Мозаичная карта из с. Мадаба (Мадеба). VI в. 56 страница



Произведения Аристотеля в Византии неоднократно комментировали. До нас дошли комментарии Фемистия, Симпликия, Иоанна Филопона к «Физике». Последний написал также толкования к двум другим сочинениям Стагирита «О возникновении и уничтожении» и «Метеорологике». «О небе» было прокомментировано Симпликием. Олимпиодор дал объяснения к «Метеорологике». Эти комментарии имеют неоценимое значение. Они во многом облегчают понимание трудов Аристотеля, особенно наиболее трудных их мест.

Каждый из названных авторов по-разному подходил к решению стоящих перед ним задач. Самыми знаменитыми комментаторами произведений Аристотеля были ученики Аммония, профессора Александрийской школы,— Симпликий и Иоанн Филопон. Их отличала всесторонняя и глубокая образованность, самостоятельность в решении физических проблем и ясность мышления. При этом Симпликий не выходил в своих комментариях за рамки неоплатонической традиции. Иоанн Филопон был христианином, но несмотря на это, по некоторым теологическим вопросам высказывал мнения, существенно расходившиеся с догматами христианского вероучения. В споре с язычником-неоплатоником Олимпиодором Иоанн Филопон отрицал вечность вселенной и доказывал идентичность природы небесных тел и предметов подлунного мира.

Фемистий неотступно следовал за Аристотелем. Особенно ярко это проявлялось в трактовке им проблемы движения. Как и Аристотель, он считал воздух, окружающий брошенное тело, одновременно и движущимся, и приводящим в движение. Симпликию данное объяснение казалось искусственным. Он выражал сомнение по этому поводу и высказывал предположение, что бросающий снаряд сообщает движение ему, а не воздуху. Тем не менее Симпликий не решался отказаться от гипотезы Аристотеля.

Данную концепцию и ряд других положений натурфилософии Аристотеля подверг решительной критике Иоанн Филопон. Он утверждал, что бросающий передает камню некую внутреннюю силу, поддерживающую в течение определенного времени его движение, а не воздуху, который ничего не привносит в движение, а если привносит, то очень мало. Характеризуя эту силу, Иоанн Филопон представлял ее бестелесной и не имеющей ничего общего ни с воздухом, ни с какой другой средой. От ее величины зависит скорость бросаемого предмета. Сопротивление среды, в которой он летит, может только уменьшить его скорость, которая будет максимальной в пустоте. В средневековых латинских текстах сила, которая сообщается движущемуся телу, называлась импетус (т. е. импульс, напор, натиск, стремление вперед). Идея импетуса являлась предвосхищением понятий импульса и кинетической энергии.

Критиковал Иоанн Филопон и аристотелевскую теорию падения тел. По словам Аристотеля, чем больше тело, тем оно сильнее стремится к своему «естественному» месту. Скорость же падающего вниз или летящего вверх тела обратно пропорциональна сопротивлению среды, в которой оно движется. При отсутствии сопротивления среды, т. е. в пустоте, предметы должны падать с бесконечно большой скоростью. Иоанн Филопон доказывал, что и в пустоте вещь будет падать с определенной скоростью, зависящей от его тяжести. Сопротивление среды может только {416} уменьшить эту скорость. Свои соображе-

Ковш. Сцена измерения уровня Нила.

Деталь. Серебро. 491—518 гг.

Ленинград. Гос. Эрмитаж

 

ния он подкреплял ссылкой на факты. Вполне возможно, что Иоанн Филопон проводил какие-то опыты с падением предметов в различных средах. Экспериментировал и Симпликий. Изучая поднятый Аристотелем вопрос об изменении веса тела по мере приближения его к «естественному» месту, он на основании своих опытов отрицал разницу между пустым бурдюком и бурдюком, наполненным воздухом. Аристотель же считал вес надутого бурдюка больше, чем пустого, ненадутого 31.

Проблемами физики занимался и Прокл Диадох. Он впервые выдвинул идею о том, что частички огня и тепла должны обладать быстрым движением. Им было написано сочинение по физике «Физические начала, или О движении», где речь шла о физических элементах и обсуждались проблемы движения 32.

Наряду с собственно физическими вопросами в естественнонаучных сочинениях Аристотеля раскрываются общие понятия механики, развитые в дальнейшем в трудах Архимеда и Герона. Знакомство с трактатами Стагирита вводило византийцев и в круг вопросов данной дисциплины.

Византийцы проводили различие между механикой — теоретической наукой и механикой — практическим искусством. Именно на это различие указывает Папп Александрийский в восьмой книге своего «Математического собрания». По содержанию и характеру это произведение представляет собой компиляцию из работ античных авторов, прежде всего Архимеда и Герона. В книгу включены и оригинальные исследования Паппа, его доказательство «теоремы об объемах тел вращения, которые выражаются через длину окружности, описываемой центром тяжести вращающейся фигуры, так называемая „теорема Паппа—Гюльдена“» 33.

Большой интерес к проблемам механики проявляли математики Евтокий, Анфимий из Тралл и Исидор Милетский, которым были известны не только труды Архимеда, но и работы Герона, в частности его «Механика». Свое знание законов механики, творчески усвоенных, последние применили при строительстве храма св. Софии. {417}

Знакомство византийцев с основами механики позволяло им создавать сложные, отличающиеся совершенством военные механизмы 34.

Познания византийцев в области оптики — науки о зрении, катоптрики — теории отражения лучей от зеркальных поверхностей, диоптрики — учения об оптических измерениях — основывались на трудах Аристотеля, Евклида, Герона, Птолемея. Трактат Евклида «Оптика», излагающий теорию перспективы, был обработан и переиздан Феоном Александрийским.

Закономерности отражения параболических зеркал были сформулированы в работе Анфимия из Тралл «О зажигательных зеркалах».

По-новому подошел к решению вопроса о прямолинейном прохождении световых лучей Олимпиодор. В отличие от Герона, который в своей «Катоптрике» установил зависимость прямолинейности световых лучей от бесконечно большой скорости их распространения, византийский философ принимал во внимание телеологические соображения. Он доказывал целесообразность устройства всего в природе, которая, по его словам, не терпит никаких излишеств. Это имело бы место, если бы для прохождения света она выбрала бы не самый короткий путь 35.

Таким образом, в ранней Византии были подвергнуты критике отдельные положения античных ученых и высказаны некоторые верные догадки по ряду вопросов физики. Но теория этих дисциплин развивалась медленно. Византийцев больше интересовала практическая сторона дела, они старались применить достижения античных мыслителей к решению насущных технических проблем. И все же вклад византийцев в сокровищницу мировой науки должен быть оценен по достоинству. Они осмыслили античные труды по физике, сохранили их, подготовили новые издания и составили к ним комментарии, облегчив потомкам их понимание.

Наряду с естественнонаучными сочинениями Аристотеля, посвященными неорганической природе, изучали и его биологические трактаты: «Историю животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных» и др. В указанных произведениях Стагирита с исчерпывающей полнотой были изложены известные в его время сведения по описательной зоологии, сравнительной анатомии, эмбриологии. Однако, несмотря на изучение и издание биологических трактатов Аристотеля, византийцы не занимались поднятыми им проблемами. Зоология постепенно утрачивала характерные черты подлинной науки. Развивались лишь те ее отрасли, которые были связаны с практикой. Интересовались прежде всего применением растений для изготовления лечебных средств, использованием животных в хозяйстве и на охоте. Ценились только те работы, в которых были либо сведения, полезные для домашнего и сельского хозяйства, либо сообщения об отдельных видах животных, их специфических особенностях и болезнях, либо развлекательные рассказы о флоре и фауне экзотических стран. Книги по зоологии превращались в занимательное как по форме, так и по содержанию чтение. В них сведения, заимствованные из работ Аристотеля, были перемешаны со сказочно-фантастическим материалом 36. {418}

К подобной литературе относится написанное ритмической прозой сочинение Тимофея Газского в четырех книгах. Оно сохранилось только в отрывках и представляет собой компиляцию, основанную на трудах античных писателей — Ктесия (V—IV вв. до н. э.) и Арриана (II в. н. э.). В нем описывалась фауна Индии, Аравии, Египта, Ливии. Его автор жил и работал в Александрии в царствование Анастасия I. В Византии его сочинение было широко известно. Эксцерпты из него встречаются в руководстве по зоологии, составленном по поручению Константина Багрянородного, и анонимном произведении XI в. 37

От IV—V вв. до нас дошли парафразы сочинений других античных авторов, описывающих животный мир. Евтекний изложил книгу Оппиана (II в. н. э.) «Об охоте». Другое произведение Оппиана — «Рыболовство» — в пересказе неизвестного автора IV—V вв. сохранилось фрагментарно как приложение к 3—5-й книгам Венского Диоскорида. В эту же рукопись входит книга «О птицах» Дионисия Филадельфийского, в обработке жившего примерно в это же время Анонима 38.

Интерес практиков, занимающихся животноводством, коневодством, птицеводством, пчеловодством, рыболовством и пр., к приобретению необходимых знаний, которые могли бы помочь им вести свое хозяйство, взывал к жизни труды по ветеринарии, которые в настоящее время изданы только частично.

Самым известным ветеринарным врачом в тот период был Апсирт, уроженец Вифинии. По мнению исследователей, базирующихся на сообщении Суды, он жил при Константине Великом (PG, t. 117, col. 1224 С). Будучи стратиотом, он участвовал в его военных походах на Истр (Дунай) и в Скифию. Он написал книги «О лечении лошадей», «О природе этих бессловесных животных» и др. Эти сочинения были одним из основных источников XVI книги «Геопоник» — сельскохозяйственной энциклопедии Х в., составленной по поручению Константина Багрянородного. Апсирту принадлежит подавляющее большинство глав (27 из 33) в опубликованном «Корпусе гиппиатрик». Материал для написания их он черпал из практики, как он сам об этом говорит во вступлении к работе «О лечении лошадей».

Современником Константина Великого был и Гиппократ, другой автор произведения по ветеринарии, фрагменты которого были также включены в «Геопоники».

Несколько раньше, в царствование Диоклетиана, трудился Иероклей, императорский сановник, префект Александрии. Им был составлен трактат «О лечении коней», пять глав которого вошли в состав «Корпуса гиппиатрик», а отдельные пассажи помещены в «Геопониках» 39.

Необходимые для ведения хозяйства сведения практического характера о домашней птице, пчелах, лошадях, ослах, верблюдах, мелком и крупном рогатом скоте, собаках, дичи, рыбах, вредных и ядовитых животных и насекомых были включены в работы, описывающие сельскохозяйственное производство: пчеловодство, птицеводство, коневодство, животноводство, рыболовство. {419}

По данным патриарха Фотия (PG, t. 103, col. 457—460), сборник наставлений по агрикультуре был написан в IV в. Винданием Анатолием из Бейрута, современником императора Юлиана, по поручению которого он создал свой труд. Винданий Анатолий занимал высокий пост магистра оффициев и в 346 г. был префектом претория Иллирика. Вероятно, он был язычником. Сообщая о нем, Фотий предостерегает от увлечения магическо-языческими элементами, которые отличают это произведение.

Свод Виндания Анатолия «Собрание земледельческих занятий» был разделен на 12 книг. Автор собрал и объединил данные, заимствованные из античных писателей. Главными его источниками были часто используемая в последующие столетия своего рода энциклопедия по естествознанию Демокрита, жившего в Александрии около 200 г. до н. э., трактат Памфила (II в. до н. э.), сочинение Диофанта из Никеи Вифинской, о котором упоминают римские авторы: Катон (31), Варрон (I, 10), Колумелла (I, 1, 10), Плиний (I,8), произведение Секста Юлия Африкана (II— III вв. н. э.), состоящий из 11 книг труд Флорентина (III в.) и работы Апулея (I—II вв.), Тарентина, Валента, Леонтия.

Сочинение Виндания Анатолия пользовалось широкой известностью. Фрагменты из него были включены в сельскохозяйственную энциклопедию Х в. Из него черпал материал римский агроном Палладий Рутилий Тавр Эмилиан (IV—V вв.) при составлении своего труда по агрикультуре в 15 книгах. Несколько позже сборник Виндания Анатолия был переведен на сирийский и армянский языки. По мнению исследователей, наиболее близок к греческому оригиналу сирийский текст, хотя его создатель дополнил подлинник заимствованиями из аналогичных произведений. Некоторые ученые связывают появление сирийского перевода, осуществленного в VI в., с деятельностью Сергия Решайнского. Однако прямых указаний на этот счет нет. В свою очередь, сирийский текст VI в., состоявший из 14 книг, послужил основой для арабской версии Куста (или Каста) ибн Лука из Баальбека, получившей название «Книги о греческом сельском хозяйстве».

В VI в. свод Виндания Анатолия был использован Кассианом Бассом при создании им Эклоги по сельскому хозяйству. В нее он включил и материал, извлеченный им из труда о земледелии Дидима Александрийского, время жизни которого нельзя точно установить (одни историки относят его к III в., другие — к IV—V вв.). О Кассиане Бассе у нас очень мало сведений. Известно, что он был родом из Вифинии, где владел виноградником, и его называли схоластиком. Как и свод Виндания Анатолия, Эклога Кассиана Басса была весьма популярна. Она была переведена на арабский язык и явилась основным источником «Геопоник».

Таким образом, византийцы были хорошо знакомы с достижениями античной земледельческой науки, ибо в Византии были известны труды по агрикультуре, авторы которых опирались на сочинения по сельскому хозяйству эллинистических и римских писателей 40.

Сведения о животном мире византийцы черпали также из самой значительной позднеантичной работы по естественной истории — так называемого «Физиолога», который пользовался огромной популярностью в Ви-{420}зантии, о чем свидетельствует большое число дошедших до нас рукописей данного сборника. Материал из него заимствовали многие византийские писатели. Особенно часто к нему обращались «отцы церкви», включавшие извлеченные из него сообщения о животных в свои труды, прежде всего в «Шестодневы». Его использовали Ориген, Лактанций, Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Севериан Габальский, Августин Гиппонский, Феодорит Киррский. Хорошо знали его и авторы VII в.: Аэций Антиохийский, Георгий Писида, Анастасий Синаит. Епифаний Кипрский в своем знаменитом произведении «Панарион» сравнивал осуждаемые им ереси с разными хищными зверями и ядовитыми пресмыкающимися, упомянутыми в «Физиологе». В VII в. «Физиолог» наряду с другими греческими книгами был переведен на сирийский язык.

«Физиолог» был плодом коллективного творчества. По-видимому, он был составлен в Александрии во II—III вв., т. е. в эпоху, когда главное внимание уделялось не научному описанию представителей животного мира, а рассказам, содержащим баснословные сведения о них.

Подобного рода труды античных писателей, а также древнеегипетские памятники служили основными источниками при составлении «Физиолога», где давалось описание фантастических и реально существующих животных, причем последним приписывались сказочные свойства. К нему были составлены религиозные и аллегорические толкования действительных и мнимых свойств животных. Материал для подобного символического комментария извлекали из книг Ветхого и Нового завета, а также из Талмуда. Авторы окончательной обработки «Физиолога» старались сблизить сообщения классических писателей с данными Писания и христианского предания и популярно изложить основы морали и вероучения христиан.

Сохранившийся до нас «Физиолог» состоит из 50 отдельных глав, в которых рассказывается о животных, птицах, насекомых, а также о минералах, об их особенностях и свойствах, которые сопоставляются с чертами характера человека и присущими людям добродетелями и пороками. Каждое животное представляет собой строго определенный тип человека, наделенный либо восхваляемыми церковью добродетелями, либо осуждаемыми христианской моралью пороками и грехами. В «Физиологе» описаны такие легендарные животные, как феникс, василиск, горгона, единороги, кентавры, сирены, драконы. Символическое толкование обычаев и свойств представителей фауны, перечисление фантастических животных переносят читателей в мир сказок и легенд. Однако, несмотря на баснословный характер большей части помещенных в «Физиологе» сведений, его составители выполнили поставленную перед собой задачу — дать популярное истолкование христианского вероучения. Действительно, верующие получили книгу, которая в занимательной форме излагала основы морали и главные догматы христианства, книгу, которая опиралась не только на Писание и христианское предание, но и на труды античных писателей 41.

Описание животных встречается и в других христианских произведениях. Значительное место занимает оно в популярных экзегетических со-{421}чинениях, в так называемых «Шестодневах». Основная цель составления «Бесед на Шестоднев» заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опровержении физических теорий античности.

От ранней Византии дошла масса «Шестодневов». Из них наибольшей известностью пользовались сочинения Василия Великого и Георгия Писиды, являвшиеся, как и другие аналогичные произведения, по сути дела, комментариями к Книге Бытия. Наряду с разработкой философско-богословских проблем они сообщают разнообразные сведения по естествознанию как реального, так и фантастического характера, приводят курьезные толкования и анекдотические истории.

Василий Великий рассказывает не только о сотворении мира, о земле, водах, небесных светилах, но и описывает в седьмой гомилии пресмыкающихся, в восьмой — птиц, в девятой — сухопутных животных. Иногда он приводит верные и точные наблюдения и остроумные объяснения некоторым явлениям природы, дает классификацию рыб и пресмыкающихся. Однако чаще всего Василий Великий заполняет свою работу баснословными сообщениями. Так, например, у него идет речь о священных гусях, спасших Рим, сказочных птицах: альконосте и фениксе, «малой рыбице» ехидне, ките и дельфине, которые во время опасности прячут своих детенышей в живот, и т. п. Нередко он проводит аналогии между образом жизни представителей фауны и образом жизни человека, приписывая животным легендарные свойства, присущие людям, что дает ему повод для назиданий и морализации (PG, t. 29, col. 147—208).

Георгий Писида в поэме «Гексамерон», написанной ямбами, не только обсуждает богословские вопросы, но и дает описание растений и животных. В свою работу он включил множество сказочных историй. Так, он говорит о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда, что, по его мнению, является убедительным аргументом в защиту тезиса о непорочном зачатии (PG, t. 92, col. 1425—1578).

Свой материал и Василий Великий, и Георгий Писида черпали как из естественнонаучных трактатов Аристотеля, так и сочинений Ктесия, Оппиана, Элиана и др., в которых приводились занимательные истории о животных, а также из «Физиолога». Полемизируя с древними писателями, христианские авторы тем не менее заимствовали у них сведения, стремились согласовать естественнонаучные представления античности с христианской религией. Работы Василия Великого и Георгия Писиды были написаны образно, живо и поэтично. Все это способствовало их огромной популярности и широкому распространению 42.

Нередко византийские авторы включали сведения о животном мире в свои исторические и географические произведения. Аммиан Марцеллин, совершивший путешествие в Египет, рассказывает не только о его населении и древних памятниках, но и о его природе. Он пишет о пассатах, дующих здесь, о тропических дождях, выпадающих в Эфиопии, у истоков Нила, и являющихся причинами его разливов, а также об обитающих в Африке животных: крокодиле, гиппопотаме, газелях, обезьянах, буйволах, птице-ибисе, о различного рода змеях (Hist., XXII, 15.1—31).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!