Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека.



Тема 1. Понятие философии.

Философия в жизни человека системе культуры.

(2 часа)

1. Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа. Мифологическое и философское сознание.

2. Понятие философии. Философия и мудрость. Философ и мудрец: проблема социализации философии (софисты, случай Сократа). Ситуация Сократа: Что значит узнать, что ничего не знаешь?

3. Ситуация философствования. Ситуация Декарта: Что значит пережить радикальное сомнение? Различие «реальной философии» и «философии учений» (Мамардашвили).

4. Философия в системе культуры. Философия и мировоззрение, религия, искусство и наука.

 

Литература

к 1 вопросу

Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я.Э.Голосовкер. – М., 1987 (Сайт Энциклопедия культур http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Golosovker.html)

Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К.Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. М., 1996. Глава «Появление философии на фоне мифа». (См. в приложении).

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: "Феникс", 2003. Глава II. 1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)

ко 2 вопросу

Платон, Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134. Речь Сократа. (См. в приложении).

Топоров, В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени» (к проблеме «поведенческого сценария» и «культурной роли») / В.Н.Топоров // Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан. Поведенческие сценарии и культурные роли. - М.: «Индрик», 2003, с. 7-18. (Сайт Энциклопедии культур http://ec-dejavu.ru/s/Socrates.html)

Платон, Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т.1. – М., 1990. – С. 70-96. Речь Сократа в свою защиту на суде.

 

к 3 вопросу

Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р.Декарт. – Сочинения в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1989. С.250-296. Часть IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или Основания метафизики. (См. в приложении).

Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К.Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. Сост. и предислов. Ю.П.Сенокосова. – М.: Прогресс, 1990. – С. 14-26. (См. в приложении).

к 4 вопросу

Конев, В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С.Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. (См. в приложении).

Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996. Введение в философию. Глава «Философия и наука».

Франк, С. Л. Философия и религия / С.Л.Франк // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. С. 324-332. (См. в приложении).

 

 

Тема 2. Предмет, метод и структура философского знания.

Исторические типы философских учений.

(2 часа)

1. Предмет философии и сложности его определения. Аристотель о предмете «первой философии».

2. Специфика философского вопрошания. Понятие о методе философии. Методы философии: метод майевтики (Сократ), метод радикального сомнения (Декарт), критический метод (Кант) и др. Взаимоопределение предмета и метода философии.

3. Структура философского знания. Основные разделы философского знания.

4. Типы философских учений исходя из «основного вопроса философии» Ф.Энгельса. Типология европейской философии по парадигмам (В.А.Конев): а) онтологическая парадигма «on he on»; б) гносеологическая парадигма «cogito»; в) экзистенциальная парадигма «existenz».

 

Литература

к 1 вопросу

Аристотель, Метафизика. Книга IV, Глава 1. (любое издание).

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: "Феникс", 2003. Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

ко 2 вопросу

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. (любое издание). Глава «Античная философия». (о методе майевтики Сократа)

Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р.Декарт. – Сочинения в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1989. С.250-296. Часть IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или Основания метафизики. (См. в приложении). (о методе радикального сомнения Декарта)

Философия. Под ред. Губина В.Д. и др. М., 2001. (любое издание). Глава «Философия нового времени (от Декарта до Канта)». (о методе радикального сомнения Декарта)

Философия. Под ред. Губина В.Д. и др. М., 2001. (любое издание). Глава «Немецкая классическая философия». (о критическом методе Канта)

к 3 вопросу

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: "Феникс", 2003. Глава I, п. 3 «Основные части (структура) философии».

Философия. Под ред. Губина В.Д. и др. М., 2001. (любое издание). Введение «История философии и отдельные области философии», Часть II. Теоретическая философия, Часть III. Философия и общество, Часть IV. Философия человека.

к 4 вопросу

Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. М., 1996. Глава II.

Философия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону, 1995. (любое издание). Глава 1, § 4.

Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Онтология культуры. Самара, 1998. https://lektsii.org/3-86089.html

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Освоение содержания университетского курса философии и подготовка к семинарским занятиям в группе предполагает чтение и анализ учебных и ряда философских текстов, а также размышление над вопросом о том, какое место в нашей жизни занимает философствование, как и когда оно случается в нашей жизни, и что оно собой представляет. При организации самостоятельной работы можно использовать учебное пособие под редакцией В.П. Кохановского, пособие под редакцией П.В. Алексеева, А.В. Панина, а также пособие под редакцией В.Д. Губина (См. список основной учебной литературы).

Та информация, которую можно получить из учебника, имеет скорее ознакомительный смысл, т.к. философия выступает специфическим типом знания, которое требует не только работы с информацией (ее анализ, удержание в памяти как компендиума фактов), но также включает в себя состояние понимания. Человеческое сознание устроено таким образом, что для рождения состояния понимания необходим некоторый повод для самостоятельного размышления над какими-то важными для нас вопросами.

Самым продуктивным в этом отношении может стать знакомство с философскими текстами, ведь каждый такой текст есть результат самостоятельной мысли, мысли задетой и беспокойной. Чтение текстов философов должно быть осознанным. В чем эта осознанность может выражаться? Первое, на что должно быть нацелено внимание, – проблема. Нужно понимать тот факт, что любой философский текст не мог появиться просто так, для этого были какие-то основания. Как правило, таким основанием является та проблема, тот вопрос, который побуждает философа к размышлению и, в конечном счете, к написанию текста. Поэтому, читая тот или иной философский текст, постарайтесь прежде всего понять – какую проблему решает автор, на какой вопрос отвечает? Второе, что нельзя упускать из виду, – решение проблемы, т.е. ответ, который дает философ всем своим текстом на интересующий его вопрос. Наконец, третье, и возможно самое важное в чтении философского текста, – это ваше личное отношение к тому, насколько, на ваш взгляд, обоснована поставленная тем или иным философом проблема и насколько убедительно и аргументировано ее решение. При формировании собственного отношения к философскому тексту стоит помнить, что способность видеть проблему там, где ее никто не видит, способность ставить вопросы является необходимым условием самостоятельного мышления.

Ваша самостоятельная работа по изучению тем раздела и подготовке к семинарским занятиям будет более эффективной, если вы зафиксируете результаты знакомства с текстами и свои размышления в специальной рабочей тетради или на любом другом носителе, который представляется вам наиболее удобным. Записи могут носить свободный характер, но в качестве обязательных компонентов содержать: 1) формулирование рассматриваемой проблемы; 2) изложение решения этой проблемы, которое содержится в текстах философов, а также в научной или учебной литературе; 3) формулирование собственной позиции по указанной проблеме.

 

 

Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека.

 

Изучение данной темы ориентировано на выяснение истоков зарождения и экзистенциальных оснований феномена философии.

Рассмотрение первой темы связано с чтением и анализом учебных и указанных выше текстов, а также размышлением над вопросом о месте философствования в нашей жизни. При подготовке к семинарскому занятию можно использовать учебное пособие под редакцией В.П. Кохановского (Глава 1, § 2, с. 9-15), пособие под редакцией П.В. Алексеева, А.В. Панина (Глава IV, § 5-6).

 

Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа.

Философия есть творение мысли человека, которое появляется примерно в VI веке до н.э. в трех очагах тогдашней цивилизации – Греция (милетская школа), Китай (конфуцианство), Индия (буддизм). Это время является ключевым в истории развития цивилизации, и Ясперс (философ-экзистенциалист ХХ века) связывает эту метаморфозу сознания человека с «осевым временем», которое стало поворотным пунктом истории, когда появился «человек современного типа». Именно в этот период, по мнению Ясперса, формируются те идеи, которые и по сей день определяют развитие человеческой цивилизации. В «осевое время» рождаются все основные мировые религии (буддизм, христианство), в это же «время» появляется и философия.

Попытайтесь объяснить, почему именно с рождением философии и мировых религий появляется человек современного типа, и чем современный человек отличается от человека древних цивилизаций?

Философия в европейской культуре смогла выразить себя через собственный институты и практики (например, философские школы, Академия Платона, Ликей Аристотель, которые существовали не одну сотню лет), а также оказать огромное влияние на науку. А вот в восточной цивилизации, наоборот, в Древней Индии и Древнем Китае философия была тесно связана с религиозной традицией. Почему так произошло, чем можно объяснить подобный факт? Обоснуйте свою позицию по этому вопросу.

С чего начать свое знакомство с философией? Пожалуй, можно начать с вопроса – почему вообще есть философия, ведь ее могло и не быть? Философия существует более двух с половиной тысяч лет и пока не собирается сдавать позиции. Попробуйте ответить на этот вопрос, исходя из сложившегося представления о том, что такое философия.

Чтобы понять, что такое философия как культурно-историческое явление, нужно посмотреть с чего начиналась философия. Здесь важно обратить внимание на то, что появление чего-то нового в культуре, как правило, чем-то обосновано. Философия существовала не всегда и довольно долгий период своей истории человечество обходилось без нее. Что же вызвало к жизни философию, что должно было измениться в мире, чтобы появилась философия? Для ответа на этот вопрос обратитесь к тексту Мераба Мамардашвили «Введение в философию» – глава «Появление философии на фоне мифа». (См. в приложении). Для более подробного знакомства с феноменом мифа в культуре см.: Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987 (Сайт Энциклопедия культур http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Golosovker.html).

 

Философия и мудрость. Философ и мудрец: случай Сократа.

Вопрос о содержании термина «философия» объединяет два фундаментальных для человеческой жизни смысла: мудрость и любовь. Для более четкого прояснения связи любви и мудрости можно обратится к отрывку диалога Платона «Пир» и «Апология Сократа» (см. в Приложении). Сократ, рассказывая о своих поисках истины, формулирует собственное определение мудрости: «Я знаю, что ничего не знаю». Известно, что Сократ, будучи гражданином Афин, был обвинен в дурном влиянии на афинскую молодежь, в непочтении к традиционным полисным богам и осужден на смерть. Также известно, что Сократ принял этот приговор как должное и выпил уготованную ему чашу с цикутой, хотя у него были возможности избежать казни и бежать из города. Что вызывает у нас интерес в этой истории?

Во-первых, здесь мы видим общественную реакцию на философию (нельзя забывать, что философия для того времени – это новое культурное явление) и эта реакция очень показательна. К тому времени, когда состоялся суд над Сократом, философия уже существовала, и хотя появились уже философские школы, получившие известность в греческих городах-государствах (так называемая милетская школа, элейская школа и др.). Философия тогда была еще неузнана, и поэтому воспринималась как опасное явление. Попытайтесь объяснить этот странный для современного мышления факт (казнь философа?!).

Во-вторых, случай Сократа нам говорит о том, что философия делает человека одиноким, оставляет его один на один с обществом. Смерть Сократа стала свидетельством того факта, что философствование в древней культуре было не просто праздным занятием, она была уделом мужественных людей, утверждающих идеалы свободного мышления и поступания в границах мира традиционных ценностей. Это значит, что философия каким-то образом связана с самим существом жизни человека, его личностным становлением. Ведь, что значит для человека остаться один на один с обществом, или один против общества? Это настоящее испытание личности, испытание на прочность в том, чтобы отстоять свою единственность, свою уникальность перед всеми. Как же философия себя показывала в этой ситуации? Конечно, философия показывала себя прежде всего через философов. Что это значит – быть философом, кто такой философ и чем он отличается от других людей?

Наконец, третий существенный момент: Сократ впервые разделил знание и мудрость, сказав «Я знаю, что ничего не знаю». Как можно понимать это выражение? Почему мудрость определяется через незнание, и какого рода незнание может быть продуктивно? Какое соотношение знания и незнания способно породить мудрость в душе человека? Попытайтесь выделить различия мудрости как состояния сознания и знание как истинную информацию о предмете. Попытайтесь связать, выделенные Вами различия, с жизнью каждого человека. Можно на примере собственной истории жизни рассказать о ситуациях, в которых востребуется знание, а также о событиях, в которых необходима мудрость, указав на те пути, которые могут привести к состоянию знания и мудрости. В заключение размышления о случае Сократа попытайтесь выделить еще какие-то моменты, которые кажутся Вам важными, интересными и показательными в истории жизни, смерти и позиции Сократа.

 

Ситуация философствования.

Попробуем прояснить – что значит философствовать? Что переживает человек в опыте философствования? Что есть философия как «живой» опыт сознания? Для того чтобы понять ситуацию философствования, нужно обратиться к уже свершившемуся опыту философствования. Посмотрим на примере Сократа и Декарта – что значит философствовать. В приложении вы найдете по этому вопросу следующие тексты: фрагмент речи Сократа в свою защиту на суде и отрывок из философского трактата Рене Декарта (французский философ XVII века) (Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках). Здесь важно понять – что объединяет опыт философствования мыслителей разных эпох – Сократа и Декарта? В чем суть акта философствования? Попробуйте увидеть и сформулировать основания опыта философствования.

Отечественный философ М.К. Мамардашвили в анализе природы философии обращается к мысли известного средневекового философа Августина, который сказал, что каждый человек знает, что такое время до тех пор, пока его не спросили о нем. Так вот, с философией происходит тоже самое: до тех пор, пока нас не спрашивают, что это такое, мы находимся в состоянии интуитивной понятности, которое заканчивается, когда мы пытаемся ответить на вопросы: что такое философия, и какими критериями мы пользовались, когда отличали философию от других типов мышления и знания человека?

Наконец, ситуация философствования ярко объявляет себя через разделение философии как «живого» опыта мысли и философии как науки. Обратитесь к тексту интервью с Мерабом Мамардашвили (Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К.Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. Сост. и предислов. Ю.П.Сенокосова. – М.: Прогресс, 1990. – С. 14-26. – См. в приложении). Здесь важно прояснить следующие моменты: во-первых, зачем, на ваш взгляд, Мамардашвили понадобилось различить «реальную философию» и «философию учений»? На какую проблему нам хотел указать Мамардашвили? Во-вторых, при всем различии «реальной философии» и «философии учений», можно ли утверждать, что только одна из этих «философий» является, условно говоря, «настоящей» философией? Подумайте над тем, есть ли сущностная связь между «реальной философией» и «философией учений» и если такая связь есть, то в чем она проявляется и на чем основана?

Философия в жизни человека выступает как особая практика мысли, которая связана с постановкой и решением вечных вопросов человеческой жизни. Почему такие вопросы называются вечными, какие смыслы могут возникать в сознании человека, когда он обращается к понятию «вечное»? При каких обстоятельствах в нашей жизни возникает потребность задавать себе эти вопросы и напряженно искать ответы на них? Как может повлиять на нашу судьбу то или иное решение вечного вопроса человеческой жизни?

 

Разделение реальной и профессиональной философии Мамардашвили и случай Сократа показательны. Это позволяет понять, в чем заключается суть предмета философии, чем он отличается от других наук. Попытайтесь найти в литературе ответ (а возможно у Вас появятся собственное мнение, что тоже очень важно) по вопросам: чем занимается философия, что она изучает, в чем состоит специфика предмета философии в отличие от других наук, которые Вы изучаете в университете?

 

Ö В завершение изучения данной темы запишите в рабочую тетрадь результаты вашего знакомства с текстами и свои размышления.

 

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!