Естественные и неотъемлемые права человека



Понятие Гражданское общество – обладает двумя специфическими представлениями: теоретико-аналитический и нормативный. Первое значение используется как научная категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности. В этом смысле гражданское общество -- агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются гражданин со своими правами и гражданские (не государственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.  Историческое поражение революционной социальной утопии в конце XX века закономерно обострило научный интерес к проблематике гражданского общества и правового государства. Он связан с поиском новой гуманистической модели социальной органи­зации общества, основанной на органической взаимосвязи процесса де­мократизации политической системы и процесса развития гражданских институтов и социальных движений. Понятие «гражданское общество» занимает видное место в струк­турах современного социологического и политического дискурса, выступая в них в трех взаимосвязанных аспектах: во-первых, как философско-социологическая нормативная кон­цепция, определяющая не только современный этический идеал соци­ального порядка, но и отношение гражданина к нему. В этом аспекте концепция призвана способствовать мобилизации граждан и их доб­ровольных ассоциаций к социальной и гражданской активности; во-вторых, как теоретико-аналитическая концепция, объясняющая закономерности происхождения и развития социальной реальности. В этом смысле гражданское общество выступает как «агрегированное по­нятие, обозначающее специфическую совокупность общественных ком­муникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главным субъектом которых являются: гражданин со своими правами и гражданские (не политические и не государственные) органи­зации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты». в-третьих, как политический концепт или политический инстру­мент различных общественных и политических движений, партий, способствующий политической мобилизации масс либо в целях кри­тики определенных направлений политики правительства Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к понятиям полиса у Аристотеля, Цицерона и идеям так называемого естественного права. Согласно этой традиции, данное понятие обоз­начает не некое догосударственное состояние, а скорее «политическое общество». В традиции древнегреческих мыслителей понятие «поли­тическое» включало в себя все важнейшие сферы жизнедеятельности общества: семью, религию, образование, воспитание, защиту полиса и т. д. Мир человека был неразрывно слит с миром гражданской об­щины и государства. Вся жизнь в обществе, по существу, была прони­зана государственным, политическим началом. Экономическая свобода индивида - Свобода личности есть понятие многоплановое: Экономическая свобода принятия экономических решений, свобода экономического действия (индивид и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли он проявит свою активность). Политическая такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида (современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства). Духовная свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды, свобода исповедовать любую религию, либо быть атеистом. Гносеологическая способность человека всё более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира. Свобода и ответственность личности. Если брать более высокий аспект проблемы, то свобода всегда связана с необходимостью и возможностью. Люди невольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свобода-атрибут личности. Но свобода без ответственности - это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным. И чем значительнее и выше личность, тем выше и ответственность её перед собой и перед людьми. Свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живёт в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть соотнесена со свободой других индивидов. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в Декларации ООН о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Относительный характер свободы находит своё отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы даёт человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. Ущемляя чужую свободу, человек сам рискует оказаться "в зоне дефицита свободы". В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: "Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека". Так что в обществе всегда надо согласовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества. Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Свобода личности составляет единый комплекс с правами членов общества. Нельзя отрывать политико-юридические права-свободу совести, убеждений и пр. от прав социально-экономических-на труд, на отдых, бесплатное образование, медицинскую помощь. Личность-это общественно развитый человек, между обществом и личностью существует неразрывная связь.

Естественные и неотъемлемые права человека

Реализация своего назначения считает Фихте - есть долг и неотъемлемое право человека. Традиционно понимаемая система естественных прав человека (право на жизнь, свободу, собственность и достоинство) в концепции Фихте имеет иную структуру и опосредованность. Это связано прежде всего с тем, что Фихте исходит из рефлексивного обоснования принципов естественного права. Это, как отмечают исследователи, сообщает всей системе естественных прав более высокий ранг общности. Неотъемлемые естественные права человека Фихте выводит, во-первых, из коренных условий самосознания, во-вторых - из идеи назначения человека, высшей цели и смысла его существования.

Первое неотъемлемое, заложенное в «природном замысле» человека право - это право на жизнь в обществе, на участие в жизни рода. Именно отсюда Фихте выводит более конкретное право человека - на сохранение и поддержание жизни в индивидуальном смысле. Никто не может быть лишен жизни, поскольку «в каждой личности надо признавать и уважать человеческий род» . Государство же должно прибегать к лишению преступника жизни только «в случаях крайней необходимости и только тогда, когда не остается никаких других средств; ибо преступник все же всегда остается членом рода и как таковой имеет право на возможно более долгую жизнь для самоисправление».

Второе неотъемлемое право человека - право на свободу. В идеально-реальном плане взаимодействия Я и не-Я оно разворачивается в пределах разумного взаимного самоограничения на основании закона.

Третье право, заложенное в назначении человека,- право на достойную жизнь: «Не только благочестивое пожелание человечеству, а неустранимое требование его права и назначения, чтобы оно жило на земле так легко, так свободно, так господствуя над природою, так истинно по-человечески, как только ему это позволяет природа... Это его право уже потому, что он человек» Отсюда Фихте выводит понятие об ответственности государства перед гражданами за условия их жизни: «Я не мог бы назвать иначе как антиправовым, такое правительство которому были бы известны лучшие порядки, а оно ... исходило бы из того же расчета, не делая ничего, чтобы выйти самому из такого состояния и вывести из него нацию».

Четвертое неотъемлемое, заложенное в назначении и условиях самосознания человека право — это право суверенности личности. «Человек может пользоваться неразумными вещами как средствами для своих целей, но не разумными существами; он не смеет даже пользоваться ими как средством для их собственных целей; он не смеет на них действовать как на мертвую материю или на животное, чтобы только при помощи их достигнуть своей цели, не считаясь с их свободой». Однако этим негативным аспектом Фихте не исчерпывает понятие суверенности. Каждый человек, отмечает Фихте, есть уникальное, неповторимое воплощение «замысла природы». Он несет в себе высшее назначение, которое, собственно, и делает его человеком, а значит, существом, обладающим соответствующими правами. Личность независима от воли других людей, которая не может быть ей навязана даже из благих побуждений, однако эта независимость не есть право индивидуума на обособление от своего человеческого назначения. «Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ - вот наше назначение в обществе» . Отсюда как конкретизация этого общего права проистекают права человека на уважение и охрану его достоинства, личной неприкосновенности и собственности, т. е. всех форм объективации суверенности.

Пятым неотъемлемым правом каждого человека выступает право на культуру как на универсальный способ самосовершенствования, снимающий противоположность Я и не-Я. Культуру Фихте определяет как «способность давать или действовать на других как на свободных существ и способность брать или извлекать наибольшую выгоду из воздействия других на нас». (Речь в данном случае идет о духовной выгоде). Человек имеет право (и обязанность) реализовать свое «стремление развить кого-нибудь в той области, в какой мы особенно развиты, стремление, насколько возможно, уравнять всякого другого с нами самими, с лучшей самостью в нас, и затем стремление к восприятию, т. е. стремление приобресть от каждого культуру в той области, в какой он особенно развит, а мы не развиты». Только с помощью культуры человек способен реализовать свои права. Только культура делает их неотъемлемыми, действительно принадлежащими человеку, а не «пожалованными» ему от милостей властно установленного порядка. Только в культуре достигается соответствие внешней меры свободы внутренней обеспеченности ее в самой личности. Именно поэтому право на культуру выступает у Фихте, как отмечают исследователи, «суперправом» на саму правоспособность в высшем смысле этого слова.

Исходя из своего назначения, утверждает Фихте, человек обладает рядом естественных прав, которые присущи ему по праву рождения. Это право на жизнь в обществе, право на свободу, право на суверенность личности и, наконец, право на культуру, как самое главное и определяющее.

Система естественных прав, предложенная Фихте интересна хотя бы потому, что все права выводятся им из самого понятия человека и смысла его существования (деятельности), то есть не являются надуманными и навязанными.

Народный суверенитет- обусловленная волей граждан, неограниченная власть народа, которая реализуется во всех сферах общественной жизни в установленных Конституцией и законом организационных и правовых формах.

Элементы:

  1. субъект- народ, нация
  2. содержание:

- единственный источник власти народ- суверенный, свободный народ как совокупность граждан

- верховенство воли народа- путем принятия Конституции и других актов определяет весь строй конституционных отношений, форму государства

- полнота власти народа- через формы прямой и представительной демократии осуществляет весь объем принадлежащей ему власти. О полноте власти народа свидетельствует тот факт, что народ-носитель народного и государственного суверенитета.

-неограниченность власти народа- воля народа охватывает все сферы общественной жизни. Воля народа универсальна.

- неотчуждаемость власти народа- никому не передает свою суверенную власть по управлению обществом и государством (право не временное осуществление власти, не не передача суверенной власти)

3) формы осуществления

- институт прямой демократии

- институт представительной демократии

С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3).

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;

3) законодательные органы субъектов РФ;

4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;

5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

6) представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

Политический плюрализм это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Компоненты политического плюрализма:

— многообразие политических идей и организационных форм;

— отрицание моноцентризма;

— свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

— уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

— наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

— ограничение центральной власти, разделение властей;

— возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

— идеологическое многообразие;

— запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

— светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

— признание политического многообразия и многопартийности;

— равенство всех общественных объединений перед законом.

Гражданская культура и гражданский менталитет- Рассмотрим отличительные особенности гражданской культуры. Прежде всего, она гармонизирована со структурами существующей политической системы, т.е. гражданская культура должна подходить для этих структур с точки зрения содержания присущих ей политических знаний и убеждений, общих позитивных оценок и направленности политических эмоций. Когда политические установки, поведение граждан и институты находятся во взаимном соответствии, мы приближаемся к ситуации гражданской лояльности.

Гражданская культура должна быть совместимой с демократической системой. Отличительной чертой демократии является способность граждан осуществлять контроль над политическими элитами. Последние принимают политические решения, но различные группы и индивиды оказывают на них политическое влияние, с которым представители власти вынуждены считаться. Это влияние тем существеннее, чем выше у населения способность к сотрудничеству и кооперации. Культура демократического типа содержит нормы и установки, поддерживающие активное участие граждан в общественных делах, высокий уровень информированности и гражданской ответственности. Но одной активности, вовлеченности и рациональности недостаточно для демократической стабильности. Ей благоприятствует культура, объединяющая роли участника, законопослушного подданного и члена местных сообществ.

Г. Алмонд и С. Верба выделили политические качества и установки из общих культурных характеристик рассматриваемых ими стран. При этом они отмечают, что данные установки не автономны и соотносятся с другими социальными установками и широким социальным контекстом. Социальные взаимоотношения людей влияют на их политические взгляды и поведение. Они переносят свой социальный опыт на политическую жизнь. В то же время связь между социальными отношениями и политикой не является однозначной. Эти сферы различаются по своей природе и моделям власти. Поэтому важную роль в политической социализации граждан играют массовые общественные ассоциации и политические институты, обеспечивающие прямой доступ к политическому участию и контролю. Членство в ассоциациях предоставляет людям более дифференцированный набор политических ресурсов, удовлетворяющих их разнообразные интересы.

Главным свойством гражданской культуры объявлялся ее смешанный характер. Собственно все политические культуры, за исключением простых традиционных, по мнению авторов, являются смешанными.

Поэтому ими используется термин «системно смешанные» политические культуры для обозначения тех из них, в которых имеются существенные доли как более простых, так и более сложных моделей ориентаций. У этого культурного сплавления есть несколько особенностей. Во-первых, новые, более дифференцированные политические ориентации и роли не заменяют традиционные, а вполне рационально сосуществуют и дополняют их. Во-вторых, все активные ориентации, вступая во взаимодействие, не остаются неизменными, а вынуждены меняться и адаптироваться друг к другу. В-третьих, соотношение данных компонентов политической культуры в разных странах различно, доминирование любого из них преобразует содержательную картину.

Под менталитетом понимается определенный исторический опыт нации, своеобразная народная память, которая определяет поступки граждан, действующих в соответствии со сложившимся «генетическим» кодом поведения в каких-либо ситуациях, в том числе и в правовой деятельности. Менталитет человека, будучи устойчивой основой общественного существования, становится активным фактором его правовой деятельности. С одной стороны, он подвигает субъекта на определенные действия, следование определенным нравственным ценностям, предпочтение определенной субкультуры, образа правовых мыслей и чувств. С другой -- он же выступает основой отторжения всего того, что чуждо, критерием определения стандартов правового поведения и отбора юридических идей для воплощения в правовой реальности и т. д.

Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!