Формирование мировоззрения (Эволюция взглядов Ауробиндо)



 

Наиболее ярко эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо проявляется в описании им планов сверхсознания и тех сил, которые их олицетворяют.

Изложение материала, посвященного этой теме, целесообразно представить в следующей последовательности[111]:

  1. ранние публикации;
  2. дневники за 1914-1920 гг., номера "Арьи" за 1914-1921 гг.;
  3. вечерние беседы за 1922-1926 гг.;
  4. дневники за 1927 год;
  5. "Письма о йоге", 1930-1938;
  6. книга I "Жизни божественной", редакция 1939 года;
  7. книга II "Жизни божественной", редакция 1940 года;
  8. первые двенадцать глав "Синтеза йоги", прошедшие редакцию в 1948 году;
  9. "Супраментальное проявление на земле", 1949-1950.

В начале своего духовного пути Ауробиндо рассматривал Шри Кришну как олицетворение супраментала, самого Всевышнего и учителя в его супраментальной йоге. Именно влиянием этого религиозного опыта можно объяснить постепенный отход Ауробиндо от участия в политической жизни – он ставит перед собой задачу обратиться не столько к людям, сколько непосредственно к Душе Индии и пробудить ее с помощью силы суперразума. Решение этой задачи на внешнем уровне проявляется в просветительской издательской деятельности. Но впоследствии под влиянием своего религиозного опыта он отказывается также и от нее, прекращая в 1921 году издание журнала "Арья", чтобы сосредоточить все свои силы на садхане. К тому времени супраментал проникает на уровень витального сознания и остается последняя твердыня – сознание физическое, а следовательно начинается последний этап программы йоги, данной ему Шри Кришной, – шарира чатуштайя, преображение тела. Все это время Ауробиндо встречается лишь с небольшой группой избранных учеников.

24 ноября 1926 года супраментал (тогда сознание Шри Кришны) нисходит в физическое сознание и этот день получает название "Дня сиддхи", поскольку наступает последний этап преображения. Однако через год Ауробиндо приходит к выводу, что реализованный им план сверхсознания, который он называл супраменталом, лишь предваряет его и не способен к преображению земной природы. В дневниках появляется новое понятие – глобальный разум, а сам Ауробиндо удаляется в полное затворничество. Таким образом, Кришна оказывается персонификацией этого нового плана и перестает быть учителем Ауробиндо в йоге трансформации. Более он не связывается им с ведическим Сурьей, хотя сохраняет за собой статус космического Ишвары.

Что касается аспектов божественного, то на ранних этапах йоги Кришна сочетал в себе все силы и способности сверхсознания и лишь затем появляется его женская ипостась Кали. После открытия плана глобального разума Шри Кришна как верховное божество заменяется Махашакти. В связи с развитием концепции природы глобального разума Ауробиндо высказывает точку зрения, согласно которой в этом плане берут свое начало все аспекты, которые в области космоса предстают как противоположности. Таким образом, истины все религий, истины всех вариантов Веданты, а также разделение божественного на мужской и женский аспекты обусловлены природой разделяющего видения глобального разума, поэтому их нельзя рассматривать как исключающие бытие друг друга. Задача состоит в том, чтобы подняться над ними – туда, где они находятся в "сплавленном состоянии", на уровень супраментала, а затем низвести его в мир человека и земную природу.

 

* * *

 

На ранних этапах своей йоги Ауробиндо полагал, что сразу над головой (над разумом) начинается область супракосмической трансцендентной Сат-Чит-Ананды. Собственно поэтому, вероятно, и появился термин "супер-разум", обозначавший динамический аспект Сат-Чит-Ананды, который приносил в низшее сознание вдохновение, откровение, видение, интуицию.

Когда Ауробиндо "открывает" для себя глобальный разум ("открывает", потому что его сознание находилось в нем уже значительное время, но он рассматривал этот план как суперразум), супраментальная Истина-Сознание смещается вверх, а ее непробужденная ипостась – соответственно на один план вниз, в подсознание. Если до 1927 года суперразуму соответствовала задача преображения физического сознания, то после формулирования Ауробиндо принципов глобального разума новому статусу суперразума соответствует задача преображения подсознания, причем подсознания всего человечества.

Открытие глобального разума сказалось и на интерпретации Ауробиндо образа солнца в Ведах и упанишадах. Своему новому опыту он находит отклик в Иша упанишаде в образе золотого диска, которым закрыт лик Истины. Этим диском, отражающим великолепие самого Солнца супраментала, но закрывающим его самого, и является глобальный разум. Опыт риши теперь связывается не с практикой низведения вниз в ментальное, витальное и физическое сознание сил и способностей супраментала, а в стремлении к нему самому без каких-либо последствий для низшего тройственного бытия разума, жизни и тела. Указание упанишад на то, что прошедший врата Солнца (символ супраментала) уже не может сохранять свое присутствие в физическом теле, явилось, по мнению Ауробиндо, результатом неудачи реализации супраментала в физическом сознании или вообще отсутствия установки на ее возможность. Поэтому все духовные усилия в Индии завершились Майявадой. Заметим, что на ранних этапах йоги ответственность за сугубо созерцательную духовность Индии Ауробиндо возлагал именно на учение Шанкары и его трактовку майи, которая отличается от той, что дается в ведах.

Открытие глобального разума сказалось также на толковании Ауробиндо образа полусфер. Высшую полусферу Сат-Чит-Ананды от нижней теперь отделяет не суперразум, а глобальный разум, играющий роль диска, заслоняющего собою высшую реальность.

 

* * *

 

По мере развития своего религиозного опыта Ауробиндо наполнял понятие суперразума различным содержанием. Постепенно в нем появляется внутренняя дифференциация, которая приводит к разделению области сверхсознания на планы сверхсознательного (духовного) разума, включающего в себя все стадии, которые в свое время рассматривались Ауробиндо как суперразум, и планы супраментала.

В развитии учения о суперразуме и планах сверхсознания ключевыми являются 1914 год, когда оформилось деление суперразума на три подплана, и 1927 год, когда Ауробиндо ввел понятие глобального разума. Именно в эти годы Ауробиндо достигает определенного опыта, который затем пытается зафиксировать и теоретически осознать в создаваемой им системе терминологии. В ней на первых порах прослеживается тенденция обращения к индийской и греческой традициям (виджняна, буддхи, манас, логос, гносис и т. д.). В дальнейшем Ауробиндо создает собственную терминологию, освобождая понимание описываемого им опыта от традиционных ассоциаций. Вторая тенденция заключается в том, что начало усложнения вновь созданной терминологии указывает на ее неспособность к описанию нового опыта и скорую смену на основе другого критерия систематизации. Не избежал этой закономерности и классический вариант учения о сверхсознании, представленный в "Жизни божественной".

Характерно, что критерием, служащим отнесению все новых и новых планов сверхсознания к области разума, служит их неспособность изменить природу человека. Так, постепенно в области сверхсознания появляются духовные планы разума, а затем и глобальный разум. Таким образом, космическое сознание постепенно проникает и заполняет собою ту область, которая прежде считалась супракосмической, трансцендентной.

 

* * *

 

Сказанное выше неизбежно приводит к постановке следующих вопросов: можно ли адекватно описать религиозный опыт и, в связи с этим, можно ли считать взгляды Ауробиндо именно философскими?

В нашей работе мы исходили из того, что Ауробиндо Гхош является философом. К этому нас побуждали многочисленные книги и словарные статьи, описывающие его именно в этом качестве. Если мы принимаем подобное определение, все же следует уточнить, какова специфика философии Ауробиндо и чем она в таком случае отличается от философии в общепринятом значении.

Сразу следует отметить, что философия Ауробиндо при всей ее ориентации в будущее принципиально апостериорна. В данном случае под опытом подразумевается не чувственный, а духовный, религиозный опыт. Аристотель положил начало традиции рассматривать опыт как нечто низшее по отношению к знанию. В "Метафизике" на примере врачебной практики он показывает различие между знанием и опытом. Так, считать, что "Каллию, Сократу и многим другим людям помогло такое-то лекарство, – это дело опыта; а определить, что это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то и таким-то людям одного такого-то склада (например, вялым или желчным при сильной лихорадке), – это дело искусства". Владеющий искусством более мудр, чем владеющий опытом, ибо первый знает причину, а второй нет. Имеющий опыт знает "что", но не знает "почему". Истинное познание закрепляется за сверхчувственным разумом. Разум божественен и духовен.

Ауробиндо придерживается иной точки зрения. Разум – инструмент, а не субъект познания. Разум может в равной степени обосновать противоположные точки зрения, он антиномичен и, следовательно, не ведет к истинному познанию во всей полноте. Сознание – истинный субъект познания. Его само- и миропознание осуществляется в духовном опыте. В нем мы познаем и "что", и "почему". Духовный опыт, в котором переживается тождество с истоком сущего, переводит нас за пределы феноменов и понятий непосредственно в суть вещей. Разум утрачивает собственную познающую активность и становится инструментом передачи и организации уже обретенного знания. В нем знание обретает форму и таким образом становится доступным для ментального понимания других людей.

Способ освоения Ауробиндо текста можно условно назвать йогической (или экзистенциальной) герменевтикой. Понимание текста в русле герменевтики такого рода предполагает погружение исследователя в сознание его автора, точнее – в тот опыт, исходя из которого этот текст был создан. Тождество переживания делает древний текст современным, вследствие чего загадочные сравнения и метафоры обретают внутренний смысл, а текст в целом – ясность. Это со-переживание, со-бытие делает людей, разделенных столетиями, современниками в настоящем. Атрибуты времени становятся вторичны. Вечные истины потому и остаются вечными, что для большинства людей каждого следующего поколения они остаются внутренне недосягаемы – недоступно их онтологическое со-переживание. Поэтому оглядываясь в прошлое, мы смотрим на их носителей как на вершины. Они – вершины для нашего времени так же, как и для своего, потому что сознание человечества не меняется – эволюционируют лишь социальные институты.

В философии Ауробиндо мышление идет "по следам" сознания, действуя при этом в строго определенных пределах, но не теряя своего творческого импульса. Само бытие, с точки зрения Ауробиндо, непознаваемо через мышление, ибо в йогическом опыте оно начинается там, где мышление заканчивается. Для Ауробиндо "быть философом" совсем не означает "быть мыслителем". В безмолвии исчезает диалогичность сознания, исчезает субъект внутренней речи, но не субъект как таковой, который продолжает воспринимать информацию, но уже лишенную образной и словесной (звуковой) формы.

Поскольку философия Ауробиндо была во многом производной от его религиозного опыта, он признавал, что в ней мало аргументов, мало "абстрактных слов", обосновывающих то или иное заключение метафизических построений. По его словам, он ставил перед собой задачу гармонизировать различные пути многостороннего знания так, чтобы выявить их логическое единство. При этом способом его философствования было непосредственное видение отношений внутри знания, а не цепь умозаключений.[112]

Приведем несколько характерных высказываний Ауробиндо по поводу философии:

"Философия – попытка объяснить человеческому разуму то, что на деле находится вне разума".[113]

"... Метафизическое знание – подручный духовного опыта".[114]

"Опыт и обобщение опыта я считаю истинной философией. Все остальное всего-навсего работа интеллекта и ни в коей мере не может представлять интерес".[115]

Говоря о философии вообще, Ауробиндо чаще всего имеет в виду европейскую философию, которая, по его мнению, обладает рядом врожденных недостатков:

во-первых, она стремится к мышлению ради мышления;

во-вторых, начиная с греков, ум рассматривается как способность познания истины;

в-третьих, в поисках абсолютной истины разум отказывается ото лжи, и в этом таится одна из основных причин его неспособности достичь устойчивой, целокупной и совершенной истины.

Кроме того, ограниченность философии, по мнению Ауробиндо, связана с тем, что само мышление, направленное на вечность, происходит в рамках и условиях времени, то есть вне предмета своего постижения.[116] Действительно, ментальный язык дробит в сознании реальность на слова, а слова выстраивает друг за другом, то есть в хронологической последовательности. Адекватная интенция мышления оказывается онтологически скованной временем, потому что именно в нем она и осуществляется. Познание вневременного в рамках времени становится фактически направленностью мышления на самое себя, на свое представление о реальности. Метафизика как обращенность мысли на саму себя оказывается, в конечном счете, конструированием иллюзий, гипотетических моделей реальности. Такого рода познание может быть адекватным лишь при условии, что познаваемая в мышлении реальность обладает той же природой, что и мышление. В религиозно-философском учении Ауробиндо данное условие соблюдено быть не может, поскольку для него реальность превосходит природу мышления, ибо она сверхразумна. Согласно Ауробиндо, разум служит не для познания, а для организации знания. Быть философом – значит обладать способностью выражать во времени вечное, в мышлении – супра-ментальное.

Таков подход Ауробиндо Гхоша к философскому творчеству, который и определяет стиль его мышления. Теперь нам предстоит выяснить – конечно, post factum, поскольку, как уже говорилось выше, Ауробиндо признан философом, оказавшим наибольшее влияние на духовную и интеллектуальную атмосферу Индии первой половины XX века, – почему такой способ мышления может быть признан философским.

 

* * *

 

Выскажем предположение, что характерные черты философствования определяются типом религии, лежащим в основании той или иной культуры. Европейская философия формировалась в контексте религии откровения (христианства), для которой характерно наличие бездны между миром тварным и трансцендентным. Знание о мире горнем является богооткровенным, поэтому преодолеть бездну между богом и человеком может только вера или... свободный поиск разума. Поэтому разум обретает особое значение. Надо отметить, что его роль была освящена еще греческой философской традицией. Проследим генезис этого явления.

В греческой философии и разум, и сознание обозначались одним понятием – "нус". Отсутствие различения вело к отождествлению сознания и разума. На уровне макрокосмоса – метафизики – Дух, соответственно, превратился в божественный Разум. Человек обладает разумом-духом. Дух человека есть дух мыслящий. Поскольку Разум божественный и разум человеческий со-ответствуют друг другу, становится возможным адекватное познание: бытие и мышление тождественны. Истина постигается в мысли, а не в опыте. Поэтому мысль и разум обладают абсолютной ценностью.

Тенденция абсолютизации роли разума, унаследованная со времен Древней Греции и обретшая почти сакральную роль не только потому, что разум почитается божественным, но и потому, что сама философия, соединяя собою мир природный и мир нетварный, в определенной мере дублирует функцию религии откровения, привела к противоборству знания и веры в Средние века.

В дальнейшем претензия философии на духовное знание, обретаемое с помощью мышления, продолжает сохраняться вплоть до появления экзистенциализма. Кант и Гегель в своих системах подчеркивают роль разума и в новом свете воспроизводят идеи греческих философов. Так, Кант интериоризирует формы Аристотеля. У последнего формы, исходя из божественного разума, облекают собою материю, внося в нее сообразное себе содержание. Кант пишет уже не о всеобщем божественном интеллекте, а о разуме человека: схемы чувственности и мышления вносятся в данные восприятия и таким образом их упорядочивают. По сути этим утверждается, что человеческий разум как бы творит мир. Гегель, напротив, объективирует ментальную активность человека: он рассматривает Дух как абсолютную идею и онтологизирует логику.

Определенная сакрализация роли разума, связанная с изначальной установкой греческих философов, а также с той ролью, какую на протяжении многих веков играла философия в культуре, связанной с религией откровения, определяет характерную для европейской философии приверженность к чистому мышлению.

Резюмируя, можно сказать, что западный вариант философии представляет собою опыт самопознания разума, опыт познания наличных ментальных структур, их возможностей и границ применения. Философия вскрывает ментальные данности – ментальные атомы, которые своим существованием детерминируют ход сознательного мышления и способ восприятия мира. Философия в этом значении указывает на ограниченность существующих методов мышления и открывает новые горизонты познания.

Культура Индии развивалась под сильным влиянием того типа религии, который можно назвать религией пути. Точнее, нескольких религий этого типа. Так же, как и в религии откровения, ее полюсами служат мир земной (воспринимаемый, проявленный) и мир трансцендентный. Так же в ее основании лежит опыт переживания божественного, но не опыт откровения, а опыт пути. Поэтому бездну между человеком и трансцендентным преодолевает не вера, а путь (конечно, данное описание – идеальный тип). Знание не богооткровенно в том смысле, что оно верифицируемо. Абсолютной ценностью обладает не столько знание, сколько бытие в этом знании. В социальной реальности муни, вышедший из касты кшатриев или даже шудр, вследствие этого оказывался выше посвященного в тонкости ведической религии брахмана. В связи с большим значением психотехнической практики детально разрабатывается учение о сознании. Разум и сознание отличны: разум – инструмент сознания, а не оно само. На уровне метафизики абсолютом является Бытие-Сознание-Блаженство (Сат-Чит-Ананда), а не божественный Разум. Поскольку разум служит инструментом сознания, философия также используется как инструмент – для передачи и формулирования духовного знания в ментальных терминах. В этом смысле она несет скорее коммуникативную, чем познавательную нагрузку. Философия, сравнимая с западноевропейской, создавалась только для полемики, а не для познания (так, в буддийской философии появление логики было связано с распространением и, соответственно, проповедью учения Будды). Школы, работающие сугубо в европейском стиле, постепенно переставали быть живой традицией (например, ньяя).

Возможно, именно то значение, которым наделялся разум в том или ином типе религии, и соответственно культуры, и определило стремительное развитие, начиная с эпохи Возрождения, науки на Западе и созерцательную духовность Востока, которая не смогла противостоять технологическому и, в том числе, военному вторжению европейцев, приведшему к колониальному периоду в истории Индии.

 

* * *

 

Так можно ли называть построения Ауробиндо собственно философией?.. Если принять определение философии как теоретически сформулированного мировоззрения, то взгляды Ауробиндо Гхоша именно философичны, ибо он формулирует свой взгляд на мир посредством целой системы понятий, а его рассуждения по ряду вопросов являются производными от нее. Философия Ауробиндо духовно апостериорна, а понятия, которые в ней используются, пусты в буддийском смысле слова: они лишены собственной – ментальной – природы. Взгляды Ауробиндо, таким образом, являются философскими по форме и религиозными по содержанию.

Если оценивать философию Ауробиндо с точки зрения европейской традиции, то она недостаточна "философична", поскольку при наличии системы мышления, оно само не является автономным, а основания, на которых разворачиваются ее построения и выводы, зачастую аксиоматичны и запредельны мысли. Как философию в полном смысле слова систему взглядов Ауробиндо можно рассматривать в контексте восточной традиции, поскольку она создавалась уже после обретения им духовного опыта, а ее главную задачу он видит в передаче уже обретенного знания и формировании установки на предстоящий опыт.

Что касается выразимости религиозного опыта и проблемы адекватности его передачи, то во времена "Вечерних бесед" Ауробиндо высказывался в том духе, что многие йогины, обладая глубоким опытом, были скверными философами, откуда и пошло мнение о его невыразимости. Позднее, уже после реализации глобального разума и работе с самим суперразумом, он столкнулся с той же проблемой, что и йогины древности. Она была сформулирована следующим образом: поскольку сознание Ауробиндо вышло за пределы области разума, то выражение опыта с помощью слов ментального языка стало практически невозможным. "Нужен другой язык", – говорил Ауробиндо. Отсутствие "другого" языка отчасти была призвана компенсировать поэзия. Ряд статей индийского философа посвящен поэзии будущего. Ее примером был должен служить эпос "Савитри".

Возможно, поэтическая форма выражения религиозного опыта была выбрана Ауробиндо как окончательная потому, что она допускает метафоричность и многозначность высказывания, что невозможно при использовании системы отточенной терминологии. Таким образом достигается бесконечно большая свобода выражения. Кроме того, сам он полагал, что "Савитри" станет не только картой планов и переживаний для последователей супраментальной йоги, но и, будучи мантрой, – ритмическим воплощением его религиозного опыта, – позволит пробудить вибрации этого опыта в тех, кто будет ее читать.[117] Таким образом текст становился порождающей моделью йогического опыта.[118] Сам Ауробиндо говорил, что использовал "Савитри" как средство восхождения и поле йогического опыта.[119]

 

* * *

 

Подобно тому как в истории человечества божественное постепенно удалялось в область трансцендентного по мере освоения человеком природного мира, точно так же супраментал Ауробиндо удалялся все выше и выше по мере освоения им планов сверхсознательного. На индивидуальном примере мы видим закономерность развития религиозных представлений. Божественное всегда оказывается пред-стоящим человеку. Оно представляет собою некий внутренний религиозный горизонт человека, который можно полагать, но который трудно достичь. Иерархию божественного в человеческом сознании можно реконструировать, лишь оглядываясь на пройденный им путь.

Несмотря на то, что сам Ауробиндо неоднократно отрицал намерение создать новую религию, объективная логика событий, связанная с необходимостью систематизации учения и приведения его к непротиворечивому, можно сказать, догматическому варианту, устраняющему разночтения, привела к появлению комментаторской и популяризаторской литературы (стиль подачи информации в последней скопирован с евангелических изданий). Таким образом, структурно появилось деление на священное писание и предание. Возник вариант священной истории, полюса которой – рождение в час Бога и уход в Махасамадхи. Среди большинства индийцев Ауробиндо воспринимается как индуистское божество, которому молятся и поклоняются соответствующим образом. Развит туристический бизнес, связанный с приемом паломников в Пондичери. Существование ашрама в качестве организации, которая по определению обладает иерархией, и его активная миссионерская деятельность, систематизация учения и рост числа последователей создали предпосылки для возникновения новой религии пути.

 

 

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА

 

 

Даты наиболее значимых событий жизни Шри Ауробиндо
Детство. Индия, Англия. 1872-1888  
  • 1872 15 августа - Ауробиндо Гхош родился года в Калькутте в фешенебельном районе Чоуринги в доме Мано Мохуна Гхоша, друга отца. Вскоре после рождения мать и Ауробиндо переехали к остальной семье в Рагпур, где прошли первые годы детства Ауробиндо. Отец, Кришна Дхан Гхош, был англоманом. В доме говорили по-английски. Мать, Сварналатта Гхош. Два старших брата - Манмохан, Беной. Младшая сестра - Сароджини.
  • 1877 (5 лет) - Отец посылает Ауробиндо и двух его старших братьев в Дарджилинг - в ирландскую школу женского монастыря Лоретто. Ауробиндо запомнились игры и прогулки на лесных склонах гор.
  • 1879 (7 лет) - Отец посылает Ауробиндо и двух его старших братьев в Англию. Они останавливаются в Манчестере у приходского священника В. Древетта на Шекспир-стрит 84. Древетт учит Ауробиндо латыни и истории, а жена священника - французскому, географии и арифметике.
  • 1883 (11 лет) - январь - публикация первого стихотворения "Light"
  • 1884 (12 лет) - Древетт эмигрирует в Австралию и мальчиков перевозят в Лондон к матери священника. Сентябрь. Ауробиндо и его старший брат, Монмохан, зачислены в школу Св. Павла (St.Stephen's Avenue, 49, Shehperd's Bush, London). Ауробиндо успешно сдает экзамены, получает грамоту и сразу переходит в третий класс.
  • 1885 (13 лет) - Год запомнился Ауробиндо как переломный, что было связано со внутренним отказом от эгоизма.
  • 1886 (14 лет) - В этом году пришло твердое решение работать для освобождения Индии. Август. Каникулы в Кесвике.
  • 1887 (15 лет) - На грани нищеты - нет денег на новую одежду (из старой все выросли), не было угля, еды едва хватало. Братья снимают комнату в Южном Кенксингтонском клубе. Секретарь давал старшему брату, Беною, работу за 5 шиллингов в неделю. Монмохан жил в Оксфорде и получал основную часть присылаемых отцом денег. Август. Каникулы в Гастингсе. Осень. Переезд по адресу 128, Cromvell Road, London.
  • 1888 (16 лет) - Ауробиндо поступает в класс Индийской Гражданской Службы (I.C.S.)
Юность. Кембридж. 1889-1892  
  • 1889 (17 лет) - Ауробиндо сдает экзамены на курсы Королевского Колледжа в Кембридже и покидает школу Св. Павла. Оскар Браунинг, известный ученый и писатель, позже сказал, что классические сочинения Гхоша - лучшее изо всего, попадавшего ему за 13 лет приема экзаменов.
  • 1890 18 лет Первое полугодие. - Подготовка к экзамену Индийской Гражданской Службы (I.C.S.) Июнь. Две недели экзаменов в I.C.S.. Высокие баллы по латыни, греческому, английскому, французскому, английской литературе, истории, итальянскому. Низкие баллы по математике и логике. Конкурс - 5 человек на место. Июль. Принят на испытательный срок в I.C.S.. 11 октября. Принят в Королевский Колледж, Кембридж. В течении 1890-1892 учится в двух параллельных классах - классе языка и классе I.C.S.. Много пишет - стихи, пьесы. Работы вошли в тома The Harmony of Virtue и The Vigil of Thaliard.
  • 1892 20 лет Май. - Сдает экзамены за первую часть курса по классу классических языков и получил Первый класс. Не получил Высшего класса потому, что сдавал экзамены в конце второго, а не третьего года обучения. Это обстоятельство также помешало ему получить степень бакалавра, поскольку в Кмембридже первая часть курса дает степень только на третий год обучения. Июль. Сдал 1 экзамен для зачисления в Индийскую гражданскую службу, I.C.S., присоединился к братьям и жил в Лондоне. Октябрь. Бросает Кембридж. Переезжает по адресу 6, Burlington Road, London. Пробует ментально постичь Атман. Ноябрь. Смерть отца. Неявка на экзамены I.C.S. по верховой езде. Декабрь. Получен окончательный отказ от I.C.S. Поступление на службу к магарадже Бароды. Получение известия о смерти отца.
Политическая деятельность. Индия. 1893-1907  
  • 1893 12 января. - Ауробиндо отплывает из Англии на пароходе Carthage, идущем по маршруту London - Gibraltar - Port Said - Aden - Bombey
    6 февраля. Корабль прибывает в Бомбей. Переживание на причале "Аполло" широкого покоя.
    8 февраля. Прибытие в Бароду. Переживание Божества, поднимающегося изнутри.
    Март-апрель. Переводы Махабхараты
    26 июня. Ауробиндо пишет статью "Индия и английский парламент", опубликованную в Бомбее в Indu Prakash. Тема статьи - самостоятельность Индии.
    7 августа. Cтатья New Lamps for Old (1) InduPrakash
    21 августа. Cтатья New Lamps for Old (2) InduPrakash
    28 августа . Cтатья New Lamps for Old (3) InduPrakash
    18 сентября . Cтатья New Lamps for Old (4) InduPrakash
    30 октября . Cтатья New Lamps for Old (5) InduPrakash
  • 1894 С августа 1893 по март 1894. - Серия статей, продолжающая тему самостоятельности Индии, опубликованная под заголовком "New Lamps for Old" в том же издании.
    16 июля - 27 августа. 7 статей о бенгальском романисте Банким Чандра Чаттерджи в Indu Prakash.
  • 1895 - Назначен секретарем махараджи Бароды. Составляет важные документы на английском языке.
  • 1896 - Публикация Urvasie
  • 1897 - Читает курс по французскому языку в колледже Бароды Колледж в Бароде
  • 1898 - Официально назначен преподавателем английского языка в колледже Бароды. Продолжает читать курс французского. Издание первой книги стихов Songs to Myrtilla.
  • 1899 Июнь-июль. - Пишет Love and Death
    22 июля. Читает лекцию Social Gathering
  • 1900 - Занимается национал-освободительной революционной деятельностью (посылает Джатиндранатха Банерджи в Бенгалию). Переводы Рамаяны, Махабхараты Калидасы ("Мегхадут" и "Викраморваси"), Магхи, Бхавабхути ("Нитишакти").
    1901 17 апреля. По распоряжению махараджи Бароды оставляет колледж и занимет место в его свите - пишет (до 1904) за него доклады, воспоминания, отчеты, речи.
    30 апреля. Брак с Мриналини Бос 14 лет, старшей дочерью Бхупала Чандра Боса из Калькутты.
    Март. Медовый месяц в Наини Тал. Возвращается в Бароду с женой и сестрой, Сароджини. Женщины оставались недолго из-за эпидемии чумы, отправлены в Калькутту и не возвращались больше года.
  • 1902 - Работа в главном административном офисе штата (Husur Kamdar). Вступает в законспирированное общество, борющееся за независимость Индии. Лидер общества - дворянин одного из княжеств Раджпутана Тхакур Сахат. Центр общества - в Бенгалии. Поездка в Раджпутан в один из полков для беседы с офицерами.
    12 декабря. Пишет речь Махарадже Бароды.
    Декабрь. Встреча с Тилаком на Ахмедабадской сессии Индийского Национального Конгресса.
  • 1903 Январь. - Вновь преподает в колледже Бароды.
    Переводит Упанишады.
    22 февраля. Одномесячная поездка.
    Май-август. Сопровождает махараджу Бароды в турне по Кашмиру в качестве личного секретаря, хузур камдара. Много трений. Постижение Пустой Бесконечности в Кашмире летом.
  • 1904 Сентябрь. - Обращается к йоге, чтобы использовать духовную силу для осуществления политических идей ("проникновение в духовную жизнь с черного входа").
    Осень. Пранаяма до 6 часов в день. Результаты пранаямы - литературное вдохновение, улучшение самочувствия, начинает раскрываться тонкое зрение, однако духовного опыта пранаяма не дала.
  • 1905 - Живое присутствие Кали в храме на берегу Нарады.
    Январь. Махараджа Бароды уплывает в Европу. Шри Ауробиндо оставляет пост секретаря и приступает к обязанностям заместителя ректора и профессора английского языка в колледже Бароды.
    3 марта. Назначен ИО редактора. Пишет памфлет No Compromise в Bhawani Mandir.
    Декабрь. На сессии Национального Конгресса в Бенаресе. Бойкот английских товаров - свадеши.
  • 1906 Январь. - Пьеса "Радогун".
    19 февраля. Поездка в Бенгалию.
    Март. Переезд в Калькутту.
    11 марта. На собрании по образованию Национального Совета по Образованию в Калькутте. Несколько месяцев участвовал или председательствовал на многих собраниях исполкома Совета
    12 марта. По совету Шри Ауробиндо основан бенгальский еженедельный журнал "Югантар" для распространения революционных идей.
    14 апреля. В качестве наблюдателя на конференции в Барисале. Далее поездка на восток Бенгалии. Митинги, на которых выступает Бепин Пал.
    Начало мая. Возвращение в Калькутту. Прекращение сотрудничества с Советом по Образованию из-за его умеренности.
    Июнь. Поездка в Бароду. Колледж не выплачивает жалования. Финансовые трудности.
    19 июня. Поездка в Бенгалию.
    6 августа. Шри Ауробиндо предлагает создать акционерное общество и сделать газету "Банде Матарам" партийным органом, объединить группы в партию и провозгласить ее лидером Тилака, выдвинуть программу и принять новую стратегию борьбы с умеренными.
    14 августа. Открытие в Калькутте Национального Колледжа. Шри Ауробиндо - ректор и преподаватель английского, французского и истории.
    Октябрь. Фактически - редактор "Банде Матарам".
    Начало декабря. Болезнь из-за нерегулярности в пранаяме.
    Декабрь. Калькутта. Сессия Национального Конгресса. Националисты провели большинство резолюций.
    11-14 декабря. Отдых в Деогхаре.
  • 1907 - Из-за болезни потерял всю духовную энергию и весь год страдал от "полной остановки духовного развития".
    28 января - 12 февраля. Работа над "Принцем Эдуром". Живет в Калькутте с женой, сестрой и 2 членами партии в доме на Грей-стрит.
    Май. Высылка двух главных агитаторов партии. Запрет митингов на 4 дня. "Митинги запрещены? Время речей и прекрасных статей прошло."
    2 июня. Первый выпуск "Банде Матарам".
    5 июня. Предупреждение редактору "Банде Матарам" от правительства.
    14 июня. Поездка в Кхулу для основания национальной школы.
    30 июня - 13 октября. Публикация Persens the Deliverer в "Банде матарам".
    30 июля. Обыск офиса "Банде Матарам".
    2 августа. Оставляет пост ректора Бенгальского Национального Колледжа.
    15 августа. Подписан ордер на арест Шри Ауробиндо как редактора "Банде Матарам". Уничтожаются документы, которые могут послужить доказательством его деятельности как редактора.
    23 августа. Речь перед студентами Бенгальского Национального Колледжа.
    23 сентября. Признан невиновным по делу против "Банде Матарам". Обретает известность.
    Октябрь. Поселился в доме на Chukoo Khunsanse's Lane.
    24 октября. Поездка в Деогхар.
    7-9 декабря. Бенгальская региональная конференция в Миднапоре. Выступает как лидер националистов. Пик разногласий с умеренными. Экстремисты покинули конференцию и 8 декабря провели митинг под председательством Шри Ауробиндо. Впервые они собираются как отдельная партия.
    14 декабря. Первая публичная речь в Beadon Square, Калькутта.
    21 декабря. В Сурат на сессию Индийского Национального Конгресса (Самый "умеренный" город) через Кхирагпур (огни, толпы, речи). Шри Ауробиндо ехал без помпы - его мало кто знал в лицо.
    22 декабря. Митинг в Нагпуре.
    24-25 декабря. Сурат. 2 митинга. Шри Ауробиндо председательствовал на них. Информировал националистов о намерении умеренных отказаться от резолюций, принятых в Калькутте в декабре 1906 г.
    26 декабря. 1-й день сессии.
    27 декабря. Инцидент, произошедший по указанию Шри Ауробиндо, стремившегося не допустить отмены резолюций и проведения резолюций умеренных. Срыв сессии.
    28 декабря. Умеренные подписывают Конвенцию. Шри Ауробиндо дает распоряжения не присоединяться к ней. Митинг националистов. Начало жестоких репрессий против них.
    31 декабря. Из Сурата в Бароду.

 

Первые два фундаментальные переживания. Алипор. Чандернагор. 1908-1909

  • 1908 Январь. - Барода. Встреча с Вишну Бхаскар Леле, которому Барин телеграфировал в Гвалиор, в доме Кхашерао Джарви. Ауробиндо и Леле уединились, не ставя никого в известность. Первое фундаментальное духовное переживание - переживание Безмолвного Брахмана.
    12-13 января. Речь в Пуне.
    15 января. Речь в Girgaum. Бомбей: "Национальное образование"
    19 января. "Нынешняя ситуация" - речь в Бомбее.
    24 января. Речь в Нашике. "Чтобы я ни делал, делается не мною и не по моей воле. Я - просто инструмент в Его руке".
    26 января. Речь в Дхуле.
    28-29 января. Речь в Амравати.
    30-31 января. Речь в Нагпуре.
    Февраль. Региональная конференция в Патне. Умеренные и экстремисты пришли к соглашению. Но умеренные в Бомбее воспротивились. Поездка в Hawrah, встречать выпущенного из тюрьмы Бепина Пала.
    Март. Встреча с Леле. На вопрос Леле о медитациях ответил отрицательно. Леле осуждает. Прекращение отношений.
    8 апреля. Речи в Четале.
    10 апреля "Объединенный конгресс" - речь в Калькутте.
    12 апреля - речь в Банипуре.
    18 апреля - речь в Кишорегундже.
    19 апреля. Передовица в "Банде Матарам" по случаю всеиндийского съезда умеренных в Аллахабаде.
    28 апреля. Переезд в Калькутте с 23 Scotts Lane на 48 Grey street (Navashakti Office)
    2 мая. 5 часов утра. Арестован ворвавшимися полицейскими. Скован и связан. Конфискованы личные письма. Доставлен в участок. Обвинен в участии в террористической организации. После нескольких часов переведен в Алипорскую тюрьму на окраине Калькутты.
    В течении года читает Гиту и Упанишады, медитирует, практикует йогу. Имел реализацию Космического Сознания и Божества (Шри Кришны) как всех существ во всем сущем. Вместе с универсальным видением Божества пришло расширение сознания, которое позже он назвал Космическим Сознанием - когда "оно проявилось, у него прошло чувство нереальности мира, сопровождавшее его прежнее переживание Брахмана".
    До 15 мая находится в одиночной камере 9х6 футов без окна. Свет попадал только через решетку на дверях. 1 оловянная миска для еды, питья и умывания, что позволило избавиться от брезгливости. Несколько дней ментальная неустойчивая медитация, затем наступило успокоение.
    19 мая. Начало слушаний в магистрате.
    Середина июня. Переведен в одну большую камеру. Там готовился побег, было оружие.
    1 августа. Начало судебного разбирательства.
    Конец августа. Предатель выдает план побега и застрелен. После этого всех переводят в другие камеры. Шри Ауробиндо переведен в отдельную камеру. Постоянная медитация - как в камере, так и в суде.
    19 октября. Начало заседаний суда.
  • 1909 4 марта. - Все факты по делу собраны.
    13 апреля. Стороны высказали свои аргументы.
    14 апреля. Заслушано мнение экспертов.
    6 мая. Вынесение приговора. Шри Ауробиндо оправдан и освобожден. До февраля 1910 он поселяется в доме своего дяди (Кришны Кумар Митры, сосланного 6 декабря 1908 года) по адресу 6 College Square в Калькутте.
    14 мая. Пишет письмо в Bengalee, Калькутта.
    30 мая. Знаменитая речь в Уттарпутре.
    13 июня. Речь в Beadon Square, Калькутта.
    19 июня. 1-й выпуск "Кармайогина", еженедельного обозрения национально-религиозной мысли, литературы, философии, редактируемого и большей частью написанного Шри Ауробиндо.
    19 июня. Районная конференция в Барисале. Речь в Jhalakati (Barisal District)
    23 июня. Речь в Bakergunj (Barisal District).
    26 июня . Речь в Khula.
    27 июня . Речь в Howrah "The Right of Association".
    Июль. Ведет дневник. Садхане политическое турне не мешало. Полиция стенографирует выступления.
    11 июля. Речь в Kumartuli.
    18 июля. Речь в College Square, Калькутта.
    31 июля. "Открытое письмо моим согражданам" в "Кармайогине" в ответ на планы Британского Правительства выслать Шри Ауробиндо.
    23 августа. Первый выпуск "Дхармы", еженедельника на бенгали.
    Конец августа. На митинги стали собираться сотни вместо тысяч, да и те, в основном, уличные зеваки.
    Сентябрь. Шри Ауробиндо - лидер националистов на бенгальской региональной конференции в Хугли. Через несколько дней после начала конференции уезжает в Sylhet для участия в местном собрании националистов.
    9 октября-13 ноября. Публикация "Ум Индии" в "Кармайогине".
    10 октября. Речь в College Square, Калькутта.
    13 октября. Речь "Свадеши в Калькутте".
    18 октября. "Durga Stotra" в "Дхарме".
    20 ноября-25 декабря "Национальная ценность искусства" в "Кармайогине".
    25 декабря. "Моим соотечественникам" в "Кармайогине" - политическая декларация - осуждение умеренных и правительства, выдвигается цель экстремистов: полная самореализация Индии и ее независимость как условие этой самореализации.
  • 1910 Середина февраля. - Адеша. Шри Ауробиндо покидает Калькутту и ночью по реке переправляется в Чандернагор. Там не выходит из дома, куда его устроил Мотилал Рой.
    12 февраля-2 апреля. "Система национального образования" в "Кармайогине".
    19 февраля-5 марта. Baji Prabhu в "Кармайогине".
    26 марта-2 апреля Chitrangada в "Кармайогине".
    Конец марта. Вторая адеша -отправиться в Пондичерри.
    31 марта. Ночью из Чандернагора в Калькутту.
Пондичерри. 1910-1950  
  • 1910 1 апреля. - Отплытия не французском судне Dupleix из Калькутты в Пондичерри. 4 апреля. Судно достигает Пондичерри. Встречен двумя работниками издательства "Индия". С ним приплыл Биджой Наг. Ранее прибыл Суреш Чакраварти (Мони). Позже к ним присоединились Саурин Бос (двоюродный брат жены Шри Ауробиндо) и Нолини Канта Гупта - всего пять человек. Остановились на 6 месяцев в доме Шанкера Четти, сочувствующего бизнесмена, на Comty Chetty Street. Почти полное уединение. Жили скромно. Немного денег присылали друзья из Бароды и Мадраса (нерегулярно). Шри Ауробиндо не считал живших с ним учениками, но учил их греческому, латыни и французскому. Позднее те стали известными бенгальскими писателями, однако в Пондичерри прославились больше как футболисты. В этом году произошла первая встреча с Полем Ришаром. Полиции выдан ордер на арест Шри Ауробиндо по обвинению в призыве к мятежу в статье "Моим согражданам" от 25 декабря 1909 года. Октябрь. Переезд в дом Сандера Четти на Rue de la Pavillon (Rue Suffren). 7 ноября. Отмена ордера на арест. Шри Ауробиндо может вернуться. Он пишет редактору мадрасской газеты "Хинду", что живет в Пондичерри как религиозный отшельник и не желает ни с кем видеться или переписываться по политическим вопросам.
  • 1911 Февраль. - Письмо в "Хинду": "Я оказался осажденным поклонниками, стремящимися увидеть меня, не считаясь, хочу я того или нет. Они проехали всю Индию, чтобы увидеть меня, - с берегов Карача, от рек Пенджаба, откуда только они не понаехали! Хотят они только одного: стоять поодаль и получать мукти от созерцания моего лика. Они готовы сидеть у моих ног, жить возле меня, где бы я ни был, и следовать за мной хоть на край света. Они пытаются заглядывать ко мне в окна или слоняются без дела и пишут письма из соседних полицейских участков. Я хочу предупредить всех будущих пилигримов такого рода, что их путешествие будет напрасным." Апрель. Переезд в Raghavan Hause на Rue St. Louis. 20 июля. Письмо в "Хинду". 27 ноября. Встреча с А. Давид Неэль, которая узнала о Шри Ауробиндо от супругов Ришар
  • 1912 3 июля. - Письмо Мотилал Рою в Чандернагор: "...у нас осталось примерно полторы рупии на каждого". 16-20 августа. Пишет в письме о своей третьей фундаментальной реализации - реализации Высшей Реальности с двумя ее аспектами - статичным и динамичным - Брахмана. "Субъективная садхана получила окончательное подтверждение и что-то вроде заверения в виде продолжающейся реализации и пребывании в парабрахмане". Осталась садхана "для жизни и практического знания и Шакти, не для достижения супраментального знания или Шакти в себе, которые он уже получил, но для знания и Шакти, утвержденных в том же самом физическом себе и направленных на мою работу в жизни". (Supplement, 433).
  • 1913 Апрель . - Переезд на Mission Street (Rue de Misssion Etrangere) Октябрь . Переезд в Guest House (Rue Francois Martin): "сняли приличный дом на улице Франсуа Мартин недалеко от центра". Здание было большим, но удобства - примитивными. Все мылись под краном во дворе и вытирались единственным полотенцем. Мыло позволяли себе раз в 4 дня. Порой Шри Ауробиндо был вынужден ходить без обуви. Одежды было мало, еда - простой и часто плохо приготовленной. Шри Ауробиндо ел все, что давали. На жалобы, например, что мясо не мешало бы подсолить, отвечал: "Да, здесь нет соли", и продолжал есть. Диеты не интересовали его. Он ел мясо, курил и пил вино, которое было дешевым и всюду продавалось. Только позже он стал вегетарианцем и отказался от вина, курения и чая. Почти все время он проводил в доме, но следил за поддержанием тела: быстрым шагом он гулял по комнатам до 10 часов в день и протоптал широкую тропу в фут шириной и 2 дюйма глубиной. Одной из его обязанностей было кормить кошек рыбой.
  • 1914 - Губернатор Пондичерри намекнул, чтобы Шри Ауробиндо покинул Индию и уехал в Африку. Шри Ауробиндо ответил: "Г-н Бхарати, я не собираюсь сдвигаться даже на дюйм из Пондичерри, и знаю, что со мной ничего не случится. Вы можете делать что хотите." 29 марта. Первая встреча Шри Ауробиндо и Матери: Мирра и Поль Ришар приехали в Пондичерри. Поль предлагает Шри Ауробиндо издавать журнал с синтезом его философских идей. Мирра, увидев Шри Ауробиндо, узнает в нем того, кто руководил ее духовным развитием. Она остается в Пондичерри до февраля 1915 года. 15 августа. Первый выпуск "Арьи" ("Жизнь Божественная", "Синтез Йоги", "Секрет Веды", "Иша Упанишад").
  • 1915 Начало года. - Ришар отозван на войну. Шри Ауробиндо выпускает журнал в одиночестве до 1920 года, публикуя каждый месяц номер из 64 страниц. 21 февраля. Первый день рождения Матери в Пондичерри. 22 февраля. Мать уезжает во Францию. 15 сентября. Первые выпуски "Идеала человеческого объединения". Октябрь. Написана Vasavadutta.
  • 1916 - Мать переезжает из Франции в Японию. 15 августа. Первые части "Очерков и Гите" и "Психологии социального развития" (позднее названной "Человеческий цикл") в Арье.
  • 1917 15 декабря. - Первые главы "The Future Poetry".
  • 1918 15 января. - Переводы Калидасы "Рождение Бога Войны" из kumarasambhavam. 10 августа. Письмо в "Новую индию" о реформах Монтегю Челмсфорда. Декабрь. Первые статьи "Is India Civilised?" ("Foundation of Indian Culture") в Арье. 17 декабря. Смерть Мриналини Гхош в Калькутте. Шри Ауробиндо собирался привезти Мриналини в Пондичерри, но она умерла во время эпидемии инфлюэнции.
  • 1920 20 января. - Письмо Джосефу Баптисте, в котором Шри Ауробиндо отказывается от политики. 19 февраля. Телеграмма тестю: "Я не писал Вам по поводу рокового для нас обоих события: слова беспомощны, ими не передать тех чувств, которые оно вызвало, даже если бы они могли передавать наши глубочайшие эмоции. Бог хорошо знал, возлагая на меня это горе, что только оно способно поразить меня в самое сердце. Ему лучше известно, чем нам, в чем наше благо, и теперь, когда прошло первое чувство непоправимости, я могу склониться со смирением перед божественным замыслом. Физическая связь между нами, как Вы говорите, разорвана, но узы любви продолжают существовать для меня - полюбив однажды, я не могу уйти от любви." 7 апреля. Письмо Бариндре Кумар Гхошу. Добиться сиддхи "совсем нелегко, но когда процесс завершится, нет ни малейшего сомнения в том, что Бог через меня передаст это супраментальное совершенство другим с минимальными трудностями. Во мне нет нетерпения. Что должно произойти, произойдет в назначенное Богом время." О переезде в Бенгалию Шри Ауробиндо пишет, что она не готова к тому, что он должен ей дать, но он не приезжает не потому, что "Бенгалия не готова, а потому, что я не готов. Если незрелый оказывается среди незрелых, что может совершиться?" 24 апреля. Мать возвращается в Пондичерри. Поль Ришар полон новых планов. Мирра была довольна пребыванием рядом со Шри Ауробиндо. 15 августа. Первый выпуск еженедельника в Чандернагоре, в котором был опубликован ряд статей Шри Ауробиндо. 30 августа. Письмо к В.С. Мунджи, отклоняющее предложение председательствовать на конгрессе в Нагпуре. 24 ноября. Мать переезжает в дом на Rue Francois Martin, где жил Шри Ауробиндо. Декабрь. Поль Ришар отправляется в поездку по северной Индии более чем на год.
  • 1921 Январь. - Публикация поэмы "Любовь и смерть". 15 января. Последний выпуск "Арьи". Публикация в книжной форме Иша Упанишад и "Сезонов" Калидасы.
  • 1922 Январь. - Мать берет на себя обязанности по управлению домом Шри Ауробиндо. Начинаются регулярные вечерние беседы и групповые медитации. Сентябрь-октябрь. Шри Ауробиндо и Мать переезжают на 9, Rue de la Martine (юго-западная часть нынешнего Ашрама). Старое помещение на ул. Франсуа Мартин остается для приема посетителей и учеников.
  • 1923 5 июля. - Встречи с К.Р. Дасом.
  • 1924 Январь . - Публикация "The Century of Life". Групповые медитации прекращены.
  • 1925 - Встреча с Лалой Ладжапатом Раем и Пурушоттамой Дасом Тандоном.
  • 1926 24 ноября. - Четвертая фундаментальная реализация. День Сиддхи. Нисхождение Кришны, Божества Надразума, в физическое. Вечерние беседы и другие прямые контакты со Шри Ауробиндо прерваны. Он полностью погрузился в концентрированную садхану, но дает "Даршаны" 3 раза в год.
  • 1927 8 февраля. - Шри Ауробиндо и Мать переезжают в дом на Rue Francoi Martin (северо-западная часть Ашрама), где они остаются до конца жизни. Дом примыкал к тому, в котором он жил с 1922. Здесь, в трех комнатах на первом этаже, он оставался в полном уединении многие годы.
  • 1928 - Публикация "The Mother" 15 февраля. Встреча с Рабиндранатом Тагором.
  • 1929 Апрель. - Публикации Kalidasa.
  • 1930 - В Ашраме - 85 человек. По 1938 год - обширная переписка с учениками. Работа над "Савитри".
  • 1933 - Издание сборника писем "The Riddle of this World".
  • 1934 - В Ашраме - 150 человек. Издание сборника "Шесть поэм Шри Ауробиндо"
  • 1935 Февраль. - Публикация сборника писем "Lights on Yoga" 16 августа. Шри Ауробиндо говорит, что нашел формулу низведения Суперразума.
  • 1936 Апрель. - Издание сборника писем "Bases of Yoga"
  • 1938 - В ашраме - 172 человека. 24 ноября. 2:20. Накануне даршана Шри Ауробиндо поскользнулся на тигриной шкуре и упал - трещина кости правого бедра. Шри Ауробиндо объяснил инцидент нападением враждебных сил, которые всегда становились особенно активными перед даршанами. Он сосредоточился на защите Матери и недостаточно уделял внимания своей защите. Переписка с учениками прервана. Контакты с несколькими садхаками, имевшими медицинское образование и ухажившими за Шри Ауробиндо. Регулярные беседы с ними длились до 1940-го года.
  • 1939 Январь. - Снятие повязки. Физиотерапия. Издание в книжной форме "Жизни Божественной" (первой книги).
  • 1940 - Здоровье улучшается. Издание второй книги "Жизни Божественно" с новыми главами. 19 сентября. Совместная декларация Шри Ауробиндо и Матери в поддержку союзников.
  • 1942 - В Ашраме - 350 человек. Публикация собрания поэтических и драматургических произведений "Collected Poems and Plays" 31 марта. Шри Ауробиндо поддерживает предложения сэра Стаффорда Криппса, эмиссара британского правительства.
  • 1943 2 декабря. - Открытие школы в Ашраме, которая позднее станет Международным центром образования.
  • 1944 21 февраля . - Первый выпуск Advent: "A Quarterly Dedicated to the Exposition of Sri Aurobindo's Vision of the Future".
  • 1945 - Публикация "Гимнов мистическому Огню".
  • 1947 15 августа. - Освобождение Индии. Послание Шри Ауробиндо во всеиндийскому радио. Сентябрь. Беседы с Морисом Шуманном (французским дипломатом) и Франсуа Бароном (губернатором французской Индии) о планируем индийско-французском центре под руководством Шри Ауробиндо.
  • 1948 - Публикация первой части "Синтеза Йоги" Национальная премия Каталанги Рамалинга Редди.
  • 1949 - Публикация "Человеческого цикла" 21 февраля. - Первый выпуск Bulletin of Physical Education (The Bulletin of Sri Aurobindo International Centre of Education) с Послание Шри Ауробиндо. В последующих выпусках - 7 статей Шри Ауробиндо. Первый выпуск обозрения культуры "Mother India".
  • 1950 - Публикация в книжной форме первой части "Савитри" Медаль "За мир и культуру Азиатского общества" Издание "Идеала человеческого объединения". Встреча с К.Н. Мунши, министром индийского кабинета, который позднее стал губернатором штата Мадрас. Обострение болезни. Увеличение предстательной железы. Ремиссия. Обострение. Почечная инфекция. Уремия. Отказ от врачебной помощи и от самолечения. На вопрос ответил: "Не могу объяснить. Вы не поймете." 5 декабря. 01:26. Махасамадхи. 9 декабря. Тело помещено в Самадхи во дворе Ашрама.
Материал взят с сайта Шри Ауробиндо и матери - www.aurobindo.ru
 

 


[1] Еще раньше, в Англии, изучая историю, Ауробиндо акцентировал свое внимание на тех исторических событиях, которые приводили к национальному освобождению. К четырнадцати годам он принимает решение работать во имя независимости Индии. Поэтому его обращение к политике по возвращении в Индию вполне закономерно.

[2] Sri Aurobindo. On himself. P. 48.

[3] Ауробиндо полагал, что арийские народы объединял особый тип самодисциплины. Он подчеркивает, что арий идет на завоевание самого себя (корень ar означает труд и битву). Отсюда и название журнала (45. С.255).

[4] Так, например, содержание "Жизни Божественной", входящей в собрание сочинений Ауробиндо, значительно отличается от содержания того ее варианта, который был издан в "Арье".

[5] Подобно тому как животное явилось лабораторией, в которой природа произвела человека, сам человек может стать сознательной лабораторией, в которой она при его сотрудничестве сможет произвести сверхчеловека, бога (137. Р. 3).

[6] Надо отметить, что одна из работ Ауробиндо, написанная примерно 1918 году, так и называется – "Час Бога".

[7] Roy D.K. Sri Aurobindo came to me. Bombay, 1969. P. 169.

[8] Одно из имен божественной Матери, почитаемой на юге Индии. В данном случае – мощь Шри Кришны. Кроме того, кали упасака (преданный богине Кали) – индийский аналог европейского "революционер" (34. С.40).

[9] Хиз П. Шри Ауробиндо: Краткая биография. Одесса, 1993. С.39.

[10] В Гите представлены три йоги: джняна-йога, бхакти-йога и карма-йога. Комментаторы Гиты по-разному трактовали соотношение этих путей в Гите. Шанкара настаивал на превосходстве джняна-йоги, Рамануджа указывал на преимущество бхакти-йоги. Тилак положил начало традиции возвышения в комментаторской литературе карма-йоги. Несмотря на очевидный политический контекст этой традиции, о приоритете карма-йоги позволяет судить разработанность терминов, выдвигаемых Гитой при выяснении проблематики ее метода. Так, Гита выясняет соотношение между действием (карма) и бездействием (акарма), неправильным действием (викарма) и внутренней свободой от действия, не-связанностью им (найшкармья) (18. С.73).

[11] По другим данным в августе 1905 года.

[12] Позднее Ауробиндо довольно резко высказывался относительно теософских построений, но никогда не выступал против самого Теософского общества.

[13] Аналогичный опыт приписывают Вивекананде, когда он без предварительной подготовки блестяще выступил на парламенте религий в Чикаго.

[14] "Мыслить я стал не мозгом, но тем, что над мозгом, и с тех пор никогда не изменял этому. Иногда по ночам приходила сила, и я принимал ее; она несла с собой мысли, и по утрам я слово в слово записывал все на бумаге" (26. С.283). Интересно, что в тантрической традиции Кали, как позднее определит эту силу Ауробиндо, почитается именно ночью.

[15] Постоянный опыт.

[16] Sri Aurobindo. Archives and Research. Vol. 7. April. Number 1. Pondicherry, 1983. P. 23.

[17] Хиз П. Шри Ауробиндо: Краткая биография. С.88.

[18] Шри Ауробиндо. Беседы с Павитрой. Киев, 1992. С.27.

[19] В "Синтезе йоги" Ауробиндо пишет о супраментальной речи, нисходящей свыше, в которую облекаются высочайшие знание и видение. Первоначально нисхождение представляется голосом внутреннего "Я", или Ишвары (вани, адеша), затем же становится обычной формой сверхсознательного мышления, выражающей себя во внутренней речи (143. P. 806).

[20] Шри Ауробиндо. Мысли и афоризмы. СПб., 1997. С.12.

[21] Данный опыт характерен для Тантры и считается завершением пути. От опыта Ауробиндо его отличает то, что в нем шакти-кундалини восходит вверх и, захватывая с собой сознание практика, прорывается через макушку, соединяясь с Шивой. В случае с Ауробиндо шакти нисходила через макушку и таким образом не только устраняла препятствия выходу сознания в сверхсознание, но и сохраняла возможность его возвращения с обретенным опытом для преобразования низшей природы. В системе Ауробиндо Шиве и Шакти соответствуют Кришна и Кали.

[22] В 1905-м году Ауробиндо почувствовал живое присутствие Кали в храме на берегу Нармады. Именно этот случай запечатлен в стихотворении "Каменная богиня".

[23] В 1912 году Ауробиндо писал одному из своих учеников, что Шри Кришна раскрыл ему истинное значение Вед (92. P. 212).

[24] Садхана. Журнал интегральной йоги. СПб., 4/1998. С.48.

[25] Sri Aurobindo. On himself. P. 64.

[26] Предполагают, что именно ее получил Ауробиндо в результате духовного водительства внутреннего учителя (106. P. 102).

[27] Хиз П. Шри Ауробиндо: Краткая биография. С.101-105; Sri Aurobindo. Archives and Research. Vol. 10. April. Number 1. P. 102, 109-111.

[28] Хиз П. Там же. С.132.

[29] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". Санкт-Петербург, 1996. С.246.

[30] Sri Aurobindo. Bengali writings. P. 365.

[31] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т. 1. СПб., 1994. С.23.

[32] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". С.249.

[33] Д.Ван-Фрекен. Значение миссии Шри Ауробиндо и Матери // Садхана. Журнал интегральной йоги. СПб., 4/1997. С.3

[34] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". С.185.

[35] Sri Aurobindo. Archives and Research. Vol. 3. April-December. Number 1&2. Pondicherry, 1979. P. 211, 212.

[36] Имя Ауробиндо как раз и означает "лотос".

[37] Садхана. Журнал интегральной йоги Шри Ауробиндо и Матери. СПб., 1/1993. С.1

[38] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т. 2. СПб., 1994. С.25.

[39] Хиз П. Шри Ауробиндо: Краткая биография. С.135.

[40] Nirodbaran. Twelve years with Sri Aurobindo. Pondicherry, 1972. P. 69.

[41] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". С.297.

[42] Шри Ауробиндо. Беседы с Павитрой. С.85.

[43] Ауробиндо Шри. Практическое руководство по интегральной йоге. Киев, 1993. С.32.

[44] Письма к Мриналини // Садхана. Журнал интегральной йоги. СПб., 3/1997. С.42.

[45] Имеется в виду лила – космическая игра божественного.

[46] Sri Aurobindo. On himself. P. 455.

[47] Мать. О Шри Ауробиндо // Садхана. Журнал интегральной йоги. СПб., 1/1997. С.47.

[48] Термин позаимствован Ауробиндо у Матери.

[49] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т. 2. С.104.

[50] Шри Ауробиндо. Мысли и афоризмы. С.54.

[51] Там же. С.21.

[52] Шри Ауробиндо. Мысли и афоризмы. С.43.

В Древней Индии с отшельников не полагалось взимать налоги, поскольку считалось, что своими религиозными заслугами они как бы вносят вклад в государственную казну и способствуют расцвету страны (1. С.68).

[53] Асуры ("обладающие жизненной силой") – со времен упанишад, где боги называются дева и сура, высший класс демонов, противостоящий богам. Ракшасы ("те, от кого хоронятся") – в древнеиндийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров, выступающих противниками богов, выступают главным образом врагами людей. Пишачи – третий класс демонов, противостоящий трем классам благих существ: богам, людям и обожествленным предкам (питарам).

[54] Сатпрем. Мать. Том II "Новый вид". Санкт-Петербург, 1997. С.55.

[55] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". С.314.

[56] Там же. С.319.

[57] Послание от пятнадцатого августа 1947 года // Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. М., 1987. С.422.

[58] Sri Aurobindo. Savitri. Pondicherry, 1993. P. 729.

[59] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". С.307.

[60] Там же. С.304.

Напоминает положение буддийской традиции, согласно которому два Будды на земле одновременно пребывать не могут.

[61] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". С.323.

[62] То есть Ауробиндо покинул тело. В буддийской традиции в аналогичной ситуации говорят: "Он ушел в Нирвану".

[63] Ауробиндо Шри. Практическое руководство по интегральной йоге. С.228, 229.

[64] Правда, первый раз подобная неуверенность возникла, когда в ашраме был зафиксирован первый случай смерти. Тогда она охватила тех, кому ашрам казался некой гарантией от смерти, той территорией, на которой, благодаря присутствию Ауробиндо и Матери, не властвуют ее законы.

[65] Сатпрем. Мать. Том I "Божественный материализм". С.311, 342.

[66] Когда Мать стояла рядом с телом Ауробиндо, она почувствовала, как вся супраментальная сила, бывшая в нем, переходила в ее тело: "Я даже ощущала трение сил в порах моей кожи... Покидая свое тело и входя в мое, он сказал: "Ты будешь продолжать. Ты доведешь работу до конца" (45. С.339). Этот факт уже посмертной сакральной биографии напоминает передачу Рамакришной своей силы Вивекананде.

[67] Так, например, травму ноги, которая произошла 1938 году Ауробиндо объяснял сопротивлением сил подсознания. Символически на это указывало и то обстоятельство, что она случилась 24 ноября, то есть день в день с опытом переживания нисхождения Кришны в физическое сознание 1926 года.

[68] Мать. О Шри Ауробиндо // Садхана. Журнал интегральной йоги. С.44-51.

Напоминает: "... прежде нежели был Авраам, Я есмь" (от Иоанна 8. 32); "Ибо если трое соберутся во имя Мое...", только в третьем лице.

[69] Sri Aurobindo. On himself. P. 150.

[70] Рамакришна также признавал себя аватарой, но не любил говорить об этом (31. С.123).

[71] Ауробиндо пишет, что Гита – это сам Кришна в своей форме Слова (124. P. 95).

[72] Для Ауробиндо Христос тоже аватара, но не вполне совершенная, поскольку он не чувствовал своего тождества со всевышним, что выражалось в его отношении к Богу как к отцу, а к себе как к сыну. Будучи аватаром, Христос, с точки зрения Ауробиндо, мог говорить о своем возвращении, имея в виду лишь неизбежность прихода новой аватары.

[73] Шри Ауробиндо. Мысли и афоризмы. С.29, 30.

[74] Мысли и озарения // Шри Ауробиндо. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. Л., 1991. С.77.

[75] Шри Ауробиндо. Мысли и афоризмы. С.30.

[76] Шри Ауробиндо. Там же. С.78.

[77] Вслед за ним наступит Сатья-юга (век истины). Вероятно, для Ауробиндо само это название представлялось символичным, поскольку, исходя из собственной интерпретации Вед, он определял суперразум как сознание истины, или истину, а потому видел в грядущем мировом периоде свершение своей йоги. В пользу этого предположения можно привести следующее высказывание из дневников Ауробиндо, в которых он фиксировал свои переживания: "Атмосфера дома полна борьбы и противостояния дхарме Сатья-юги..." (108. P. 76).

[78] То есть воплощенным сознанием. Для Ауробиндо сын человеческий – это маномайя пуруша (ментальная личность, или душа в разуме), способный стать воплощением Бога (137. P. 46). В одном из писем в 1933 году Ауробиндо называет Иисуса Христа сыном божественной Матери (Парашакти) (138. P. 90).

[79] Sri Aurobindo. Essays on the Gita. Pondicherry, 1992. P. 153, 154; Шри Ауробиндо. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. С.14.

[80] Напомним, что сам Ауробиндо также разработал программу развития сиддхи – "Семь четверок".

[81] Sri Aurobindo. Essays Divine and Human. Pondicherry, 1994. P. 16.

[82] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т. 1. С.294, 306.

[83] Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Л., 1989. С.51.

[84] Там же. С.2.

[85] Sri Aurobindo. Letters on Yoga. Vol. 2. P. 1213.

[86] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т. 2. С.37.

[87] Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. С.202, 203.

[88] Там же. С.212, 229.

[89] Даже название книги содержит в себе скрытую цитату: "путешествие души" – выражение Ауробиндо.

[90] Purani A.B. Evening talks with Sri Aurobindo. Pondicherry, 1995. P. 484.

[91] Sri Aurobindo. On himself. P. 136.

В своей версии событий Сатпрем эту оговорку не фиксирует, как впрочем и другие высказывания Ауробиндо, указывающие на развитие его мировоззрения.

[92] "Кришна говорит Арджуне, что отречение от желания плодов действий и при этом выполнение своего долга, своей работы – выше, чем аскетизм" (124. P. 83).

[93] Arya. Vol. 1. Aug. 1914 to July 1915. Pondicherry, 1990. P. 495.

[94] Шри Ауробиндо. Беседы с Павитрой. С.39.

[95] The Karmayogin – A Commentary on the Isha Upanishad //Sri Aurobindo. Archives and Research. Vol. 1. April-December. Number 1&2. Pondicherry, 1977. P. 72.

Фактически Ауробиндо утверждает в рамках индуизма идеал бодхисаттвы. В связи с этим можно отметить, что в "Жизни божественной" Ауробиндо провозглашает срединный путь между крайностями идеализма (аскетизма) и материализма. Эту идею он проводит и в других работах, например, в "Йоге и цели эволюции": "Ни крайности аскетизма, ни крайности материализма не являются нашим истинным Путем"

[96] Sri Aurobindo. Bengali writings. P. 60.

[97] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry, 1988. P. 36.

[98] Integral Yoga //Sri Aurobindo. Archives and Research. Vol. 6. December. Number 2. Pondicherry, 1982. P. 193.

[99] Ауробиндо следующим образом определяет разницу между переживанием космического и трансцендентного сознания – существует "два фундаментальных состояния сознания – космическое сознание и трансцендентное сознание. Для космического сознания мир реален как первое непосредственное условие выражения невыразимого. Для трансцендентного сознания мир только вторичное и косвенное условие выражения невыразимого. В космическом сознании я вижу мир как проявление моего "Я". Находясь в трансцендентном сознании, я вижу мир не как проявление моего "Я", но как проявление того, что я избираю быть моим Самосознанием. Это то условие выражения, которое меня не связывает: я могу растворить его и выразить себя как-либо иначе".

[100] Sri Aurobindo. The Life Divine. P. 560.

[101] Вильям Джеймс развивает теорию сознания, находящегося за пределами сознания обыденного. Это сознание Джеймс, ссылаясь на Фридриха Майерса (Myers), называет сублиминальным, а его открытие датирует 1886 годом. В качестве примера проникновения влияний сублиминального в сознательную жизнь Джеймс приводит автоматическое письмо.

[102] Слово "нирвана" восходит к санскритскому корню va ("дуть подобно ветру") с отрицательным префиксом nir и обозначает абсолютное затишье, когда нет дуновения ветра.

[103] Sri Aurobindo. Letters on Yoga. Vol. 1. Pondicherry, 1991. P. 245.

[104] Sri Aurobindo. On himself. P. 163.

[105] Sri Aurobindo. Letters on Yoga. Vol. 2. P. 1258.

[106] Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. С.140.

[107] Sri Aurobindo. The Life Divine. P. 541.

[108] Nirodbaran. Talks with Sri Aurobindo. Vol. II. Pondicherry, 1971. P. 9.

[109] Nirodbaran. Talks with Sri Aurobindo. Ibid. P. 17.

[110] Sri Aurobindo. The Life Divine. P. 227.

[111] В диссертации А.Е. Величенко "Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша", откуда взят этот текст, автор последовательно детально исследовал каждый из этих источников, показал как отражалось, различалось, называлось Сознание в каждом из них, как проявлялось, раскрывалось, представлялось Оно на каждом 'этапе' эволюции Ауробиндо - подробности смотрите там. Здесь, далее – основные выводы из неё [прим. составителя].

[112] Sri Aurobindo. On himself. P. 374.

[113] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т. 2. С.276.

[114] Йога и ее цели // Шри Ауробиндо. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. С.27.

[115] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т. 1. С.103.

[116] Sri Aurobindo. The Life Divine. Pondicherry. P. 32.

[117] Хиз П. Шри Ауробиндо: Краткая биография. С.130.

Такая попытка выражения бесконечного в художественных образах, минуя замкнутые философские схемы, вполне созвучна духу немецких романтиков и русских религиозных философов.

[118] В 26 томе собрания сочинений "On Himself" приводятся письма Ауробиндо, в которых он определяет принадлежность цитируемых учениками стихотворных строк к тому или иному плану сверхсознания благодаря наличию в них характерного ритма, вибрации опыта этим планам соответствующего. Поэтическое творчество являлось для Ауробиндо йогой в слове, способом непосредственной передачи опыта.

[119] Sri Aurobindo. Savitri. Pondicherry, 1993. P. 728.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!