Социальные основы гражданского общества.



Современная информационная эра диктует нам четкие условия существования, без осознания которых адекватное развитие общества в целом (общества как нации) станет невозможным. Среди этих условий одну из высших ступеней занимает становление и качественное функционирование именно гражданского общества и социального капитала как его основы. В условиях интеграции гражданского общества в информационную среду, актуальным является изучение его теоретических и прикладных аспектов, что также обусловлено очевидным ростом роли граждан и их добровольных ассоциаций в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества. Что же являет собой социальный капитал и каково его место в системе гражданского общества? Впервые сам термин «социальный капитал» употребил Л.Дж. Ханифан в 1916 г., но в научное пространство категория «социальный капитал» вошла лишь благодаря роботам П. Бурдье, Дж. Коулмена, Р. Патнама, во второй половине ХХ века. Среди мировых научных деятелей значительный вклад в развитие дефиниции «социальный капитал» сделал также Ф. Фукуяма. Ученые по-разному трактуют данное понятие, среди основных подходов можно назвать такие: 1)определение социального капитала как условия формирования и функционирования гражданского общества; 2)отождествление гражданского общества и социального капитала; )понимание социального капитала как составляющей гражданского общества; )рассмотрение социального капитала как инфраструктуры и содержания автономных социальных отношений. Истинными компонентами социального капитала можно назвать: доверие; образование; свободный доступ к информации; нормы, традиции, ценности; определенное взаимодействие индивидов - личностей в коллективе [36]. Необходимым условием функционирования гражданского общества есть достойное утверждение каждого человека. Подобное утверждение осуществляется благодаря высокому уровню социального, интеллектуального, психологического развития личности, общего доверия, внутренней свободы, способности включатся в тот или иной институт - и все эти константы находят свое отображение в концепции социального капитала. По сути, социальный капитал - особый принцип, ключевой элемент гражданского общества и, безусловно, оптимизирует его формирование и существование. Хоть сегодня некоторые ученые критикуют и отрицают эмпирическую ценность социального капитала, неопровержимым является факт, что высокий уровень социального капитала - это движущая сила здорового гражданского общества. Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе. Заслуживает внимания стремление сформулировать признаки и проявления гражданского общества на примере Республики Беларусь. В частности, отмечаются закрепленные в нашей Конституции основные права и свободы, наличие различных партий, парламента, многочисленных СМИ, профсоюзов, судов, гражданских протестов. Например, статья 35 Конституции гласит: «Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством…». Каждый имеет право на свободу объединений (1, ст. 36). Современные представления о толерантности как факторе, укрепляющем гражданский мир и дающем защиту от несправедливости, - это признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира между религиями, народами и социальными группами. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало важнейшим международным термином, ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, является ценностным принципом гражданского общества и отражает взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех. В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, уважать их взгляды и мнения и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. На уровне теоретического анализа и эмпирических фактов толерантность связана с распространением и реализацией идей плюрализма, свободы слова и прав человека. На уровне обыденного сознания толерантность чаще всего понимают как терпимость по отношению к верованиям, чувствам, традициям других культур, разных социальных групп, способность воздерживаться от силового воздействия в ситуациях конфликта ментальностей и реализации конкретных интересов. Можно выделить следующие критерии толерантности, формирование которых является важнейшей задачей современного общества: равноправие; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам; равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; свобода вероисповедания; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами [20, с. 61-62]. Одну из важнейших ролей в формировании и развитии гражданского общества играют средства массовой информации. В демократических странах СМИ называют четвертой властью. Они вмешиваются в политическую борьбу, обсуждают действия - и бездействия - исполнительной и законодательной власти и реально влияют на политику. Для создания системы независимых СМИ необходимо формирование конкурентной среды на рынке средств массовой информации, основанной на равном доступе к этому рынку как отечественных, так и зарубежных финансово-промышленных групп и медийных компаний. Только экономически свободные СМИ могут свободно и ответственно выполнять свою общественную миссию. Именно благодаря СМИ граждане получают представление о происходящих в стране процессах, государственных проблемах и проблемах общества. Чем чаще мы будем слышать о гражданском обществе и необходимости его формирования в нашей стране, тем тверже оно утвердится в сознании людей и со временем получит необходимый отклик. Духовное и социальное представляют собой диалектическое единство. Как соединяются между собой эти два компонента единой системы? Социальное единство вдохновляется справедливостью как нравственной нормой, но высшая цель общества духовна. Человек стремится к единству, но подлинное единство достигается в сфере духа. Основания этого единства закладываются в уже существующем гражданском обществе. Сформулированы три основных его принципа: ненасилия, дискурса - открытое и глобальное обсуждение всех острых земных проблем и приоритета дарения над эквивалентным обменом. Основополагающее значение для создания и функционирования гражданского общества имеет религия. Известно, как иудаизм скреплял евреев в разных странах мира на протяжении двух тысячелетий. В настоящее время для создания и развития гражданского общества в Республике Беларусь - стране с преобладающим белорусским населением - таким объединяющим началом может выступать православие.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!