Рассмотрите картину и выполните задания (6б.)



 

7.1. Какие характеристики можно приписать социальной группе, изображённой на ней? Приведите не менее трёх характеристик

Размер Характер взаимодействия Факт существования Способ регулирования
       

7.2. Помещение, изображённое на картине, обставлено довольно скудно, а участники бедно одеты. Выделите на картине не меньше двух признаков, свидетельствующих, что трапеза происходит в низших слоях европейского общества.

Ответы:

7.1

Размер Характер взаимодействия Факт существования Способ регулирования
Малая первичная реальная неформальная

7.2. Могут быть указаны:

- слабая освещённость

- скученность вокруг стола, теснота

- отсутствие индивидуальных тарелок, еда с общего блюда

По 1 б. за признак, до 2б. Могут быть указаны иные признаки.

 

Прочитайте текст и выполните задания (9 б).

 

D-печать

Джон Урри. «Оффшоры». Гл. 3

Считается, что сегодня становится все важнее быть близко к «рынкам» и чутко реагировать на их запросы, и это особенно важно применительно к месту размещения будущего производства. Фактор близости к рынкам означает, что офшоризация больше не является единственной возможной стратегией. Различные новые машины сегодня позволяют «напечатать» трехмерные формы или объекты, находясь в тысячах миль от места разработки модели. Модели передаются в цифровой форме и затем превращаются в объекты с помощью удаленной 3D-печати, и все это может происходить намного ближе к рынку сбыта.

[...]

Технология 3D-печати была первоначально разработана в 1980-х и 1990-х годах для создания дешевых прототипов объектов до того момента, когда мастерские или фабрики освоят производство тысяч и более копий этих «реальных» объектов... Сегодня перечень объектов, которые можно напечатать, включает медицинские импланты, детали автомобилей, ювелирные украшения, футбольные бутсы под конкретную форму стопы, мебель, абажуры, батареи, детали летательных аппаратов, перчатки из нержавеющей стали, зубные коронки, велосипедные шлемы, мобильные телефоны с пользовательским дизайном и, вскоре, искусственные кровеносные сосуды. Исследователи ожидают, что появится возможность печати целого крыла самолета или электромотора и даже целых зданий.

Эта производственная система обещает экономию на многих издержках, таких как подгонка объектов под требования конкретных заказчиков, печать или производство по требованию, способность с почти нулевыми издержками вносить небольшие модификации в продукты, экономия на сырье (поскольку остается мало отходов) и адаптация дизайна к требованиям местной среды. Также немаловажна возможность повторно использовать как оставшийся порошок, так и уже произведенные объекты.

Но самую большую экономию обеспечивает тот факт, что объекты можно производить поблизости от потребителей; также потребители могут сами производить объекты на своих собственных «принтерах». Могут получить широкое распространение мастерские 3D-печати, расположенные на торговых улицах, в торговых центрах или в жилых домах.

 

В общем, появляется множество возможностей для существенно большей локализации производства. Для некоторых продуктов возможность отсканировать объект и затем сделать бесконечное число копий силами самих потребителей или недалеко от них приведет к значительному снижению издержек, а также сократит выбросы вредных веществ и потребление нефти ввиду отсутствия транспортировки (исходя из того, что примерно то же количество продуктов ранее производилось в других странах мира). 3D-печать может изменить правила игры, и возникнет совершенно новая «система», которая преобразит само понятие «производства». Андерсон говорит о ней как о «новой промышленной революции». По его словам, на основе технологии 3D-печати может сложиться система, которая обеспечит релокализацию производства и возможность организовать производство небольших объемов разнообразной продукции силами миллионов «создателей».

Следствием потенциально огромной экономии на транспортных расходах становится то, что в какой-то момент промышленные центры, предлагающие производство с низкими издержками (на пример, центры Дальнего Востока), утратят сравнительное преимущество в производстве объектов, которые, как описано выше, перевозятся в контейнерах за тысячи миль к рынку сбыта. Цифровые объекты можно перемещать практически бесплатно, хотя нефть остается основой для многих порошковых составов, используемых в процессе 3D-печати.

Как отмечает Джилс, все важнейшие инновации в науке и технологии имеют очень масштабные последствия, не сводимые к одной лишь «технике». Системные инновации, такие как рассмотренная здесь возможная трансформация производства, приведут к изменениям не только в технических продуктах, но также в «политике, пользовательских практиках, инфраструктуре, структуре отрасли, символических смыслах и т. д.». Журналы The Economist и Wired единодушны в определении 3D-печати как потенциально новой социально-технической системы, «третьей промышленной революции», которая способна кардинально изменить масштаб и роль производства».

 

8.1. Автор пишет о том, что 3D-печать способна изменить облик производства материальных благ по сравнению с индустриальной эпохой. Какие ключевые особенности автор видит в технологиях 3D печати по сравнению с массовым производством? (3б.)

 

8.2. Социолог Торстейн Веблен ещё в конце 19 века писал о выделении особого «праздного класса» - социальной группы людей, занимающихся демонстративным потреблением «эксклюзивных благ», недоступных большинству остального общества. Изменит ли, на ваш взгляд, эту ситуацию распространение 3D печати? Обоснуйте свой ответ (2б.)

 

8.3. Как вам кажется, в целом распространение 3D печати в странах Европы приведёт к ослаблению или усилению социального неравенства? Приведите аргументы (2б.)

 

8.4. Какие риски (социальные, экономические, политические) несёт распространение 3D принтеров для стран «третьего мира», где сегодня сосредоточено основное промышленное производство? (2 б.)

 

Ответы:

8.1. Лёгкая подгонка под индивидуальные требования заказчика/адаптация к требованиям среды (1б.), печать по требованию (1б.), экономия ресурсов (1 б.), экономия на перевозке товара (1б). Максимум 3 б. за задание.

8.2.

В пользу изменения этой ситуации может быть приведён, например, аргумент о том, что 3D печать способна с небольшими усилиями видоизменять продукт до состояния уникального, и, как следствие, «эксклюзивность» многих благ, особенно ручной работы, сойдёт на нет.

В качестве аргумента «против» может быть приведена та идея, что распространение 3D печати переведёт в разряд «эксклюзивных» новые типы благ, например, созданные из «классических» материалов по «классическим» технологиям.

2б. за корректно аргументированный ответ.  Возможны иные формулировки в аргументации.

8.3

Примеры аргументов «за» увеличение равенства:

а) исчезновение массового производства приведёт к увеличению роли малого и среднего бизнеса, что увеличит роль среднего класса в социальной структуре, увеличит равенство

б) массовая 3D печать сделает более доступными такие недоступные сегодня блага как, например, медицинские импланты и протезы

Примеры аргументов «против» увеличения равенства:

а) произойдёт не увеличение равенства, а смена экономических элит: на смену владельцам массового производства товаров придут владельцы производства 3D принтеров и расходных материалов для них

б) 3D-печать производится по цифровой модели; наиболее успешные, сложные или высокотехнологичные модели могут стоить достаточно дорого для производителей, что приведёт к расслоению рынка товаров, созданных 3D-печатью

оценивание: 2 б. за корректно аргументированную позицию. Возможны иные аргументы.

8.4.

- потеря рабочих мест и рост безработицы

- падение ВВП и доходов от экспорта

- рост технологического отставания от стран «первого мира»

Могут быть приведены другие риски. По 1б. за позицию, максимум – 2б.

ЧАСТЬ II

 

Уважаемые участники! Вам предлагается проанализировать значимую для современного общества социальную проблему. Мы предлагаем вам выбрать один из вариантов задания к нему и написать небольшой текст, который отражал бы вашу аргументированную точку зрения по поставленной в нём проблеме.

В вашей работе будут оцениваться:

1. Умение чётко сформулировать проблему и свою позицию по ней, выдержать логичную структуру работы.

2. Умение доказать свою позицию в общем виде, на теоретическом уровне, с использованием понятий и концепций социальных и гуманитарных наук

3. Способность сослаться на классиков социальных и гуманитарных наук (философии, политологии, экономики, социологии и т.д.), которые поддержали бы вашу точку зрения

4. Умение проиллюстрировать примерами правоту своих теоретических построений (примеры необязательно должны касаться области компьютерных игр)

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОСТИ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

 

Компьютерные игры, впервые получившие широкое распространение на рубеже 1970-80х гг., сегодня превратились в значимую социальную практику, которая начинает оказывать влияние на облик всего общества в целом. Доходы мирового рынка компьютерных игр в 2018 году оцениваются почти в 150 млрд. долларов (что уже сопоставимо с доходами мирового рынка мобильных телефонов и смартфонов), жанровое разнообразие компьютерных игр бесконечно велико: от богатейших ролевых игр с открытым миром и трёхмерным моделирование виртуальной реальности до простых игр – «пожирателей времени» на смартфонах, в которые играют, возвращаясь по вечерам домой в метро обитатели крупных мегаполисов.

Выросло поколение взрослых людей, для которых компьютерные игры – равноправный вид досуга, подобный отдыху в компании, выезду на природу или посещению театра. Геймификация постепенно проникает в образование и даже в заводские технологические процессы. Возникает индустрия киберспорта высоких достижений, где простому человеку так же сложно сравняться с победителями соревнований как в преодолении стометровки или игре в футбол. Компьютерные игры исподволь меняют социальную ткань человеческого общества, создают новые типы социальных отношений и разрушают уходящие в прошлое.

Каким будет мир, всё больше времени и ресурсов тратящий на пребывание в той или иной форме компьютерной реальности? Мы предлагаем вам рассмотреть этот вопрос с позиций одной из обществоведческих дисциплин:

 

Вариант 1. Как уже было сказано, рынок компьютерных игр достиг огромных объёмов (а значительный сектор его лежит в сфере нелицензионного использования игровых программ). Помимо продаж самих игр, с огромной скоростью растут продажи за реальные деньги внутриигрового контента – от игровых валют, игрового оружия до украшений персонажей и внешнего вида игрового поля. Рынок компьютерных игр тянет за собой рынок специализированного оборудования – игровых ноутбуков, мышей, клавиатур, шлемов 3D реальности; в киберспорте начинают разыгрываться призы, измеряющиеся миллионами долларов; наконец, среди последних веяний – распространение стрим-каналов в социальных сетях (в первую очередь, Youtube), которые зарабатывают деньги на пожертвованиях пользователей, предлагая интересный им игровой контент

С другой стороны, компьютерные игры расходуют самый один из самых важных ресурсов современной экономики – время и внимание людей, которое использу3ется не для создания благ, удовлетворяющих потребности человека, а на пребывание в виртуальном мире.

Какова роль компьютерных игр в современной экономике? Приносят они больше пользы или вреда?

 

Вариант 2. Компьютерные игры радикальным образом изменяют систему общения и взаимодействия людей. Чаты онлайн-игр – место знакомства людей с разных концов земного шара со сходными интересами, причём анонимность и удалённость нередко позволяет людям чувствовать себя более свободно; успешность в компьютерном спорте становится своего рода социальным лифтом или по крайней мере предметом уважения среди сверстников;

При этом компьютерные игры «выключают» человека из социальной реальности того места, где он находится, ослабляют семейные, дружеские связи, расположенные не в сети. Появляется феномен «хикки» - людей, ведущих асоциальный образ жизни и большую часть времени проводящих онлайн. Кроме того, социологические исследования индустрии компьютерных игр показывают, что среди высших слоёв общества популярность компьютерных игр значительно, иногда катастрофически падает по сравнению с основной массой населения, что тоже наводит на размышления.

Будет ли, на ваш взгляд, усиливаться влияние компьютерных игр на социальную структуру и расслоение общества в дальнейшем?

 

Вариант 3. Острые споры вызывает влияние компьютерных игр на политические качества социума. Некоторые исследователи утверждают, что ситуация компьютерной игры стимулирует принятие решений, а в случае онлайн-игр – добровольную и взаимовыгодную координацию усилий множества участников – ключевую добродетель гражданского общества. Привычка, выработанная в ходе игры, распространяется и на общественную деятельность человека; множество людей, воспитанных в таких условиях, представляют собой новое для мировой политики явление, резко отличающееся от тех пассивных «масс», которые мы видели в XX веке

Другие исследователи утверждают, что компьютерные игры, напротив, приводят к падению гражданской активности, уводу целеполагания из реального мира в виртуальный. Кроме того, игровая форма, особенно в случае с детьми и подростками, идеальна для политической индоктринации; стратегические игры приучают игроков мыслить категориями «свой-чужой», а могут и называть имя конкретного врага. Ролевые игры, где от действий игрока зависит дальнейшее развитие сюжета, исподволь могут прививать ценностную систему, связанную с определённой идеологией.

Могут ли на ваш взгляд, компьютерные игры оказывать существенное влияние на политическую культуру и политические настроения граждан?

 

Вариант 4. Т.н. «системы социального рейтинга», активно тестируемые, например, в современном Китае (и других странах), на удивление напоминают компьютерные игры, связанные с зарабатыванием рейтинга и получением или потерей игровых преимуществ, перенесённые в реальную жизнь. Некоторые специалисты говорят о том, что игровые механизмы постепенно начинают перестраивать ткань социальной реальности, внося в повседневность строгие правила, по которым развивается компьютерная игра, а главное – «всеведение» компьютерных систем, фиксирующих каждый шаг любого из участников. Как вам кажется, больше плюсов или минусов несёт в себе создание системы компьютерного контроля за соблюдением социальных (в первую очередь, правовых) норм по сравнению с современными механизмами?

 

Вариант 5. Ещё один интересный футурологический вариант связан с представлением о скорой полной роботизации промышленности и высвобождении огромного количества рабочей силы. Компьютерные игры, по мнению футурологов, позволят решить проблему безработицы, канализировав человеческую энергию на достижение целей в виртуальном пространстве, безопасное для реального мира (не создаёт излишнего производства, позволяет сублимировать агрессию, придаёт смысл жизни, не нацеленной больше на экономические и социальные достижения). Как вам кажется, если идея всеобщего технологического благоденствия реализуется – смогут ли компьютерные игры успешно заменить людям современные жизненные ориентиры? Или вы видите лучшую альтернативу как с пользой, или хотя бы безопасно занять сотни миллионов освободившихся рабочих рук, придать смысл их существованию?

 

Критерии оценивания работы

1. Структура текста (до 6 б)

- наличие в явном виде сформулированной проблемы, о которой пойдёт речь – 1 б.

- наличие явно сформулированной собственной позиции по проблеме – 1 б.

- наличие у текста чёткой внутренней структуры (тезис(-ы), их доказательство, выводы по заявленной проблеме) – 1б.

- рассмотрение аргументов не только в поддержку выдвинутой точки зрения, но и возможных возражений против неё – 1б.

- визуальное структурирование текста (выделение абзацев в соответствии со смысловой структурой текста) – 1 б.

- отсутствие речевых и грубых орфографических ошибок – 1б.

 

2. Теоретическая аргументация (до 12 б.)

- подход к проблеме как к обобщённой, теоретической, потенциально имеющей множество различных проявлений – 2 б.

- развёрнутая теоретическая аргументация своей позиции - до 5 б:

● 3 и более связанных предложений/абзац/часть текста, корректно использующая обществоведческую терминологию для аргументации своей позиции – 5 б.

● 3 и более связанных предложений/абзац/часть текста, использующая обществоведческую терминологию для аргументации своей позиции с небольшими некорректностями или ошибками – 4 б.

● отдельные предложения, корректно использующие обществоведческую терминологию для аргументации своей позиции – 3 б.

● отдельные предложения, использующие обществоведческую терминологию для аргументации своей позиции с ошибками или неточностями – 2 б.

● корректное использование в тексте обществоведческих понятий, напрямую не служащих подтверждению авторской позиции – 1 б.

● отсутствие понятийного аппарата – 0 б.

- опора в аргументации на существующие концепции в области социальных и гуманитарных наук – до 5 б.

● корректная развёрнутая (2 предложения и более) ссылка на две (или более) теории или концепции, с указанием авторов, использованная для аргументации авторской позиции – 5б.

● корректная развёрнутая ссылка на одну теорию/концепцию, с указанием автора, использованная для аргументации авторской позиции – 4б.

● Корректная краткая (одно-два предложения) ссылка на теорию/концепцию с указанием автора, использованная для аргументации авторской позиции - 3б.

● Краткая (одно-два предложения) ссылка на теорию/концепцию без указания автора, либо содержащая неточности, либо только упоминание автора - 2б.

● Упоминание отдельных авторов или теорий, напрямую не аргументирующих авторскую позицию - 1б.

● Отсутствие в тексте опоры на ранее созданные теории/концепции - 0б.

3. Примеры (до 9б)

 - количество примеров (до 6 б.)

● теоретические положения корректно проиллюстрированы 3 и более примерами – 6 б

● теоретические положения корректно проиллюстрированы 2 примерами – 4 б

● теоретические положения корректно проиллюстрированы 1 примером – 2 б

- В тексте использованы исторические примеры – 1 балл.

- В тексте использованы примеры из современной социальной практики – 1балл

- В тексте использованы примеры из произведений искусства/кульутры – 1балл

4. Общее впечатление от текста – до 3б.

От 0 до 3 бонусных баллов, которые ставятся по общему впечатлению («понравилось/не понравилось») проверяющего от текста и не являются предметом для оспаривания или апелляции со стороны автора.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!