Покой, рожденный из убежденности



 

Вы должны растить в себе покой, который рождается из убежденности в победе.

 

Нынешняя тьма и новый мир

 

Боюсь, могу предложить лишь слабое утешение – по крайней мере, на сегодняшний день – тем вашим корреспондентам, которые жалуются на сегодняшнее состояние дел. Дела плохи и становятся хуже и хуже, а в любой момент могут стать хуже худшего, если это возможно, но кажется, в нынешнем перевернутом мире возможно всё что угодно. Самое лучшее для них – понять, что всё это было необходимо, поскольку какие-то зерна должны были проявиться с тем, чтобы от них избавиться, подготавливая рождение лучшего нового мира, если ему вообще суждено здесь появиться; так что это нельзя было отложить на потом. Это как в йоге, где все наши свойства, активно присутствующие в нас или латентные, должны быть выведены на свет, чтобы с ними можно было бороться и вырвать их с корнем или дать им возможность подняться из глубины на поверхность и проявиться с той же целью очищения. Им также следует помнить изречение, гласящее, что ночь темнее всего перед рассветом и что рассвет неизбежен. Но так же им еще следует помнить, что новый мир, на пороге которого мы стоим, не обязан быть скроен из той же ткани, что старый, только по другой выкройке и что, вполне возможно, он придет не так, как мы думаем, – изнутри, а не снаружи; поэтому лучше не тратить время на стенания по поводу того, что творится снаружи, а заниматься собственным ростом, чтобы быть готовым принять новый мир, какую бы форму он ни принял.

 

18.07.1948

 

 

* * *

 

В одном из ваших писем вы написали, что ощущаете вокруг себя тьму, которая сейчас сгустилась в мире везде, и что эта тьма сказывается на всем вашем существе настолько пагубно, что вы не в состоянии сразу отражать атаку. Если говорить обо мне, то меня она не пугает, а также не убеждает в тщетности желания «помочь миру», так как я знал, что это случится; всё это в порядке вещей, и то, что мы сейчас видим, должно было проявить себя, исчерпать себя, чтобы его можно было искоренить и появился бы новый, лучший мир, свободный от всего этого. В конце концов, во внешнем плане кое-что уже сделано, а это может помочь что-нибудь сделать или же подготовить себя к тому, чтобы что-нибудь сделать, в плане внутреннем. Например, теперь Индия свободна, а ее свобода была условием для осуществления Божественного Замысла. Точно так же, трудности, которые ее сковывают сейчас и на время могут усугубиться, особенно касающиеся щекотливой ситуации с Пакистаном, также должны были проявить себя и выкорчеваны… Здесь также должна быть полная ясность – к несчастью, людям придется пройти через большие страдания. Впоследствии работа во имя Божественного станет легче, и мечта – если это мечта – повести мир к духовному свету станет осуществимой. Поэтому я не намерен даже сейчас, когда вокруг тьма, считать свое решение помогать миру обреченным на неудачу.

 

4.04.1950

 

 

Раздел Пятый

Мастер и наставник

 

 

Прием в ученики

 

Я не слишком охотно беру учеников, потому что путь этой йоги труден и по нему могут идти только те, у кого есть особое призвание.

 

* * *

 

Если он хочет принять мою йогу, то от него потребуется решимость, стремление к истине, которую я несу в мир, спокойное смирение и открытость тому высшему источнику, откуда идет свет. Шакти уже работает в нем, и если он уловит и удержит это состояние и будет полностью мне доверять, то не вижу причин, почему бы он не смог успешно практиковать йогу.

 

9.12.1922

 

 

* * *

 

Что касается Заминдара, то он, кажется, ожидает от меня традиционной дикши (dīk ṣā) , чего я дать не могу. Нужно ему сказать, что я такого не делаю и что у меня другой метод. Возможно, мне будет несколько трудно объяснить ему, а ему – трудно понять, в чем тут суть. Может быть, лучше ему сказать, что те, кто приходит сюда практиковать йогу, бывают приняты не сразу и иногда проходят долгий испытательный срок. Посмотрим, как он к этому отнесется, и примем решение после, если он не откажется от своего намерения приехать сюда.

 

11.07.1949

 

 

* * *

 

Если бы у него были настоящие способности к йоге, тогда было бы другое дело, но мы не видим ничего подобного. Передайте ему, что ему нужен другой наставник – этой йоги он не выдержит.

Я не вижу возможности помочь ему или руководить им, поскольку это означало бы, что на него направится Влияние, принять которое и выдержать он не сможет, поскольку на нынешнем этапе своего развития не обладает необходимой силой.

Я уже сказал, что он не может заниматься этой йогой. Ему нужно что-то другое, что он будет способен усвоить.

 

4.07.1936

 

 

* * *

 

Я прочел и обдумал ваше письмо и принял решение дать вам возможность, о которой вы просите, – вы можете поселиться в ашраме для начала на два-три месяца, чтобы у вас было время выяснить, то ли это место и тот ли это путь, которых вы ищете, а у нас было бы время присмотреться к вашим духовных способностям и подумать, как вам лучше помочь и подходит ли вам эта йога.

Этот испытательный срок необходим по многим причинам, но главным образом потому, что путем этой йоги идти трудно, и на самом деле только немногие могут справиться с теми требованиями, которые она предъявляет к нашей природе. Вы написали, что увидели во мне человека, кто, совершенствуя интеллект, достиг духовного и божественного преображения ума, когда на самом деле я сумел обрести безмолвие ума, и если и достиг в какой-то степени его духовного и божественного преображения, то это произошло через нисхождение в это безмолвие высшего сверхинтеллектуального знания. Книга «Эссе о Гите» была вся написана в безмолвии ума, без каких бы то ни было интеллектуальных усилий, свободной работой этого знания свыше. Это важно понимать, поскольку в основе этой йоги лежит не совершенствование человеческой природы, а психическая и духовная трансформация всех частей существа, осуществляемая с помощью внутреннего сознания, а затем и высшего сознания, которое воздействует на них, отбрасывая их старые движения или меняя их по своему образцу, преобразуя таким образом низшую природу в высшую. Это не столько совершенствование интеллекта, сколько выход за его пределы, трансформация ума, замена его другим, более высоким и обширным знанием, которое базируется на других принципах – и так на всех уровнях существа.

Это процесс, медленный и трудный, путь долгий; здесь трудно даже заложить прочный фундамент. Наша старая природа сопротивляется и блокирует продвижение, препятствия возникают одно за другим снова и снова, пока их не преодолеешь окончательно. Поэтому необходимо иметь полную уверенность, что это тот путь, к которому призван, прежде чем принимать окончательное решение ступать на него.

Если хотите, мы готовы предоставить вам испытательный срок, о котором вы просите. Мать сделает все нужные распоряжения для подготовки вашего жилья в ашраме, как только получит от вас ответ.

 

26.03.1937

 

 

* * *

 

Напишите своему другу, что мы не просим никакой финансовой помощи у вашего отца, и поэтому вы не обязаны отвечать на вопросы, поставленные в его письме. Далеко не всякий обладает адхикарой (adhikāra) , позволяющей помогать работе ашрама.

Помогать могут только те, в ком есть вера в ашрам, или сочувствие, или по крайней мере доверие к Шри Ауробиндо.

Шри Ауробиндо не заинтересован в увеличении числа учеников, и обычно в ашрам принимаются только те, у кого есть призвание и способность к йоге, а также готовность соответствовать ее требованиям.

 

14.10.1928

 

 

* * *

 

Если бы я говорил только о том, что для человеческой природы является легким и естественным, то ученикам, разумеется, было бы очень удобно, но тогда не осталось бы места для духовных целей и исканий. Духовные пути и цели не бывают ни легкими, ни естественными (как, например, ссоры, похоть, жадность, праздность, потакание своим слабостям), и люди, которые идут в ученики, должны следовать не тому, что легко и естественно, а духовным целям и путям, как бы высоки и труднодоступны для обычной природы они ни были.

 

3.05.1937

 

 

* * *

 

Вопрос: Пишет мужчина, пятидесяти лет, который хотел стать ванапрастхой (vānaprastha), а теперь думает, что наш ашрам как раз для него. Говорит, что подготовлен к жизни в ашраме; единственный его недостаток в том, что он понемногу, для здоровья, употребляет опиум. Что ему написать?

 

Ответ: С благодарностью отклонить. Опиум здесь запрещен. К тому же наш ашрам отнюдь не место для ванапрастхи .

 

17.07.1936

 

 

* * *

 

Вопрос: Молодая женщина из деревни, вдова, во сне слышала ваш зов и хочет приехать.

 

Ответ: Слишком молода. Такие сны ничего не решают, и в ее словах слишком сильно ощущается витальность; хотя об этом ей говорить не нужно.

 

14.10.1938

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!