Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретического познания предмета юридической науки



Разработанный Г. Гегелем на идеалистической философской основе метод восхождения от абстрактного к конкретному полу­чил подлинно научную интерпретацию и применение в работах К. Маркса. Данный метод понимался им как способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. По мнению К. Маркса, восхождение от абстрактного к конкретному является единственно возможным методом научного познания; только он позволяет познать предмет науки полностью и выразить в системе взаимосвязанных понятий и категорий. Иные познавательные средства — анализ, синтез, ин­дукция, дедукция, абстрагирование — для этих целей оказываются недостаточными.

Особенности восхождения от абстрактного к конкретному как наиболее продуктивного метода теоретического познания выра­жаются прежде всего в оригинальной трактовке понятия «кон­кретное». В философской и юридической литературе под конкретным чаще всего понимается реально существующий единичный объект, процесс, субъект, действие.

Формирование системы категорий, понятий науки в процессе восхождения от абстрактного к конкретному требует применения и специфических познавательных средств. Как метод, применяе­мый на более высокой стадии научного познания, восхождение от абстрактного к конкретному не отрицает остальных известных науке познавательных средств, применяемых на других стадиях научного познания.

В отличие от других методов научного познания восхождение от абстрактного к конкретному является единственным методом, способным раскрыть диалектику конкретного, реализовать ее яд­ро — закон единства и борьбы противоположностей.

При восхождении от абстрактного к конкретному познание не ограничивается только констатацией противоречий. Оно должно идти дальше и объяснить причины наблюдаемого противоречия. Для воспроизведения в мышлении диалектически противоречи­вых сторон исследуемого необходимо изучить эти стороны во всей их полноте, не разрывая целое на отдельные изолированные части. Непременным условием такого познания является раздвое­ние единого и познание его противоречивых сторон. С учетом данного принципа диалектической логики формируются требова­ния, предъявляемые к исходной клеточке, началу восхождения. Таковым выступает не любое явление, предмет, а отношение, сто­роны которого, взаимодействуя друг с другом, обнаруживают про­тиворечия, требующие своего разрешения.

Выявив пути, способы разрешения начального противоречия, исследователь определяет новое, более сложное отношение, две противоположные стороны которого подлежат дальнейшему изуче­нию. И все последующие пути, этапы познания представляют собой восхождение от менее сложных к более сложным противоречиям, которыми характеризуются различные уровни организации струк­туры конкретного. В результате такое сложнейшее явление как пра­во познается как тотальное целое, во всем многообразии его связей и отношений.

Следует признать, что в настоящее время проблемы восхожде­ния от абстрактного к конкретному практически вычеркнуты из перечня актуальных проблем российского правоведения. Как го­ворилось выше, в российской юридической литературе весьма громко заявили о себе авторы, которые под флагом борьбы с марк­сизмом предпринимают попытки связать магистральные пути раз­вития науки с априоризмом, субъективным или объективным идеализмом. Однако результаты, к которым пришли авторы, ис­пользовавшие такие познавательные средства, на наш взгляд, убе­дительно свидетельствуют не в пользу этих средств.

Диалектика конкретного, в том числе права, может быть позна­на только адекватными ей познавательными средствами. По на­шему мнению, априоризм и идеализм в российском правоведении в современных условиях — временные явления, следствия отхода от магистрального пути развития правоведения, влияния конъ­юнктурных устремлений, порождаемых современным бытием; действительный научный поиск понимания права неизбежно при­ведет к материализму и диалектике, формой которых на завер­шающей стадии теоретического анализа выступает восхождение от абстрактного к конкретному. В процессе же освоения юриста­ми этого метода, его адаптации к специфике правовых закономер­ностей придется обратиться к опыту применения в «Капитале» К. Маркса метода восхождения от абстрактного к конкретному, поскольку иных примеров плодотворного применения этого мето­да в социологии нет.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 576; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!