Тема 2. Предмет, метод и структура философского знания.



Исторические типы философских учений.

Изучение этой темы связано с выяснением того, что собой представляет философия как особый тип научного знания, что выступает ее специфическим предметом и методом, и каковы исторические типы философских учений.

 

Для изучения этой темы необходимо обратиться к учебным пособиям под редакцией В.П. Алексеева, А.В. Панина (Глава II), под редакцией В.П. Кохановского (Глава 1, § 4), В.Д. Губина, а также к фрагментам работ Аристотеля, Декарта, Ф. Энгельса, В.А. Конева (См. в Приложении).

 

Предмет философии. Аристотель о предмете «первой философии».

Словари говорят нам о том, что «предмет» – это то, что находится перед нашим взглядом, это то, на что мы смотрим, к чему устремлено наше внимание. (См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 3, статья «Объект»). Что должно произойти, чтобы возник вопрос о предмете философии? Как мы представляем себе философию, когда задаемся вопросом о ее предмете? Вопрос о предмете заставляет нас посмотреть на философию не с точки зрения индивидуального философского опыта различных философов, а с точки зрения того общего, что мы можем в этом опыте обнаружить. Но зачем нам надо искать это общее? Здесь мы сталкиваемся с тем, что вопрос о предмете философии есть вопрос о деле философии как таковом. Иначе говоря, вопрос о предмете философии есть уже всегда некоторый акт самосознания философии, попытки представить индивидуальные акты философствования как нечто целостное, имеющее единую цель и единую направленность.

Одна из первых таких попыток самосознания философии, ее предметного определения была предпринята в свое время Аристотелем. В своем знаменитом труде «Метафизика» он обобщил все разнообразие предыдущего опыта античных философов и предложил свое понимание того, на что направлена «первая философия», что является ее предметом и определяет ее специфику по отношению к другим видам познавательной деятельности. Обратившись к первоисточнику, вы сможете познакомиться с тем, как Аристотель сформулировал предмет философии. Вот одна цитата из текста «Метафизики»: «Если есть некоторая неподвижная сущность, то она первее и учение о ней составляет первую философию, притом оно общее [знание] в том смысле, что оно первое. Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее – что оно такое и каково все присущее ему как сущему». Аристотель, описывая предмет философии, отделяет его от предмета других наук (которые со стороны их предмета изучения называются «частными»), поскольку предмет философии – только всеобщее. Это всеобщее называется бытием. Так, по Аристотелю, в предмет первой философии, изучающей всеобщие начала бытия, входят: причины и начала сущего, сущности, свойства и противоположности сущего, знание об истине, цели, благе. (См. Аристотель. Метафизика. Книга IV, Глава 1. (любое издание) Читая и анализируя фрагменты «Метафизики», попытайтесь растолковать: что понимает философ под предметом философии, чем он отличается от предметов частных наук, даже от такой абстрактной науки как математика?

Поскольку вопрос о предмете философии связан с вопросом о том, что есть дело философии, то не стоит удивляться своеобразной «вечности» этого вопроса в истории философии. Философия – один из самых сложных феноменов в культуре, ведь она держится и живет на самостоятельном усилии мысли человека. Поэтому каждый раз ответ на вопрос – чем занимается философия? – будет зависеть от того, как тот или иной философ осознает суть философствования, сущность философской деятельности. С различными вариантами ответа на вопрос о предмете философии можно ознакомиться, обратившись к учебной литературе (К примеру, из списка основной учебной литературы см.: учебное пособие под редакцией В.П. Кохановского, глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества).

Метод философии: метод майевтики (Сократ), метод радикального сомнения (Декарт), критический метод (Кант) и др. Взаимоопределяемость предмета и метода философии.

К вопросу о предмете философии можно подойти и с точки зрения метода философии. Слово «метод» имеет греческие корни и буквально означает – путь (См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 2, статья «Метод»). Другими словами, когда мы говорим о методе, мы говорим о пути, о том пути, который прокладывает для себя философ, совершая работу мысли. В истории философии были разработаны ряд методов, которые за всю многовековую культуры успели стать всеобщим культурным достоянием. Обращение к этим методам самых крупных философов поможет нам больше узнать и понять о предмете философии, поскольку любой путь (метод) на что-то направлен и куда-то ведет.

Среди самых знаковых и самых значимых методов философов можно выделить метод майевтики Сократа, метод радикального сомнения Рене Декарта и критический метод Иммануила Канта. Ознакомиться с сутью каждого из этих методов можно используя учебную литературу. К примеру, о майевтике Сократа смотрите учебное пособие под редакцией П.В. Алексеева, А.В. Панина (глава «Античная философия»), о методе радикального сомнения Декартаучебное пособие под редакцией В.Д. Губина (глава «Философия нового времени (от Декарта до Канта)»), а также смотрите в приложении отрывок из трактата Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках», наконец, о критическом методе Канта вы можете узнать из учебного пособия под редакцией В.Д. Губина (глава «Немецкая классическая философия»).

Что дает нам обращение к методам философов, которые жили в разное время, принадлежали к различным культурным традициям? Такой ход как нельзя лучше позволяет нам увидеть нечто общее, что содержится в уникальном опыте мышления каждого из указанных философов. В данном случае наш поиск связан с вопросом о предмете философии, поэтому в методах Сократа, Декарта, Канта нас интересует прежде всего то, на что направлен каждый из методов, чего с их помощью пытались достичь философы? К чему ведет майевтика Сократа? Чего добился Декарт своим радикальным сомнением? Что стало итогом критического метода Канта? Наконец, что общего можно обнаружить во всех этих методах, что их объединяет? Возможно, в попытке ответить на эти вопросы вы сможете чем-то дополнить то понимание предмета философии, которое у вас сложилось прежде.

Структура философского знания. Основные разделы философского знания

Вопрос о структуре философского знания в чем-то продолжает предыдущий вопрос о предмете философии с той только разницей, что на этот раз речь пойдет о предметной области философии. Что понимается под предметной областью философии? Это прежде всего тот комплекс философских проблем и вопросов, который сложился в ходе исторического развития философии. Действительно, современная структура философского знания складывалась постепенно и этапы ее формирования отражают состояние философского процесса в различные периоды истории. Философия как вид научного знания включает в себя ряд разделов, которые представляют предмет философии с разных ракурсов и точек зрения. Основные разделы современной философии: онтология (учение о бытии), логика (учение о законах, формах и приемах на ступени абстрактного мышления), гносеология (учение о познании и знании), этика (учение о моральной и счастливой жизни), эстетика (учение о чувственном познании мира), социальная философия (которая включает в себя философию общества, истории, человека и культуры). С кратким экскурсом в историю вопроса вы можете ознакомиться в учебном пособии под редакцией В.П. Кохановского (глава I, п. 3 «Основные части (структура) философии»). Представление о современной структуре философского знания и основных разделах философии вы можете получить из учебного пособия под редакцией В.Д. Губина (Введение «История философии и отдельные области философии», Часть II. Теоретическая философия, Часть III. Философия и общество, Часть IV. Философия человека).

 

Исторические типы философских учений.

Длинный исторический путь философии приводит к тому, что создано огромное множество концепций, более того, как Вы могли убедиться при чтении литературы к первому и второму вопросу семинара, всякая философия – это явление авторское, философия – дело самобытное. С другой стороны, философия вторым своим ликом – это особый тип научного знания, а значит ей присуще нечто общее, некое фундаментальное единство, которое превращает авторский и самобытный акт мышления конкретного человека в научную теорию. А значит, есть нечто общее для всех философских концепций и систем, на основании чего мы могли бы объединять их в крупные направления. Удачными попытками выхода из этого затруднения, определив нечто общее в огромном множестве теорий, является подход Энгельса (по принципу основного вопроса) и парадигмальный подход В.А. Конева.

Второй параграф работы Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» может познакомить Вас с позицией мыслителя. При чтении текста постарайтесь выделить онтологическую (основной вопрос со стороны познания бытия) и гносеологическую сторону (основной вопрос со стороны познания) вопроса. Чтение текста Энгельса продуктивно и эффективно в том случае, если параллельно использовать словарь философский терминов и понятий. В частности, необходимо найти определения крупных направлений в классической философии, таких как материализм, идеализм, дуализм, пантеизм, скептицизм, агностицизм (обратите внимание на их базовые принципы и основных представителей). Выпишите в рабочую тетрадь основные тезисы работы, используя информацию из словаря.

Если классическую философию, начиная от истоков в VI до н.э. до середины XIX века, можно классифицировать при помощи «основного вопроса» Энгельса, то современная философия, никак не вписывается в эти границы. Это связано с тем, что в центре внимания современной философии находится человеческое бытие, которое объединяет в себя и бытия и понимание его. Используя текст статьи В.А. Конева, постарайтесь найти там ответ: почему на рубеже XIX-XX веков философия меняет свой предмет и переключается с проблем познания на проблему человеческого бытия? Как это превращение изменило лицо современной нам культуры?

Современный отечественный философ В.А. Конев выдвигает принципиальную идею: необходимо связать развитие философии с историй и метаморфозами, происходящими в культуре и науке. Как Вы полагаете является ли эта мысль продуктивной в границах существующей культуры и мышления? Есть ли сходство между основным вопросом философии Энгельса и парадигмальным подходом Конева? Постарайтесь выделить те фундаментальные вопросы, которые возникали в философии на протяжении ее существования. Происходило ли изменение нашего представления об истине, и если да, то в чем оно заключалось? Если люди в разные эпохи существования культуры по-разному понимали истину, то так-то это влияло на их жизнь и культуру. Какое понимание истины (онтологическое, гносеологическое, антропологическое) кажется Вам более внятным и близким, почему? Аргументируйте свое представление? А если говорить в целом, то возникает вопрос: что парадигмальный подход может нам дать для более адекватного видения философии со стороны ее истории? Выдвинете ряд своих предположений, запишите их в виде тезисов в рабочей тетради.

 

Работа по третьему вопросу ведет к пониманию предмета, метода, структуры философии как науки, а также к осознанию внутреннее единство всех типов философского мышления. Это обнаруживает связь философии с типом современной ей культуры (что особенно явно в парадигмальном подходе). Философия предстает не просто как знание, оторванное от жизни и повседневности человека, но объявляет себя как тип мышления и комплекс знаний, которые реализуются в каждой конкретной культуре, исторической эпохе, жизни каждого человека.

 

Ö В завершение изучения данной темы запишите в рабочую тетрадь результаты вашего знакомства с текстами и свои размышления.

Учебники и учебные пособия

Основные

Кохановский, В.П. Философия: учебник для вузов / отв. ред. В.П.Кохановский и др. Ростов-на-Дону. 1995 и более поздние изд.

Губин, В.Д. Философия: учебник для вузов // отв. ред. В.Д. Губин и др. - М., 1996 и более поздние изд.

Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов /П.В.Алексеев, А.В.Панин.- М., 1997.

Введение в философию: Учебник для вузов / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 2002.

История философии: Запад-Россия-Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М, 1995-1999.- Кн. 1-4.

Философская энциклопедия. - В 5т. – М, 1960-1970.

Новая философская энциклопедия.- В 4т. – М, 2000-2001.

Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В.Е.Кемеров. – М., 1996.

История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. Под ред
И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995 // http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/cesh/1-cesh.html

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н.Чанышев. – М. 1991.

Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.Мамардашвили // М.К. Мамардашвили. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки / Под общ. ред. Ю.П.Сенокосова. – М.,1996. С.7-154.

Философия и религия:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!