прообразом Сына Человеческого, вознесшегося на крест за грехи людские:

Ин. 3:14. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.»

Ин. 3:15. «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»

Ин. 12:32. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.»

И    если змей медный предуказывал собою Распятого Христа, то вещественное «знамя» змеево предуказывало собою вещественный крест Христов (см. Чис. 21:8-9; Ин. 3:14).
Самое древо крестное в Слове Божием признается средством для достижения правды:

Прем. 14:7. «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!»

1 Пет. 2:24. «Он (Иисус Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.»

Крест служит средством для уничтожения вражды и для примирения человека с Богом:

Еф. 2:16. «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.»

Как через вещественное древо произошло падение человека, так через вещественное древо совершено и его спасение:

Быт. 3:17. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Ср.: 1 Пет. 2:24.»

Слово Божие от нас требует веры во «Христа распятого», но как можно представить себе распятого без орудия креста?

1 Кор. 1:23. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллннов безумие.»

1 Кор. 2:2. «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.»

Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест как на орудие, посредством которого Он привлекал всех к Себе:

Ин. 12:32. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.»

Ин. 12:33. «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Ср.: Ин. 3:14.»

Он же говорил при жизни, что второму пришествию Его на землю будет предшествовать знамение Сына Человеческого — крест:

Мф. 24:30. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.»

По слову пророка Давида, не иное «знамя» должны верующие поднять ради истины, как крест вещественный:

Пс. 59:6. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины.»

Тем же самым знаменем крестным для единения в вере собраны рассеянные иудеи и язычники:

Ис. 11:12. «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.»

То же знамя несомненно имеет явиться на небе при кончине мира (см.    Мф. 24:30).
Отсюда для всего христианского мира крест стал общим знаменем веры христианской.

Чествование св . креста

Крест    Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, и стал орудием спасения всех людей:

2 Кор. 5:21. «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.»

Еф. 5:2. «И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.»

Евр. 9:28. «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидаюших Его во спасение.»

Кол. 1:20. «И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его и земное, и небесное. Ср.: Ин. 12:32-33; 1 Пет. 2:24.»

Крест явился знаменем нашей веры (   Чис. 21:8; Ин. 3:14; Пс. 59:6).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!